Что такое обзор статьи
11 простых правил написания научных обзоров
Обзорная статья — это верхушка айсберга накопленных знаний.
Автор
Редакторы
Написание научных обзоров — отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.
В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.
Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.
Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию
Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:
Правило № 2: Поиск литературы
Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:
Правило № 3: Пометки на полях
Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать — так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.
Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, — по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.
Правило № 4: Определите тип обзора
Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра — мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, — скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.
Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.
Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования — это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны — сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.
Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами
Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях — от молекул до популяций — позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.
Правило № 6: Будьте критичны и последовательны
Написание обзоров литературы — это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:
Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, — поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов — обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» — тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.
Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.
Правило № 7: Мыслите структурно
Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.
Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.
Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов
Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал — отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.
Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.
Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны
Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов — ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать — если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.
Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике
Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит — по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления — вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим — все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.
Правило № 11: Практикуйтесь
Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, — пишите их сами. Начните с популярных изложений — сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне — попробуйте, отправьте его в научный журнал — украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!
Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов».
Как копирайтеру написать обзорную статью
«Если вы планируете начать строительство дома, то вам, скорее всего, потребуется брус. А если бруса не будет, то и построить ничего не получится. Чем лучше качество бруса, тем прочней будет ваш дом».
Наверное, с примерами аналогичных обзоров вам приходилось сталкиваться практически на любом сайте. Ни пользы, ни интереса в таких текстах нет. А между тем, такой текст должен заинтересовать потенциального покупателя, побудить его сделать покупку или заказать услугу.
В этой статье мы по порядку разберемся, что из себя представляет обзорная статья, и рассмотрим, как правильно её написать.
Содержание статьи:
Зачем нужна обзорная статья
Обзорная статья представляет собой универсальный инструмент, с помощью которого значительно проще преподнести аудитории важную новость, идею, познакомить с производственными или сервисными новинками.
Универсальность заключена не в одном содержании, но и в назначении. Такой материал прекрасно воспринимается любой читательской категорией — от обывателей до профессионалов. Не удивительно, что среди заказчиков всегда есть спрос на такие статьи.
Чтобы понять, с какой целью и для какой аудитории пишется текст, мысленно поставьте себя на место потенциального покупателя или заказчика услуг. Тогда становится ясно, что читатель хочет получить систематизированную и максимально подробную информацию.
Цель статьи — ненавязчиво, но при этом доступно и ёмко изложить всю важную информацию, используя сравнительный анализ, данные статистики и другие сведения. Словом, все то, что дает пищу для раздумий и подталкивает к принятию решения.
Эмоциональность
Перед созданием обзора, помните, как ваша статья должна воздействовать на читателя.
Правила написания и рекомендации
Чтобы получить по-настоящему хорошую и полезную статью, добавим в неё всё, что отсутствовало в примере, приведенном в самом начале.
Интересные факты. «Самые первые зонты были полностью деревянными. В некоторых странах для защиты от дождя использовали гигантские грибы».
Цифры. Нет смысла перегружать статью цифрами, если тема не связана с чертежами и схемами. Но пара статистических чисел все-таки не помешает. Например:
«В России проживает одинаковое количество кошек и людей — порядка 150 миллионов. На одного человека приходится по одной кошке».
Читатель узнал новую информацию, а это всегда интересно.
Юмор. Не важно, с какой темой вы работаете. Возможно, вы пишете про строительство дороги или статью по экономике. Попробуйте слегка оживить текст, работа от этого станет только лучше. Любому политику или лектору хорошо известно, что атмосферу иногда надо разряжать, чтобы слушатели не уснули.
«Кошек в России насчитывается столько же, сколько проживает людей. Таким образом, каждая кошка может завести себе человека».
Если используете в статье множество цифр и данных, то добавьте чуть-чуть юмора. Это повысит шансы читателей добраться до конца текста не заскучавшими.
Новизна. Не начинайте статью с прописных истин и банальностей. Например, так:
«Осенью часто идут дожди и без зонта в это время не обойтись».
Скучно? Да читатель просто сбежит после такого «содержательного и многообещающего» начала!
Эмоции. Даже если это строго профессиональный обзор, отыщите немного места для эмоций. Не важно каких – положительных, отрицательных. Главное, чтобы они были, поскольку эмоциональный всплеск пробудит у читателя заинтересованность. А это гарантия того, что информация запомнится.
Иллюстрации. Чтобы технические тексты было проще понять, в них добавляют схемы и графики. Статья не будет сухой, если дополнить ее картинками и фотографиями. Качественный визуальный контент стоит того, чтобы потратить на его поиски свое время. Обзор получится ярким и что немаловажно — запоминающимся. А у автора будет возможность стать востребованным и популярным.
