Что такое общеевропейский рынок
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК
Полезное
Смотреть что такое «ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК» в других словарях:
Общий рынок — (European Economic Community; EEC; Common Market) Европейский общий рынок, созданный в 1957 г. шестью государствами членами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Одновременно с ним было образовано Европейское сообщество по атомной энергии … Финансовый словарь
ОБЩИЙ РЫНОК — (European Economic Community, EEC; Common Market) Европейский общий рынок, созданный в 1957 г. шестью государствами – членами Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community). Одновременно с ним было образовано… … Словарь бизнес-терминов
ОБЩИЙ РЫНОК — (common market) Возникает тогда, когда интеграция национальных экономик группы стран выходит за рамки Таможенного союза (сustoms union). Формируется путем общей экономической политики и ликвидации препятствий для свободного передвижения труда и… … Политология. Словарь.
«ОБЩИЙ РЫНОК» — (англ. Common Market) – региональная интеграционная группировка стран Западной Европы. Функционирует с 1 января 1958 на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 шестью странами – ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Европейский парламент — на официальных языках … Википедия
Европейский Союз — экономическая ассоциация 25 ти стран Европы. В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно… … Финансовый словарь
Европейский инвестиционный банк — «Европейский инвестиционный банк» Год основания 1958 Расположение … Википедия
Европейский союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ЕС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Европейский союз на официальных языках … Википедия
Европейский союз — (The European Union) Европейский союз региональная интеграция европейских государств История создания, страны участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Европейский Союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Европейский союз Флаг Европы Девиз … Википедия
«Более идиотского решения придумать сложно»: как власти Европы топят газовый рынок
Биржевая паника
Что будет с ценами на газ
На негативную ситуацию с ростом биржевых топливных котировок повлияло заявление лидера партии «Зеленых» в правительстве ФРГ и главы немецкого МИД Анналены Бербок о несоответствии газопровода «Северный поток – 2» стандартам энергетического законодательства ЕС. Однако трейдеры неправильно поняли посыл министра, обеспокоившись полным отказом от ввода СП-2 в эксплуатацию. На самом же деле, речь шла только о перерегистрации дочки «Газпрома» — оператора Nord Stream 2 AG — на территории Германии, считают эксперты.
По словам заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, фьючерсные биржи Европы остро реагируют на малейший информационный повод. В этом плане еще более несвоевременным стали планы Еврокомиссии отказаться от долгосрочных газовых контрактов после 2049 года.
«Более идиотского и неподходящего по времени решения трудно было себе представить. У вас впереди еще 30 лет, но ляпнуть такое, конечно, нужно было именно сейчас. Если ЕК намеренно хотела новой лихорадки на рынке, то они прекрасно справились со своей задачей», — подчеркнул эксперт.
На этом фоне даже рекордный рост европейских тарифов на электроэнергию остался по большому счету без должного внимания, добавил Фролов. А ведь там ситуация рискует обернуться энергетическим коллапсом для тысяч домохозяйств.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласился, что до конца 2021 года цены на газ, вероятнее всего, не опустятся. По его словам, на биржи сейчас давит фактор низких уровней топливных запасов в европейских ПХГ.
«Более 25% от закачанных в летний период объемов газа европейцы уже выкачали. Это — очень плохой сигнал. Чем больше расходуется топлива из ПХГ, тем меньше вы можете извлекать ежесуточно оттуда. Если раньше ЕС приходил к критической отметке в марте, то в 2021 году это случилось уже в декабре», — объяснил эксперт.
Ситуацию усугубляют планы нидерландского правительства постепенно закрывать крупнейшее газовое месторождение в Европе — Гронинген, добавил Юшков. До недавнего времени ЕС рассчитывал восполнить недостаток топлива именно за счет выкачивания газа с территории Нидерландов.
«Это — гигантское месторождение. Его объемы даже после 55 лет эксплуатации оцениваются в 800 млрд кубов. Но нидерландские власти считают, что дальнейшая разработка Гронингена опасна для прибрежного шельфа из-за рисков землетрясения. Теперь его ускоренно закрывают, что может привести к новым биржевым рекордам», — подчеркнул аналитик.
