Что такое общая культура в области безопасности жизнедеятельности
Культура безопасности жизнедеятельности
Таким образом, важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать людей, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и таким образом, противостоять чрезвычайным ситуациям.
Важно, чтобы образование по безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением знаний и навыков, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности означает уровень человеческого и социального развития, характеризующийся важностью обеспечения безопасности жизни в системе личных и социальных ценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в защите от угроз и рисков в опасных и чрезвычайных ситуация во всех сферах жизни.
Очевидно, что объектом культуры безопасности жизнедеятельности на первом уровне является человек. Несомненно, личностные черты имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.
Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:
Как мы можем видеть, культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Таким образом, усилия по содействию культуре безопасности должны быть системными, междисциплинарными и межведомственными. Осуществление политики в обществе играет особую роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.
Особенности такой политики должны включать:
• активную реализацию национальных и региональных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
• активное привлечение граждан, общественных организаций и общества в целом для обеспечение безопасности граждан, что придает государственной политике в этой области национальный характер;
• развитие служб безопасности, комплексные услуги и продукты, которые позволяют обеспечить безопасность человека в дополнение к государственным органам;
• привлечение страховых механизмов в целях снижения рисков, формирование позитивного общественного мнения по обязательному страхованию от пожаров как часть культуры безопасности жизнедеятельности, разъяснение основ государственной политики в области страхования от чрезвычайных ситуаций, целесообразность налогообложения на противопожарную и другие виды безопасности.
Статья. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Астраханской области
Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 51»
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
1. Актуальность темы.
2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности.
3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности.
4. Коммуникационные технологии и политика в области КБЖ.
5. Формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) у учащихся общеобразовательной школы.
6. Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»
Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется огромным потребительством, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.
Гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.
Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.
В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа.
Для выяснения понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть отдельно понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность».
Культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.
Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС.Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.
«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.
Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:
мирровоззренческая основа, система ценностей;
традиции, устойчивые правила поведения членов общества;
духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.
Основные направления деятельности КБЖ:
-научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
-патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;
-научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;
-научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;
-совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;
-разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;
-реклама профессии спасателя и пожарного.
3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности
Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:
Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти.
При этом решающий вклад в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
* ключевым звеном формирования КБЖ является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием, и проводятся они наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;
* обучение в интересах формирования КБЖ в образовательных учреждениях уже сейчас осуществляется в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;
* Минобрнауки России решает вопросыформирования культуры безопасности жизнедеятельности граждан и в ходе их трудовой деятельности, так как повышение квалификации проходят практически всеработающие.
Говоря о формировании культуры безопасности в области гражданской защиты, на уровне МЧС России, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС и бытовых пожаров связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные – с недостаточной обученностью и низкой культурой населения.
Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль за формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.
Говоря о формировании культуры безопасности необходимо особо отметить воспитание культуры безопасности школьников.
Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе включает ряд подсистем, состоящих из компонентов и элементов.
1) Деятельность субъектов педагогического процесса: педагога, приглашенных на урок специалистов по проблемам безопасности, школьников с различным уровнем развития культуры безопасности и т.д.
2) Цели, содержание, средства и результаты воспитания культуры безопасности.
3) Диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция в воспитании культуры безопасности (реализуются как компоненты процесса воспитания и функции управления в воспитании).
4) Воспитание культуры безопасности в учебном процессе начальной школы, основной школы и в старших классах.
5) Наука, искусство и практика воспитания культуры безопасности.
6) Подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности в преподавании гуманитарных, естественно-математических, практических дисциплин, искусства, ОБЖ, валеологии.
Механизмом реализации целей, содержания, планов, программ воспитания культуры безопасности является деятельность педагога, школьников и других субъектов педагогического процесса (приглашенных на урок специалистов, родителей и т.д.). Совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания (стремление школьников научиться быть безопасными и цели учителей помочь им овладеть культурой безопасности), содержание воспитания (в личности и деятельности, отношениях, общении опредмечены и распредмечиваются основные элементы культуры безопасности), средства (методы, формы, приемы обучения и воспитания) и результаты воспитания (изменение готовности школьников и учителей к безопасной жизнедеятельности).
Направленность и эффективность воспитания культуры безопасности зависит от ряда педагогических условий и прежде всего от уровня культуры безопасности учителя. Высокий уровень готовности учителя к безопасной жизнедеятельности способствует усвоению школьниками культуры безопасности.
Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности являются основными компонентами деятельности педагога и школьников в процессе формирования культуры безопасности и совершенствования на этой основе готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности. Взаимосвязь данных трех основополагающих компонентов воспитания культуры безопасности основана на влиянии внешних для учебного процесса факторов: опасных и вредных факторов жизнедеятельности школьников. Опасные и вредные факторы жизнедеятельности являются объективной предпосылкой цели воспитания культуры безопасности. Культура безопасности общества является источником для отбора, структурирования и реализации в учебном процессе содержания культуры безопасности, присваиваемой школьниками в учебном процессе в соответствии с целями воспитания. Средства воспитания культуры безопасности отбираются с учетом целей и в соответствии с содержанием воспитания.
В процессе деятельности педагога и учащихся осуществляется управление педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция воспитания культуры безопасности. Исходным пунктом управления в воспитании культуры безопасности является диагностика процесса и результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности. На основе результатов диагностики (и с учетом целей воспитания) осуществляются планирование, организация и коррекция педагогического процесса (его содержания и средств). Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если реализуются как этапы воспитания культуры безопасности.
Например, в процессе обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) присутствуют названные этапы воспитания культуры безопасности: на основе предварительной диагностики уровня сформированности культуры безопасности (обычно учитель ограничивается диагностикой сформированности знаний) осуществляется разработка тематического плана, поурочное планирование, на уроках ведется контроль знаний, стимулирование деятельности учеников, коррекция выявленных пробелов и т.д. В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, на уроках физики учащиеся узнают о губительном влиянии табачного дыма на организм человека, тем самым реализуется стимулирующая функция, способствующая формированию мотивационной готовности воспитанников к профилактике вредных и опасных факторов.
Состояние практики воспитания культуры безопасности характеризуется фрагментарностью, эпизодичностью, разрозненностью элементов. Динамика воспитания культуры безопасности по годам обучения (от младших классов к старшим) проявляется преимущественно в изменении содержания изучаемых школьниками знаний и умений.
Данная тенденция наиболее рельефно заметна на материале курса ОБЖ. Увеличивается объем усваиваемых знаний, возрастает их сложность, увеличивается перечень факторов риска и средств обеспечения безопасности, которые изучают школьники. В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий учителей и учащихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности. В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках других учебных дисциплин) обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, биологии и т.д.
Объединению усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ или в форме интегрированного обучения основам безопасности (в преподавании различных дисциплин). При наличии в учебном плане школы (за счет регионального или школьного компонента) курса ОБЖ эта учебная дисциплина выполняет функцию координации деятельности учителей в обучении школьников основам безопасности в преподавании различных учебных предметов. В случае, если обучение основам безопасности в школе осуществляется интегрированно (содержание обучения основам безопасности рассредоточено в различных учебных дисциплинах), интегрирующая роль принадлежит тем учебным предметам, в содержании которых культура безопасности представлена в наибольшей степени.
К таким дисциплинам прежде всего относятся биология и обществознание. Биология обладает значительным потенциалом интеграции естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества. Обществознание в наибольшей степени интегрирует мировоззренческие, нравственные, психологические, правовые знания о безопасной жизнедеятельности. Однако взаимосвязь учебных предметов в обучении школьников основам безопасности в современных условиях реализуется как тенденция к интеграции через межпредметные связи.
4. Коммуникационные технологии и политика в области КБЖ
Особенности ведения политики для внедрения КБЖ:
— внедрить более активную реализацию общегосударственных и региональных программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий;
— всё более активное вовлечение в деятельность по обеспечению безопасности граждан, общественных организаций и общества в целом, придание государственной политике в данной сфере общенационального характера;
— всемерное развитие сервиса безопасности, комплекса услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека,
— внедрение концепции развития общеобразовательной области «безопасность жизнедеятельности»
Мероприятиями общественно-государственного уровня развития КБЖ, проводимыми МЧС России, являются формирование государственной политики в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развитие общенациональной идеологии безопасности жизнедеятельности, создание и развитие соответствующей нормативной правовой базы, осуществление научно-технической деятельности в области управления рисками, социальная реклама безопасности и др.
Комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.
5.Формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) у учащихся общеобразовательной школы.
В основу формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях положены следующие принципы:
* принцип гуманизации, который предполагает, что ученик является субъектом собственного развития. Ему представляется право жизненного самоопределения, выбора образовательной траектории, форм личностно-ориентированного взаимодействия, способов усвоения и применения знаний, методов познания себя и окружающего мира.
* принцип деятельностного подхода, нацеливающего личность на активную реализацию принятых ею индивидуальных и коллективных программ физического и морального совершенства, защитной деятельности.
* принцип инновационной направленности подготовки ученика и его профессиональной деятельности.
* принцип самоопределения личности учащегося в безопасной культуре предполагает, что динамика формирования этой культуры обеспечивается прежде всего развитием школьника себя как личности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности(КБЖ) учащихся в чрезвычайных ситуациях(ЧС) является одним из элементов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и рассматривается как планируемый и особым образом организуемый процесс, направленный на: сохранение, укрепление и коррекцию здоровья, улучшение физического состояния учащихся; формирование человека с гуманистическим мировоззрением, философией жизни в гармонии с окружающей средой; потребность личности быть способной сохранить свою жизнь и здоровье, обретение необходимых навыков поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Культура БЖ школьника в ЧС рассматривается как мера и способ самореализации личности в безопасной и защитной деятельности, направленная на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Культура БЖ в ЧС выступает одновременно как интегративное свойство личности, условие и предпосылка эффективной деятельности в экстремальной ситуации, как обобщенный показатель профессиональной готовности и как цель в самосовершенствовании. В силу этого, в качестве основы теории формирования культуры БЖ школьников в ЧС, нами разработаны концепции гармоничной личности (используя понятия ноосферы, концепции устойчивого развития, принципа ненасилия), базовой культуры личности (понятия «веры», «патриотизма», «науки»), системы безопасности (идея безопасности Человека как гражданина государства и жителя планеты Земля; выделение мероприятий, исключающих или понижающих опасность; количественная оценка опасностей).
6. Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»
Структура и содержание ОО БЖД, определяемые потребностями общества, особенностями сферы образования, имеющимися педагогическими наработками и научной базой, распространяются на общее (начальное, основное, полное) и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование.
Последовательность освоения содержания и методика преподавания ОБЖ соответствуют возрастным особенностям учащихся, современным материально-техническим возможностям сферы образования и общим дидактическим принципам, в частности, «от простого к сложному», «от частного к общему».
Содержание начального общего образования в области БЖД предназначено для решения задач:
* овладение основными навыками здорового образа жизни;
* освоение правил безопасного поведения дома, на улице, в дошкольном и школьном заведениях, способов оказать или найти помощь в опасных ситуациях;
* изучение на близких примерах значения и принципов поведения, безвредного для окружающих людей, животных, растений, неживой природы;
* воспитание способности жить в коллективе и любви к природной окружающей среде.
Содержание основного общего образования в области БЖД решает следующие задачи:
-* изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное существование и реализацию способностей и запросов личности;
-* ознакомление с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
-* освоение правил и навыков защиты и взаимопомощи, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей природной и техногенной среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях (в том числе оказания первой медицинской помощи в наиболее распространённых случаях);
-* ознакомление с причинами возникновения и масштабами новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
-* ознакомление с совокупностью мер безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в наступившей эпохе постиндустриального развития цивилизации;
-* ознакомление с основами теории безопасности.
В старшей школе (полное общее образование) содержание образования в области БЖД соответствует задачам:
* ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения, актуальными для юношества;
* изучение правил и освоение навыков оказания первой медицинской помощи в сложных случаях при внезапной необходимости;
* ознакомление с особенностями обеспечения национальной и глобальной безопасности при постиндустриальном развитии цивилизации;
* ознакомление с задачами, структурами и деятельностью государственных организаций в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях (включая военную защиту Отечества);
* воспитание гражданской ответственности, понимания необходимости личного участия в обеспечении безопасности на глобальном и национальном уровнях и роли общественных организаций;
* изучение правовых аспектов воинской обязанности и организации подготовки граждан к военной службе.
Важно помнить, культурное наследие не воспроизводится само собой, необходимо передавать ее, осваивать и внедрять, поэтому основой формирования культуры безопасности жизнедеятельности является образование. Конечно, КБЖ как предметная область слабо развита в наше время из-за своей новизны, многогранности определений, отсутствие показателя, который смог определить ее развитие.
Реализация данных упущений позволит существенно повысить подготовленность населения к ЧС, также уровень морального, нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и будет являться одним из основных факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.
Наряду с образованием в настоящее время огромное значение с позиций формирования общей культуры и культуры безопасности жизнедеятельности играют современные средства массовой коммуникации.
Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков. Обратить внимание на семейное воспитание, духовно-нравственное воспитание, обучение в школах, заведениях профессионального и дополнительного образования, эстетическое развитие, трудовое воспитание, самовоспитание и самообразование, внешкольная и вневузовская работа.
Не смотря на то, что в последнее время наше государство стало обращать внимание на КБЖ, проводить политику по введению культуры в общество, принимать нормативные акты, проводить организационные мероприятия, видимых результатов ведущих т к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различных опасных ситуаций в быту, социальной сфере, на производстве не наблюдается.
При этом одному государству уменьшить угрозу ЧС при помощи каких бы то ни было нововведений не удастся без желания человека. Обществу не достаточно лишь знаний и умений. Необходимо создать новый тип воспитания и образования, где человек будет взаимодействовать с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, анализировать опасные объекты, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.
Решить эту задачу можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, под которой понимается уровень развития человека и общества, где ОБЖ тесно связана с личными и социальными ценностями, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
4.Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Москва,2006
5.Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Деловой экспресс, 2000. 248 с.