Что такое общительность своими словами
общительность
Смотреть что такое «общительность» в других словарях:
общительность — Общительность … Словарь синонимов русского языка
общительность — коммуникабельность, контактность, открытость (характера), незамнутость, повадливость, общежительность, сообщительность. Ant. замкнутость, необщительность, малообщительность, застенчивость Словарь русских синонимов. общительность контактность,… … Словарь синонимов
общительность — ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, коммуникабельность, контактность, устар. общежительность, устар. повадливость, устар. сообщительность ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, артельный, коммуникабельный, компанейский, свойский, устар. общежительный, устар. повадливый, устар.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ — ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, общительности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к общительный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ — см. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
общительность — ▲ склонность личности ↑ к (чему), общение < > необщительность коммуникабельность способность человека к общению. коммуникабельный. общительность. общительный. разг: компанейский. общественный (он человек #). прост: свойский. артельный. душа … Идеографический словарь русского языка
Общительность — качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс О., взаимодействия и построения отношений между людьми. Понятие Общит. связано с терминами коммуникативность, контактность, но является более операциональным определением… … Психология общения. Энциклопедический словарь
общительность — bendringumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas bendrauti su kitais žmonėmis. atitikmenys: angl. communicability vok. Kommunikabilität, f rus. коммуникабильность; общительность … Sporto terminų žodynas
Общительность — ж. отвлеч. сущ. по прил. общительный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
общительность — общительность, общительности, общительности, общительностей, общительности, общительностям, общительность, общительности, общительностью, общительностями, общительности, общительностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Общительность
В психологии общительность (коммуникабельность) – это умение налаживать контакты, способность к взаимообогащающему и конструктивному общению с другими людьми. Она является одним из важнейших навыков, который позволяет успешно устанавливать социальные связи, что затрагивают как профессиональные, так и личные взаимоотношения.
В каких профессиях ценится общительность?
Пожалуй, сейчас найдется мало профессий, в которых общительность не будет ценным навыком. Но в каких-то из них, она будет более важной, например:
Но повторимся – в каждой профессии общительность может стать ценным активом.
Как развивать общительность?
Несмотря на то, что общительность – материя достаточно эфемерная, определить свой уровень вы можете с помощью специального психологического теста. Наиболее известный – тест Ряховского (пройти его можно здесь или здесь).
Если коммуникабельность важна в выбранной вами профессии или вы просто хотите стать более общительными, ничего лучше практики предложить в деле развития этого навыка невозможно. При этом нужно понимать уровень своей общительности; если вы прошли тест, то уже его знаете.
Условно разделим общительность на три уровня: низкий, средний и выше среднего. На каждом из уровней навык можно развивать, если практиковаться.
Низкий уровень
На этом уровне находятся те, кто настолько застенчив, что общается только с родственниками и самыми близкими друзьями и очень боится обращаться к остальным людям.
Здесь сложно дать какой-то однозначный совет. Если причины не в травмирующем опыте или заниженной самооценке, вариантом для того, чтобы сломать существующий барьер, могут стать телефонные звонки. Звоните в компании, продавцам с сайтов объявлений и т.д. Задача – приобрести уверенность и опыт, которые потом можно с высокими шансами на успех применить и в личном общении.
Средний уровень
На этом уровне вы умеренно общительны, но испытываете небольшую застенчивость при контакте с малознакомыми и незнакомыми людьми.
Дайте себе следующие задания:
Уровень выше среднего
Вы не испытываете особой застенчивости в общении с окружающими, но вам трудно их расположить, сложно добиться легкости в диалоге.
Враги общительности
Теперь поговорим о врагах общительности и том, как можно с ними бороться. Объединив упражнения выше и прислушиваясь к советам ниже, вы улучшите свои результаты.
Выше уже упоминалось, что врагов у общительности, по сути, два: неуверенность в себе и застенчивость. Чтобы справиться с ними, обратимся к советам американского социального психолога Филипа Зимбардо, автора книги «Как побороть застенчивость». Она, помимо решения проблемы, указанной в названии, призвана помочь и в уничтожении неуверенности в себе.
Зимбардо считает, что застенчивость, несмотря на некоторые свои преимущества, в целом калечит человека не менее, чем болезнь тела. Последствиями могут быть:
Для преодоления застенчивости автор предлагает следующее.
Шаг первый: ясность
В первую очередь вы должны четко осознать, чего хотите достичь. Вы желаете избавиться от застенчивости, развить уверенность в себе и полюбить общение с другими людьми? Так и запишите на листе бумаги. Это важно, потому что в моменты отчаяния он будет перед вашими глазами.
Получив ясность, давайте выявим социальные препятствия и то, как они влияют на ваше поведение и мышление:
Ответы на эти вопросы дадут вам глубокое понимание своего поведения в ситуациях, которые вызывают сложности.
Шаг второй: вызов своим предположениям
Теперь вспомните свои ответы из первого шага: вам нужно будет оспорить свои предположения.
Дело в том, что ваше мышление во время ситуации, вызывающей застенчивость, меняется кардинально и подсознательно вы считаете это поведение наилучшим. Поэтому важно бросить ему вызов:
Подобные стрессовые ситуации можно также назвать фобиями. Так вот, в эти моменты ваше восприятие искажается и пропускает только ту информацию, на которую вы себя изначально (сознательно или бессознательно) запрограммировали.
Помните, что это всего лишь состояние, которое вы вызываете в себе сами. Изменив мышление, убеждения и физиологию, можно достичь большого прогресса.
Шаг третий: маленькие шаги
Не стоит сразу же выбегать на центральную площадь города с громкоговорителем, начните с маленьких шагов, при помощи которых ваша уверенность себе будет расти с каждым днем.
Вы должны распланировать социальные взаимодействия (спонтанность пока что не нужна). Это может быть мимолетное знакомство, разговор с кассиром, пожелание приятного дня и прочие мелочи. Также вы можете воспользоваться советами-упражнениями, которые мы дали выше, когда говорили о развитии общительности. Важно, чтобы вы делали то, чего раньше боялись, и это должно относиться к общению с окружающими. Спросите себя:
Эти вопросы позволят вам быть очень конкретными в отношении небольших шагов, необходимых для достижения конечной цели.
Шаг четвертый: учитесь на своем опыте
Не все будет получаться с первого раза. Но вместо того, чтобы сдаться после первой же неудачи, сядьте и запишите ответы на следующие вопросы:
Важны наблюдения. Для начала наблюдайте за собой во время застенчивости – как стоите, дышите, куда смотрите. А затем посмотрите, как ведут себя уверенные люди. Заметили разницу? Спросите себя:
Притворяйтесь, пока не получится. Известный мотиватор Тони Роббинс считает, что самое главное – дыхание. Если вы будете дышать как уверенный человек, то запустите в своем организме химическую реакцию, которая вызовет уверенность.
Общительность и проблема одиночества
Что такое общительность?
В психологии под общительностью понимается способность человека устанавливать контакты и вести конструктивный диалог с представителями любых социальных слоев. Это врожденная характеристика личности, зависящая от темперамента и типа нервной системы. Например, холерики и сангвиники общительны по своей природе, а меланхоликам и флегматикам приходится сделать над собой усилие, чтобы заговорить с незнакомцем.
В этом отличие общительности от коммуникабельности: коммуникабельность является приобретенным навыком, который можно и нужно развивать. Даже необщительный человек может наработать коммуникабельность, легко устанавливать личные и рабочие контакты, вести продуктивные беседы и считаться хорошим оратором.
Общение и общительность
Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.
Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда общение инициирует активность человека, его стремление к действиям, поднимает эмоциональный тонус.
Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.
Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым поддерживается его самоидентификация.
Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека, с уважением и самоуважением.
Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.
Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами являются принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.
Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.
Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а также с легкостью переключается на общение от других занятий.
Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется отношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик (схема 5).
К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.
Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.
Уровни общительности
В психологии выделяется несколько уровней или типов общительности. Рассмотрим их подробнее.
Уровень общительности | Описание |
Низкий | Характерен для замкнутых и неуверенных в себе людей. Предпочитают общаться с членами семьи и друзьями детства, испытывают затруднение в обретении новых социальных связей. С незнакомцами предпочитают общаться опосредованно через телефон или интернет. |
Средний | В меру общительные и открытые люди. При необходимости легко устанавливают новые контакты и поддерживают их, но не склонны к пустым разговорам. Оптимальный уровень общительности. |
Высокий | Психологи называют повышенную общительность излишней. Такие люди воспринимаются окружающими в качестве «болтунов», что может навредить деловой репутации. |
К особенностям общительности специалисты относят то, что она должна развиваться совместно с другими чертами характера: эмпатией, тактичностью, внимательностью, умением слушать. Если человек общителен, но не дружелюбен, скорее всего, окружающие будут воспринимать его как агрессора или зануду, неприятную личность.
Бесплатный урок с практикующим коучем
Психология общения. Энциклопедический словарь — общительность
качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс О., взаимодействия и построения отношений между людьми. Понятие Общит. связано с терминами коммуникативность, контактность, но является более операциональным определением (высказыванием, выражением), к-рое применяется многими исследователями в разл. сферах науч. и практической деятельности (психология О., психотехнологии О. и др.), а также часто используется для описания характеристики др. человека в обыденной жизни (житейская психология, обыденная психодиагностика). Общит. рассматривается как многофункц. качество личности и исследуется в разл. областях: психологии и психодиагностики личности, общей и соц. психологии, психологии индивидуальности.
В психодиагностике проводятся замеры степени выраженности качества Общит., устанавливается его объективная оценка и самооценка, связи и зависимости с рядом др. личностных качеств; разрабатываются специальные диагностические принципы, позволяющие распознавать Общит. по признакам и показателям и др. В области психологии личности устанавливаются закономерности образования ряда личностных качеств, в т. ч. факторы (положительные, отрицательные), влияющие на Общит., а также учитываются индивидуальные представления человека о собственной общительности, самовыражение общительности, презентация общительности. В сфере социальной психологии проблема Общит. рассматривается как одна из центральных (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов, Н. Н. Обозов и др.) затрагиваются аспекты, связанные с актуализацией Общит. как качества личности при выдвижении социальных ожиданий, требований среды. В последнее время в имиджелогии Общит. рассматривается при создании образа (облика, образца, эталона), наиболее «выгодного» или «удобного» типа, читаемого в глазах воспринимающих его как желаемый конструкт, привлекательный паттерн. Попытки отнести Общит. к концептуальным базовым направлениям представлены в теориях черт (Р. Кеттел), концепциях качеств личности (А. Г. Шмелев, В. Ф. Петренко, Л. Б. Филонов).
Перспективным направлением при изучении Общит. является установление механизмов, позволяющих оптимальным образом реализовать собственную индивидуальность: оперирование величинами реальных качеств (степенью выраженности); учет потенциальных возможностей качеств; актуализация глубинных резервов (скрытых ресурсов) качеств; прослеживание динамики изменения собственной индивидуальной конструкции качеств; выделение особых (нужных) качеств; усиление нек-рых (требуемых) качеств; угашение (нежелательных) качеств; придерживание латентных качеств; распределение и перераспределение качеств; сочетание качеств; переключение с одних качеств на другие; настояние на строго заданных качествах; выделение доминантного качества; создание броского качества; опосредование одних качеств другими; компенсация качеств. Генеральная роль Общит. представлена через социально-значимые и личностно-значимые функции, что позволяет каждому человеку не только реализоваться в обществе через О., но разрешить посредством О. свои личностные потребности.
Лит.: Ананьева Н. А. Характеристики лиц, претендующих на «общительность» // Социально-психол. и этико-правовые аспекты в исследовании личности. Межвузовский сб. науч. тр. Елец, 2002; Она же. Диагностические принципы распознавания коммуникативных качеств личности // Ученые записки. Рос. гос. социального ун-та. № 5. Спецвып. М., 2006. Н. А. Ананьева
Развитие общительности
На формирование общительности влияет не только тип темперамента, но и модель взаимодействия, принятая в семье. Например, авторитарные, жесткие родители могут «подавить» общительность и жизнелюбие сангвиника и, наоборот, внимательные родители, склонные к сотрудничеству с ребенком, помогут чувствительному меланхолику выйти из своей «раковины».
Скорректировать общительность можно в любом возрасте. Если вы не любите общаться, но понимаете, что это необходимо вам для социального успеха, работайте над так называемой «профессиональной общительностью» или коммуникабельностью.
Следуйте следующим рекомендациям:
Работать над общительностью лучше одновременно с другими чертами характера: например, терпимостью, внимательностью, дружелюбием. Тогда вы действительно станете приятным собеседником, к которому тянутся люди.
Общительность
Замкнутость и скованность не прибавляет уверенности в себе в общении с людьми. Уметь поддержать тему разговора, быть интересным собеседником – не многие могут этим похвастаться. Общительность как качество личности необходимо развивать в себе. Это вполне возможно, главное задаться такой целью.
Люди делятся на два типа: экстраверты и интроверты. Первый тип открыт к людям, общению. Интроверты – это те, кто обращен к себе. Они закрыты от окружающего мира. Это необходимо учитывать и быть снисходительнее к такому собеседнику.
Общительность и коммуникабельность это два несколько отличающихся друг от друга понятия. Обозначим следующие определения:
Как развить общительность?
Легко увлечься разговором с человеком может тот, кому есть что сказать. Интересные, образованные, грамотные люди никогда не останутся без внимания. В любой дискуссии такая персона приветствуется. Нам важно услышать мнение другого по тому или иному вопросу, узнать чью-либо точку зрения. Отсюда следует выделить первое упражнение на развитие общительности:
Очень часто мы глубоко разочаровываемся, когда познакомившись в интернете с интересным на наш взгляд человеком, при реальной встрече он вдруг становится немногословным. Дело в том, что виртуальное общение многим дается легче, чем реальный разговор. Такие люди не обладают высокой степенью контактности. Они либо бояться людей, либо неуверенны в себе, закомплексованны, либо все вместе в «одном флаконе». Помните, что только живое общение принесет вам желаемый результат в решении вашей проблемы.
Общительность Общительный
Смысл слов не важен, если они сокращают дистанцию между людьми.
Общительный человек и с эхом найдёт о чём поговорить.
Компанейский человек – это сама общительность и приятность.
Он всегда является центром компании.
В его компании всегда легко, весело и хорошо.
Компанейский человек, даже выходя из автобуса,
прощается за руку с каждым пассажиром.
Общительность как качество личности – ориентированность на общение, на внешний мир, способность быстро входить во взаимосвязи и взаимодействия с другими людьми.
Турист прогуливался с женой по улицам Праги и увидел юношу, рисовавшего дома вокруг. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его. И, протягивая деньги, заметил, что юноша — без перчаток, хотя на улице минус пять. — Почему ты без перчаток? — спросил он художника. — Чтобы можно было держать карандаш. Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены туриста, причём — бесплатно. Ожидая, когда портрет будет готов, турист, вдруг, осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке. Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками — и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов.
Общительность сама по себе является несомненным достоинством личности и в разумных пределах притягательна. Общительный человек легко вписывается в любую компанию, он предпочитает проводить время не наедине с собой, читая дома книгу или смотря телевизор, а в шумных заведениях: дискотеке, ресторане, клубе. Он меньше подвержен стрессам, обладает большим довольством жизнью, отношениями с людьми, своим социальным статусом. Широта его контактов может удивить кого угодно. Для него не проблема познакомиться с любым человеком даже в затруднительной ситуации, ибо общительность не знает страха при контактах с окружающими. Общительный человек умеет брать инициативу общения на себя, стремясь быть в самом центре внимания. Если выбирать между общительностью и необщительностью, подавляющий перевес за общительностью.
Вместе с тем, нельзя безоговорочно считать недостатком такое качество как необщительность. Каждый человек уникален. Если общительность направлена во вне, то необщительность настроена интровертно. Это ее природа – ориентированность к погружению в себя, в свой внутренний мир. Необщительный человек, зачастую, способен хорошо общаться, но при этом не будет испытывать того удовольствия от общения, которое испытывает общительный человек. Если необщительность становится тягостной для человека, он должен «идти в люди». В одиночку эту задачу не решить, нужны наставники, которые личным примером (жизнерадостностью, общительностью, инициативностью) и своей энергетикой смогут перетянуть его на свою сторону.
Артур Шопенгауэр – великий философ, сделал несколько крайне любопытных замечаний относительно общительности, и с его некоторыми доводами трудно не согласиться: «Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, — то есть самих себя. Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством. Все негодяи, к сожалению, общительны. Общительность принадлежит к опасным, даже пагубным наклонностям, так как она приводит нас в соприкосновение с существами, большинство которых нравственно — скверно, а умственно – тупо и извращенно. Возвышенность духа ведет к необщительности». Трудно не согласиться с доводом, что основное качество аферистов, проходимцев, прожектеров и мошенников – общительность. Великий комбинатор Остап Бендер был необыкновенно общителен. Избыточная общительность перерастает в пустословие, балабольство и в прожигание жизни. Общительность противоположна замкнутости. В то же время общительность и скрытность не исключают друг друга. Человек может быть крайне общительным, но когда речь заходит о его доходах, он превращается в ожесточенную скрытность.
Общительность, на первый взгляд, близка к коммуникабельности, но между этими качествами зияющие различия. Коммуникабельность способна к установке контакта практически с любым человеком, соединения с его психикой, но при этом, не теряя себя, оставаясь при своих взглядах. Коммуникабельность, обладая правильными техниками социального взаимодействия, налаживает контакт деликатно, красиво, этично и тактично. Обладая способностью сливаться с психикой своего визави, она учтет даже на невербальном уровне проявленные качества личности собеседника, его интересы, намерения, построит мост и приступит к общению с максимальным для него психологическим комфортом. Общительность обладает «талантом» заговорить с любым человеком, но может «задолбать» своего визави так, что тот будет не рад, что родился. Одно мгновение, и общительность превращается в навязчивость, а его визави в жертву.
Коммуникабельность дружит с эмпатией – умением сопереживать. Эмпатия предполагает умение активного слушания – бесценного жирного плюса межличностного общения. Человеку нравится чувствовать, что его уважают. Коммуникабельность в разговоре превращается в одно большое ухо, становится сопричастным к словам собеседника, входит во взаимодействие с ним. Такая реакция укрепляет у собеседника чувство собственной значимости. В противовес коммуникабельности, общительность спрашивает, сама же за собеседника отвечает или долго и нудно будет ему что-то втолковывать. Основная проблема общительности – неумение активно слушать другого человека. Она не сориентирована на намерения, интересы и потребности окружающих. Общительность – родная сестра разговорчивости. Не всегда обладая чувством меры, она частенько забывает о своем визави и берет полную инициативу и наполненность беседы в свои руки. Диалог превращается в тягучий монолог. Если у коммуникабельности в общении присутствует деликатность и тактичность, то у общительности, зачастую, с этим возникают серьезные проблемы.
О, Мудрейший, — спросили как-то Хранителя Истины из клана Спокойных, — в чём заключается искусство беседы? — Следует дать возможность говорить тому, кто желает выговориться; выслушать того, кто желает быть услышанным; дать знания жаждущему их; не разубеждать убеждённых. — А что делать, если придётся беседовать с несколькими убеждёнными, каждый из которых не приемлет мнения других? — снова спросили Хранителя. — В такой беседе, — сказал Мудрейший, — следует дать понять каждому, что ты согласен именно с ним и не перечишь другим только из вежливости, но для этого даже не нужно слов…
Коммуникабельность не теряет себя в общении, остаётся самим собой, но обладает способностью уважительно принимать мировоззрение другого человека, его мнение. Она не спорлива и чужда осуждения. Общительный человек, стоит ему возразить и возбудить тем самым его ложное эго, яростно бросается в спор. С пеной у рта он будет доказывать свою правоту, пугая окружающих своими эмоциями и активной мимикой.