Что такое общение что такое речь

Лекция 6. Межличностные отношения

4. Общение и речь

Одна из главных особенностей человека — это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения — это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь — средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

Что такое общение что такое речь. Смотреть фото Что такое общение что такое речь. Смотреть картинку Что такое общение что такое речь. Картинка про Что такое общение что такое речь. Фото Что такое общение что такое речь

Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских — согласие, в Китае цвет траура — белый, а на Западе — черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Читайте еще:

При беседе с Филлис возникали лишь самые слабые намеки на бунт против матери. Одним из них было увлечение конным спортом, которым она занималась до беременности, несмотря на опасения матери и ее мягкое осуждение. Но во всех случаях принятия важных решений, таких как планы относительно ребенка.

Эта маленькая и хрупкая женщина кажется не делает ничего, чтобы вызвать такую поразительную зависимость этого серьезного, тяжелого и бесчувственного мужчины. И, однако, он повсюду следует за ней своим взглядом и пытается поймать ее глаза. Он постоянно спрашивает ее мнение.

Существует несколько модификаций данного метода, и сегодня целый ряд квалифицированных экспертов предлагает свои услуги по организации мозгового штурма в той или иной форме. Впрочем, вполне допустима и самостоятельная организация этой процедуры. Необходимо только помимо названных соблюдать.

Бессознательное — это нечто значительно более детское, в том смысле, что оно прямолинейно, и свободно.

Она неуверенно посмотрела на меня. Большим и указательным пальцами она подняла кусок сардины и положила в рот.

Нередко страхи темноты мотивированы страхом неожиданного воздействия, нападения, что находит свое отражение в кошмарных сновидениях. В этом случае терапевтически эффективным является следующее построение игрового сеанса. Вначале больной прячется в кабинете без света, и его, надев маски.

Поскольку для мочеиспускания размеры члена совершенно безразличны, то обсуждать имеет смысл лишь то, как исполнение им биосигнальной функции сочетается с его возможностями как копулятивного органа.

До недавних пор сама по себе биология была важнейшим фактором разделения труда между мужчинами и женщинами. Только женщина может родить ребенка, только мужчина может оплодотворить женщину. Мужчины были больше, физически сильнее и агрессивнее, а женщины – меньше, слабее и уступчивее. Биология.

Интеллект – единственный инструмент сознания, который предназначен для решения наших внутренних задач. Он не обслуживает потребности, а ставит задачи и создает инструменты для реализации наших внутренних намерений. Только задействовав интеллект, мы сможем разобраться в нашем внутреннем мире.

Следовательно, не может быть речи ни о каком викариате органов чувств. Правильно отмечал Люзарди, что палец никогда не научит слепого действительно видеть. Е. Биндер вслед за Аппиа показал, что функции органов чувств не переносятся в одного органа на другой и что выражение «викариат чувств», т.

Наше незнание вышеупомянутого «инструмента», граничащее с вопиющей безграмотностью, незнание законов его функционирования и правил использования оборачивается сущей трагедией. Обладая таким удивительным источником практически вмененного нам благосостояния (душевного и, подчеркну особо.

По-английски его фамилия произносится как «Чамский», однако в русскоязычной научной литературе укрепился вариант «Хомский». Поэтому мы тоже будем пользоваться этим вариантом.

Источник

Культура речи

Что такое общение что такое речь. Смотреть фото Что такое общение что такое речь. Смотреть картинку Что такое общение что такое речь. Картинка про Что такое общение что такое речь. Фото Что такое общение что такое речь

Приведен необходимый теоретический материал, направленный на формирование коммуникативной компетенции: основные вопросы,связанные с организацией и эффективностью речевого общения; нормативный и коммуникативный, этический аспекты речевой культуры; основы мастерства публичного выступления; особенности официально-деловой письменной речи. Значительное место в пособии занимают практикум, задания для самостоятельной работы, а также приложения с таблицами и схемами. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и требованиями к уровню подготовки по дисциплине «Культура речи»

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ГЛАВА I. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Основные единицы речевого события

Возникновение языка связано с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества людей. Язык образовался естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу людей). В результате этого язык по своей природе многофункционален.

Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а слушающему их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека — его среда обитания.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность.

Основные функции общения: по критерию «цель общения» Л. Карпенко выделяет следующие функции, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

• контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия;

• информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача данных в ответ на полученный от партнера запрос;

• побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

• координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

• понимание — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

• эмотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

• установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

• осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

1.2. Язык — средство общения

Язык — знаковая система. Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты). Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смыл — означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность).

Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или из их комбинации (предложение). Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак — слово. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.

Язык по своей природе многофункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать. В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. Функция — аккумулятивная.

Помимо трех основных функций: коммуникативной, познавательной, аккумулятивной, язык выполняет:

— эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);

— функцию воздействия (волюнтативную).

Кроме того, говорят еще о наличии метаязыковой (использование языка для описания предмета) и фатической (установление контакта между участниками общения) функций. Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т.д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т.е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно. В газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная.

Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.

Язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т.е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, сообщение и т. д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность». Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т.е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

1.4. Речь и мышление

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли.

Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) — необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь — это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Выделяют три основных типа внутренней речи:

• внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;

• собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;

• внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.

1.5. Основные единицы речевого общения

Речевая ситуация — это контекст высказывания, это то, что помогает его понять. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации:

— время и место высказывания.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение). Например, фраза «скоро увидимся», сказанная при расставании, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь».

Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Примеры таких толкований:

— Я не хочу с вами разговаривать.

— Вызовите скорее врача.

— Я не буду выполнять эту работу.

— Оставьте меня в покое.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки.

Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Вторая единица речевого общения — речевое событие. Например, лекция, собрание, заседание, разговор в общественном месте. Речевое событие составляют два компонента:

1) словесная речь и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения);

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом. Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников. Пространственное поведение — это то, насколько собеседники стремятся находиться друг от друга.

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.

Компоненты речевого события:

— словесная речь и то, что ее сопровождает;

— речевая ситуация (контекст высказывания).

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Оно возможно, если в нем участвуют не менее двух человек: Это — первое условие.

У одного из них должна появиться мысль, тема для обсуждения: Это — второе условие.

Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

— переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

— расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

— понимание общего плана высказывания;

— понимание замыслов и мотивов высказывания;

— оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

— понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого — нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

1.6. Эффективность речевой коммуникации

В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания.

Основные принципы ведения разговора:

Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие (релевантность) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. При соблюдении этого принципа необходимо соблюдать следующие постулаты:

— высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется;

— необходимо стараться, чтобы высказывание было истинным;

— не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

— не отклоняйся от темы разговора;

— избегай непонятных выражений;

— избегай ненужного многословия.

Принцип вежливости предполагает соблюдение совокупности ряда правил. Кратко они сформулированы следующим образом.

Правило такта: не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.)

Правило великодушия: не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его.

Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждайте других.

Правило скромности: не будьте высокомерны в разговоре с собеседником.

Правило согласия: старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей.

Правило симпатии: демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру (определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт).

Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе общения.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Чаще всего основные стили общения представлены авторитарным, демократическим и либеральным стилями.

Авторитарный стиль общения, когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.

Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:

• четкость и оперативность управления;

• сокращенное время для принятия решений;

• видимое единство управленческих действий;

• позволяет быстрее справиться с трудностями становления.

Источник

ЛЕКЦИЯ 10. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ

В речи выражается психология отдельного человека. Речь являет­ся индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий го­ловного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой дея­тельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слухо­вому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, об­разующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включа­ющих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связан­ными со всей деятельностью нервной системы.

В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:

Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек­тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об­щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об­щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде­ния.

Структура общения (по Андреевой):

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

Функции общения (по Ланову):

Общение бывает формальным и неформальным. Формаль­ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентированное как по содержанию, так и по форме.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков (знаковых систем). В этой связи различают:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *