Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Презентация по истории 7 класс «Экономика Европы в 16-17 вв»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамского района Московской области

Изменились представления людей о мире. Главные торговые пути переместились в океаны (возникновение и развитие мировой торговли). Падение цен на золото и рост цен на другие товары. Изменилась пища европейцев (в Европе распространились «иноземные» товары). Создание первых колониальных империй Испании и Португалии. Значение Великих географических открытий

ТОРГОВЛЯ: внутренняя и внешняя ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ (стр. 40-41) 1. Основная торговля проходила на рынке, который работал ежедневно. Строились крытые рынки. 2. Лавки на первых этажах домов с профессиональными торговцами. 3. Торговля вразнос.

ВНЕШНЯЯ (МИРОВАЯ) ТОРГОВЛЯ Англия и Голландия – центры мировой торговли

Биржа – место, где встречались купцы, банкиры, заказчики и поставщики для заключения сделок. Амстердам Лондон Брюгге

Развивается банковское дело: наряду с частными появляются государственные банки (Амстердамский, Английский)

Создание торговых компаний Возникновение и развитие бирж и банков Великие географические открытия Возникновение мануфактур Рост рынков и развитее мировой торговли Требуется много товаров для внешней и внутренней торговли

Мануфактура – это большое предприятие.

Сравните мастерскую ремесленника и мануфактуру Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура Размеры предприятия Кто на них работал Характер труда (ручной, машинный) Разделение труда Производительность труда

Ремесленная мастерская Мануфактура

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура Размеры предприятия Небольшое (3-4 человека) Крупное (десятки и сотни работников) Кто на них работал Характер труда (ручной, машинный) Разделение труда Производительность труда

Ремесленная мастерская Мануфактура

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура Размеры предприятия Небольшое (3-4 человека) Крупное (десятки и сотни работников) Кто на них работал Мастер, подмастерье, ученики Наёмные рабочие Характер труда (ручной, машинный) Разделение труда Производительность труда

Ремесленная мастерская Мануфактура

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура Размеры предприятия Небольшое (3-4 человека) Крупное (десятки и сотни работников) Кто на них работал Мастер, подмастерье, ученики Наёмные рабочие Характер труда (ручной, машинный) Ручной Ручной Разделение труда Производительность труда

Ремесленная мастерская Мануфактура

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура Размеры предприятия Небольшое (3-4 человека) Крупное (десятки и сотни работников) Кто на них работал Мастер, подмастерье, ученики Наёмные рабочие Характер труда (ручной, машинный) Ручной Ручной Разделение труда Мастер выполнял работу от начала до конца Рабочие имеют разные специальности Производительность труда Невысокая Намного выше

Мануфактура – это предприятие основанное на ручном труде наёмных рабочих, где существует разделение труда между разными специальностями, что увеличивает производительность труда.

ВИДЫ МАНУФАКТУР Рассеянная: купец раздавал сырьё ремесленникам, работающим на дому и получал от них готовый товар Купец Шерсть Пряжа Ткань

С Ы Р Ь Ё Т О В А Р

ВИДЫ МАНУФАКТУР Централизованная: купцы или мастера строили здание, где под одной крышей работали наемные работники разных специальностей.

Разделение труда – каждый работник выполняет одну простую операцию, что увеличивает производительность труда.

УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАНУФАКТУР Капитал – деньги дающие прибыль. Владелец капитала – капиталист (купец, мастер) Наёмные рабочие – работают за деньги (крестьяне, ремесленники) Рынок – место продажи товара

Немецкий писатель Ульрих фон Гуттен в книге «Диалоги» писал: «Весь мир оглашается единодушными жалобами купцов на Фуггеров, которые не дают другим наживаться, желают сами вести торговлю с иностранцами и … всё закупают первыми; если же это им не удаётся, они побивают соперников с помощью денег – взвинтив цены, избавляются от слабых конкурентов, а потом, скупив всё сами, сами же и продают за сколько вздумается… Фуггеры… закрыли остальным немецким купцам доступ в Индию». Какие источники обогащения Фуггеров здесь указаны? Английский поэт Уильям Форест писал: Все сёла, предместья и города Участвуют в производстве сукна. Много сил и средств, много труда Отдаёт сукноделию наша страна. И в каждом месте особый труд: Здесь пряхи прядут, ткачи там ткут, Валяльщики ловко валяют сырьё, Красильщики искусно красят сукно. Какой вид мануфактуры здесь описан? Что говорит о разделении труда? Как наёмные рабочие относятся к труду?

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Номер материала: ДБ-284768

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Время чтения: 2 минуты

Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Смотреть картинку Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Картинка про Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс. Фото Что такое общеевропейский рынок в истории 7 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок истории в 7 классе на тему «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области

урока истории в 7 классе на тему:

«Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий»

Учитель истории и обществознания

с. Большое Долженково, 2017

– выяснить, какое значение имели Великие географические открытия для развития России;

– проследить по карте направления походов русских первооткрывателей XV в.;

– определить, в чём заключалась специфика русских географических открытий;

– способствовать развитию умений общаться, вести обсуждение, работать с картой;

– формировать и развивать патриотические чувства, уважение к истории своей страны, чувство гордости за свой народ.

предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; показывать на карте и описывать границы территории, маршруты первооткрывателей России XV – начала XVI в.; объяснять общие для России и стран Европы причины и значение географических открытий изучаемого периода; применять понятийный аппарат; составлять рассказ о походах русских путешественников и землепроходцев XV – начала XVI в. на основе работы с раздаточным материалом и интернет-ресурсами; соотносить и систематизировать информацию;

метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать собственное мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решенной задачи; корректировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией;

3) познавательные: актуализировать знания из курса всеобщей истории, устанавливать аналогии, классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

личностные : осмысливать историческую обусловленность и мотивацию изучаемых событий; оценивать исторические события, роль личности в истории; формировать и развивать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, чувство гордости за своих предков.

Оборудование: учебник История России. 7 класс. В 2 ч. Ч.1/[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016; рабочая тетрадь к учебнику История России. 7 класс. [А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Лукутин, Л.А. Соколова]; компьютер; проектор; слайд-презентация, карты (электронное приложение): «Великие географические открытия», «Русское государство при Иване III », «Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV – первой половине XVI в.»; атлас по истории России; раздаточный материал для работы в группах (ресурс Википедия).

Опережающие задания : используя интернет-ресурсы подготовить сообщения об английском мореплавателе Ричарде Ченслере и путешествии Афанасия Никитина.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I . Организационный момент. (Подготовка класса к работе.)

II . Мотивационно-целевой этап. Выдающемуся русскому учёному М. В. Ломоносову принадлежит идея освоения Арктики и составление проекта организации географических экспедиций для всестороннего исследования России, для широкого развития производительных сил. Но изучение нашей страны и Земли в целом началось ещё задолго до Ломоносова.

Стремление человека познать окружающий мир, открыть для себя новые земли существовало всегда. Вспомните, какие народы ещё в древности совершили далёкие морские путешествия?

Ребята, как вы думаете, почему эти плавания ученые не считают географическими открытиями?

(Географическим открытием называют не просто посещение новых территорий, а начало их хозяйственного освоения и установление контактов с местным населением.)

Когда были сделаны крупнейшие географические открытия европейскими путешественниками, которые называют Великими географическими открытиями?

Как вы думаете они оказали влияние на развитие России?

Тема урока: « Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий». (Работа в тетради.)

(Знакомство с планом урока.)

Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.

Начало русских географических открытий и их специфика.

Последствия Великих географических открытий.

III . Работа по теме урока.

1.Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.

Беседа с опорой на ранее изученный материал.

Ребята, вспомните из курса «Новой истории» какие причины побудили

(Первый – с конца XV до середины XVI века – главные морские державы Испания и Португалия).

Работа с картой. Назовите и покажите на карте «Великие географические открытия» какие открытия были совершены на первом этапе с конца XV до середины XVI века?

(12 октября 1492 г. Христофор Колумб открыл Новый Свет для европейцев; в 1498 г. Васко да Гама достиг юго-западного побережья Индии; Америго Веспуччи описал открытые Колумбом земли и высказал предположение, что это не часть Индии, а новый континент).

Работа с историческим источником. Познакомьтесь c письмом Америго Веспуччи Лоренцо Медичи на с. 9 учебника. Что вызывало у него удивление во вновь открытых землях? Можно ли считать письмо А. Веспуччи историческим источником? Свой ответ аргументируйте.

Какие пути искали путешественники из этих стран мы узнаем из сообщения об английском мореплавателе Ричарде Ченслере и проследим по карте его путь.

Сообщение учащегося сопровождается демонстрацией слайдов презентации. Работа с картой.

С какой целью Ченслер добился аудиенции у царя Ивана Грозного?

2. Начало русских географических открытий и их специфика.

Россия в XV в. ещё не имела постоянных отношений с Испанией и Португалией, поэтому сведения о вновь открытых землях поступали в нашу страну с большим опозданием. Тем не менее Россия тоже была вовлечена в процесс Великих географических открытий и освоения новых территорий.

Вспомните, какие важные задачи решал московский князь Иван III в XV веке? Что представляло собой Российское государство к концу XV века?

(Ликвидация ордынского владычества на Руси и объединение русских земель в единое государство, возвращение захваченных Литвой русских земель и закрепление на берегах Балтийского моря. Единое Российское государство к концу XV века освободилось от ордынской зависимости и стало крупнейшим по территории государством Европы.)

Российское государство включалось в европейскую систему международных отношений. Что было необходимо для его дальнейшего развития и укрепления международного влияния? (Присоединение и хозяйственное освоение новых территорий, обеспечение безопасности границ, закрепление на берегах Балтийского моря для обеспечения надёжных связей и торговых отношений со странами Западной Европы. Западные соседи Руси, опасаясь её усиления, чинили всяческие препятствия. Ивану III пришлось вести войны с Ливонским орденом и Швецией, в ходе которых на правом берегу реки Нарова напротив ливонской крепости Нарва была возведена крепость Ивангород – первый морской порт России. )

Среди других на Руси особенно выделялась Новгородская Земля, жители которой много сделали для развития географических представлений о северо-востоке Европы и севере Западной Сибири.

С IX в. новгородцы начали заселение и изучение берегов Баренцева и Белого морей, затем они исследовали бассейн р. Печоры, Северный Урал, а в XIV в. их экспедиции проникли в Западную Сибирь. С XV в. Новгород вошёл в состав Московского царства. Московские воеводы продолжили дело новгородцев.

Работа в группах. Чтобы изучить походы русских первооткрывателей мы разделимся на группы.

Задание для первой группы: работая с раздаточным материалом и картой «Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV – первой половине XVI в.», выясните причины и результаты первого сибирского похода воевод Фёдора Курбского и Ивана Салтыка. Проследите по карте маршрут похода.

Задание для третьей группы: работая с раздаточным материалом и картой «Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV – первой половине XVI в.», выясните, кто такие поморы, какие морские путешествия и открытия они совершили. Покажите на карте географические объекты, открытые поморами.

В конце работы заслушиваются выступления представителей каждой группы. Работа с картой, демонстрация слайда «Русский корабль в Ледовитом океане». Записи в тетради.

Русские люди в XV в. совершали длительные поездки в соседние страны. Русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием « Хожение за три моря », Афанасий Никитин стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке (более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы ).

Сообщение учащегося о путешествии Афанасия Никитина. Работа с картой, демонстрация слайда «Памятник Афанасию Никитину в Твери».

Задание классу: на основе прослушанных выступлений товарищей и знакомства с материалом пункта 2 на странице 11 учебника, выпишите в тетрадь, в чём заключалась специфика русских географических открытий.

Проверка выполнения задания.

– нехватка средств для дальних экспедиций;

– отсутствие у России флота и выхода к незамерзающим морям;

– первооткрывателями новых земель становились воеводы и дружинники, посланные великим князем московским и государем всея Руси во главе военных отрядов;

– главная задача – поиск новых территорий и включение их в состав растущего государства;

– включение вновь открытых земель в хозяйство и экономику единой страны началось лишь в XVII в. по мере развития товарно-денежных отношений в России.

3.Последствия Великих географических открытий.

Заполнение таблицы « Последствия Великих географических открытий» в ходе беседы и знакомства с материалом пункта 3 на странице 11-12.

1. Формирование колониальных империй.

2. Стремительное развитие и обогащение европейских государств за счет ограбления колоний.

3. Развитие науки и техники.

4. Создание судов нового типа – каравелл, рассчитанных на длительные морские экспедиции.

5. Основание паевых торговых компаний, осваивающих новые рынки сбыта готовой продукции (Ост-Индская, Вест-Индская, Московская).

6. Знакомство европейцев с новыми сельскохозяйственными культурами привело к изменению их рациона питания.

7. Превращение христианства в крупнейшую мировую религию.

8. Расширение представлений европейцев о мире.

1. Усиление борьбы и соперничества между европейскими странами за колонии.

2. Гибель большого числа людей в ходе колониальных войн.

3.Новые болезни, завезенные в Европу с новых континентов, уносили жизни множества людей.

4. Уничтожение европейцами самобытных цивилизаций Нового Света (майя, ацтеков, инков).

Задание классу: на основе работы с раздаточным материалом познакомьтесь с деятельностью Московской торговой компании.

Какие льготы имела Московская компания в России?

В каких городах находились торговые дворы этой компании?

Демонстрация слайда « Старый английский двор в Москве на улице Варварке». В 1994 году здание компании во время своего визита в Москву посетила королева Елизавета II.

Демонстрация слайда «Картина А. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсею»

Предположите, почему Иван Грозный показывает свои сокровища представителю Московской компании?

Ребята, чем кроме торговли занималась в России Московская компания? Как сказывалась деятельность этой компании на развитии России? ( Компания построила канатную фабрику в Вологде, прядильную фабрику в Холмогорах, вела поиски железной руды. Через Россию английские купцы следовали в Китай, Персию, Бухару, Индию. Россия вовлекалась в общеевропейский рынок. Но монопольное право Московской компании вело к завышению цен на товары, ущемляло интересы российских купцов, ограничивало доступ на российский рынок купцов из других стран.)

IV . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было для вас интересно?

Назовите общие для России и стран Европы причины географических открытий. ( Поиск новых территорий и включение их в состав растущего государства с целью обогащения государства за счет освоения (ограбления) новых земель.)

Выполнение задания №3 в рабочей тетради: соедините стрелками имена русских первопроходцев и путешественников и события.

Оценка работы учащихся на уроке учителем.

Параграф 1. Задание №4 в рабочей тетради: с помощью Интернета и учебника по Новой истории составьте в тетради список известных исторических деятелей, бывших современниками Афанасия Никитина и Америго Веспуччи.

Задание №5 в рабочей тетради: используя дополнительные материалы (в том числе Интернет) напишите короткое эссе об одном из походов русских путешественников в XV – XVI вв.

Первый сибирский поход воевод Фёдора Курбского и Ивана Салтыка.

«Россия будет прирастать Сибирью!» — восклицал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Кому же мы обязаны столь ценным «приращением»? Конечно, Ермаку скажете вы и… ошибётесь. За сто лет до легендарного атамана «судовая рать» московских воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина совершила беспримерный поход от Устюга до верховий реки Обь, присоединив Западную Сибирь к владениям великого князя московского Ивана III.

К концу XV века горы Урала стали границей между Россией и Пелымским княжеством – племенным объединением вогулов (манси). Набеги беспокойных соседей доставляли русским немало хлопот. Вместе с вогулами атаковали наши границы тюменский и казанский ханы: от северного Урала до Волги складывался единый антирусский фронт. Иван III решил сокрушить Пелымское княжество и остудить воинственный пыл его союзников-ханов.
Великий князь поставил во главе войска опытных воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина. Мы знаем о них немного, а жаль: эти люди заслуживают большего, чем несколько строк в энциклопедиях. Федор Семенович Курбский-Черный принадлежал к знатному боярскому роду, отменно проявил себя в боях с казанцами. Усердно служил отечеству и воевода Иван Иванович Салтык-Травин. Ему не раз доводилось командовать «судовой ратью», он тоже бился с казанским ханом, возглавлял поход на Вятку.

Местом сбора ратников избрали город Устюг. К походу готовились обстоятельно: снаряжали речные суда – ушкуи (в Сибири дорог не было, передвигаться войско могло лишь по воде), наняли опытных кормщиков, знакомых с крутым нравом северных рек. 9 мая 1483 года множество весел вспенили воду студёной Сухоны. Начался великий сибирский поход. Поначалу шли легко и весело, благо земля вокруг своя, обжитая. Но вот миновали последние пограничные городки, началась глухомань. Зачастили пороги и мели, воинам приходилось перетаскивать суда по берегу. Но всё это были «цветочки», «ягодки» довелось вкусить на уральских перевалах, когда ушкуи тянули волоком по горам. Труд тяжкий, каторжный, а впереди — долгий путь по неведомой и враждебной Сибири.

Не стоит объяснять легкую победу лишь превосходством русского оружия: пищали и пушки для вогулов, не раз вторгавшихся в московские владения, не стали сюрпризом. Дело в том, что, в отличие от живущих за счет военной добычи князьков и их дружинников, простые вогулы – охотники и рыболовы — стремились к миру с русскими. Зачем ходить в далёкие походы, грабить и убивать соседей, если собственные реки полны рыбы, а леса обильны дичью? Поэтому русские летописи и не упоминают о каких-либо значительных столкновениях с вогулами после Пелыма. Присмирел и тюменский хан, не рискнул прийти на помощь союзникам.

Разобравшись с Пелымским княжеством, воеводы пошли на север, в Югорские земли. Летописец сообщает: «Шли по Иртышу-реке вниз, воюючи, да на Обь-реку великую… добра и полона взяли много». О боевых потерях русских ратников по-прежнему ни слова, люди гибли не в сражениях, а от болезней и тягот дальнего похода: «В Югре померло вологжан много, а устюжане все вышли». Самым опасным противником оказались не вогулы с югорцами, а необъятные сибирские расстояния.

Обратно шли по Малой Оби и Северной Сосьве. На уральских перевалах вновь пришлось тащить волоком тяжело груженные военной добычей суда, но на душе воинов было легко: ведь они возвращались домой. Пройдя вереницу больших и малых северных рек, 1 октября 1483 года победоносная «судовая рать» вернулась в Устюг. За пять месяцев отважные русские первопроходцы преодолели, по самым скромным подсчетам, свыше 4,5 тысяч километров. Неслыханный, беспримерный подвиг!

Военные задачи похода успешно решили, осталось дождаться его политических результатов. Ждали недолго: уже в следующем, 1484 году, в Москву «пришли с челобитьем князи вогульския и югорския». Властители западной Сибири били челом Ивану III, который «дань на них уложил, да пожаловал их, отпустив восвояси». Так, благодаря ратным трудам воинов Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина, наша страна начала прирастать Сибирью.

Поход Петра Ушатого с братьями в «Каянскую землю» и большой поход воевод Семена Курбского и Петра Ушатого в Западную Сибирь.

В конце XV в. усилилось движение русских на Восток. Это продвижение шло главным образом по суше. В 1499—1500 годах Пётр Фёдорович Ушатый принял участие в масштабной военной экспедиции на Северо-Восток и за Урал для покорения Югорской земли, то есть вогулов, живших в низовьях рек Тобол и Обь. Вместе с ним экспедицию возглавляли князь Семён Фёдорович Курбский (дальний родственник Ушатого, сын Федора Семеновича Курбского) и Василий Иванович Бражник (Заболоцкий или Всеволожский). Отряд был сформирован из жителей Устюга, Вологды и других жителей севера. По рекам отряд добрался до Печоры, где построил крепость Пустозерск, которая долгое время была опорным пунктом московского влияния в районе. Далее отряд на лыжах пересек Урал и появился в окрестностях крепости, построенной ранее экспедицией Лапина. Ратные люди ехали на собаках, а воеводы — на оленях. Здесь войско разделилось на две части и в двух направлениях произвело жестокое опустошение неприятельской страны. Московское войско дошло до городка Лапина, взяли 32 городка, более тысячи пленных и 50 князей. Тогда местные князья подчинились Москве. К пасхе 1501 года экспедиция вернулась в Москву.

В ходе большого похода русских воевод в Западную Сибирь была открыта самая высокая часть Уральских гор и определено их истинное направление «от моря до моря», т. е. с севера на юг.

Морские путешествия и открытия поморов.

Наряду с сухопутными экспедициями развивались и морские путешествия. Поморы — потомки русских, осевших на побережьях северных морей,— создали особый вид судна, приспособленного для плавания во льдах. На этих судах они открыли о. Колгуев, проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли и подошли к Медвежьему острову и восточным берегам Шпицбергена. Поморы совершали частые путешествия между устьями Оби и Северной Двины, а также поддерживали торговые связи со скандинавами, плавая в Балтийское море вокруг берегов Скандинавского полуострова.

После переименования «Mystery» в «Московскую компанию» она получила патент от королевы Марии Тюдор. Руководил компанией говернор Себастьян Кабот.

Управление компанией и её привилегии. Компания ежегодно избирала 28 правительственных членов; из них четверо назывались консулами, а двадцать четыре — ассистентами. В отсутствие говернора компанией управляли консул и 12 ассистентов. Торговые и судебные дела решались голосованием — требовалось 15 голосов, включая голос говернора и двух консулов. Компания имела право приобретать земли, но не более, чем на 60 фунтов стерлингов в год, издавать свои правила, наказывать членов компании, для чего иметь своих сержантов, строить и снаряжать свои корабли, торговать во всех портах, делать завоевания и приобретать страны и города в открытых землях, противодействовать совместным действиям торгующих в России иностранцев и даже англичан, если они не являются членами Московской компании.

Льготная грамота 1555 года. В 1555 году Ченслер ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе).

Патент 1567 года. В 1567 году королева Елизавета Тюдор выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.

Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологде разрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании, не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару, Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.

Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.

Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.

Утрата монополии . После Ливонской войны иностранцы получили разрешение торговать на российском севере. Англичане пытались вернуть свою монополию на торговлю через российский север. После смерти Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович послал в Лондон посла Бекмана. Фёдор Иоаннович предлагал королеве вернуть монопольные права на торговлю с Россией в обмен на свободную торговлю русских гостей в Англии. В ответ английская королева попросила дать Московской компании монополию на торговлю со всей Россией, закрыв доступ в Россию всем иностранным купцам.

Привилегия 1587 года. В 1587 году царь выдал компании привилегию торговать свободно и беспошлинно, но только оптовой торговлей. Члены компании могли через Россию путешествовать в другие страны, но товары они могли покупать только в царской казне, и закупленные в других странах товары, тоже должны были продаваться казне. Компания могла держать дворы в Москве, Холмогорах, Ярославле, Вологде. Члены Московской компании выступали не от своего имени, а от имени компании.

Царствование Бориса Годунова. Борис Годунов оставил привилегии за Московской компанией, но не расширил её права. Английские послы просили права свободного прохода в Персию и Китай, но однозначного ответа от царя не получили.

Царствование Михаил Фёдоровича. Михаил Фёдорович оставил Московской компании право беспошлинной торговли, но компания обязывалась поставлять в царскую казну ткани и прочие товары по ценам, по которым они продаются в стране изготовления. Компании запрещалось вывозить шёлк, ввозить табак.

В 1619 году были выданы привилегии на 23 человека. По этим привилегиям торговали 70 человек. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Такое положение дел было выгодно мелким и средним российским торговцам, но подрывало крупную торговлю.

Царствование Алексея Михайловича. В 1646 году российские гости подавали челобитную царю с просьбой ограничить деятельность Московской компании. В 1649 году был казнён Карл I. Это дало повод Алексею Михайловичу ограничить деятельность Московской компании. За компанией осталось право торговать в Архангельском порту. После воцарения Карла II деятельность была восстановлена. Англия пыталась вернуть привилегии, но безуспешно.

Утрата монополии и торговых привилегий . Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I. Компания прекратила операции в 1808 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *