Что такое общественный сектор

Общественный сектор экономики

Смотреть что такое «Общественный сектор экономики» в других словарях:

общественный сектор — Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

государственный сектор экономики — Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

государственный сектор экономики — Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

СЕКТОР — (sector) Часть экономики. Сектора в экономике могут быть определены различными способами. Например, во главу угла ставится организация, осуществляющая затраты. Таким образом, экономика разделяется на государственный (общественный) сектор, который … Экономический словарь

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Финансовый словарь

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Смешанной экономики теория — буржуазно реформистская концепция, согласно которой экономика развитых капиталистических стран в результате роста масштабов хозяйственной деятельности государства превратилась из системы частного предпринимательства в систему т. н.… … Большая советская энциклопедия

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

Источник

Принципы общественного сектора экономики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «общественный сектор»

Общественный сектор – это государственный сектор, который представляет интересы всего населения и обслуживает его с целью удовлетворения ключевых потребностей. Государство выступает в качестве основного социального института, который способен не только организовать, но также и скоординировать взаимоотношения граждан и социальных групп друг с другом на территории одного государства. Обеспечивая условия их совместной деятельности, государство также может контролировать все процессы и явления и регулировать их во благо всех сторон, участвующих в общественных отношениях.

Поскольку государство играет особую роль, оно может оказывать воздействие и на экономическое поведение субъектов хозяйствования. Происходит это путем использования своих полномочий в принятии законодательных и иных нормативно-правовых актов и документов, а также решения по налогообложению, субсидий и иных мер для дальнейшего регулирования экономической деятельности населения.

Важнейшей частью общественного сектора экономики являются экономические активы. Это совокупность объектов, на которые институциональные единицы, такие, как индивидуальные и коллективные единицы, устанавливают особые права собственности, а также из которых владельцы могут извлекать выгоду путем их хранения и дальнейшего использования в течение определенного, четко установленного промежутка времени.

Активы могут быть двух основных типов:

Каждый субъект экономического общественного сектора имеет право владеть любыми видами экономических активов, и финансовыми, и нефинансовыми. Также они могут получать доход от их использования и распоряжаться полученным доходом в соответствии со своими целями и потребностями. Также отметим, что нефинансовые экономические активы включают в себя производственные и непроизводственные активы. В состав производственных активов входят все активы, которые можно признать продуктами экономической деятельности. Это и основной капитал, и дополнительные запасы материальных оборотных средств, а также ценности, причем для каждого физического или юридического лица эти ценности определяются по-своему.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, под общественным сектором экономики принято понимать государственный сектор. Его задача – представлять интересы всего населения и обслуживать его с целью удовлетворения наиболее жизненно важных потребностей. Основные направления деятельности общественного сектора экономики – это предоставление общественных благ. Как правило, этот процесс производится на бесплатной основе, благодаря перераспределению доходов и богатства, а также путем оказания социальной помощи населению.

Принципы, лежащие в основе общественного сектора

Работа общественного сектора основывается на нескольких основных принципах. В нем все блага и услуги предоставляются на добровольной и бесплатной основе. Доходы и богатства перераспределяются с целью оказания социальной помощи наиболее нуждающимся категориям населения. Также в сферу деятельности общественного сектора входит производство и последующая реализация товаров и услуг на коммерческой основе. Они предоставляются предприятиям, которые принадлежат государству или в определенной степени контролируются им.

К составным частям общественного сектора следует отнести сектор государственного управления, а также предприятия, которые принадлежат государству или контролируются им. Но при этом они относятся к нефинансовым или финансовым корпорациям (в соответствии с системой национальных счетов). Основа общественного сектора – это сектор общественного (или, так называемого, государственного) управления. Применительно к нему формируются также государственные финансы, которые затем перераспределяются в равных долях между участниками экономических отношений.

К ключевым функциям государственного управления относятся обеспечение политической деятельности, регулирование доходов и расходов, предоставление товаров и услуг населению, социальной помощи особым категориям граждан. Товары и услуги предоставляются на нерыночной основе, предназначены для коллективного или индивидуального потребления любыми членами общества. Также очень важно перераспределение доходов и богатства, используя при этом трансферты и систему субсидий.

К функциям общественного сектора, на которых строятся принципы, следует отнести следующие:

Также данный сектор нацелен на отражение тех интересов, которые проявляет политическая система.

Необходимо учесть связь общественного сектора экономики с доходами государства, а также экономическими и социальными проблемами. Они связаны с мобилизацией денежных средств в государственный бюджет, а также с путями налогообложения различных категорий лиц: как юридических, так и физических. Проводится оценка затрат и дальнейших результатов в общественном секторе, оптимизируются варианты использования имеющихся государственных ресурсов.

Общественный сектор напрямую решает вопросы бюджетного федерализма и тенденциями развития общественного сектора, его масштабами в высокоразвитых странах, а также странах, которые находятся на пути к своему развитию в соответствии с современными тенденциями и требованиями. Таким образом, к принципам относится справедливость, мобильность, учет особых категорий граждан, которые в особом порядке нуждаются в услугах и товарах, предоставляемых общественным сектором экономики.

Источник

Лекция 1.

Описание

Оглавление

1. Общественный сектор в современной смешанной экономике

1. Общественный сектор — это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX—XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешан­ной экономике. В последующий период произошло ее станов­ление и утверждение как новой перспективной формы социаль­но-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития — формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нели­нейный характер. С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных соци­ально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей — классов и социальных групп. С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потреб­ность перехода от узко конфронтационного подхода к целост­ному видению общественного прогресса, к необходимости вы­явления универсальных тенденций развития современной циви­лизации, их синтезу.

На современном этапе общественного прогресса смешанная экономика переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, к обществу, основанному на знаниях и ориентированному на развитие человека как самоценности. Ее изменение характери­зует переход к обществу и экономике, которые становятся ча­стью глобальной мировой системы. Это придает новые черты со­временной смешанной экономике, развитие которой выходит в узкоэкономические рамки одномерного видения индивида как экономического человека. На смену приходит многомерная трак­товка человека как общественного существа, что требует нетради­ционного, нового подхода.

Общественный сектор представляет собой совокупность ре­сурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с по­мощью системы бюджетного финансирования в сочетании с пра­вовым администрированием и политическим механизмом обще­ственного выбора (голосования избирателей).

Общественный сектор в современных условиях характеризу­ется расширением зон частичных провалов рынка. Это связано с увеличением объема смешанных общественных благ, благ и со­циальных услуг со значительным внешним эффектом и отдель­ных комплектующих элементов общественного блага как едино­го блага. Организация производства и особенно поставка таких благ осуществляются на основе государственного и частного партнерства с использованием рынка. Общественный сектор выступает в роли не только субъекта публичного права, но и участника, контрагента рыночного процесса.

Провалы рынка это ситуации, в которых свободное дейст­вие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограничен­ность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рын­ков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка.

1. Наличие монополий (прежде всего естественных), а также оли­гополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме созда­ния государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ.

Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально соз­даваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития нацио­нальной экономики. Легальная монополия создается законода­тельно и существует в форме исключительных временных при­вилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия у производителей и потреби­телей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосве­домленностью потребителей о достоинствах и недостатках това­ров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохра­нения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

3. Внешние эффекты — издержки (отрицательные внешние эф­фекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрица­тельных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) го­сударство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

6. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (эконо­мические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие нега­тивные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1) Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2) Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3) Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

4) Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Структура общественного сектора. Отсутствует общепринятая структура.

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Рис. 1 Структура ОС.

На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

По мнению Н.А. Восколович структура общественного сектора состоит из:

Главными причинами их отнесения к общественному сектору, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, деятельность ННО в экономической сфере: помощь рынку в преодолении провалов путем производства и предоставления общественных благ. Во-вторых, усиление значимости ННО в общественном секторе: путем взаимодействия с государственными структурами появляются новые механизмы предоставления социально значимых благ нуждающимся группам населения. В-третьих, способность ННО осуществлять свою деятельность в тех сферах, где ни рынок, ни государство не способны функционировать эффективно.

Таким образом, под общественным сектором мы предлагаем понимать часть экономики страны, представленную государственной и муниципальной системой, негосударственными некоммерческими организациями, объединениями смешанной формы, а также небольшой частью частного сектора, располагающей ресурсами, аккумулирующимися в результате взаимодействия указанных подсекторов, а также с другими секторами экономики, которые направляются на преодоление провалов рынка через механизмы производства общественных благ, установления определенных правил, преодоления несовершенства конкуренции, снижения воздействия экстерналий и др.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х годов этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка и электроэнергетика.

В разных странах время от времени предпринимаются попытки сокращения масштабов государственного регулирования экономики. Характерным примером подобной политики могут служить рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи приватизации. В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Размер общественного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием.

К числу получаемых обществом выгод относятся:

— компенсация “провалов” рынка,

-сглаживание циклического развития экономики,

-достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др.

Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

Источник

Экономика общественного сектора

Лекция 1.

1. Общественный сектор в современной смешанной экономике

1. Общественный сектор — это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX—XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешан­ной экономике. В последующий период произошло ее станов­ление и утверждение как новой перспективной формы социаль­но-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития — формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нели­нейный характер. С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных соци­ально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей — классов и социальных групп. С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потреб­ность перехода от узко конфронтационного подхода к целост­ному видению общественного прогресса, к необходимости вы­явления универсальных тенденций развития современной циви­лизации, их синтезу.

На современном этапе общественного прогресса смешанная экономика переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, к обществу, основанному на знаниях и ориентированному на развитие человека как самоценности. Ее изменение характери­зует переход к обществу и экономике, которые становятся ча­стью глобальной мировой системы. Это придает новые черты со­временной смешанной экономике, развитие которой выходит в узкоэкономические рамки одномерного видения индивида как экономического человека. На смену приходит многомерная трак­товка человека как общественного существа, что требует нетради­ционного, нового подхода.

Общественный сектор представляет собой совокупность ре­сурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с по­мощью системы бюджетного финансирования в сочетании с пра­вовым администрированием и политическим механизмом обще­ственного выбора (голосования избирателей).

Общественный сектор в современных условиях характеризу­ется расширением зон частичных провалов рынка. Это связано с увеличением объема смешанных общественных благ, благ и со­циальных услуг со значительным внешним эффектом и отдель­ных комплектующих элементов общественного блага как едино­го блага. Организация производства и особенно поставка таких благ осуществляются на основе государственного и частного партнерства с использованием рынка. Общественный сектор выступает в роли не только субъекта публичного права, но и участника, контрагента рыночного процесса.

Провалы рынка это ситуации, в которых свободное дейст­вие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограничен­ность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рын­ков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка.

1. Наличие монополий (прежде всего естественных), а также оли­гополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме созда­ния государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ.

Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально соз­даваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития нацио­нальной экономики. Легальная монополия создается законода­тельно и существует в форме исключительных временных при­вилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия у производителей и потреби­телей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосве­домленностью потребителей о достоинствах и недостатках това­ров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохра­нения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

3. Внешние эффекты — издержки (отрицательные внешние эф­фекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрица­тельных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) го­сударство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

6. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (эконо­мические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие нега­тивные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1) Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2) Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3) Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

4) Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Структура общественного сектора. Отсутствует общепринятая структура.

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Рис. 1 Структура ОС.

На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

По мнению Н.А. Восколович структура общественного сектора состоит из:

Главными причинами их отнесения к общественному сектору, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, деятельность ННО в экономической сфере: помощь рынку в преодолении провалов путем производства и предоставления общественных благ. Во-вторых, усиление значимости ННО в общественном секторе: путем взаимодействия с государственными структурами появляются новые механизмы предоставления социально значимых благ нуждающимся группам населения. В-третьих, способность ННО осуществлять свою деятельность в тех сферах, где ни рынок, ни государство не способны функционировать эффективно.

Таким образом, под общественным сектором мы предлагаем понимать часть экономики страны, представленную государственной и муниципальной системой, негосударственными некоммерческими организациями, объединениями смешанной формы, а также небольшой частью частного сектора, располагающей ресурсами, аккумулирующимися в результате взаимодействия указанных подсекторов, а также с другими секторами экономики, которые направляются на преодоление провалов рынка через механизмы производства общественных благ, установления определенных правил, преодоления несовершенства конкуренции, снижения воздействия экстерналий и др.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х годов этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка и электроэнергетика.

В разных странах время от времени предпринимаются попытки сокращения масштабов государственного регулирования экономики. Характерным примером подобной политики могут служить рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи приватизации. В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Размер общественного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием.

К числу получаемых обществом выгод относятся:

— компенсация “провалов” рынка,

-сглаживание циклического развития экономики,

-достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др.

Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *