Что такое обучающее сочинение

Конспект урока русского языка обучающее сочинение

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

в данной разработке представлен материал по развитию речиБ обучающее сочинение «Как солнечный Лучик Весну разбудил».

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

Содержимое разработки

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

учить планировать собственные высказывания;

учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

— Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

— О чём говорит писатель?

— Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

— Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

(Это герои нашего сочинения)

— Как называется такой прием в литературе?

— Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

III. Отбор языкового материала.

— В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

— Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

— Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

— С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. ”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

— Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

— Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

— Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

— Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

— Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

— Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

— Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

— А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

— Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

V. Обсуждение и запись плана

— Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

— Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

— Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

— Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

— Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

— Какой вывод сделаем в заключении?

— Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Источник

Обучение написанию сочинений различных жанров

Разделы: Литература

Подготовка к обучающему сочинению (а в школе все сочинения обучающие за исключением 2-3 контрольных в год) рассчитана на 1 урок. Написать сочинение учащиеся могут дома.

Сочинение по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.

Среди видов сочинений по источникам получения материала самым распространенным и хорошо известным является сочинение по картине. Эти сочинения обладают своей спецификой: помимо развития умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности они дают возможность овладеть навыками “чтения” картины, формируют умение видеть и оценивать значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом. Понять картину, а тем более написать сочинение по картине, невозможно без умения устанавливать взаимосвязь между частями картины в целом, без понимания единства всех компонентов произведения живописи. Все это требует от пишущего не только логического анализа и синтеза, но и творческого воображения.

Рассуждение проблемного характера – комплексный вид работы, включающий в себя разнообразие стилей и типов речи, способных подчеркнуть жанровые особенности создаваемого текста. Эта работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности. Дискуссионный характер работы над сочинениями этого жанра развивает у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано ее обосновать, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку.

Особенно важна эта работа в старших классах, т. к. сочинения-рассуждения проблемного характера входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.

На наш взгляд, такое построение материала позволяет проследить методику работы учителей и преемственность знаний, умений и навыков учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе.

Урок развития речи

Тема: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам (6 класс).

Учитель: Потапова Л. И.

1. Повторить композицию рассказа, одного из жанров повествования;

2. Закрепить умение создавать тексты разговорного стиля;

3. Подготовить рабочие материалы к домашнему сочинению по сюжетны рисункам.

Оборудование: Все ученики имеют на парте четыре сюжетных рисунка, предварительно раскрашенные на уроке ИЗО.

Запись на доске темы урока: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам.

Учитель (У): Ребята, сегодня мы подготовим рабочие материалы к домашнему сочинению (учащиеся в тетрадях записывают “число”, “классная работа”, “тему урока”).

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

Предполагаемые ответы детей (ПОД): Четыре лыжника. Точнее три лыжника и один “горнолыжник”. Мы видим, как три мальчика зовут четвертого, но он не хочет идти с ними кататься на лыжах, так как он, видите ли, горнолыжник.

У: Как он держится? Как одет? Как мальчик улыбается?

ПОД: Ехидно, хвастливо, он доволен собой, высокомерно посматривает по сторонам. Можно предположить, что он зазнайка и хвастунишка.

У: Как сказать об улыбке человека, который доволен собой?

ПОД: Самодовольная улыбка.

У: Рассмотрим второй рисунок. Расскажите, что вы видите? Высока ли горка? В какой позе стоит знакомый нам герой?

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

ПОД: Это не горка, а пригорочек. На ней катаются на санках малыши. Мальчик стоит подбоченившись, лыжи у него направлены в разные стороны. Очевидно, он долго стоял и думал, как съехать с горки, чтобы ребят привести в восторг своим “классным спуском”.

У: Запишем опорные выражения к описанию второго рисунка (Стоит подбоченившись; хочет показать малышам мастерство в горнолыжном спорте).

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

У: Как ведут себя дети?

ПОД: Дети с удивлением смотрят на него, посмеиваются, даже собака удивлена (запись рабочих материалов к третьему рисунку: Упал, уткнувшись носом в снег; удивлённо смотрят на зазнайку, жалкое зрелище).

У: Давайте посмотрим на четвёртый рисунок. Как сидит мальчик на санках?

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

ПОД: Съёжился, старается быть поменьше, прячет лицо в воротник. Он не хочет показываться ребятам, которые звали его с собой кататься. Они появились в тот момент, когда малыши усадили его в санки. Ему неудобно, стыдно. Рядом бежит, задрав хвост, собака и заливается радостным лаем, высунув язык (запись опорных выражений к четвёртому рисунку: Съёжился; прячет смущённое лицо в воротник, не задирай нос – споткнёшься. Вряд ли будет ещё зазнаваться и важничать).

У: Итак, серия рисунков помогла нам представить развитие действия в рассказе. Как же называется момент, с которого начинается история?

У: Через какие этапы ещё проходит действие в рассказе?

ПОД: Кульминация и развязка.

У: Запишем на доске (учитель) и в тетради схему построения рассказа.

Что такое обучающее сочинение. Смотреть фото Что такое обучающее сочинение. Смотреть картинку Что такое обучающее сочинение. Картинка про Что такое обучающее сочинение. Фото Что такое обучающее сочинение

У: Каким этапам рассказа соответствуют эти рисунки?

ПОД: I рис. – завязка, II рис. – развитие действия, III рис. – кульминация, IV рис. – развязка.

У: Какие ещё части должны быть в рассказе?

ПОД: Вступление и заключение.

У: Какова роль вступления?

ПОД: Ввести в курс дела, то есть сообщить, когда, где и с кем произошло действие.

У: Предложите варианты вступления.

У: От какого лица будем писать?

ПОД: От третьего или от первого лица.

У: От какого лица рассказ будет выглядеть правдоподобнее, интереснее?

У: Как можно закончить сочинение?

ПОД: Сочинение можно закончить записью короткого итогового предложения в виде пословицы.

У: Приведите пословицы из домашнего задания, одну из которых можно будет использовать в качестве заключения.

У: Ребята, когда ещё можно использовать пословицы?

ПОД: Пословицу можно использовать в качестве заголовка.

У: А теперь придумайте заглавие к рассказу. Каким должен быть заголовок?

ПОД: Заголовок должен быть интересным и выражать главную мысль.

У: Ваши предложения.

ПОД: Предлагают и записывают варианты заглавия: “Горе-лыжник”; “История про “горнолыжника” или короткой пословицей.

У: Какой тип речи будет основным в рассказе?

ПОД: Повествование. В основе рассказа лежит какой-то случай. Чтобы рассказать нам о нём, необходимо передать последовательно сменяющие друг друга действия.

У: Элементы какого типа речи ещё могут быть в рассказе?

ПОД: Описание природы и внешности человека. Фрагменты описания должны помочь раскрыть главную мысль в рассказе.

У: Что ещё поможет сделать работу интересней?

— Какова его роль? Когда можно ввести короткий диалог?

ПОД: В начало рассказа, только необходимо правильно расставить знаки препинания. Например, ребята говорят однокласснику:

— Пойдём с нами на лыжах кататься!

У: Какой это стиль речи?

ПОД: Разговорный стиль речи. То, что говорят люди и как они говорят, помогает нам их понять.

Итоговое слово учителя:

Итак, сегодня мы с вами закрепили умение составлять тексты разговорного стиля по сюжетным рисункам; повторили композицию рассказа как одного из жанров повествования. А дома вы напишете сочинение-рассказ, используя рабочие материалы, подготовленные сегодня (Приложение 1)

Урок развития речи

Тема: Подготовки к сочинению-описанию картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (7 класс).

Учитель: Колчина Е. И.

II. Обучение общим принципам работы над сочинением по картине (36 минут).

(1мин. ) 1. Учитель о цели и задачах урока.

(3-5 мин. ) 2. Ученик о художнике.

(10мин. ) 3. Беседа по картине:

а) картина как произведение искусства;

б) обоснование типа и стиля речи сочинения, составление плана сочинения;

в) подбор рабочих материалов.

(10 мин. ) 4. Работа по предупреждению ошибок:

б) синтаксис, пунктуация;

(15 мин. ) 5. Конкурс вступлений (2-3) с последующим анализом (возможен вариант устного сочинения).

III. Подведение итогов. (2 мин. ) Рефлексия

*** Пункт II. 5. можно исключить в зависимости от складывающегося временного хода урока, а предполагаемое время распределить между пунктами II. 3 и II. 4.

У: Итак, перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Золотая осень”. Обращаю ваше внимание, что перед нами репродукция, но мы будем употреблять в речи слово “картина”. И первым этапом подготовки к сочинению будет рассказ о картине и художнике, нарисовавшем её. Кто готов нам сегодня сделать сообщение на заданную тему? (Рассказ о художнике должен акцентировать внимание на основных направлениях его творчества).

Предполагаемый ответ учащихся (ПОУ): Сообщение (домашняя подготовка) о В. Д. Поленове, картине “Золотая осень”.

У: Для написания сочинения мы должны четко определить для себя какой стиль и тип речи уместны в данном случае? Что такое искусство? Его назначение.

У: Итак, мы разобрались, что картина – это произведение искусства, которое воссоздаёт жизнь. У картины есть тема, основная мысль и средства выражения этой мысли. среде Мы выяснили, что сочинение по картине – это не механическое перечисление изображенных на ней предметов, а осмысление идейно-тематического содержания и художественных достоинств картины. И всё это “осмысливать” мы должны в строгой логической последовательности, т. е. мы будем составлять план сочинения. Это будет наш план-конспект, будем работать так, как всегда, добавляя что-то новое к уже известному. Кто хочет попробовать?

ПОУ: Разделим доску на 3 части:

Части сочиненияСодержаниеРабочие материалы
1. ВступлениеКраткие сведения о художнике и картине
2. Основная частьАнализ содержания картины
3. Заключение

Это пока всё, что мы можем записать.

У: Спасибо, обращаю ваше внимание, что это “скелет” сочинения, каждый волен в процессе творчества трактовать основные моменты по-своему.

А сейчас мы приступим к подбору рабочего материала. Во-первых, кто готов процитировать произведения, подобранные вами дома и созвучные нашей картине?

ПОУ: Чтение отрывков произведений.

ПОУ: прослушивание музыкальных отрывков произведений П. И. Чайковского и Вивальди “Осень”.

У: А художник выражает своё отношение красками, он использует рисунок и цвет. Работая над сочинением, вы должны знать особенности живописи и умело использовать их. Поэтому обратимся к карточке №1 (Приложение 2), выполненной вами на уроках ОИ и ВТ. Где вы брали материал?

У: А теперь, после всего услышанного, прочитанного, что мы можем записать в наш план?

ПОУ: заполняется графа три (основная часть) “что вижу и при этом слышу, ощущаю, представляю”.

У: Видите, мы просто “обрастаем” материалами. Продолжим работу. Как выглядит наша подготовительная таблица? Напоминаю план у вас будет индивидуальный. Какое может быть заключение?

ЧастиСодержаниеРабочие материалыПлан
1. ВступлениеКраткие сведения о художнике и картине.1.
2. Основная частьАнализ содержания картинычто вижу и при этом “слышу”, “ощущаю”, “представляю”2.

в)3. ЗаключениеВывод, итог размышленийа) почему именно эта картина?

б) моё отношение к осени В. Д. Поленова;

ПОУ: Мы думаем, что в сочинении необходимо избегать речевых штампов.

У: Сейчас я прочту вам выдержки из фельетона “Совещание имен существительных”. Каких речевых штампов следует избегать? Выполните задание №3 (Приложение 2).

(2-3 выступления с последующим анализом).

Возможные вопросы учителя:

1. Есть ли в этом вступлении “мостик” к основной части?

2. Объясни, почему ты начал своё сочинение с эпиграфа?

3. Что мы можем сказать о будущем сочинении по этому вступлению? Как будет развиваться сочинение?

У: Итак, сегодня мы с вами поработали над планом сочинения (дома вы его оформите согласно своим возможностям), мы подбирали рабочие материалы к сочинению, работали над словами, вспомнили о том, что необходимо в сочинении и что необходимо избегать. Мы продумали варианты вступления. А теперь я пожелаю вам творческих успехов: идите и творите, т. е. сочиняйте, развивайте дар слова! И не забывайте, что показателем высокого качества текста считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определённым эталоном в использовании речевых средств.

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Рассуждение проблемного характера.

Учитель: Внукова Е. А.

I. Вступительное слово учителя (2 мин).

II. Лексическая работа над рядом синонимичных слов (5 минут).

III. Беседа по вопросам (20 мин; курсивом выделены ответы учащихся).

Дружба возникает между людьми спонтанно, или всё-таки друзей мы выбираем?

