Что такое обж конспект на 2 страницы
Почему нужно изучать предмет ОБЖ
Урок 1. ОБЖ 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Почему нужно изучать предмет ОБЖ»
«Основы безопасности жизнедеятельности» — эти три слова известны практически всем.
Основы — это то главное, на чём держится, строится что-нибудь. Применительно к предмету «ОБЖ» — это ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»
Безопасность — это состояние защищённости, когда человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.
Таким образом, изучая предмет «ОБЖ», вы узнаете о различных опасностях, угрожающих человеку в повседневной жизни, о формах их проявления и способах защиты от них.
Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, интернет и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлёкших за собой гибель людей и огромный материальный ущерб. А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей различных профессий и возрастов?
Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает. И наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.
Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.
А как вы думаете, с детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно же нет. Они сначала были такими же девочками и мальчиками, как вы и ваши друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Тогда наше здоровье, а иногда и жизнь будут зависеть исключительно от наших своевременных и грамотных действий.
Чтобы как-то защитить себя от опасностей, необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои и чужие ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчёт о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Но что они означают? Опасность — это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.
С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. Вначале это были природные опасности: холод, жара, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми, стихийные явления природы и так далее. Эти опасности порой вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целые племена. Со временем человек понял сущность этих явлений. Но они не перестали представлять для него опасность. И сейчас мы постоянно узнаем о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными.
С развитием человеческого общества изменялись виды и характер опасностей. В условиях современного мира к природным опасностям прибавились многочисленные опасности техногенного происхождения, рождённые техникой. Это электрический ток, электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, шум и вибрация, взрывчатые и токсичные (ядовитые) вещества и тому подобное.
Техногенные опасности, кроме непосредственного воздействия на человека, могут проявляться в форме аварий технических устройств, пожаров, взрывов и других событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.
Наконец, необходимо сказать и о человеке как носителе опасностей. Ведь он сам нередко становится источником опасности для других людей. Например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями, труднопредсказуемым, зачастую социально-опасным поведением. Опасности, носителями которых являются люди, называют социальными.
Социальные опасности весьма разнообразны и многочисленны. Например, к социальным опасностям относятся все противоправные (незаконные) формы физического насилия (хулиганство, разбой, бандитизм, террор), употребление веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм и курение), и другие социальные явления, способные нанести ущерб здоровью людей.
Итак, многочисленные опасности окружающего мира мы условно разделили на три группы: природные, техногенные и социальные. Однако, несмотря на их многообразие и несхожесть, все они имеют общий признак — способность наносить ущерб здоровью человека. Ущерб здоровью может выражаться в форме заболевания, травм, смертельного исхода.
Существование вокруг нас многочисленных опасностей вовсе не означает, что несчастный случай непременно произойдёт. Для этого ещё нужны какие-то условия, обстоятельства. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как о скрытых, потенциальных (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).
Сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая, угрожающего здоровью, жизни человека, его имуществу и окружающей его среде, принято называть опасной ситуацией. Если вовремя её не заметить и не принять соответствующих защитных мер, то она может закончиться причинением ущерба здоровью человека.
Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.
Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, это когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.
Вы наверняка слышали или уже знаете, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.
Давно замечено, какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют потенциальные опасности, представляющие для него угрозу. Об этом надо помнить всегда, для того чтобы не оказаться застигнутым врасплох.
Как мы уже упоминали, любая потенциальная опасность реализуется, нанося ущерб здоровью человека, благодаря какой-то одной или нескольким причинам. Без причины нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасности базируется на знании её источников и причин возникновения опасных ситуаций.
Причины возникновения опасных ситуаций могут порождаться не зависящими от человека природными и техногенными факторами. Но чаще всего они возникают потому, что человек, находясь в опасной зоне, что-то не предвидел, забыл, чего-то не заметил, где-то поторопился, а то и промедлил.
Более того, люди нередко нарушают хорошо известные им правила, прямо-таки подставляя себя под опасности (то есть сами создают опасные ситуации). Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдётся пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.