Чем может ответить ЕС
На фоне ухудшения энергокризиса власти Евросоюза планируют договориться о коллективном контроле над топливными запасами ПХГ. Еще одной мерой может стать совместная стратегия по газовым закупкам. Однако для выполнения данных целей европейцам придется реформировать всю энергетическую систему, заточенную на конкуренцию между независимыми частными поставщиками, считают эксперты.
По словам заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, подобная трансформация совершенно точно не произойдет в ближайшие месяцы. По этой причине оказать должный эффект на биржевой рынок такая стратегия не сможет.
«Это всего лишь один из элементов перетягивания Брюсселем на себя дополнительных функций в сфере энергетической политики. И это в любом случае небыстрый процесс, если предложения будут одобрены. В этом отопительном сезоне они точно ничего не изменят», — объяснил Гривач.
Схожее мнение в беседе с «Газетой.Ru» выразил Фролов. По его словам, у властей стран ЕС сейчас попросту нет эффективных рычагов давления на независимые частные энергетические компании.
«Энергетическую коллективизацию предложила Испания, там сейчас настоящая паника. Но проблема в том, что совместные закупки и контроль за ПХГ сейчас невозможны в принципе. У властей европейских стран нет газовых госкомпаний, чтобы навязывать им закупки по низкой цене», — подчеркнул Фролов.
В этом плане европейцам бессмысленно обвинять «коварный» «Газпром» в энергетическом шантаже, утверждает эксперт. Дело в том, что монополисту принадлежит лишь небольшая доля в 10% (порядка 10 млрд кубометров) от общего объема подземных хранилищ ЕС (около 104 млрд кубов), заключил эксперт.
Развернется ли «Газпром» в сторону Китая
С учетом регулярных обвинений ЕС в адрес «Газпрома» и будущих планов по отказу от долгосрочных контрактов российскому монополисту выгоднее было бы сделать акцент на развитие крупных газовых проектов в азиатском регионе. Тем более, что накануне «Газпром» и китайская госкомпания CNPC договорились о существенном наращивании топливных поставок в КНР в 2022 году, считают эксперты.
«Увеличение поставок в Китай связано прежде всего с планами «Газпрома» монетизировать перспективное месторождение в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Российский газ — самый дешевый для Пекина ($171 за тысячу кубов на конец сентября — «Газета.Ru»). Если же Китаю с юга перекроют поставки СПГ, там начнется жесточайший ресурсный голод, поэтому КНР сейчас пытается перестраховаться», — подчеркнул Юшков.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЕДИНЫЙ РЫНОК
Смотреть что такое «ЕВРОПЕЙСКИЙ ЕДИНЫЙ РЫНОК» в других словарях:
ЕДИНЫЙ РЫНОК — (single market) Объединенный европейский рынок, созданный в 1992 г. по Акту о единой Европе. Предполагалось, что он будет образован благодаря устранению всех барьеров для движения товаров, труда и капитала между странами – членами Европейского… … Экономический словарь
Европейский Союз — экономическая ассоциация 25 ти стран Европы. В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно… … Финансовый словарь
Европейский союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ЕС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Европейский союз на официальных языках … Википедия
Европейский союз — (The European Union) Европейский союз региональная интеграция европейских государств История создания, страны участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Европейский парламент — (The European Parliament) История основания Европарламента, цели и задачи европейского парламента Законодательные и контролирующие задачи Европарламента, бюджетная политика Европарламента, фракции Европейского парламента, структура Европарламента … Энциклопедия инвестора
Европейский Союз — (ЕС) Экономическая ассоциация стран Европы, основанная по Римскому Договору от 1957 г. как общий рынок для шести государств. До 1993 г. был известен как Европейское Сообщество. Включает в себя 15 европейских стран. Основная цель ЕС единый рынок… … Инвестиционный словарь
Единый Внутренний Рынок (Евр) — См. Европейский союз Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Европейский центральный банк — (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… … Энциклопедия инвестора
Европейский Союз — Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Европейский союз Флаг Европы Девиз … Википедия
Сущность международной интеграции и общеевропейский рынок
Международная интеграция как характерная черта современного этапа развития мировой экономики, ее сущность, показатели, факторы и значение. Особенности ее теоретических концепций и объективных предпосылок. Аспекты развития общеевропейского рынка.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.10.2009 |
Размер файла | 25,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Сущность международной интеграции и общеевропейский рынок
Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества.
Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития.
1. Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции
Классики экономической теории (Смит, Рикардо) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.
Эти направления отличаются прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных актов. Представители позднего неолиберализма большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах.
Сторонники корпорационализма считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.
Неокейнсианцы считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.
Теоретики дирижизма, отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.
Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо доказательств. Данное явление принято называть интернационализацией хозяйственной жизни: национальная экономика достаточно устойчивая, все больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от международных экономических отношений.
Международная экономическая интеграция означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер. Хронологически интеграционный тип международной экономической интеграции начал складываться после Второй мировой войны.
2. Основные факторы международной экономической интеграции
В главных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Основываясь на принципе свободы выбора продавцов и покупателей, рыночные отношения предполагают:
* множественность объектов и субъектов рыночных отношений;
* определяющее воздействие спроса и предложения;
* взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних.
В качестве основных признаков международных экономических отношений могут быть названы следующие.
Во-первых, как и в любой национальной экономике, в основе мирового хозяйства и международных экономических отношениях лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.
Во-вторых, участники международных экономических отношений экономически обособлены, в частности в форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей.
В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.
В-четвертых, так же как и национальные рынки, мировой рынок и международные экономические отношения характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и более широкого набора обращающихся товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.
В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует и мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система.
Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования, лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для развития мирового информационного рынка.
В-седьмых, международные экономические отношения предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового, так и регионального значения.
В-восьмых, международные экономические отношения подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).
Наконец, международные экономические отношения не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие международных экономических отношений.
3. Предпосылки развития общеевропейского рынка
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции.
Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительность национального вакуума.
Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех основных положений:
Во-вторых, это признание того, что военный конфликт не должен повториться. После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех политических действий.
И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на более высоком уровне.
Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации, с друг другом не связанные, но действующие в одном направлении: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Западноевропейский Союз (ЗЕС), Северо-Атлантический Союз (НАТО), Совет Европы, и Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в ЗЕС до 25 в Совете Европы.
При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно разделить на 3 основные группы:
Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США после войны. Характерной чертой второй группы организаций является то, что они созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения на национальный суверенитет. Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское (экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными образованиями является то, что его члены для создания связующего, прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то частью своего национального суверенитета.
Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке Европейских государств. 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции.
На конференции в Мессине были подписаны Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные странами Шестерки в марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года.
Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало 53,49 %.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году Португалия и Испания.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.
С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц достигло 15.
Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта (1990г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть, получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен быть подведен под европейские стандарты. Для того, чтобы помочь им в этом, Союзом была подписана серия ассоциативных соглашений с этими странами в период между 1991 и 1993 годами.
Подобные документы
Анализ основных тенденций развития мировой экономики: интернационализации хозяйственной жизни; транснационализации бизнеса; интеграции национальных хозяйств. Глобализация как характерная особенность современного этапа развития мирового хозяйства.
реферат [24,6 K], добавлен 26.07.2010
Объективные основы, предпосылки и факторы развития международной экономической интеграции, ее этапы и последствия. Роль международных организаций в современных международных отношениях. Место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития.
курсовая работа [65,0 K], добавлен 06.05.2013
Международная экономическая интеграция как характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Экономическое и политическое место Китая в решаемых в Азиатско-тихоокеанский регионе задач по налаживанию экономического сотрудничества.
курсовая работа [52,0 K], добавлен 21.11.2010
Организация валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Этапы развития мировой валютной системы. Валютный рынок. Государственное регулирование валютного курса. Факторы, влияющие на платежный баланс. Формы международной экономической интеграции.
реферат [44,3 K], добавлен 13.02.2009
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв.. Тенденция развития мирового хозяйства. Сущность, теории, объективные основы и этапы, последствия международной экономической интеграции. Модели интеграционных процессов.
курсовая работа [58,5 K], добавлен 21.10.2008
Понятие, черты и формы международной экономической интеграции государств. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике. Зона свободной торговли, единый рынок, таможенный, Экономический и валютный союз.
контрольная работа [21,4 K], добавлен 27.02.2009
Характеристика постиндустриального этапа развития мирового хозяйства: преобладание услуг в производстве и потреблении, информатизация общества, гуманизация экономики и защита окружающей среды. Глобализация и процесс международной экономической интеграции.
контрольная работа [32,3 K], добавлен 20.06.2011