Что такое общественное движение в 19 веке

Общественное движение в XIX веке

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Общественное движение в XIX в. подразумевает два не связанных между собою до конца XIX в. движения: 1) освободительное (с 1860-х гг.— революционное) и 2) рабочее.

1. Освободительное движение

Ленин делил историю освободительного движения в России на три периода, назвав их по сословному положению основной движущей силы:

1) дворянский (с 1825 г.);

2) разночинский, или революционно-демократический (с 1861 г.);

3) пролетарский (с 1895 г.).

1. дворянский период (1825–1861) — начинается с восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге и продолжается в форме различных политических кружков. Его представители были главным образом дворяне.

2. разночинский, или революционно-демократический, период (1861–1895) — начинается после отмены крепостного права. Его главными деятелями были разночинцы-народники — студенты, демократическая интеллигенция (преимущественно не дворяне). По своему политическому содержанию и направленности (цели) он может быть также назван революционно-демократическим.

Этот период также начинался с различных политических кружков и тайных революционных обществ и организаций: первая «Земля и Воля», кружки «ишутинцев», «долгушенцев», «чайковцев» (названы по именам руководителей) и др.

В 1860 – начале 1870-х гг. они много сделали для развития общественной мысли и пропаганды революционных идей. С этого времени освободительное движение принимает форму революционного движения. Главным его представителем было зародившееся в конце 1860-х гг. революционное народничество. наиболее рельефно оно проявило себя в 70-е гг. XIX в.

Начав с теоретических споров, народники в 1874 г. перешли к практическим делам — пропаганде среди крестьян. «Хождение в народ» охватило около 40 губерний. Большинство пропагандистов (социалистически настроенных студентов) были выданы самими крестьянами и арестованы. Вторая попытка — «оседлая пропаганда» в 1876 г.— тоже не удалась.

В 1876–1879 гг. в Санкт-Петербурге действует тайная революционная организация — вторая «Земля и воля» (Г. В. Плеханов, С. М. Степняк-Кравчинский, Софья Перовская, А. И. Желябов, Вера Засулич, Вера Фигнер). Она выступала за насильственный переворот. В 1878 г. народники переходят к методам террора, чтобы запугать правительство и вынудить его дать конституцию.

В 1879 г. возникает законспирированная террористическая организация «Народная воля». Народовольцы ставили целью переворот, цареубийство и создание революционного правительства. Их последним актом было убийство 1 марта 1881 г. Александра II.

После этого народничество принимает форму легального народничества с его «теорией малых дел».

3. пролетарский период (1895–1917). В 1880-е гг. в России распространяются марксистские идеи. В 1895 г. молодые социалисты Ленин и Мартов создают в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» с целью привнесения революционной социалистической идеологии в рабочее движение. Поэтому Ленин и датирует третий период 1895 г.

С конца 1880-х гг. в России возникают первые национальные социал-демократические партии: армянская, литовская, польская, в 1897 г.— «Бунд» (партия еврейского пролетариата). В 1898 г. в Минске проходит I съезд РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), которая на своем II съезде в 1903 г. раскололась на большевиков и меньшевиков.

В 1902 г. из народнических кружков возникает партия эсеров (социалистов-революционеров).

Таким образом, в конце XIX – начале XX в. в России складываются партии социалистического толка, заявившие о защите интересов пролетариата и крестьянства. Они были немногочисленны (от силы несколько тысяч человек) и существовали на нелегальном положении. Ведущую роль в их руководстве играли представители интеллигенции.

Буржуазные партии возникают позднее — в ходе Первой русской революции.

2. Рабочее движение

Рабочее движение зарождается в России в 60-е годы XIX в.в период ускоренного развития капитализма после отмены крепостного права.

Его цель — улучшение условий и оплаты труда, оно выдвигает экономические требования. Основная форма борьбы за свои интересы — стачки (забастовки). Сначала рабочее движение носит стихийный и неорганизованный характер, но постепенно оно становится более организованным.

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

В 1870-е гг. возникают первые рабочие организации«Южно-российский союз рабочих» (в Одессе) и «Северный союз русских рабочих» (в Петербурге). Они существуют по одному году, потом разгромлены полицией. Знаменитая Морозовская стачка в 1885 г. показала властям силу рабочего класса. В 1890-е гг. рабочее движение окрепло, увеличивается число политических требований. по инициативе социал-демократов начинается соединение рабочего движения с революционным.

Развитие революционной мысли и организации, крепнущее рабочее движение стали ответом общества на неспособность властей разрешить кардинальные проблемы России. Все это свидетельствовало о назревании революционного кризиса, который особенно обострился с вступлением России в империализм. Это привело к трем революциям начала XX в.

Источник

Общественно-политические движения в России 19 века

19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве. От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП). Как это происходило?

Предпосылки

К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право. Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять. Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.

Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.

Декабристы

Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек. Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться. Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821—1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.

Поиск путей

Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков. Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?». Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.

Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры. Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии. Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.

Отмена крепостного права

К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма. Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому. Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.

Активизация революционеров

Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений. В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.

Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные. Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания. Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.

В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства. Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны. Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу. Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел». Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.

В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.

Самые активные

В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс. В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю. Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.

Источник

Общественное движение России конца 19 века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века

НаправлениеРазветвленияПредставители
ТрадиционализмГосударственный консерватизмКонстантин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философскийКонстантин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильствоНиколай Данилевский, Николай Страхов
ЛиберализмЗемскийИван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский)Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
НародничествоРеволюционноеП.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
ЛиберальноеНиколай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
НеореволюционноеВиктор Чернов
АнархизмРеволюционныйПетр Кропоткин, Михаил Бакунин
МирныйЛев Толстой
Марксизм (социал-демократы)ЛегальныеПетр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
РеволюционныеВладимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть фото Что такое общественное движение в 19 веке. Смотреть картинку Что такое общественное движение в 19 веке. Картинка про Что такое общественное движение в 19 веке. Фото Что такое общественное движение в 19 веке

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Источник

«Общественное движение» в России XIX–XX веков

Кирилл Соловьев о понятии, масштабах и характере явления

COLTA.RU совместно с Российским научным фондом продолжает проект «Острова империи: люди и события».

27 января в Ростове-на-Дону состоялся научный семинар «Общественное движение в Российской империи: участники, структуры, идеи». Когда появляется общественное движение? Кто и как становится его лидером? Что делала власть в условиях развития общественной активности? Чем отличалось общественное движение на окраинах от событий в имперских столицах? Вот только некоторые вопросы, которые находились в центре развернувшейся дискуссии.

Мы начинаем публиковать краткие версии докладов участников семинара. Открывает этот «сериал» Кирилл Соловьев — доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книг «Политическая система Российской империи в 1881–1905 годах: проблема законотворчества» (М.: Политическая энциклопедия, 2018), «Самодержавие и конституция. Политическая повседневность в 1906–1917 годах » (М.: Новое литературное обозрение, 2019).

В научном обиходе историка много очевидностей, которые на деле таковыми не являются. Это относится и к понятию «общественное движение». О нем выходят работы — статьи и монографии. К настоящему моменту их горы. При этом за скобками остается простой вопрос: что понимается под общественным движением? Каковы его социальные параметры? Каково географическое распространение? Была ли взаимосвязь с массовым и национальным движением? На все эти вопросы не ответить, пока мы не определимся с тем, о чем идет речь. Надо дать дефиницию. Вполне показательно, что даже перевод понятия на любой европейский язык вызывает заметные трудности.

Термин «общественное движение», скорее всего, «всплыл» в работах историка и литературоведа Александра Пыпина (1833–1904). В своих ранних трудах он писал об «умственном движении», «образовательном движении», «европейском движении». Эти понятия возникали в его сочинениях в связи с «литературными мнениями» второй четверти XIX века, «обществом», которое он неизменно брал в кавычки. В конце концов «общество» и «движение» слились воедино — сложилось «общественное движение» как понятие в трудах Пыпина, а потом и многих других, кто воспринял это словосочетание как нечто должное. Вполне характерно, что его история логически и генетически связана с литературным процессом в России. Общественное движение составляли, в первую очередь, литераторы (в том числе публицисты, журналисты), обсуждавшие преимущественно «литературные проекты» (например, издание газеты или журнала). Собственно, вокруг такого периодического издания и выстраивалась вся инфраструктура неправительственной политики (чаще всего оппозиционной, но все же далеко не всегда). Газета в известном смысле и есть общественное движение, его материализация.

Разговор об общественном движении подразумевает ответ на вопрос: что есть общество? Можно ограничиться весьма привычным определением: образованное меньшинство… Однако очевидно, что далеко не все образованные (и даже очень образованные) лица в это общество входили. Можно обратиться к привычному понятию «интеллигенция». Правда, с этим словом возникает значительно больше трудностей. С ним связан целый ряд ассоциаций и даже эмоциональных переживаний. Оно скорее скрывает от исследователя явление, нежели объясняет его. В этом понятии слишком много «метафизического». Все же у общества начала XX века были вполне определенные социальные параметры. Можно о них спорить (что, впрочем, традиционно и делают историки). Предлагаемые цифры сильно разнятся. Одни (Борис Миронов) оценивают общество в России в начале XX века в 16% населения страны, другие (Лутц Хефнер) — в 3%, третьи (Исаак Розенталь) — в 1%. Все эти оценки довольно условны. В любом случае речь о меньшинстве населения страны.

По умолчанию подразумевается, что общественное движение — это форма активности как раз того малочисленного общества. Однако таких форм много: это общественные организации, меценатство, благотворительность, кооперативное движение, профессиональные союзы, корпоративные объединения… В большинстве случаев они не подразумевают политической деятельности, которая историка чаще всего и интересует. Правда, совсем недавно все же было дано определение общественного движения. Итак, «общественное движение — это сложносоставное исторически обусловленное явление, аккумулирующее в себе общественное интеллектуальное пространство, акторов, идеи, организации и практики, необходимые для реализации моделей как совершенствования существующих институтов и структур, так и их коренного переустройства в соответствии с вызовами времени» (В.В. Шелохаев, К.А. Соловьев. Общественное движение в России (методологические и историографические проблемы) // Россия XXI. 2018. № 4. С. 146). Проще говоря, общественное движение — это форма именно политической активности общества.

Тех, кто был вовлечен в нее, можно пересчитать. Среди немногочисленной общественности лишь ничтожная часть может быть отнесена к общественному движению. Даже в момент наивысшей его активности (1905–1906 гг.) участниками такого движения были доли процента населения страны. До 1905 года и после 1907-го о таких существенных показателях говорить не приходится. При самом расширительном толковании общественного движения речь должна идти о десятках тысяч человек на всю Россию. Характерны и особенности географического распространения общественного движения в стране. Оно захватывает, прежде всего, городское население: в первую очередь, столицы, затем губернские города и только уж затем уездные. Кроме того, общественное движение в России находилось в тесном взаимодействии с эмигрантскими группами, где также реализовывался ряд важных «литературных проектов» (например, издание нелегальных журналов и газет).

Много или мало представителей той или иной группы — это всегда оценочные суждения. Все зависит от точки отсчета. По крайней мере, масштабы общественного движения рубежа столетий сравнительно значимы по сравнению с тем, что было прежде. 1890-е годы оказываются для него переломными. Именно тогда процессы организации и дифференциации общественности приобретают особое ускорение. Формы ее деятельности стремительно эволюционируют от кружка к протопартии и от протопартии к партии. И все же она продолжает зиждиться на кружковой культуре, которая многое определяет в политическом облике всех объединений различных направлений.

Конечно, эти вопросы заслуживают особого внимания. И все же на первое место следует поставить другую проблему. Как все же скромное по своим масштабам общественное движение получило возможность транслировать свои взгляды и «вверх», и «вниз», воплощать слово в дело, прямо или косвенно влиять на правительственную политику и в итоге стать героем бесчисленных исторических сочинений, издаваемых до сего времени?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *