Что такое обязанность обществознание 7 класс
Права и обязанности граждан (7 класс, обществознание)
У каждого из нас есть свои права, которые никто не может нарушить по своему желанию, и определенные обязанности, которые мы должны исполнять. Какие права и обязанности граждан России существуют и почему важно их соблюдать? Подробно о теме 7 класса обществознания говорим в этой статье.
Права человека
Человек с самого рождения имеет права. Все они делятся на большие группы:
В истории нашей страны были случаи грубого нарушения прав человека. Во время Великой Отечественной войны фашисты не раз нарушали право человека на жизнь.
В марте 1943 года они уничтожили жителей деревни Хатынь в Белоруссии. Много людей были ими убиты в специальных концентрационных лагерях. Самым известным среди них был лагерь Освенцим, где погибло более 4 миллионов человек.
Такое жестокое отношение немцев, преступления против жизни людей не осталось безнаказанным. В 1945-1946 годах был организован Нюрнбергский процесс, на котором участники этих преступлений были осуждены и наказаны.
Защита прав человека
Такое жестокое нарушение прав людей подтолкнуло мировое сообщество объединиться и установить правила и принципы, которые защищают всех людей. Появилась Организация Объединенных Наций (ООН).
В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая закрепила защиту прав человека на международном уровне.
Признаки прав человека:
Все люди имеют одинаковые права, независимо от их пола, расы, религиозных и политических взглядов.
Человек получает права с момента своего рождения, и никто не может их отнять.
У каждого человека есть целый набор прав. Он не может пользоваться частью прав, а остальных лишиться.
Как осуществляется защита прав человека?
Права человека и гражданина записаны в документах:
Права ребенка
В нашей стране особое внимание уделяется защите детей от несправедливости и насилия.
Обязанности
Чтобы права человека не нарушались, необходимо обязать других людей их соблюдать. Обязанности – это то, что должны исполнять все граждане. Например:
Что мы узнали?
Таким образом, все люди обладают правами и обязанностями, которые гарантируются мировым сообществом и государствами. Соблюдение прав и обязанностей граждан – необходимое условие порядка и развития общества.
Конституционные обязанности гражданина России
Урок 11. Обществознание 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Конституционные обязанности гражданина России»
На прошлых уроках мы познакомились с личными (гражданскими), политическими, экономическими, социальными и культурными правами и свободами граждан Российской Федерации. Сегодня вам предстоит узнать о том, что у граждан есть не только гарантированные права, но ещё и обязанности, которые они должны выполнять.
Согласно Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом».
Что нужно понимать под термином «обязанность»?
Обязанности – это закреплённые в законодательстве виды и меры необходимого поведения.
Возможно у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан: прав или обязанностей?
Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится что прав намного больше. Но так ли это?
Давайте обратимся с вами к тексту Конституции. У всех без исключения взрослых граждан Российской Федерации есть шесть прямых обязанностей.
Во-первых, важнейшим долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита своего Отечества. Каждый гражданин России в случае войны против нашей страны обязан принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на защиту от врага.
Например, как это произошло в годы Великой Отечественной войны, когда на защиту Родины встало все население нашей страны.
По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли «сыновьями полка».
А на оккупированной территории Беларуси в партизанских отрядах воевали почти более семидесяти четырёх тысяч мальчишек и девчонок, юношей и девушек.
В мирное же время обязанность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности, то есть службы в вооружённых силах Российской Федерации.
Во-вторых, все граждане обязаны соблюдать Конституцию и основные законы нашей страны. Это положение распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Оно лежит в основе обеспечения законности и правопорядка в государстве и его исполнение обязательно.
В-третьих, все граждане Российской Федерации обязаны платить налоги и иные сборы, установленные государством. В этой обязанности есть одна особенность, которая заключается в том, что налоги обязаны платить не только граждане России, но и все иные лица, проживающие в нашей стране, ведь они точно также работают и получают доходы, как и россияне. Выполнение всеми данной обязанности гарантирует нормальное развитие экономики страны, ведь за счёт уплаченных налогов формируется значительная часть бюджета.
Также в конституции закреплена норма о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Представьте себе такую ситуацию: 1 декабря 2015 года какие-то местные чиновники принимают решение о подъёме суммы налога на прибыль. При этом они заявляют, что данный налог вводится в действие с 1 января 2015 года и все предприниматели обязаны заплатить разницу, которая возникла из-за введения нового тарифа.
Как вы думаете, правомерен ли такой порядок введения налога?
В-четвертых, каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе и окружающей среде. Эта обязанность включает в себя конкретные правовые нормы, такие как соблюдение правил ведения охоты, пользования лесами, водными ресурсами, запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных и многие другие.
В-пятых, каждый житель Российской Федерации обязан сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.
Сегодня министерством Культуры Российской Федерации, зарегистрировано на территории нашей страны 147 285 памятников истории и культуры.
В-шестых, каждый гражданин России обязан получить основное общее образование, то есть закончить девять классов, а потом он волен выбирать – учиться дальше или пойти работать.
Некоторые записанные в Конституции обязанности относятся лишь к отдельным категориям граждан, например к совершеннолетним детям, родителям и государственным чиновникам.
В Конституции Российской Федерации говорится о том, что забота о детях, их воспитание – это право и обязанность родителей. В свою очередь дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях, которым уже трудно работать или жить на одну пенсию.
Можно ли говорить о том, что это полный список обязанностей и других попросту не существует?
Конечно, нельзя. Потому что буквально за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.
Например, за правом на образование стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября. Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, государство – вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они выполняли свою работу хорошо и так далее.
И так с каждым правом, которое мы бы ни взяли: у каждого есть вторая сторона медали. В нашем случае за любым вашим правом стоят обязанности других людей.
Почему гражданам России необходимо выполнять обязанности, возлагаемые на них Конституцией?
Это значит, что одна из главных задач государства – защита интересов всех граждан, создание условий для того, чтобы они жили достойно: имели соответствующею своему труду зарплату, могли обеспечить себя комфортным жильём и всем необходимым, получали образование, медицинское обслуживание и другие блага от государства.
При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.
В конце нашего урока давайте ответим на некоторые вопросы.
1. Что такое обязанность?
2. Что можно отнести к обязанностям граждан Российской Федерации?
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: «Права и обязанности граждан»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: «Права и обязанности граждан»
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Свобода совести — это право человека выбирать, какую религию исповедовать, или не исповедовать никакой.
К обязанностям Конституция РФ относит:
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Права и обязанности граждан. 7 класс
Содержимое разработки
Мы к будущему готовимся. И сердце стучит: пора! И взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера! Мы видим себя входящими В грядущие времена. Как клятву произносящими «Я твой гражданин, страна!» Ю.Яковлев
Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.
Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.
Каждый человек обладает всей совокупностью прав.
Конституция – [ от лат. consitutio установление, устройство ] – основной закон государства , определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
о правах человека, 1966 г.
Декларация – документ, носящий рекомендательный характер.
обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты
соблюдать их на своей территории
право прибегать к помощи уполномоченных по правам человека
принимать законы, гарантирующие каждому его права
право обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека
твои права = правам другого
Нужно уважать права другого человека!
сохранять человеческие достоинства
умение внимательно выслушать
Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!
Обязанность государства – гарантировать права конкретного человека
Гарантия – условие, обеспечивающее
беречь памятники истории и культуры
соблюдать конституцию и другие законы РФ
бережно относиться к природным богатствам
платить законно установленные налоги и сборы
Конвенция – соглашение, носящее обязательный характер для стран, присоединившихся к нему.
выражать свое мнение, с кем из родителей ( в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы
давать согласие на изменение своего имени и фамилии
быть заслушанным в ходе любого судебного или административного
совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
выбирать свое место жительство (с согласием родителей)
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей
обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге
Конспект по обществознанию «Права и обязанности граждан» часть 2 ( 7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г. Вилючинск
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. Урок 4 Права и обязанности граждан. Часть 2
Обществознание 7 класс. Учебник Обществознание 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М:-«Просвещение». 2018г.
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: формировать представления об основных правах и обязанностях гражданина
· выяснить особенности правового статуса, механизма защиты прав несовершеннолетних;
· установить взаимосвязь прав и обязанностей граждан;
· развивать навыки анализа различных источников информации, умение ориентироваться в сфере нравственно-этических и правовых отношений
· развивать умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, умения участвовать в дискуссии.
Тип урок: комбинированный с применением технологии развития критического мышления,игровых, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник Обществознание 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М:-«Просвещение». 2018г.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний.
2.1. Какую роль играет право в жизни человека?
2.2. Дайте характеристику механизма защиты прав человека.
Примеры прав и свобод
А. обучение в профессионально-техническом училище
Б. участие в митинге
В. выплата премии за досрочное выполнение производственного задания
Г. участие в самодеятельной театральной студии
Д. выдвижение кандидатуры в органы местного самоуправления
Е. запись на вакцинацию от вирусной инфекции
Ж. регистрация в службе занятости населения в связи с потерей работы
З. публикация журналиста о митинге в поддержку лидера оппозиционного движения
И. получение полиса медицинского страхования
К. выражение согласия на использование личной информации при регистрации на профессиональном сайте
Слайд 1. Разгадайте ребус.
Кого принято называть ребенком? (ответы учащихся)
Обобщение учителя: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:
Какой критерий используется для определения юридического статуса детей? (достижение имим возраста совершеннолетия).
Слайд 2. Формулировка цели и задач урока
Гипотеза: нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Сегодня на уроке мы завершим работу по доказательству или опровержению данной гипотезы. Нам предстоит дать характеристику юридического статуса несовершеннолет-них, выяснить, распространяется ли на них освобождение от обязанностей.
4.Изучение нового материала.
Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.
1. Из истории прав ребенка.
2. Права ребенка и их защита.
3. Взаимосвязь прав и обязанностей.
Слайд 5. Из истории прав ребенка.
Характер прав человека
все люди от рождения обладают равными правами
Права неотделимы от самого человека
Человек обладает всей совокупностью прав
Обладают ли дети равными взрослым правами? (обсуждение проблемы)
Слайд 6. Отношение к детям как к полноценным личностям появилось сравнительно недавно – в начале ХХ века:
· Женевская Декларация прав ребенка 1924 г. – меры по предотвращению детского рабства, детского труда и торговли детьми
Слайд 7. Декларация прав ребенка 1959г. Права:
· на заботу и защиту с стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей
· на посещение школы и на учебу
· на равенство в правах
· свободно выражать свои мысли, на собственное мнение
· на имя и гражданство
· на защиту от насилия и жестокого обращения
всего 10 пунктов, которые носили декларативный характер, так как механизмов реализации этих прав не было.
Слайд 8. Конвенция о правах ребенка 1989г.
· ребенок – полноценная личность
· ребенком считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»
На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали 193 страны мира, кроме США и Сомали. Россия ратифицировала Конвенцию в 1990 г. и закрепила её положения в национальном законодательстве.
Слайд 9. Права ребенка и их защита.
Задание: стр. 20, абз. 1-3. Выяснить
1. почему в нашей стране придается особое значение защите прав детей
2. основные направления государственной политики РФ в области защиты прав детей
Слайд 10. Обобщение учителя:
Материнский капитал, пособия семьям с детьми
Строительство спортивных сооружений, пропаганда здорового питания, др
Трудовая занятость под-ростков и молодежи
Ограничение продолжительности рабочего дня, запрет на труд в ночное время, создание рабочих бригад в каникуляр-ное время
Спортивные клубы, студии для развития творческих способностей (художественные, танцевальные, др), детское и юношеское кино, др.
Развитие перинатальной службы, регулярные медосмотры, социальная реабилитация детей – инвалидов, пропаганда ЗОЖ, др.
Вы познакомились только с основными направлениями и примерами государственной политики в области защиты прав детей.
Ст. 17 Конвенции о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации фиксируют право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу.
Что делать, если родители не выполняют своих обязанностей – ведут асоциальный образ жизни, жестоко обращаются с детьми?
Заботу в таких ситуациях берет на себя государство.
Слайд 12. Комментарии к схеме:
Слайд 13. Взаимосвязь прав и обязанностей.
Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Ф. М. Достоевский, русский писатель XIX в.
Прокомментируйте высказывание (ответы учащихся).
Дети выделены в особую категорию граждан в силу своей большей уязвимости и беспо-мощности. Защите детей уделяется особое внимание со стороны государства. Означает ли это, что у детей есть только права, и до 18 лет нет обязанностей? (обсуждение проблемы)
Слайд 14. Обобщение учителя:
· до 14 лет ребенок считается малолетним и до 6 лет никаких юридически закреплен-ных обязанностей не имеет
· по мере взросления ширится круг прав ребенка, и появляются обязанности, закрепленные не только моральными нормами, но и юридическими.
Как вы думаете, какая юридически закрепленная обязанность появилась у каждого из вас по достижении 6-летнего возраста? (обязанность получить основное общее образование. Ст. 44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»).
· по достижении совершеннолетия – 18 лет – вы получите полный спектр прав и обязанностей.
Задание: стр. 20-21. Ответьте на вопрос 5, стр.21 (обсуждение задания).
5. Подведение итогов уроков, оценивание работы учащихся.
6. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 15. Домашнее задание:
Презентация/реферат* «Положение детей в России в царское время»