Что такое общность людей
Значение слова «общность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
о́бщность
1. свойство по значению прилагательного общий; схожесть, единство, наличие общих свойств или интересов ◆ Между ними прослеживается явная общность по многим параметрам.
2. союз, совокупность ◆ При этом под «человеком» понимается он сам как часть той общности, которая в принципе включает всё общество в той степени, в какой оно оказывается значимым для ребёнка. Александр Ослон, «Мир теорий в эпоху «охвата»», 2003 г. // «Отечественные записки» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: красочка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Социальная общность
Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философская категория «общее» — это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий, связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).
Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности.
Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности — объединение.
Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей. В концепции К. Маркса и Ф. Тённиса выделяются два таких типа:
Гезельшафт (нем. Gesellschaft) — общественные, или социально-атомистический тип связей. Общество, где индивиды внутренне разъединены, притязают каждый быть внутри себя самодовлеющими и вступают лишь во внешние связи. «Каждый обслуживает другого, чтобы обслужить самого себя; каждый взаимно пользуется другим как своим средством, каждый достигает своей цели лишь поскольку он служит средством для другого и только будучи для себя самоцелью…».Первый тип взаимосвязи людей характерен для архаического (первобытнообщинного) и традиционного (рабовладельческого, феодального) общества, второй — для общества индустриального типа (капиталистического).
При более детальной типологизации выделяются следующие типы связей: органический(психофизиологический), социально-органический, цививилизационный, формационный и социокультурный.
Данные типы связи возникли в социогенезе, в процессе исторического развития общества :
* В доисторическую эпоху люди взаимодействовали как существа природы — физически, биохимически, психофизиологически, поэтому тип связи носит название органической.
* История общества начинает свой отсчёт с архаической эпохи. Но это вовсе не означает, что до этого они не были взаимосвязаны, их связь поддерживалась биологически — генетически, психофизиологически. Люди не создавали и не создают каких-то принципиально иных, кардинально отличающихся от органических, социальных способов взаимосвязи, а на уже на подготовленном природой субстрате начинают надстраивать другие — социальные. Поэтому результирующая получила название социально-органический способ взаимосвязи людей. В этот период формируются матримониальные (семейно-брачные) и этнические общности.
* По мере вступления человечества в эпоху цивилизации, связанное с дальнейшим разделением труда и появлением новых форм организационно-хозяйственной деятельности, формируется и новое «кольцо» на «древе» способов взаимосвязей — цивилизационное. Это исторически совпадает с формированием общества аграрного, традиционного типа. Начало эпохи цивилизации связано с началом формирования профессиональных, сословно-корпоративных, конфессиональных общностей.
* Следующий «виток» истории — формационный, связанный с формированием современных форм организационно-хозяйственной жизни — таких, как собственно экономика и политика, основанных на рыночных и плановых механизмах регулирования, и появлением таких социальных общностей как классы, вначале как экономические, позже как политические, в конечном счёте — социальных классов.
* Современная тенденция проявляет себя таким образом, что на различных пластах «социальности» формируется новый социокультурный (социально-коммуникационный) тип связи — основа нового информационного общества и его социальных сообществ.
В своём онтогенезе в процессе социализации человек повторяет социогенез — включается, овладевает и наращивает на уже имеющийся, накопленный «пласт» новый «пласт» способов его взаимосвязи с другими людьми.Общности разных видов и типов — это формы человеческого общежития, совместной жизнедеятельности людей, отличающихся в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов, и благодаря этому — более или менее одинаковыми свойствами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, сознания, психологических черт.
Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности. Восприятие и осознание этой связи реализуется как биполярность «мы — они» (через оппозицию «свои» — «чужие»).
Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости (и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора). В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой (объединение), основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним.
Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демографических (половозрастные общности), семейно-брачных и др. объединений людей.
Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества.
Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые (псевдо)общности, контактные (квази)общности (диффузные группы) и групповые общности (практические группы).
В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные (семейно-брачные), этнические, конфессиональные (религиозные), профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей.
Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:
* классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;
* классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жёстко очерчены;
* классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;
* классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;
социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для неё не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу.
М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами.
Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая её лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трёхмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) — статусную, а политические (по доступу к власти) — партийную. В первом случае речь идёт о жизненных шансах социальных слоёв, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на неё. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
Что такое «Общность»?
Социа́льная о́бщность (англ. community — общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философская категория «общее» — это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий, связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).
Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности.
Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности — объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей. В концепции К. Маркса и Ф. Тённиса выделяются два таких типа [1]:
Общность людей
Таким образом, понятие «общность людей» занимает важное место в экологии человека и пограничных с нею дисциплинах и служит еще одним связующим звеном со всем циклом наук о человеке, где это понятие используется довольно широко, особенно в социологии, демографии, этнографии, медицинской географии и географии населения.
Полезное
Смотреть что такое «Общность людей» в других словарях:
ОБЩНОСТЬ — ОБЩНОСТЬ, общности, мн. нет, жен. (книжн.). Единство, неразрывность; отвлеч. сущ. к общий в 1 и 2 знач. «Нация это, прежде всего, общность, определенная общность людей.» Сталин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин.… … Толковый словарь Ушакова
общность — группа людей реально существующая, эмпирически фиксируемая по определенному, как правило существенному признаку, отличающаяся относительной целостностью и выступающая как самостоятельный субьект социального действия, деятельности, поведения.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОБЩНОСТЬ — совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от иных организаций и институтов,… … Философская энциклопедия
ОБЩНОСТЬ — определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, напр. социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т. п … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ — англ. community, religious; нем. Gemeinschaft, religiose. Совокупность людей, объединенных общими верованиями, религиозными представлениями, идеями, целями и задачами, общей религиозной деятельностью. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ОБЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ — англ. community, territorial; нем. Gemeinschaft, territoriale. Совокупность людей, имеющих одинаковое отношение к определенной территории и характеризующаяся системой экон., полит., технико технологических и соц. связей между людьми, выделяющих… … Энциклопедия социологии
ОБЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ — англ. community, ethnic; нем. Gemeinschaft, ethnische. Исторически сложившаяся группа людей, связанная общностью территории, где она формировалась, общностью языка, культуры, быта и особенностями психического склада. О. э. включает нации,… … Энциклопедия социологии
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или нек рых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью соц. норм ценностных систем и… … Российская социологическая энциклопедия
Социальная общность: понятие, примеры, классификация, признаки
Что такое социальная общность?
Социальная общность — это объединение людей, возникающее на почве единства интересов, близости условий жизнедеятельности, общности во взглядах, целях и методах достижения поставленных целей. Фундаментом социальной общности являются следующие элементы:
Описываемое понятие входит в состав базовых социологических категорий. Любой человек представляет собой не просто отдельного индивида — на протяжении всей жизни он входит в те или иные общности, объединяющие в себе большие группы индивидов, значит, каждый из нас является еще и представителем конкретной общности, возникшей на основе какого-либо признака: профессионального, полового, возрастного, национального и т.д. Указанные группы характеризуются единством образа жизни и общностью социальных связей, а также схожими для всех членов группы ценностями, идеалами, целями, интересами и потребностями. Состоящие в такой общности индивиды оказывают взаимную поддержку друг другу, а ощущение принадлежности к группе единомышленников формируют у них своеобразное чувство «мы».
На протяжении своей жизни человек вступает в целый ряд разнообразных общностью, часто находясь одновременно в нескольких подобных группах, при этом, уровень внутреннего единства в них заметно отличается. Так, чувство национального единства между членами определенной группы может соседствовать с отсутствием у них чувства классового единства.
Основные признаки социальной общности
Поскольку социальные общности объединяют индивидов со схожими идеями, целями и интересами, им присущ ряд характерных лишь для них признаков. К таковым относят:
К этому перечню российские социологи добавляют еще несколько признаков:
В равной степени социальным общностям присуща и стабильность, и динамизм, обычно происходящие внутри них изменения тесно связаны с общественными изменениями. Новые социальные общности могут создаваться и внутри отдельных государств, и в международных рамках, при этом их создание и развитие всегда отражает текущие экономические, общественные и политические реалии того или иного социума.
Классификация и примеры
Специалистами выделяется сразу несколько классификаций социальных общностей, чаще всего их классифицируют по критерию образования. Согласно этому критерию социальные общности бывают:
Помимо этого, советский и российский философ, социолог — Б. А. Грушин (1929 — 2007) также разделял социальные общности на несколько основных групп:
Оттолкнувшись от временного критерия, можно разделить все социальные общности на:
По степени взаимосвязи, созданной внутри сообщества, их разделяют на:
Отличия между социальной группой и социальной общностью
Несмотря на кажущуюся схожесть, социальные группы заметно отличаются от социальных общностей. Так, участники социальных групп четко осознают факт своей принадлежности к данному сообществу, что нередко подкрепляется наличием у группы собственных правил поведения, символики и атрибутики. А основным отличием социальной группы от социальной общности является причина образования этих объединений: группы образуются исключительно по инициативе людей, в то время как общности формируются по естественным причинам.
Также социальные группы отличаются меньшей масштабностью, хотя в этом правиле есть исключения (к примеру, фанаты известного и титулованного футбольного клуба могут в больших количествах проживать во всех уголках мира). Одновременно с этим, исключения в плане масштабности есть и у социальных общностей — так, пассажиров вагона метро нельзя назвать большим объединением. Кроме того, социальные группы часто более устойчивы, нежели общности, они обладают организационными ресурсами, а уровень идейности их участников заметно выше. Однако, в некоторых социальных общностях (например, в нациях) уровень единения людей в разы выше, чем в любой известной социальной группе.
Следовательно, основные различия между социальной группой и социальной общностью определяются их характерными чертами. Социальные группы менее масштабны, они организуются по инициативе людей и, чаще всего, отличаются от социальных общностей более значительными организационными ресурсами и устойчивостью. А вот социальные общности формируются по естественным причинам, они почти всегда масштабнее социальных групп, но уступают им в плане устойчивости и наличия у них организационных ресурсов (которые часто им попросту не нужны).
Как формируются и распадаются социальные общности
К самым первым в истории человечества социальным общностям ученые относят семьи, роды и племена, возникшие на базе двустороннего единства. Эти группы людей были связаны не только кровным родством, но и общей хозяйственной деятельностью. Дальнейшее развитие социума неизбежно привело к возникновению новых типов взаимоотношений между людьми, в результате чего ряд социальных сообществ прекратил свое существование, в то время как другие остались, но значительно изменились.
Главной причиной распада любой социальной общности специалисты считают определенные социальные процессы, чаще всего связанные с демографией, урбанизацией и миграцией населения. Именно эти процессы оказывают ключевое влияние на подобные объединения, коренным образом изменяя их структуру.
К самым весомым причинам дезорганизации социальных общностей можно отнести попытки руководства таких групп контролировать поведение своих членов, а также навязывать им противоречивые ценности и неприемлемые для них поведенческие модели. Такие попытки диктата крайне негативно отражаются на психологическом климате внутри коллектива, быстро разрушая атмосферу солидарности и взаимопонимания внутри общности, которая и является ее фундаментом, а затем — закономерно приводя ее к последующему распаду.
Выводы
Таким образом, социальные общности играют роль своеобразных соединительных механизмов, они связывают между собой личность и общество. Изучая данный механизм взаимосвязи можно не только конкретизировать отдельный социум, почти всегда представляющий собой довольно абстрактное и непростое для изучения образование, но и выявить реальные возможности по интеграции индивидуума в общественные процессы через его участие в какой-нибудь социальной общности.