Что такое общее имя объекта
Единичное имя объекта. Отличительные признаки
Урок 10. Информатика 3 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Единичное имя объекта. Отличительные признаки»
Сегодня мы поговорим об единичных именах объектов и их отличительных признаках.
Вы уже знаете, что объекты можно объединять в группу с общим названием.
А ещё у каждого объекта есть имя, которое позволяет выделить именно этот объект среди других.
Например. Какое общее название будет у всех этих объектов?
Геометрические фигуры. А какое имя будет у этого объекта?
Треугольник. И у всех остальных объектов этой группы есть имя: круг, ромб, капля, скруглённый прямоугольник. Значит, если мы хотим выделить именно этот объект, мы назовём его треугольник, а не оранжевый объект или оранжевая геометрическая фигура.
Люди придумывают имена для своих собак, чтобы выделять свою собаку среди других; для кошек, чтобы выделять свою кошку среди других.
А иногда люди дают имена и неживым объектам, например, городам, звёздам, и даже своим машинам и растениям, которые растут у них дома.
Конечно, мы никогда не спутаем кошку с тигром, хотя они имеют одно общее имя.
Какое? Кошка. Оказывается тигр – это самый крупный хищник из семейства кошачьих.
Но, по имени «кошка» или «тигр» трудно найти или позвать кого-нибудь. А если дома у вас живёт несколько кошек, то вы не будете звать их так: “Кошка! Кошка!”. Вы же, наверное, дадите кошкам имена: например, Мурка или Васька.
Вы знаете, нашей темой заинтересовался Ослик Иа. Послушайте, что он рассказал.
«У меня есть друг по имени Винни-Пух. Он весёлый, добрый, заводной, а ещё он очень-очень любит мёд. Для меня он просто Винни, а вчера в одной книге, я нашёл интересный вопрос, и не знаю, как на него ответить. Помогите мне, пожалуйста».
Сколько разных общих имён подходит Винни-Пуху? Ну, давайте подумаем… Например: м-м-м, «герой мультфильма», «медвежонок», «друг Пятачка».
А как вы думаете, почему эти имена называются общими? А потому что общее имя обозначает не один предмет или существо, а группу, куда входит наш объект.
Кого ещё, кроме Винни-Пуха, мы можем отнести в группу с общим именем «герой мультфильма про Винни-Пуха»? Пятачка, сову, кролика.
А в группу с общим именем «медвежонок» мы можем ещё отнести: белого медведя, панду. Да-да, панда – это бамбуковый медведь.
А в группу с общим именем «друг Пятачка» мы можем отнести всех его друзей: и сову, и кролика, и тебя, ослика Иа, и всех-всех с кем дружит Пятачок.
А если нужно обозначить один предмет или существо в группе, то мы даём единичное имя. Каким именем нужно назвать медвежонка, чтобы не перепутать его ни с каким другим героем мультфильма? Винни-Пух.
Так же это единичное имя и в группе с общим именем «медвежонок» и в группе «друг Пятачка».
̶ Ну, Ослик Иа, сколько разных общих имён подходит Винни-Пуху?
̶ Мы придумали целых три общих имени. Но, я буду называть его единичным именем, Винни-пух. Спасибо за помощь, я пошёл к Винни-пуху есть мёд.
Ослик ушёл, а мы будем продолжать изучать нашу тему.
Вы уже умеете описывать группы объектов или существ.
А сейчас мы будем учиться описывать отдельные объекты в группе.
И начинается такое описание с единичного имени. Затем нужно назвать общее имя группы, к которой можно отнести объект.
Как ответить на опрос: кто это такой?
Это мальчик Лёша. А это кто?
Это девочка Маша. Лёша и Маша – это единичные имена. Мальчик и девочка – это общие имена групп.
А может быть можно без общего имени обойтись? Разве непонятно, что Алёшей могут звать только мальчика, а Машей – девочку? Может быть, достаточно назвать единичное имя и всё сразу будет понятно?
А давайте попробуем: у Лёши дома живут Татошик, Марта и Рубик.
Сможете вы можете точно определить, чьи эти имена? Нет. Значит, без общих имён все-таки трудно обойтись.
Какие вопросы нужно задать Лёше, чтобы узнать эти общие имена? Кто такая «Марта»? Кто такие «Татошик» и «Рубик»?
Предположим, вы получили такой ответ: Марта – это морская свинка, а Татошик и Рубик – это попугаи. Какие имена в ответе общие? Морская свинка и попугаи.
Теперь вы сможете отличить каждого из троих питомцев?
Уверены ли вы, что отличите Марту от Рубика или Татошика, если придёте в гости к Лёше? Конечно, сможете, ведь вы знаете, что Марта это морская свинка, а два остальных питомца – попугаи. А Татошика от Рубика сможете отличить? Это Татошик, а это Рубик. Или нет… Это Татошик, а это Рубик. Или наоборот. Запутались… Значит, всё-таки точно мы сказать не можем, кто их них Рубик, а кто Татошик. Ведь мы только знаете точно, что они оба попугаи. А что вам нужно узнать об этих двух попугаях, чтобы при встрече не спутать их? Какие вопросы надо задать хозяину?
Окрас, размер – отличительные признаки попугаев.
Вот, например, большой синий попугай – это Татошик. А жёлтый с хохолком – это Рубик. Ну, вот и разобрались.
Значит, с помощью отличительных признаков можно описать не только группу объектов, но и каждый объект из этой группы.
А каким общим именем можно назвать этих объектов?
Девочки. А какие отличительные признаки у первой девочки? У неё светлые волосы и на кармашке платье нарисована роза. А у четвёртой девочки какие отличительные признаки? У неё воротничок и манжеты жёлтого цвета и она выше всех остальных девочек.
В начале урока уже говорилось, то единичным именем иногда необходимо обозначить и неодушевлённый предмет.
Как вы думаете, может ли Коля выполнить просьбу мамы принести книгу, если мама не уточнила, какую именно?
Нет. А почему Коля не может выполнить эту просьбу? А потому что непонятно, о какой книге идёт речь, т.к. их много. «Книга» ̶ это общее имя для группы объектов.
А может ли Коля выполнить просьбу мамы принести книгу, на которой лежат очки? Да! А синюю книгу. Да! «на которой лежат очки» и «синяя» ̶ это отличительные признаки объекта в группе.
Коля принёс маме нужную книгу и показывает ей коллаж из фотографий, который ему прислали друзья по переписке. На коллаже 5 его друзей: Аня, Вера, Максим, Женя и Антон.
Коля маме объясняет: Аня и Вера сестры – близняшки. У Ани в руке яблоко. Слева от Веры стоит Максим. Антон стоит между Аней и Максимом. А давайте и мы по его объяснению попробуем назвать всех ребят и выяснить, Женя – это мальчик или девочка?
Итак, Аня и Вера сестры – близняшки, значит они похожи, т.е. вот эти две девочки Аня и Вера. Мы знаем, что у Ани яблоко в руке, значит первая Аня, а эта – Вера. Слева от Веры стоит Максим. Между Аней и Максимом стоит Антон. На фотографии осталась девочка, которую мы не назвали. Значит, её зовут Женя.
Мы узнали имена всех друзей Коли и теперь можем сделать выводы из урока.
Сегодня вы узнали, что люди дают имена, как живым, так и неживым объектам, чтобы отличать их от множества других. Чтобы описать отдельный объект в группе, надо назвать его единичное имя. Затем нужно назвать общее имя группы, к которой можно отнести объект.
Группа объектов. Общее название
Урок 7. Информатика 3 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Группа объектов. Общее название»
Сегодня на уроке мы познакомимся с группами объектов и их общим названием. Вы уже знаете, чтобы описать объект, нужно назвать его составные части и действия, которые выполняет сам объект или выполняют над ним. Однако ответ на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?» начинается не с названий частей или действий. А, как вы думаете, с чего? Давайте послушаем, что ответили некоторые ученики.
Андрей ответил: «Описать каким-нибудь понятием этот объект».
Аня сказала: «Если это живой объект, то говорим «кто», а если не живой, говорим «что»».
Максим решил: «Надо назвать то, к чему относится объект».
А чтобы узнать, кто правильно ответил на наш вопрос, давайте поиграем в игру «Назови одним словом».
Внимательно посмотрите на эти объекты и подумайте, каким одним словом можно их назвать.
Итак, каким общим словом можно назвать фигуристку, хоккеиста и лыжника. Конечно – спортсмены.
А для второй группы объектов, каким словом можно назвать? Цветы.
А для третьих какое будет общее слово? Конечно, птицы.
Так с чего же начинается ответ на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?»?
Давайте ещё раз посмотрим, как ответили наши ученики и найдём – кто из них правильно ответил на этот вопрос.
Конечно, Максим. Чтобы ответить на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?» надо назвать объект, а затем сказать, к какой группе объектов он относится. Например: на вопрос «Что такое ель, клён, дуб?», ̶ мы можем ответить «Это деревья».
На вопрос «Кто такие дельфин, морской котик и осьминог?», мы можем ответить, что это морские животные.
Оказывается, все объекты по определённым признакам можно объединить в группы. Например, по цвету, по месту обитания, по форме, и т. д.
Каждый объект имеет имя. Это его собственное имя, но и группа, в которую входит этот объект, имеет имя. Это общее имя. Например, каждый из вас имеет имя: Катя, Ваня, Петя и Марина, Саша и т. д. Как вас может назвать одним общим именем учитель? (ученики). А на какие группы можно вас ещё разделить? Ну, например, на девочек и мальчиков.
Ой, посмотрите, мальчик Петя плачет.
А почему он плачет? Ему поставили двойку за неправильно выполненное домашнее задание, и дома его будут ругать. Давайте поможем ему исправить его ошибки.
Ему дали задание: под объектами разместить правильные имена и распределить объекты по группам.
Внимательно посмотрите на эти объекты, имена этих объектов, найдите подходящие друг другу и правильно распределите объекты по группам.
Итак, сначала найдём имена для объектов.
Бабочка, баян, лев, скрипка, муха, стрекоза, саксофон, леопард, тигр.
А теперь распределим объекты по группам.
Насекомые: муха, стрекоза, бабочка.
К музыкальным инструментам относится: баян, саксофон, скрипка.
Всё! Теперь дикие животные, музыкальные инструменты и насекомые размещены по местам и находятся в своих группах.
А это что за беспорядок.
Что случилось? Давайте спросим у Маши, может быть она знает.
«Знаю», ̶ говорит Маша! Мой младший брат разорвал мою книгу по информатике. И теперь мне придётся её склеивать, чтобы выполнить домашнее задание. Надо будет сначала склеить рисунки, а потом понять какое общее название будет у этих объектов. А вы мне поможете?»
Конечно, Машенька, мы тебе поможем.
Начнём склеивать первый объект. Получилась сова.
Теперь второй объект. Соединяем туловище, приставляем шею. А теперь голову. Получился гусь.
Теперь третий объект. Когти сюда, приставляем крыло и голову. Получился орёл.
Какое общее название будет у этих объектов? Конечно, птицы.
Мы склеили одну страницу, а надо ещё и вторую.
Какие же объекты на второй странице? Это поставим сюда, это сюда, а вот это сюда. И получается кабачок.
Теперь склеим второй объект. Здесь ничего сложного, всего на 3 кусочка разорван объект. Это поставим сюда и это вот сюда.
И последний, третий объект. Это надо поставить сюда, это сюда и вот это сюда. И получились баклажаны.
У всех этих объектов общее название овощи!
«Книга моя опять целая, домашнее задание выполнено и теперь мы можем немного поиграть в игру «Назови группу», с моим младшим братом», ̶ говорит Маша. «Я ему буду называть объекты одной группы, а он мне – как называется эта группа».
• ромашка, гладиолус, одуванчик, пион, тюльпан. Это… цветы.
• Стол, стул, диван, шкаф, тумбочка. Это … мебель.
• Стакан, тарелка, чашка, ложка, вилка. А это … посуда.
«А теперь я предлагаю усложнить задание», ̶ говорит Маша. Я называю объекты, а ты определи какой объект лишний и почему:
• Синица, воробей, ворона, медведь, грач. Группа – птицы, медведь – это животное. Значит он и лишний в этой группе.
• Кроссовки, кеды, перчатки, сапоги, валенки. Группа – обувь, а перчатки – это одежда. Они и будут лишними в группе «обувь».
• Чай, сыр, компот, сок, лимонад. Группа напитки, а сыр – это не напиток, сыр – это еда. Он лишний в этой группе.
Молодец мой братец! Он справились с заданием, которое я предложила, и мы пошли гулять. А вы можете выделить главное на уроке.
Каждый объект имеет имя. Это его собственное имя, но и группа, в которую входит объект, имеет имя. Это имя общее. Значит, что бы ответить на вопрос «Кто это такой?» и «Что это такое?» надо назвать имя группы, к которой относится данный объект.
Здорово! Мы справились. Я надеюсь, что сегодня у вас будет отличная отметка за урок.
Урок информатики в 3-м классе по теме «Общее имя объекта. Единичное имя объекта»
Оборудование: портреты писателей, опорные карточки, книги в подарочной упаковке.
Ход урока
I. Организационный момент
— Сегодня на уроке нам предстоит много работать.
II. «Мозговая гимнастика»
1. «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове качаться медленно из стороны в сторону. (30 секунд).
2. «Ленивые восьмерки» (активизирует запоминание): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. «Зоркие глазки»: глазками нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
III. Разминка
1. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?(7).
3. Он гоняет облака, треплет на море суда, мельницами управляет. Кто всем этим заправляет? (Ветер).
2. Место в театре, где играют актеры? (Сцена).
3. Музыкант, играющий на скрипке? (Скрипач).
IV. Актуализация знаний
V. Постановка проблемы
— Ребята, чему вы научились на прошлом уроке? (Описывать общее в составе и действиях объектов и отвечать на вопросы: «Что такое?», «Кто такой?», используя такие описания).
— Сегодня мы поговорим об именах предметов и существ.
Найдите задание 15 на стр. 37.
— Сколько разных общих имен, подходящих Винни-Пуху, приведено в этом задании? (Четыре: «Герой сказки», «Медвежонок», «Друг пятачка», «Автор пыхтелки»).
— Как вы думаете, почему эти имена называются общими? (Общее имя обозначает ни один предмет или существо, а группу).
— А каким именем нужно назвать медвежонка, чтобы не перепутать его ни с каким другим героем сказки? (Винни-Пух).
VI. Открытие детьми нового задания
У нас в гостях герои этих книг.
«Литературная викторина».
Этот писатель очень любил величавую природу Индии. В этой книге он рассказал необыкновенную историю индийского мальчика, вскормленного волчицей. Дикие звери, каждый по-своему, заботился о нем. Преодолевая множество опасностей и приключений, маленький, беспомощный мальчик вырастает в сильного, великодушного юношу. (Р.Киплинг повесть-сказка «Маугли», 110 лет).
— Без кого бы не получилось произведения? (Без автора(писателя); без наборщика:; без героев произведения). По ходу слова вывешиваются на доске.
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжаем думать
— А те имена, которые исключили, что с ними делать?
Как можно назвать по-другому?
Итак, мы отделили общие имена, а эти исключили. Остались необщие. А какие? (Отдельные, одинарные, имя 1 героя:).
Это вторая часть нашей темы.
Кто может предположить название? (Личные, отдельные, единичные).
Это имя мы не можем отнести ни к каким героям.
X. Домашнее задание
Придумать общее имя и подобрать к нему единичное.
XI. Итог урока
Объекты. Имена. Признаки объектов
1. Объекты. Имена. Признаки объектов. (7 кл.)
Объектами принято называть все то, на что обращено внимание человека. Другими словами, объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Так, телефон, стол, книга, кошка — примеры объектов-предметов. Каникулы, учеба, чтение, поездка — примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное затмение, снегопад — примеры объектов-явлений.
Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов. Имя объекта человек называет, отвечая на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?».
Общаясь, люди передают друг другу самые разнообразные сведения о реальных и воображаемых объектах с помощью понятий, обозначая объекты именами — словами языка. Но в различных ситуациях один и тот же объект может получать разные имена. Например, собаку можно назвать Каштанкой, песиком или просто животным. Чем отличаются эти имена и от чего зависит выбор того или иного имени?
Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки: свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города — численностью населения, реки — длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается ее температура.
Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2м.
Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие). Другими словами, именами действий обозначаются процессы, которые могут происходить с объектом. Например, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл — переименовать, модифицировать, удалить и т. д.
Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту. Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному. Например, птицы, воздушные шары и вертолеты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами, мостами и тоннелями.
Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта. Например, под хорошей погодой человек может понимать определенную температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объем» (в литрах), «высота» (в метрах над землей) и «поврежденность» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объем. Во время полета шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадет, изменятся значения сразу всех трех величин.
Признаки могут быть существенными и несущественными. Существенные – то есть важные в данной ситуации, главные. По существенным признакам можно отличить один объект от другого. Например, для того, чтобы отличить треугольник от других геометрических фигур, существенными признаками является то, что у него три угла, три вершины и три стороны, соединяющие эти вершины, а цвет и величина несущественны. По существенным свойствам строится определение объекта. Например, «Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек (вершин треугольника) и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки (сторон треугольника).
Если нескольким объектам присуще одно и то же свойство, то его называют общим. Общие свойства помогают объединять объекты в группу. Отличительные же свойства помогают отличить один объект от другого. Они есть только у одного объекта в рассматриваемой группе.
Таким образом, чтобы описать (охарактеризовать) объект, необходимо назвать его имя, назначение и свойства.
Все объекты, с которыми работает компьютер (программы, документы, папки, диски и т. д.), изображаются на экране небольшими картинками — значками (пиктограммами, иконками). Описания этих объектов легко получить с помощью контекстного меню (его открывают щелчком правой кнопкой мыши на значке объекта). В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить с объектом. Например, документ можно открыть, проверить на вирусы, переименовать, скопировать, отправить по почте, удалить. Последний пункт контекстного меню любого объекта называется Свойства. С его помощью можно не только узнать свойства объекта, но и изменить некоторые из них.
1. Что такое объект? Приведите примеры объектов-предметов, явлений, процессов.
2. Что такое понятие? Приведите примеры понятий.
3. Приведите свои примеры общих и собственных имён.
4. Что вы знаете о признаках объектов?
5. Чем характеризуются свойства объектов?
6. Как описать состояние объекта?
7. Какие признаки называют существенными, а какие несущественными и для чего их используют?
8. Какие свойства называют общими, а какие отличительными?
9. Что вы знаете о компьютерных объектах?
10. Можно ли по имени объекта получить представление о его возможностях?
11. Все ли свойства следует приводить в каждой конкретной ситуации?