Что такое ркм в школе по физике
РКМ. Часть 1. Вводная
И так в организацию приходит страшная бумага о предоставлении РКМ или в договоре указывается о предоставлении РКМ.
Что такое РКМ?
РКМ — это расчётно-калькуляционные материалы.
Как они выглядят, да очень просто. Если это ГОЗ, то смело можно брать Приложение № 5 к приказу ФАС от 31.01.2018 № 116/18. Там около сорока форм. Какие формы заполнять, зависит от вида и метода выбора цены.
Сразу оговорюсь формы, в которых в скобочках стоит буква «Д», предназначены для продукции с длительным циклом изготовления, включая НИОКР.
В любом комплекте РКМ, основополагающим документом является Протокол. Заголовок нужно форматировать, а не оставлять в том виде какой он есть например на Гаранте.
Прошу не пугаться формулировки Государственный Заказчик. Здесь подразумевается именно Ваш Заказчик, это организация, фирма с которой Вы заключаете договор как Исполнитель.
Процедура, здесь, как раз прописывается на основании чего с Вами заключается договор (торги, единственный исполнитель, единственный поставщик и т. д.).
Срок действия цены — срок на который Вы устанавливаете цену (как правило, либо на срок действия договора, либо на текущий год), для НИОКР устанавливается в соответствии со сроками этапов.
Метод определения цены (затратный, сравнимый и т. д.).
В примечании как видно указывается при необходимости, что данная цена будет базовой.
Далее переходим к табличной части.
Наименование работ составляется исходя из Ведомости работ (Спецификации). Если у Вас поставка, то РКМ составляются на каждую самостоятельную единицу, указанную в Спецификации (договоре, ведомости). На НИОКР по этапам.
Код ОКП/ОКПД2 можно найти в интернете, как и ЕКПС. Что касается ФНН, то он присвается только серийным образцам, после прохождения каталогизации.
Единица измерения, в соответствии с договором (ведомостью, СП и т. д.)
Нормативно-техническая документация. Как Вы все знаете, что даже колбаса у нас делается либо по ГОСТу, либо по ТУ. Так что у любого изделия, предмета, работы есть свой номер НТД. Работы например проводятся по ТЗ, либо по заданию и т. п.
Цена заявленная указывается в тыс. руб. в остальных расшифровках в РУБЛЯХ (за искл. формы 21). Без НДС, так как изделие, которое будет поставляться по ГОЗ, может пойти по НДС=0.
Отраслевой орган, как правило, у некоторых поставок или работ есть Отраслевой орган (Министерство), да они тоже имеют право проводить работы по ГОЗ. Пример Министерство спорта закупает оборудование для военных казарм.
Цена принятая Государственным заказчиком. Тут Ваш заказчик ставит свою цену.
Вид цены.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Развивает качества обучающегося: 1. Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); 2. Гибкость (восприятие идей других); 3. Настойчивость (достижение цели); 4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. Осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Базируется на «двух китах»: структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию, содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у обучающихся критического мышления.
Принципы технологии развития критического мышления активность обучающихся на уроке; организация групповой работы; развитие навыков общения; педагог воспринимает все идеи обучающихся как одинаково ценные; мотивация обучающихся на самообразование; соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами; использование графических приёмов организации материала. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным.
Понятие преступления (дисциплина «Право»)
КОРЗИНА ИДЕЙ, «ПОУЧОК» Это прием организации работы обучающихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что они знают или думают по обсуждаемой теме урока. Педагог выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает обучающимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы обучающиеся выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Схема применения «корзины идей»
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу. Это эффективный приём технологии критического мышления. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, потом сопоставить с ними признаки.
Революционная ситуация ОЗНАЧАЕТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ Верхи не могут управлять по старому Обостряются нужда и бедствия масс Повышается активность масс
ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Лекция «Парадокс». Обучающиеся внимательно слушают текст или читают его и определяют, какие факты или утверждения были верными. А какие, наоборот, был неверными.
ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ» Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Позволяет проанализировать причины событий, поставить цели, показать внутренние связи между частями проблемы.
Графическая схема «ФИШНБОУН»
«Ромашка Блума» Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
ЭССЭ Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка: 1. Обсуждаемая тема (проблема). 2. Моя позиция. 3. Краткое обоснование. 4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие. 5. Причина, почему данная позиция все же правильна. 6. Заключение.
РАФТ Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста. Перед написанием обучающимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста: Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудиторией. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе). Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
СИНКВЕЙН Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Пример синквейна Тайга. Хвойная, зеленая, необъятная. Растет, завораживает, дарит. Щедра сибирская тайга! Берегите!
ХОККУ (ХАЙКУ) Краткие правила написания хайку: Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5. Примеры: Тема «Пустыни России» *** Вот взошло солнце. Вновь воздух сух и горяч. Кругом лишь пески… *** Ежи, корсаки Вдруг попрятались в норы. Полуденный зной.
Бортовые журналы Бортовые журналы – обобщающее название обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Бортовой журнал в самом простейшем варианте: Заполните свой «дневник исследователя» : Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
«Шесть шляп мышления» В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению большой темы. Группа обучающихся делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, иногда используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа. мыслим фактами, цифрами. Только факты. Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. «Какие события описываются в данном рассказе?», «Перечислите действующих лиц» Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (. ) аргументировать. «Наиболее эффективным решением проблемы пробок в городе Перми будет строительство метро, потому что…». Черная шляпа. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло. «Этот раствор не позволил сделать стену ровной, потому что… Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности». Зеленая шляпа. Это – творческое мышление.. «Если бы средняя продолжительность жизни была 100лет, то что бы было». Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, За ними – последнее слово.
Приемы технологии РКМ в начальной школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель начальных классов МОАУ « СОШ с. Кундур» Макайкина Е.А. с. Кундур 2016г.
«Чтение с остановками» «Зигзаг» «Таблица «толстых», «тонких» вопросов» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» «Дерево предсказаний» Метод «Думательных шляп» «Синквейн» «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» Денотатный граф «Корзина идей» «Приемы ТРКЧ» «Инсерт» «Кластер» Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Прием «Фишбоун» (рыбный скелет):
Денотатный граф – один из графических приёмов ТРКМ предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Понятие «Кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Правила составления кластеров:
Тема: Растения и животные. Питание растений. Прием «Корзина идей»
Дерево предсказаний Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Что это? Как изменяется? Какие имеет постоянные признаки? Дерево предсказаний Самостоятельная часть речи. Изменяется по числам Склоняется Постоянные признаки: род. склонение
Сюжетная таблица Литературное чтение. 3 класс. В.Бианки «Неслышимка» Кто? Что? Что сделал? Когда? Где? Почему? Внучка Увидела птичку-неслышимку В самом начале лета На дереве у ручья Любит лес и животных Старый ученый «Сделал вид, что поверил» На заливном лугу Любил внучку, решил проверить
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Кто? Что? Почему? Когда? Мог ли… Согласны ли вы… Верно ли… Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа Почему вы думаете… Объясните почему… Предположите, что будет если… Дайте три объяснения, почему… В чем различие…
«Фишбоун» или «Рыбий скелет» Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Окружающий мир. 3 класс Экосистема поля. «Фишбоун» Почему экосистема поля зависит от человека?
Примеры синквейна Родина Бескрайняя, великая. Заботится, оберегает, придаёт силы. Где родился – там и пригодился. Мать. Глагол Сложный, интересный. Действует, отвечает, обозначает. Изменяется по временам. Часть речи. Тайга Хвойная, зеленая, необъятная. Растет, окружает, дарит. Щедра дальневосточная тайга! Берегите!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-077893
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическая разработка «Технология критического мышления на уроках физики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Белякова Антонина Павловна
Учитель физики МАОУ СОШ № 125 г. Екатеринбург
«Технология развития критического мышления на уроках физики»
Ничему тому, что важно знать,
научить нельзя, — все, что может сделать учитель,
Для меня и моих учеников технология направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность..
ТРКМ представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Эта технология учит современного школьника :
проявлять активность в познании окружающего мира;
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;
чувствовать уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы;
эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Технология дает ученику:
-повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
-умение ответственно относиться к собственному образованию;
-умение работать в сотрудничестве с другими;
-повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
— актуализация имеющихся знаний;
— пробуждение интереса к получению новой информации;
— постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые
хочет получить ответы.
Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака;
проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Осмысление содержания (realization of meaning):
— получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
— ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
— поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Структура урока с использованием технологии РКМ
Роль учителя в ТРКМ:
* направляет усилия учеников в определенное русло,
* сталкивает различные суждения,
* создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
* дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы,
* подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов: «Корзина идей, понятий, имён. », «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Кубик», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками», «Концептуальная таблица».
Некоторые приемы технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках физики
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учител ь использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?» Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
— О чем может пойти речь на уроке?
— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Свет”?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.
Прием «Мозговой штурм».
Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!». Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
Выполняются основные правила проведения мозгового штурма:
— чем больше список идей, тем лучше;
— идеи не оценивать и не критиковать;
— разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее;
— слово предоставляется каждому (поощрение застенчивых, «придержание» наиболее активных и авторитетных);
— полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей, аналогий.
Прием «Кластеры» (гроздь).
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Правила очень простые:
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Советы по работе с «гроздьями»:
1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.
Приём верных или неверных утверждений «Верите ли Вы?»
Этот прием включается в любую стадию урока. Учитель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а учащиеся, выбирая верные утверждения, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д.
Тема урока «Звук. Характеристики звука» 9 класс
— звук- это поперечная волна?
-звук-это продольная волна?
— всякое колеблющееся тело звучит?
-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?
— всякое звучащее тело колеблется? И т.д.
Прием «Инсерт» (пометки на полях).
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:
Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.
Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не возникло.
(осознать новые знания)
(исправить неверные предположения)
(исправить неверные предположения
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
Использование приёма «Фишбоун» возможно для работы, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом допустимо дробить текст на части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для полного анализа и оценки.
Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»
Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. ( I dentification. D eal with choices. E stimation. A ct. Learning.) С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:
И нтересно, в чем проблема?
Д авайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Е сть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Л юбопытно, как это осуществить на практике?
Фрагмент урока в 8 классе «Решение задач по теме «Тепловые явления» Решить задачу: Для консервирования продуктов 0,8 литра подсолнечного масла нужно нагреть от 25°С до 150°С. Найти необходимое количество теплоты. После прочтения задачи ученики совместно с учителем заполняют первый и второй столбец таблицы
Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.
Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.
На этой стадии решаются следующие задачи:
— корректировка и систематизация знаний;
— помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
— помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;
— закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Прием «Написание эссе».
Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
оригинальность решения проблемы;
В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это время, отведенное на «свободное письмо»). В любом случае эссе – художественная форма размышления.
Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.
Пример темы для эссе: «Я обвиняю силу трения», «Я защищаю силу трения», «Инерция в нашей жизни», «Давление в природе и технике», «Физика на кухне» и т.п.
Прием «Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал (ЗУХ)».
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
У школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.
Тема урока «Лампа накаливания. Электронагревательные приборы»
1. Нарисуйте в тетрадях лампу накаливания так, как вы ее себе представляете.
2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о лампочках.
3. В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками.
4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о лампе накаливания.
5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о лампах накаливания?)
Приём «Сводная таблица»
Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.
На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить наиболее полный вариант таблицы.
Пример: Используется после работы с текстом на повторительно-обобщающем уроке « Основы к инематики » 9 класс
Прямолинейное равномерное движение
Прямолинейное неравномерное движение
Равномерное движение по окружности
Характер изменения основных кинематических величин
Графики зависимости основных кинематических величин от времени
Необходимость построения данной таблицы обусловлена тем, что в каждом параграфе, который посвящён изучению видов движения, одним из пунктов является «открытие» физических величин и законов движения. Несмотря на то, что учащиеся знакомы с этой информацией, многие из них не могли воспроизвести её спустя какое-то время. Заполнение такой таблицы в процессе обучения, предоставляет ряд преимуществ: во-первых, информация такого рода собрана в одном месте; во-вторых, ею легко можно воспользоваться для решения задач.
Правила написания синквейна:
1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.
2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.
3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.
4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.
5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Ученику в качестве инструмента для объединения сложной информации.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы»
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому, важно грамотно детей разделить на группы.
Данный прием используется на стадии рефлексии, для обобщения и систематизации знаний учащихся.
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
«Белая шляпа» – информационная (констатирует факты по проблеме, без их обсуждения)
«Желтая шляпа» – положительная (высказываются положительные моменты)
«Черная шляпа» – негативная (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме)
«Синяя шляпа» – аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? Устанавливает связи)
«Зеленая шляпа» – творческая (можно высказывать самые разные идеи и предположения)
«Красная шляпа» – эмоциональная (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывают при работе с материалом)
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума :
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Использование описанных выше приёмов рассматриваемой технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения учащихся работать с информацией.