Структура качественного обзора
Если планируете писать статьи и обзоры, то предварительно продумывайте их структуру. Многие, особенно начинающие авторы, совершают серьезную ошибку, с головой уходя в «словесный омут» и даже не думая, где нужно выплыть. Чтобы не потеряться в водовороте информации, перед работой обязательно составляйте план.
В первую очередь продумываем начало и вывод статьи.
1. Брус: что это, для чего нужен.
2. Брус — лучший материал для постройки дома.
Выбранный вывод взят не случайно. Поскольку зачастую цель обзора — не что иное, как продажа продукции, представленной на сайте.
Но наш план пока еще не совершенный. Добавим в него дополнительные пункты.
1. Брус: что это, для чего нужен.
2. Виды бруса.
3. Сравнение бруса с другими стройматериалами.
4. Брус — лучший материал для постройки дома?
Такая структура обзорной статьи сделает ее полезной для читателя. Но далее предстоит еще немало работы. Если автор ничего не смыслит в брусе, то у него есть 3 варианта действий, последний из которых неприемлем для хорошего автора.
Благодаря погружению в тему, структура будущего текста значительно улучшится, и будет выглядеть примерно так:
Брус: что это, для чего нужен.
1. Виды бруса. Типы и размеры, их стандарты.
2. Сравнение с прочими стройматериалами (кирпич, пеноблок). Плюсы и минусы.
3. Брус — лучший материал для постройки дома?
Лид-абзац
Банальное и скучное вступление статьи нужно всегда заменять толковым. Кроме того, в первом пункте для читателя никакой новой информации нет, его можно убрать.
Чтобы написать цепляющий лид-абзац, нужно найти проблему, которая заинтересует целевую аудиторию.
К примеру, если заказчик обзора реализует брус мелкими партиями, пробуем заинтересовать тех, кто планирует постройку собственного дома.
«Мечтаете построить собственный дом, но затрудняетесь с выбором стройматериала? Мы подскажем, почему стоит остановить свой выбор на брусе и как подобрать его тип правильно».
Благодаря постановке проблемы в самом начале, у вас будет меньше путаницы и блужданий в процессе работы. Этот прием позволит создать более «стройный и гармоничный» обзор.
Составить план не так уж и сложно. Не возбраняется использовать для этого шаблоны.
Если цель статьи — не 100% рекламный текст, то на последний вопрос не рекомендуется давать однозначный ответ. Предоставьте читателю самому справиться с этой задачей, используя полученные им новые данные (а такие данные должны быть обязательно!).
Естественность и польза
У читателя не должно возникнуть мнения, что ему что-то навязывают или от чего-то отговаривают. У любого потенциального покупателя после прочтения вашего обзора должно сформироваться свое мнение для принятия решения.
Хотя обзоры пишутся для людей, нельзя забывать о релевантности статьи. Так читателю легче будет найти нужную информацию. Не лишним будет отметить, где заказать услугу (купить товар). Сделайте это в общих словах, избегая конкретики.
В завершении обзора не забывайте подвести итог, взвесив все «за» и «против».
Заключение
Увлечь читателя интересным чтением и подарить позитивные эмоции — настоящее искусство. Чтобы стать Мастером слова, нужно много и упорно трудиться, изучать опыт талантливых и успешных коллег, развиваться и расти профессионально. И тогда в ваших обзорах точно не будет «высокоумных» объяснений читателю, что яблоки круглые, а брус твёрдый.
Регистрируйтесь на eTXT, пишите статьи разных направлений и стилей, повышайте своё мастерство, зарабатывая личными умениями ещё больше и быстрее.
Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление
Перед тем как писать обзоры нужно понять, что это за тексты, какие функции они выполняют и для чего вообще нужны? Постараюсь максимально близко подвести вас к сути написания текстов этого направления.
Что такое обзор?
Это краткое изложение большого текста. Например, чтобы привлечь внимание пользователей к выходу какого-либо продукта пишутся рецензии. Человек, прочитав чем полезна для него выставка, описанная в рецензии, будет понимать нужно ли ему посещать ее. Это пример.
В случае с обзором, читатель поймет, как воспользоваться информацией, например, написанной на 50 странице журнала, и стоит ли ему покупать это издание? В общем – это краткое описание большого письменного материала.
Допустим, абитуриент поступает в Академию и приносит свою дипломную работу. Профессор, чтобы не читать ее полностью, просит написать краткий обзор, чтобы понять, нужно ли ему открывать папку и вчитываться?
Это «корявый» пример о том, как писать обзоры и вообще для чего они нужны? На самом деле профессиональные описания встречаются в различных направлениях и от правильности их составления зависит многое.
Важный и, я не побоюсь этого выражения основной критерий – логическая оценка общей темы статьи. Она должна конкретизироваться и поддерживаться аргументами, побуждающими к доскональному изучению.
Где используются обзоры?
Как тексты этой направленности используются? Это, наверное, более конкретный вопрос. Наряду с рецензиями, писать обзоры нужно в различных ситуациях. Это и краткое описание вашего блога, какой-то статьи на сайте.
Мы живем в эпоху зависимости читателя от печатной и визуальной информации. Прежде чем выбрать что-то, потребитель перечитывает массу информации и думает, как выбрать подходящий товар?
Например, вам нужен ноутбук. Но чтобы определить хорошую модель, недостаточно только знать, что сделан экземпляр из прочного пластика и внутри используются современные модули от известных компаний.
Хорошее описание ноутбука можно растянуть не на одну печатную страницу, а как заставить читателя изучить все досконально? Конечно, нужно писать обзор описания ноутбука, в котором будет вся информация нужная ему.
Как и рецензии я причисляю обзоры к продающим текстам. Они отлично продаются и хорошо оплачиваются. Только писать на продажу их нельзя. Только по заказу клиента и строго о том, что нужно заказчику.
Как писать обзоры правильно?
Есть несколько тонкостей в написании обзоров. Помните, что в тексте преподносится не ваше мнение. Необходимо досконально изучить продвигаемый продукт и на его основе писать обзоры. Как это сделать? Вот несколько моих наработок:
После прочтения исходного документа нужно проанализировать полученную информацию. Подумайте – узнали ли вы что-то новое? Не противоречит ли информация той, которую вы знали раньше? Как данные могут восприниматься человеком? Есть ли явные недостоверные данные, по которым понятно, что они выходят за рамки правил?
В общем, вам нужно четко понять, о чем статья, чтобы писать по ней обзор и понять, как правильно это сделать. Если с первого раза вы не поняли – перечитывайте текст еще раз. Выпишите ключевые моменты, к которым причисляются следующие типы:
Правильно определяем структуру обзора
Если вы все определили для себя и наметили четкую линию, нужно подумать, как поступать дальше? В техническом плане нужно придумать хороший заголовок обзора. В этом плане можно выбрать два типа:
Тип определяется по тому, как и в каком ключе написана статья? Говорит ли она четко о том, что человек сможет получить в конкретном случае, спрашивает читателя о проблеме и о том, хочет ли он решить ее или описывает продвигаемый продукт.
Далее идет вступление и здесь тоже нужно подумать, как правильно написать его? В обзоре во вступлении часто оставляют ссылки на основной материал. Для тех кому не терпится получить информацию.
Вступление пишется в любых ключах. это может быть и утверждение информации как актуальной, описание ваших впечатлений о продукте и другое, что может зацепить читателя. Все от третьего лица, никаких я. Введение составляет максимум 20% обзора, и вы должны уложиться в эти цифры.
В теле статьи нужно писать основные мысли предварительно суммировав их. Как это сделать если продвигаемый текст небольшой? Выделите в обзор основные мысли, подкрепив их фактами исследования или доказательствами актуальности информации.
Хотя писать обзоры рекомендуется с использованием цитат из основного документа, старайтесь реже использовать такие выделения. Максимум два раза – только самых основных момента. Если в продукте много важных моментов, можно выделить один самый весомый, не забыв упомянуть как доказательство отзывы покупателей или факты производителей.
Важны в написании обзоров цитаты из других источников. Если таковые есть, поинтересуйтесь у заказчика и спросите, как вы можете использовать их? Никогда не пишите, что продукт понравился именно вам. Только доводы со сторонних источников.
Интеллектуальное завершение
В конце пишите обзор основных параметров суммируя все положительные стороны, описанные в статье, а также подтвердите еще раз ценность информации фактами из других источников. То есть сделайте уклон на то, как пригодится вам информация или продвигаемый продукт? Какие знания почерпнет пользователь? И не забывайте, что завершение составляет не более 10% от обзора.
В конце, хочу немного дополнить от себя. Писать обзоры начал где-то после двух лет работы в копирайтинге. Сегодня этим не занимаюсь, но четко помню, что такие тексты приносили неплохой доход, если найти клиентов.
Но вот до сих пор я не понимаю разницы в рецензии и в обзоре. Как разделяются эти два типа статей? Буду рад если кто в комментариях дополнит мои знания.