Итак, как же избежать опасности? Главное — без особой надобности не находиться в опасной зоне. А находясь в ней, не совершать рискованных, необдуманных поступков, выполнять общепринятые правила поведения в ситуациях различного характера, а также постоянно проявлять бдительность к возможным внешним угрозам, способным создать опасную ситуацию.
Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох.
Поэтому мы советуем усвоить ряд рекомендаций, которые можно назвать главными правилами ОБЖ. Вот они:
изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;
учись предвидеть опасные ситуации;
не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;
не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;
столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;
обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;
выбирай самый безопасный способ действий;
а в трудной ситуации борись за себя.
Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов и путешественников.
Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые многие из вас наверняка видели в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:
Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!
А что такое безопасность? Есть множество определений понятия «безопасность», каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления. Так, в словаре русского языка Ожегова сказано: «Безопасность — это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». А один из героев романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» говорит: «Безопасность — это если знаешь, как увернуться от опасности».
И хотя приведённые слова не представляют собой научное определение понятия, но они раскрывают на индивидуально-бытовом уровне суть поведения человека в целях сохранения своего здоровья и самой жизни.
С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий. Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:
«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».
«От глупого риска до беды близко».
Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.
«Не зная броду, не суйся в воду».
«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».
«Не дразни собаку, так не укусит».
В заключение ещё раз отметим, что для того, чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению.
Конспект лекций по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Основные понятия и определения.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников опасностей и причин их проявления, прогнозирование и оценка их действий в пространстве и во времени.
Решение задач обеспечения безопасности жизнедеятельности включает следующее:
исследование опасностей, действующих в среде обитания человека, их идентификация, классификация и квантификация ;
анализ опасностей и причин;
разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
формирование систем контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы;
разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по БЖД.
Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Техносфера – среда обитания, созданная человеком. Регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, для улучшения условий жизни.
Техносфера, в отличие от природной среды, не имеет способности к саморазвитию, и после создания может только деградировать. Для ее поддержания необходима постоянная деятельность человека, направленная на обеспечение техносферы потоками сырья и энергии, на утилизацию отходов и на защиту от спонтанных выбросов, потоков масс и энергий при авариях и разрушениях.
Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
Классификация (таксономия) опасностей – это систематизация опасностей по различным признакам, производимая в процессе их изучения, например:
по происхождению: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные;
по виду воздействий: физические, химические, биологические, психофизиологические;
по времени проявления отрицательных последствий: импульсивные, кумулятивные (накопленные за определенный период времени);
по сфере проявления: бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и др.;
по структуре проявления: простые и производные (от взаимодействия простых);
по характеру воздействия на человека: активные и пассивные (активизируются за счет энергии человека); и др.
Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности технической системы.
Причины проявления опасности – совокупность обстоятельств, способствующих проявлению опасностей и вызывающих их нежелательные последствия.
Анализ опасностей – выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасностей, анализ механизмов возникновения подобных событий и, как правило, оценка масштаба, величины и вероятности любого события, способного оказать поражающее действие.
Методы анализа опасностей включают: предварительный анализ опасностей, анализ последствий отказов, анализ опасностей с помощью «дерева» причин, анализ опасностей с помощью «дерева» последствий, анализ опасностей методом потенциальных отклонений, анализ ошибок персонала, причинно-следственный анализ.
1. 2. Критерии комфортности и безопасности.
Комфорт – оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека.
Критерии комфортности – это ограничения на значения параметров микроклимата, уровень освещенности зон и поверхностей, влияющие на ощущения комфортности. В качестве критериев комфортности нормативные документы устанавливают:
значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности, уровень теплового излучения от окружающих предметов (ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»; СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений);
требования к естественному и искусственному освещению помещений и территорий (СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»).
Критерии безопасности – это ограничения на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве, а при авариях допустимая вероятность (риск) возникновения подобного события.
Риск (R) – вероятность реализации негативного последствия в зоне пребывания человека. Понятие риска включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие (No), и последствия этого события (Nч.с.). Условие безопасности состоит в ограничении значения риска ниже допустимой величины (Rдоп).
Риск (риск допустимый, риск недопустимый) используют в качестве единого индекса вреда при оценке действия негативных факторов на человека, а так же применяют для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.
1.3. Основные положения теории риска.
Риск допустимый (Rдоп.) – такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Согласно международной договоренности, допустимый риск действия техногенных опасностей должен находиться в пределах 10-6, а R Rдоп Риск недопустимый (неприемлемый риск) – вероятность реализации негативного воздействия с частотой более чем 10-3.
Управление риском – система законодательных, организационных, инженерно-технических, технологических, административных мер для обеспечения безопасности. Работу ведут, как правило, по трем направлениям:
совершенствование технических систем и объектов;
непрерывная подготовка человека по вопросам безопасности на всех ступенях воспитания и обучения;
оперативное реагирование на последствия аварий, катастроф и стихийных бедствий.
С введением концепции риска вводятся и экономические методы управления риском: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.
Индивидуальный риск R и рассчитывается по формуле :
R и =
где n – число реализованных неблагоприятных случаев;
N – возможное число событий.
Данные по риску для некоторых факторов приведены в таблице в таблице 1.
Таблица 1 (значение риска смертности в зависимости от условия):
Условие: За 2003, 2004 годы в РФ без вести пропало более 70.000 человек. Рассчитать индивидуальный риск пропажи без вести в РФ. Численность населения 120 млн.
Рассчитываем годовую пропажу:
Степень риска рассчитываем по формуле (1):
Рассчитываем годовую смертность в ДТП в Свердловской области:
Степень риска рассчитываем по формуле (1):
Найдём, во сколько раз риск гибели в ДТП в США отличается от аналогичного показателя по Свердловской области:
= 1,52
Условие: Количество полностью окупаемых проектов в РФ на 2003, 2004 годы равен 32%. Сформулируйте понятие инвестиционного риска, определите его и определите экономический ущерб, который при такой же окупаемости будет в 2005 году. (Годовое вложение за 2005 год составит 50 млн.руб)
Инвестиционный риск R Э определяем по формуле:
R Э =100-Q, где Q – количество окупаемых проектов.
Величину годового ущерба U рассчитываем по формуле:
U= , где K – величина годового вложения.
U= 50.000.000×0,68 = 34.000.000
Коллективный риск – риск подвергнуться воздействию вредного фактора для группы людей от 2х и более человек.
Коллективный риск связан с индивидуальным риском формулой:
R К = , Где р – количество людей в данной группе.
Условие: За 3 года из населения РФ утонуло около 21.000 человек. Рассчитать величину коллективного риска для семьи из 5 человек, если принять число жителей за 12 млн.чел.
Находим число утонувших за 1 год:
Индивидуальный риск определяем по формуле (1):
Коллективный риск определяем по формуле (2):
Условие: Рассчитать величину индивидуального риска от несчастного случая в офисе, если за последние 5 лет из произошло 50.000. Среднегодовое число служащих за этот период составляет 70 млн.чел.
Найдем число пострадавших за 1 год:
Индивидуальный риск определяем по формуле (1):
1. 4. Показатели негативности жизнедеятельности.
Показатели негативности – показатели, используемые для интегральной оценки влияния опасностей на человека и среду обитания (численность пострадавших, показатель частоты травматизма, показатель тяжести травматизма, показатель травматизма со смертельным исходом, показатель нетрудоспособности, показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ), региональная младенческая смертность, материальный ущерб и др.
Показатель частоты травматизма(К) – определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период:
Показатель тяжести травматизма (Кт) – характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:
где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям.
Показатель травматизма со смертельным исходом (Ксм) – определяет число смертельных несчастных случаев (Тсм) из расчета на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год):
К см. = Т см. * 1000 / С
Показатель нетрудоспособности (КН) – оценка уровня нетрудоспособности:
Показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ )– используют для оценки влияния вредных факторов. Абсолютные значения СПЖ определяют в сутках. Относительные значения СПЖ определяют по формуле
где П – средняя продолжительность жизни, лет.
Региональная младенческая смертность – определяется числом смертей детей до года, приходящихся на 1000 новорожденных.
Материальный ущерб – экономические потери от нарушения нормального течения жизни (аварии, катастрофы и др. чрезвычайные ситуации).
Принципы обеспечения безопасности – это идея, мысль, основное положение. Выбор принципов обеспечения безопасности зависит от условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев. Различают:
ориентирующие принципы – идеи, определяющие направление поиска безопасных решений. Например: принцип системности, принцип деструкции, принцип гуманизации деятельности, принцип замены оператора, принцип ликвидации опасности, принцип снижения опасности и др;
технические принципы – основаны на использовании технических законов и направлены на непосредственное предотвращение опасностей. Например: принципы блокировки, слабого звена, защиты расстоянием, прочности, экранирования и др.;
Принцип системности – состоит в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы. Так, например, пожар как физическое явление возможен при наличии: горючего вещества; кислорода воздуха в количестве не менее 14% от всего объема воздуха; источника воспламенения определенной мощности и совмещении всех этих условий во времени и в пространстве. Устранение хотя бы одного из этих условий исключает возможность загорания и, значит, обеспечивает безопасность системы.
Принцип деструкции – заключается в том, что из системы, приводящей к опасному результату, исключаются один или несколько элементов. Например, исключить или уменьшить вероятность загорания здания возможно исключением или ограничением применения сгораемых строительных материалов в конструкциях здания, его отделке и оборудовании помещений.
Принцип гуманизации деятельности – освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда.
Принцип ликвидации опасности – состоит в ее устранении изменением технологии, заменой опасных веществ безопасными, применением безопасного оборудования. Так, например, при рытье глубоких котлованов (траншей) во избежание обрушения грунта разработку ведут с откосами, близкими к углу естественного откоса.
Принцип защиты расстоянием – предполагает установление такого расстояния между человеком и источником опасности, которое обеспечит его безопасность. Например, оголенные провода линий электропередачи подвешивают на столбах, чтобы исключить касание к ним людей и машин.
Принцип слабого звена заключается в том, что в систему вводится элемент, реагирующий разрушением или отключением на изменения параметров в системе, чтобы сохранить систему в целом. Например, в зданиях со взрывоопасными производствами предусматривают в кровле или наружных стенах легко сбрасываемые конструкции, которые, разрушаясь при взрыве обеспечивают сброс давления. Это позволяет защитить здание от разрушения.
Принцип экранирования – между источником опасности и человеком устанавливают преграду (экран), защищающий от опасности.
Принцип защиты временем – предполагает сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасностей (сокращенный рабочий день, трудовой стаж и т.п.).
Принцип эргономичности – для обеспечения безопасности учитывают антропометрические, психофизические и психологические особенности человека.
Методы БЖД – способы достижения безопасности. Применяют три метода:
Метод А – предполагает пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;
Метод Б – заключается в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей;
Метод В – предполагает применение средств и приемов, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.
Гомосфера – пространство, где находится человек в процессе деятельности.
Ноксосфера – пространство, в котором присутствует опасность.
Средства БЖД – это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов. Применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Средства коллективной защиты (СКЗ) – классифицируются в зависимости от вида опасных и вредных факторов: средства защиты от шума, вибрации, пыли, электростатических зарядов и т.д. По техническому исполнению СКЗ подразделяют на ограждения, блокировки, звуковую и световую сигнализацию, предохранительные устройства, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляции, отопления, освещения, изолирующие, герметизирующие средства и др.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – предназначены для защиты отдельных органов или тела человека в целом от воздействия опасных и вредных факторов. К СИЗ относят противогазы, самоспасатели, респираторы, маски, спецодежду, обувь, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса и др.