Согласны ли Вы с мнением В. Высоцкого, что дружбу нужно проверять экстремальными условиями?

Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар от Бога?

IV. Повторение структуры сочинения-рассуждения и его стилистических особенностей с параллельным предупреждением стилистических ошибок, орфографических и пунктуационных (10 мин).

V. Подведение итогов урока (2 мин).

Ребята, сегодня мы продолжаем работу над рассуждением проблемного характера. Работу очень трудную и важную, т. к. знаем, что такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Т. о. наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам, к которым Вы шли долгих 10 лет. А разговор наш сегодня пойдёт о дружбе и друзьях.

1. Задумывались ли Вы о том, как много в нашем языке слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает нас жизнь: приятель, одноклассник, друг, знакомый, сослуживец, товарищ? Все они в нашем активном лексиконе, и часто мы, не задумываясь, легко заменяем одно из них другим. Правомерно ли это? Давайте разберёмся.

— Определите лексическое значение этих слов.

— Можем ли мы считать их синонимами? Почему?

— Почему слово друг последнее в этом ряду?

Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.

“Друга не нужно просить не о чём,

С ним не страшна беда.

Друг – это третье моё плечо,

Может быть, эти строчки и есть тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой? Давайте вдумаемся в эти слова.

Потому что он сердцем, каким-то 7-ым чувством понимает, что тебе нужна помощь. Понимает это по твоему взгляду, настроению, может быть, даже по интонации голоса.

Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.

У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:

Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,

А друг плохой бежит, когда готова

3. А как Вы думаете, дружба между людьми возникает спонтанно, неожиданно, или всё-таки друзей мы выбираем?

Хочу предложить Вам следующий текст.

Как и с кем мы ищем дружбы?[К сожалению, чаще всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то ниже нас). На этом удобном принципе – пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с другой – самоутвердиться без особых перемен в себе – строятся многие наши отношения.

Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?

Объясните орфографию и пунктуацию этого предложения.

Вы, конечно узнали “Песню о друге” нашего известного барда, поэта, композитора, актёра Вл. Высоцкого, которая прозвучала сейчас в авторском исполнении. Согласны ли вы с его мнением, что дружбу нужно проверять экстремальными ситуациями?

5. Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар от Бога?

Можно, но для этого нужно многое в себе переделать: отказаться от самовлюбленности, от своих притязаний на лидерство, от чувства зависти и ревности. Но самое главное, как нежное растение, выращивать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, самоотверженность, верность. Справиться с такими задачами не каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь настоящих друзей.

6. Теперь давайте определим, какие жанровые формы можем использовать для написания нашего сочинения и каковы их особенности.

Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи будем использовать? (Разговорный)

Каковы его стилистические особенности? (Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения)

Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.

Это разновидность очерка научного или публицистического характера. Главное в нём – раздумья и размышления о какой-то проблеме или факте. Образная афористичная речь, свободная трактовка темы. Вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, частое использование вводных конструкций, субъективный характер изложения

— не должна быть нарушена структура: тезис – аргумент – вывод. Если заявлено 2 тезиса, то оба должны быть раскрыты.

— факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

— между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь

— стиль: если употребляем “во-первых” (или с одной стороны) то должно быть и “во-вторых” (или с другой стороны)

А еще в сочинении – рассуждении никак нельзя обойтись без специальных “словесных формул”. Каких?

— мне близка мысль о том…

— я согласен с тем, что …

— многие думают (или уверены)…

— с уверенностью могу сказать…

8. Вы ребята, наверное, обратили внимание, что в начале нашего занятия я не конкретизировала тему урока, а выразила её в общем виде: будем говорить о дружбе и друзьях. Почему? Потому что тема эта очень глубокая, личностная. Она вполне может стать темой научного исследования философа или социолога. Обладающего немалым жизненным опытом. Но раскрыть вопросы, которые были в центре нашего внимания сегодня на уроке, вам вполне по силу.

Поэтому задание на дом будет следующее:

— выбрав один, а может быть, и несколько из прозвучавших сегодня тезисов, написать сочинение-рассуждение, при этом четко сформулировать тему работы.

Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию? Тогда желаю Вам творческих успехов. Дерзайте! (Приложение 3)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *