Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №13

Назовите три условия, которые необходимы для того, чтобы состоялось речевое общение (см. с. 9 ). А теперь рассмотрите ситуации и охарактеризуйте условия общения в каждом случае.
1 ) Вы пришли в библиотеку: с кем вы разговариваете? Какова цель, причина общения? О чём и как вы говорите с библиотекарем?
2 ) Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слушать. Разговор не получился. Какое важное для общения условие отсутствовало?
3 ) Вместе с соседом−французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему?

Решение правило

Условия необходимые для речевого общения:
1 ) чтобы было по крайней мере два человека: говорящий и слушающий;
2 ) чтобы человек испытывал потребность что−то сказать другому, поговорить о чем−либо;
3 ) чтобы говорящий и слушающий владели одним и тем же языком.

Решение 1

1 ) Я разговариваю с библиотекарем;
2 ) Цель общения − взять какую−либо книгу.
3 ) Я разговариваю с библиотекарем на одном и том же языке, русском.

Решение 2

Отсутствовало условие «чтобы было по крайней мере два человека: говорящий и слушающий», в данном случае не было слушающего.

Решение 3

Отсутствовало условие «чтобы говорящий и слушающий владели одним и тем же языком».

Источник

Общение — это важно и по сегодняшний день

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.

Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.

Общение — это.

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Функции общения

Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:

В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Или более краткое и обобщённое разделение:

Формы общения

Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

Но есть более типичные и встречаемые варианты:

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

Искусство коммуникации

Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).

Чуткость

Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.

Наблюдательность

Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Память

Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.

Широкий кругозор

Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.

В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.

Постоянная тренировка

Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.

Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры» alt=»»>

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Общение — это не просто обмен словами, ведь каждая коммуникация отражается на состоянии человека, и причина не всегда в полученной информации.

Даже после мимолетного обмена предложениями со случайными людьми мы часто чувствует эйфорию, или, наоборот, опустошение. Потому, «Контакт масок» — это не лицемерие, а, скорее, защитный механизм, позволяющий тратить меньше психической энергии.

Согласна с автором статьи, что общение это очень важно, но бывают в жизни такие уникалы, от которых хочется сразу сбежать.

Источник

Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Источник

СРОЧНО!! ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете?

2. Приведите примеры речевого и неречевого общения.

3. Охарактеризуйте виды общения в зависимости от способов взаимодействия людей. Приведите примеры.

4. К каким видам общения вы чаще всего прибегаете?

5. В чем состоит различие общения и коммуникации?

6. Какие функции выполняет общение?

7. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет? Назовите известные вам правила этикета. Какие из них вы чаще всего выполняете?

9. Что такое культура общения?

11. Язык есть система. средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

13. Одной из разновидностей ритуального общения выступает этикет — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим, например правила поведения в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры и др. Наиболее распространенное правило в нашей жизни — это приветствие. Напишите, какие виды приветствий существуют.

14. Почему образование называют одним из важнейших институтов общества?

15. В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?

16. Расскажите об истории развития образования в России.

17. Какие уровни образования существуют в современной России?

18. Каковы права и обязанности участников учебного процесса? В каком документе они зафиксированы?

19. На какие моменты надо обратить внимание при выборе вуза? В чем различие аккредитованных и неаккредитованных вузов?

20. Какие ступени образования существуют в современной России? Чем различаются квалификации «бакалавр» и «магистр»?

21. В чем состоит различие традиционной и дистанционной систем обучения? В чем их достоинства и недостатки?

22. Проанализируйте устав вашего учебного заведения. Охарактеризуйте его основные положения. Как в нем определены ваши права и обязанности?

Источник

ВТОРОЙ ЭТАП. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

Для общения необходимы следующие условия:

Материал для общения, то есть то, чем можно общаться, что побуждает общаться — внутренние чувства, мысли (так, например, в одном из упражнений была задача, рожденная определенной мыслью, целью, — передать незаметно записку).

Раз есть материал для общения, надо иметь объект. Иногда бывает наоборот, не чувство и мысль вызывают объект, а объект возбуждает отношение к себе эмоцию, мысль. Так, например, вы увидели на ВДНХ самолет ТУ-104, и он вызвал у вас чувство восхищения, преклонения перед человеческим разумом, и вы решили познакомиться с самолетом детально.

Средства, приемы общения — общаться можно словом, жестом, мимикой, глазами.

Выбрать приспособление, то есть найти форму, средства общения с данным объектом при данных предлагаемых обстоятельствах (На том же примере с запиской я напомню, что у исполняющего задание были такие приспособления: он подошел к группе сидящих и встал за спиной нужного ему человека, сначала положил ему на плечо руку, привлек этим его внимание и, когда тот обернулся, многозначительно посмотрел на него… Тогда сидящий немного подвинулся, дав ему место присесть рядом. Тот сел и незаметно от других положил ему в руку записку. Посидел немного, сделал вид, что заинтересовался происходящим, а через некоторое время, посмотрев на часы, встал и ушел.)

Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)

Человек с первого дня рождения общается с миром природы. Ощущения его являются источником всех знаний об окружающей нас материальной действительности. Они дают мышлению материал для восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения. Все ощущения человека непрерывна связаны с мышлением, как с формой обобщенного и опосредованного познания действительности, и поэтому они всегда носят осознанный характер.

Следовательно, через ощущения человек обогащает свои знания и опыт всей психофизической жизни.

Актерское мастерство всегда опирается на внутренний материал, то есть на нажитое человеком в жизни. Мы уже говорили, что эмоциональная память накапливает тот материал, который нам необходим для сценического общения.

И вот когда при помощи эмоциональной памяти чувство нажито, то у нас является желание передавать его другим (то есть партнерам) делиться и заражать им. А для этого актеру необходимо уметь, с одной стороны, брать, воспринимать от партнеров, а с другой стороны, уметь воздействовать на своих партнеров. Очень важно уметь воспринимать слова и мысли партнеров, причем каждый раз по-новому, по-сегодняшнему, вновь осознавая хорошо знакомые мысли и слова чужой роли.

Общаться актер может не только с партнером, но и с предметами неодушевленными. Например, по ходу спектакля вы смотрели на фонарики люстры. «Вы старались понять, — поясняет К. С. Станиславский, — как, из чего сделан предмет. Он вам передавал свою форму, общий вид, всевозможные детали. Вы вбирали в себя эти впечатления и, записывая их в своей памяти, думали о воспринятом. Значит, вы что-то брали себе от объекта, и потому по-нашему, по-актерскому, считается, что был необходимый нам процесс общения».[131]

Объект может быть одушевленный и неодушевленный, реальный и воображаемый; в себе (мысли, чувства и т. д.) и вне себя (все окружающее); в прошлом, настоящем и будущем; для всех пяти органов чувств и т. д. Когда вы имеете дело с воображаемым объектом, например, отсутствующим другом, не старайтесь подлинно увидеть этот объект, не надо галлюцинировать, ведь дело-то не в самом объекте, а во внутреннем отношении к нему. Вот почему не рекомендуется при работе над ролью прибегать к воображаемому объекту вместо живого партнера. Привычка к такой форме неправильного общения (с нереальным объектом) переносится на сцену, и актер перестает воспринимать своего живого, конкретного партнера.

«Какая мука играть с актерами, — жаловался К. С. Станиславский, — которые смотрят на вас, а видят кого-то другого и применяются к нему, а не к вам. Такие партнеры отделены стеной от тех, с кем должны были бы общаться непосредственно; они не принимают ни реплик, ни интонаций, никаких приемов общения. Их завуалированный глаз смотрит в пространство и галлюцинирует. Бойтесь этого опасного и мертвящего актерского вывиха».[132]

Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Смотреть картинку Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Картинка про Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры. Фото Что такое общение какие необходимы условия чтобы общение состоялось приведите примеры

1. Общение с одушевленным и неодушевленным объектом.

Прежде чем начать общение, создайте предлагаемые обстоятельства. Конкретно офантазируйте их, призвав на помощь эмоциональную память, и, когда фантазия и эмоциональная память возбудят повторные чувства и мысли, наметьте себе цель, задачу, действия: а) рассмотрите всех сидящих в комнате, проверьте в каком они настроении; б) рассмотрите эскизы к будущему спектаклю, новую скатерть на столе, новый костюм соседа и т. д.

2. Общение с объектами для всех пяти органов чувств: а) посмотрите и послушайте через окно (если можно, от кройте его), что делается на улице; б) определите окружающие вас запахи в комнате, в саду и т. д.;

3. Общение с объектом ранее виденным, слышанным: а) вспомните все события вчерашнего дня; б) вспомните художественную выставку, музей, демонстрационный зал моделей сезона и т. д.; в) вспомните картины художников: А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. Е. Репина «Бурлаки», А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях» и другие.

Упражнения (на отношение к объекту — когда сам объект возбуждает отношение, эмоцию).

Перевязать раненую руку: а) знаменитому человеку; б) близкому другу; в) человеку, причинившему вам горе и страдание (действие, то есть «что делаете», одно и то же — перевязываете руку, но «как делаете» — разное).

Подать пальто (или помочь одеться): а) уважаемому всеми педагогу; б) девушке, с которой дружите; в) сестре, на которую вы сердиты.

Вернуться домой после нескольких дней отсутствия: а) к матери; б) в семью брата, где вам не рады; в) к товарищу, с которым хотите помириться.

Встретить и принять прибывших к вам домой: а) из длительной командировки друга; б) начальника; в) нежеланного скучного гостя.

Поздороваться с человеком: а) которому должен и еще не скоро сможешь отдать долг; б) со старичком соседом по квартире; в) с ректором института.

Преподнести подарок: а) знаменитому актеру в день его юбилея; б) новобрачным.

Навещать больного: а) дочку, младшую сестренку, мать или отца; б) сослуживца (по поручению); в) умирающего друга.

Ответить на приветствие: а) человека, с которым в ссоре; б) которого не знаете; в) которого не уважаете.

Уступить место: а) пожилому незнакомому человеку; б) девушке, которая вызвала в вас чувство симпатии; в) начальнику; г) женщине с ребенком.

В этих упражнениях можно разрешить минимум слов, если они необходимы для действия (одну-две фразы).

Раздел II. Способы, приемы общения

Если имеются внутренний материал и объект, с которым надо общаться, необходимо найти средства, приемы, пути общения. Прежде всего можно общаться словами, голосом. Слова передают мысль, а голосовая интонация окрашивает слова и мысль чувством — это и есть общение словесное. Можно общаться жестом, движением (например — позвать, указать, куда идти, оттолкнуть и т. д.). Это физическое общение, или, как ныне принято называть, «органическое молчание».

Но самое тонкое общение — это «лучеиспускание» и «лучевосприятие». Такое общение К. С. Станиславский называл «нежным щепетильным процессом». Он объяснял: «Наши внутренние чувства и желания испускают лучи, которые просачиваются через наши глаза, через тело и обливают других людей своим потоком. Лучевосприятие — это обратный процесс, то есть вбирание в себя чужих чувств и ощущений».[133] Через лучеиспускание нельзя передавать сложные мысли, умозаключения, а только ощущения и чувства, причем передаются и самые тонкие, сложные чувства, которые не поддаются точному определению.

Разговор глаз — самый ценный способ общения, так как он передает подсознательное, сверхсознательное.

Упражнения (на словесное общение).

Педагог предлагает участникам назвать темы упражнений на словесное общение. Придуманные ими предлагаемые обстоятельства должны быть такими, чтобы для общения в них требовались бы только слова. Например:

Посещение доктором больной. Больная вся забинтована, двигаться ей нельзя.

Тюрьма. Ночь. В камере находятся двое. Они связаны и лежат в разных углах. Каждому нужно выяснить, кто его сосед и откуда он.

Шоссе. На обочине дороги стоит машина со срочным грузом. Шофер под машиной что-то исправляет, а сопровождающий торопит его и предлагает свою помощь.

Разговор двух людей, находящихся в разных комнатах.

Телефонный разговор (участвуют двое, можно и трое, когда в разговор случайно вмешивается третий человек).

В комнате сидят двое и беседуют. Погас свет, беседа продолжается.

Деловой разговор двух — один находится у окна на пятом этаже, другой внизу на улице.

Разговор между девочкой и мальчиком о школьных уроках через запертую дверь.

Все указанные выше темы раздаются участникам и предлагается действовать. Подобные задания рекомендуется давать и на дом. Не разрешайте в упражнениях на словесное общение очень много говорить. Пусть ученики ограничиваются минимумом слов, произнося лишь те, которые необходимы для действия и достижения поставленной цели.

Упражнения (на физическое общение — то есть на органическое молчание).

На рыбной ловле. На берегу реки сидит рыбак с удочкой. Приходит девушка, громко поющая песню. Рыбаку надо подать знаки, чтобы она не подходила близко, ушла в сторону и не пугала рыбу.

Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через закрытое окно дома.

Читальный зал или клуб, где идет собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия.

Больница. Больной говорить не может, действует только одна правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать домой письмо.

В засаде. В этот дом должны прийти враги, изменники Родины.

Развесить красные флаги в канун 7 Ноября в оккупированной зоне, где хозяйничают фашисты.

Передать задание подпольной организации. Место действия — городской сад, скамейка на крайней аллее, кругом народ.

Все жесты и движения в этих упражнениях должны быть конкретны, выразительны и оправданы необходимостью, логикой.

В этих формах общения все время присутствуют также лучеиспускание и лучевосприятие. Можно дать задание на дом — придумать самим упражнения на физическое общение.

Упражнения (на лучеиспускание и лучевосприятие).

Разбить участников на пары и предложить одному из каждой пары вспомнить случай из жизни. При помощи эмоциональной памяти вызвать повторные чувства и поделиться ими со своим партнером. Или установить, какое свое отношение, чувство к партнеру он хочет передать ему (так, например, он хочет его обласкать, выразить презрение, обрадовать новостью и т. д.), зажить внутренней сущностью этого чувствования при помощи элементов психотехники и попробовать передать свое внутреннее побуждение партнеру, а тот должен понять, что ему передают.

Вспомнить, как умирал дорогой вам человек.

Вспомнить день первого объяснения в любви.

Вспомнить приятную или неприятную встречу.

Выразить свое презрение к партнеру.

Ваш партнер — соперник.

Следите, чтобы при исполнении данных упражнений не было мышечного напряжения, чтобы не нервничали, не торопились, не прибегали бы к мимическим ужимкам, а старались передать свое отношение, эмоцию партнеру через глаза.

Напомните ученикам слова К. С. Станиславского: «При мышечном напряжении не может быть речи о влучении и излучении».[134] «Для того, чтобы „облить“ другого лучами своих желаний, не надо мышечной работы. Физическое ощущение исходящего из нас тока едва уловимо».[135]

В этих упражнениях не разрешайте начинать общаться, пока они не запасутся материалом, то есть соответствующими эмоциями и видениями, необходимыми для внутреннего общения. Эти упражнения можно делать только с реальным партнером, а не с воображаемыми объектами.

Раздел III. Приспособление

Это как внутренние, так и внешние приемы, способы, при помощи которых люди подходят при общении друг к другу и воздействуют на партнера. «Этим словом — приспособление — мы впредь будем называть как внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении и помогают воздействию на объект».[136]

Приспособления необходимы актеру для того, чтобы заражать других своим состоянием и заставлять их лучше чувствовать то, что не досказывается словами. Приспособления бывают сознательные и подсознательные (интуитивные). Каждое переживаемое внутри чувство требует своего приспособления, «Чем сложнее задача и передаваемое чувство, тем красочнее и тоньше должны быть и самые приспособления, тем многообразнее их функции и виды».[137]

Актеру «надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности».[138] При этом не следует забывать о разности приспособлений общения в связи с разностью расстояний (К. С. Станиславский называл это условно «масштабом общения»).

Актеру надо всегда опасаться ветхости и затасканности приспособлений. Когда приспособление износилось, его надо заменить свежим. Некоторые актеры в таких случаях стараются пополнить запас своих приспособлений заимствованием их у других, более талантливых актеров. Но это опасно, так как только в редких случаях актер может сродниться с чужими приспособлениями, перерождая их в свои собственные. Обычно они остаются чуждыми, мертвыми, плохими копиями. А поэтому лучше пусть будут скромные, но свои.

В театре нередко режиссер или товарищ подсказывают нам те или иные приспособления. К. С. Станиславский в свое время указывал: «Такими сознательными приспособлениями надо пользоваться осторожно и мудро. […] Не позволяйте себе просто копировать их! Надо уметь присваивать себе чужие приспособления и делать их своими собственными, родными, близкими. Для этого нужна большая работа, нужны новые предлагаемые обстоятельства, манки и прочее».[139]

Такая же психотехническая работа нужна, «когда артист подсмотрит в реальной жизни типичные для его роли приспособления».[140] Откуда же актеру брать все новые и новые приспособления взамен износившихся?

Любые человеческие состояния, настроения, учил К. С. Станиславский, окажутся пригодными для новых красок и оттенков приспособления, если они будут оправданы изнутри.

Упражнения (на правильный выбор приемов, способов общения, исходя из предлагаемых обстоятельств).

1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.

Освобождение из тюрьмы взятого врагами советского офицера.

Сквер. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидящей на скамейке.

Испания. Встреча советского туриста-рабочего с безработным испанцем. Признание в братской солидарности и дружбе.

Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Москве. Разные специальности, разные языки, идет общение.

Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к которому она не особенно благоволит.

Упражнения (на «масштаб» общения).

Прежде чем начать упражнения, педагог приводит пример на два разных «масштаба» общения, или иначе, два разных приспособления в связи с разностью расстояния между партнерами. Предположим, что один из учеников — рабочий-крановщик, другой — бригадир. Бригадир находится внизу на строительной площадке. Он должен сообщить крановщику, что нужно срочно подать материал к новому корпусу. Для этого ему приходится напрягать голос. Движения, жесты в этом случае должны быть широкие, крупные.

Все внешние приспособления, когда общение идет на расстоянии, надо усиливать, делать их резче, виднее.

Если же бригадир дает задание рабочему, который находится рядом, то говорить надо нормально, жест должен быть выразительный, но не укрупненный.

Идет спуск с высокой горы. Один из туристов стоит высоко на выступе горы, а внизу другой и что-то ему сообщает о спуске.

Через Оку ходит паром. Ранним утром на противоположном берегу появилась группа велосипедистов. Они просят, чтобы паромщик выехал срочно за ними.

Дом. На балконе пятого этажа стоит девушка и смотрит вниз, где стоит молодой человек, который уговаривает ее пойти с ним в кино.

На другом берегу реки сидит девушка. Нужно ее позвать.

Мать больна, лежит в постели и дремлет. Дочь, которая уходит на работу, наказывает брату ухаживать за матерью, давать лекарства и т. д.

Кроме этих упражнений, надо предложить придумать самим темы на «масштаб» общения и проделать их. Педагогу надо следить, чтобы способы общения, «масштаб» соответствовали бы обстоятельствам и чтобы не нарушалась логика действий. Напоминайте участникам о необходимости создания конкретных предлагаемых обстоятельств, четких взаимоотношений действующих лиц.

Упражнения (на смену приспособлений, когда используется как приспособление любое человеческое состояние).

1. Выпроводить из комнаты (приспособление — притворство).

Занять единственный диван, находящийся в комнате студенческого общежития, чтобы отдохнуть на нем (приспособления — у одного участника — обман, у другого — страх).

Уговорить подругу пойти в театр.

Уйти с урока раньше времени.

Отпроситься у начальника в отпуск в летний месяц.

Уговорить родителей отпустить меня на комсомольскую стройку Урала.

Уговорить директора театра дать мне постановку очередной пьесы репертуарного плана.

Выпытать тайну у своего товарища.

Заставить подругу признаться в неправоте ее действий по отношению ко мне.

Выпросить любимую вещь у сестры.

Добиться у врача разрешения на участие в спортивных соревнованиях.

Сделать так, чтобы педагог, который по плану должен вас сегодня спросить, не вызвал бы.

Матери уговорить сына не идти в летную школу.

Объясниться девушке в любви.

Уговорить мастера цеха перевести меня в комсомольскую бригаду.

Каждое из данных упражнений предложите сделать 2–3 раза, беря всякий раз приспособлением другое состояние, настроение. Можете сами указать, какое состояние, настроение в данном упражнении должно служить приспособлением, но оно должно быть обязательно оправдано изнутри.

Когда приспособление приелось или когда оно не действует на партнера, надо пробовать другое, третье и т. д., пока не найдете такое, которое будет воздействовать на партнера, проникать в его душу.

Очень хороший пример смены приспособлений мы видим в сцене Розины и Бартоло в пьесе «Севильский цирюльник» Бомарше (действие II, явление 15).

Розина, чтобы исполнить действие — спасти письмо Альмавивы от Бартоло, — прибегает к следующим приспособлениям:

Ложь («Ах да, это письмо от моего двоюродного брата»).

Чувство оскорбленного достоинства («Опять какое-нибудь подозрение. подобная бесцеремонность мне очень не нравится… при том, что это неслыханно — читать чужие письма»).

Угроза («Если вы ко мне подойдете, я убегу из дому»…).

Хитрость (меняет письма местами, кладет письмо двоюродного брата в карман передника таким образом, что кончик его виден).

Отчаяние («Вы скорей убьете меня, чем получите письмо… Злосчастная Розина. какая ужасная судьба. »).

Притворство (вся сцена после обморока).

К. С. Станиславский говорил, что актеру никогда не надо ограничивать себя в выборе приспособлений: «Резкие контрасты и неожиданности в области приспособлений только помогают воздействовать на других при передаче душевного состояния».[141]

В упражнениях на смену приспособлений можно использовать те же темы, что и в предыдущих упражнениях. При этом педагогу необходимо еще раз напомнить, что если приспособление, выполняющее служебную роль, становится самоцелью, то это приводит к наигрышу приспособлений и уводит от основной задачи и объекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *