Что такое одаренность в обществознании
Одаренность, талант, гениальность.
Одаренность, талант, гениальность
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, насколько индивид быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.
Непременная отличительная черта одаренного ребенка заключается в оригинальности мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству — наиболее известные признаки одаренности. В интеллектуальном и нравственном отношениях, такие дети превосходят своих одногодок, чего нельзя сказать об уровне физического и эмоционального развития — оно находится в пределах возрастной нормы. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Способности развиваются, вырастают из задатков при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие.
По форме проявления одаренности можно говорить о:
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»). Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности.
Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.
О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Не стоит смешивать понятия «одаренность», «талант», «гениальность». Одаренность понимается как комплекс задатков, способностей, интереса, мотивации к определенной (специфическая одаренность) или разноплановой (общая одаренность) деятельности. Талант же понимается как творческая одаренность, а гениальность – высшая ступень развития одаренности. Гениальный человек создает уникальные творения, которые признаются цивилизацией, в связи с этим, появление гения среди человечества является очень редким явлением.
ЕГЭ. Человек
Тема 5.Способности
Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.
Способности
Формирование способностей
Типы способностей
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие типы способностей.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?
Виды способностей по направленности на деятельность.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
Выделяют следующие виды одаренности:
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
Пути развития способностей:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Одаренность
Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.
Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.
Что такое одаренность
Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?
Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.
Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.
Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.
Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
Признаки одаренности
Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.
Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.
Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.
Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.
Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.
Виды одаренности
Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.
Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.
По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.
По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.
Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.
Развитие одаренности
Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».
Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Одаренность как особое качество: что она представляет собой, возможно ли развить в течение жизни у взрослых и детей?
Одаренность имеет множество определений. Изучением вопроса занимались и занимаются как ученые стран бывшего Союза, так и зарубежные специалисты по нейрофизиологии, психологии, педагогике и смежным направлениям научной деятельности и практики. В общем смысле одаренность представляет собой врожденное качество, склонность к продуктивной деятельности в той или иной сфере, возможность реализации собственной личности в деятельности с особым успехом, в отличие от прочих индивидов.
Есть несколько точек зрения на это качество человеческой личности. Одни специалисты считают, что склонностями к той или иной активности обладают абсолютно все люди с рождения. Только способности и потенциальные возможности разнятся от случая к случаю. В психологии это превалирующая точка зрения. Другие же основываются на тезисе, что истинной одаренностью мало кто обладает. Доказательств тому нет. Это крайне спорная позиция.
В любом случае, одаренность представляет собой сумму задатков, особого склада личности, черт характера. Сущность понятия не относится непосредственно к деятельности. Человек может быть способным, но без выявления и развития возможностей шансов на результаты практически нет. То есть одаренность — это потенциал личности ребенка, а не ситуация, которая имеет место здесь и сейчас. Вопрос сложный и требует дополнительных пояснений.
Возможно ли развитие одаренности во взрослые годы? Что происходит с потенциалом с годами?
Склонность к той или иной деятельности проявляется с ранних лет. В основном она присутствует у всех. В разных сферах: от учебы до творческой активности. Другое дело, что далеко не всегда окружающие замечают это и акцентируют внимание на формировании личности ребенка по правильному, адекватному типу. В результате такого некорректного отношения со стороны даже ближайших родственников, родителей, потенциал начинает угасать.
Специалисты, которые делают вывод об исключительной редкости одаренности, как раз основываются на результатах жизни большинства людей. Однако это грубая методологическая ошибка. Поскольку, во-первых, способности могут быть самого широкого спектра, порой это не заметно глазу при беглой оценке. Во-вторых, загубленный потенциал никуда не девается, он был, но «уснул». Нужно исследовать детство человека, только потом делать выводы.
Значит ли сказанное, что взрослые люди не имеют ни шанса добиться успеха в той сфере деятельности, к которой есть задатки? Нет, разумеется, не значит.
При достаточном желании есть возможность вызволить возможности и добиться успехов в реализации. У взрослых есть несколько преимуществ перед детьми:
Возможность ставить четкие цели и добиваться их. У молодых лиц, примерно до 10 лет эта сфера несколько проседает, поскольку большинство не знает, куда хочет двигаться и чего хочет достигнуть в конечном итоге. Это проблема и она существенно замедляет прогресс, порой приводит вообще в тупик.
Без отвлечения на ненужные моменты. Концентрация на тех навыках, знаниях, которые действительно пригодятся для достижения конкретного результата.
Играют ключевую роль в достижении результата. Цели сами по себе могут подразделяться на несколько типов. Имеет смысл разбить одну конкретную цель на несколько и достигать итогов постепенно. Взрослые лица в большей мере склонны к логическому стратегическому мышлению и конкретному, четкому целеполаганию. Детей дошкольного и раннего школьного возраста в этом плане должны вести педагоги и здесь все зависит от таланта самого учителя. Но зависимость слишком велика.
Есть и несколько минусов начала раскрытия задатков в поздние годы:
Возраст играет определенную роль, но в большей мере имеют место негативные стереотипы и установки на неудачу человека в силу его возраста. На самом же деле раскрытие одаренности не имеет возрастного «ценза», верхней планки. Важно правильно нащупать интересную сферу и точку приложения усилий.
Классификация одаренности
Основные современные концепции одаренности предполагают подразделение этого явления по разным критериям.
По типу склонности
Представляет собой возможность быстро учиться новому, усваивать определенные знания, навыки и быстро применять их на практике. Также может определяться как некий склад ума. Особенно важно наличие этого типа при ведении научно-исследовательской деятельности. В меньшей мере при педагогической практике. Включает в себя три компонента. Интеллектуальный как основа, мотивацию, ведущую прогресс вперед и креативную составляющую. Благодаря последнему компоненту удается привносить в применение знаний и навыков новые особенности, решать задачи нетривиальным путем.
Для интеллектуальной одаренности типичны повышенные изначально когнитивные способности. В первую очередь абстрактное мышление. Возможность анализировать (раскладывать целое на части), синтезировать (обобщать), пользоваться понятийным аппаратом, формализовать явления, придавать им вербальную форму (давать определения), оперировать суждениями, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, мыслить по аналогии. Это только часть целого. Помимо, сюда же относят память, возможность не только запоминать, но и произвольно воспроизводить с собственной интерпретацией. Интеллект состоит из множества компонентов.
Можно включить в эту сферу повышенную чувствительность (сенситивность), высокую степень любознательности с ранних же лет, что может рассматриваться как бестактность, разумеется, ложно. Зачастую эта форма встречается параллельно с академической. Дети и люди, имеющие высокие интеллектуальные способности, обычно быстро учатся, в том числе самостоятельно. Обладают инициативностью, имеют такую особенность, как нестандартное мышление, целенаправленность в умственной активности.
Если академическая одаренность проявляется больше в интеллектуальной сфере, как и собственно интеллектуальная, эта в повышенной сенситивности. Преимущественно работает правое полушарие головного мозга. Человек креативен, нестандартно мыслит, проявляет интерес к музыке, изобразительному искусству, работе со средствами языка. Музыкально-двигательная одаренность характеризуется повышенность пластикой тела. Поскольку творческий потенциал исходит примерно из одних посылок, у одного и того же человека возможно быстрое развитие разных способностей. Это доказывается, в том числе множеством лиц, занятых одновременно музыкой, художественной деятельностью и прочими видами искусства с определенными успехами в каждой.
Высшая степень творческой одаренности в любой названной сфере называется гениальностью. Она встречается редко.
Иногда в отдельную сферу включают спортивную одаренность. Наличие хороших рефлексов, понимание сути деятельности, хороший глазомер и прочие специфические задатки.
По моменту проявления свойства
Возникает спонтанно. В основном — это результат сочетания качеств, полученных по наследству от разных предков. Встречается особенно часто. Без достаточного развития так же быстро и угасает.
Результат долгого и кропотливого труда. Имеет место обратное развитие процесса. Если в классической ситуации все идет по схеме задатки-умения-результат, в этом случае все работает так: длительная деятельность-опыт-одаренность. Такие лица достигают больших результатов, чем большинство врожденных талантов, поскольку работают не переставая.
По возрастному аспекту
Исходя из степени раскрытия
Это примерный ориентир. То, насколько человек сможет добиться успеха в выбранной сфере.
То, что имеется на данный момент. Это очень приблизительные и грубые прикидки. Степень зрелости одаренности можно дифференцировать посредством различных тестов, это уже вопрос диагностики.
Есть и более обширный метод подразделения
Общая одаренность детей проявляется в возможности успешно заниматься творческой, интеллектуальной деятельностью. Однако встречается не всегда и далеко не у всех.
Определяется одним конкретным аспектом. Как общая одаренность влияет на специальную? Без специального подхода — негативно. Поскольку человек не может ничего довести до конца, поскольку все получается и интерес быстро пропадает. Это проблема чрезмерного количества задатков.
Виды одаренности — не только теоретическая выкладка. Благодаря пониманию сути вопроса, педагоги-психологи имеют возможность направлять молодых людей в верном направлении.
Все ли люди склонны к той или иной деятельности? Что влияет на перспективы развития и прогресса?
В той или иной мере — да. Все люди. Ответ на вопрос положительный. Далее, перспективы формирования личности по тому или иному типу, раскрытие заложенного потенциала, все это определяется группой факторов.
Социальная среда
Играет едва ли не основную роль в жизни детей. Все зависит от того, какую модель воспитания применяют родители. При императивной модели, когда превалирует приказной характер отношений и строгая вертикаль в определении поведения ребенка, постепенно утрачивается инициатива. Человек становится податливым, вялым, не готов бороться с трудностями. Отличается повышенной конформностью, соглашательством, действием по типу «как все». Это создает большие проблемы с точки зрения реализации и может быстро поставить крест на самом талантливом человеке. При превалировании партнерской или свободной модели, потенциал раскрывается наиболее полно. Это наиболее верная модель поведения, не угнетающая личность и не предполагающая применение насилия в разных его видах.
Склонность к самостоятельному познанию
Определяется опять же моделью воспитания. Но при достаточной развитости, возможно самостоятельное дальнейшее существование качества, несмотря на жесткие императивные методы родителей. В процессе формирования необходимых свойств личности ребенок оказывается способен самостоятельно анализировать и мыслить. Это основной способ добиться раскрытия потенциала. Особенно, если речь идет об интеллектуальных и академических формах.
Сенситивность
Повышенная чувствительность к окружающим раздражителям. В частности, речь идет о сочетании хорошей памяти, способности воспроизводить факты и явления, быстро усваивать новую информацию, учиться и прогрессировать даже без помощи со стороны. Хотя и в более медленных темпах. Развитие одаренности в этом контексте быстрее идет под контролем наставников.
Физические аспекты
В данном случае имеет место состояние здоровья. Некоторые заболевания изначально ставят в невыгодное положение: плохое зрение, недостаточная острота слуха и прочие. Они осложняют развитие навыков и необходимых способностей. Порой вовсе ставят крест на возможности реализации в определенной сфере. Этот вопрос нужно рассматривать на месте, по ситуации.
Тип личности, определяющий и тип поведения
Темперамент, склонность к социальным контактам, прочие факторы. Они налагают определенный отпечаток на скорость прогресса и раскрытия задатков.
Большая роль отводится наследственному фактору
По наследству передаются многие факторы, в том числе некоторые особенности поведения, интеллектуальный потенциал.
Методы диагностики потенциала человека
Основные методы диагностики одаренности применяются педагогами и педагогами-психологами на очном приеме. Работают специалисты взрослого и детского профилей соответственно.
Вне зависимости от возраста, необходимо установление базовых факторов:
Все это устанавливается посредством дифференцированных и комплексных тестов на одаренность и разные ее аспекты. Рассмотрим основные методы диагностики.
Тест Векслера
В вариации в зависимости от возраста. Определяет базовые интеллектуальные способности человека. Применяется наиболее часто. Он куда точнее стандартного теста IQ за счет более вариативного подхода, широкого комплекса вопросов и их выборки. Но одного его недостаточно.
Тест по шкале Торренса
Стандартный способ проверки креативности и творческого мышления. Предполагает использование стимулирующего графического материала для работы под контролем психолога. Незаконченные фигуры, прямые линии и прочие. Задача заключается в самостоятельном дополнении представленных материалов. Интерпретация проводится специалистом. По результатам выставляется конечный балл, который как раз и конкретизируется как тот или иной уровень креативности. Это подвижный показатель, его можно изменить посредством тренировки креативного мышления и подхода.
Задача психолога на этом этапе — проверить текущий уровень способностей и определиться с возможной программой развития. Она составляется индивидуально, с упором на основные аспекты, необходимые в конкретной ситуации.
Тест Стенфорд-Бине
Использует еще одну методику исследования интеллекта. Преимущественно проводится при анализе способностей детей и подростков, при поступлении в школу, ВУЗы. Активно применяется в странах Европы и США для исследования умственного потенциала ребенка и текущих особенностей его интеллектуального склада. Представляет собой стандартный опросник, во многом схожий с исследованием по Айзенку, с некоторыми отклонениями. Дает довольно точные результаты. Интерпретация проводится в системе с прочими исследованиями.
Исследование феноменов Пиаже
Задачи Пиаже позволяют с ранних лет определить степень интеллектуального, творческого потенциала, исследовать степень одаренности. Применяется наиболее активно в работе с людьми младшего возраста.
Матрицы Равенна
Графическая методика исследования интеллектуального потенциала и способности к аналитическому, пространственному мышлению. Используются не только для выявления одаренности, но и при проверке профпригодности в определенных местах. Методика предельно простая, но результаты обладают высокой информативностью.
Тест Слоссена
Очередная модификация исследования умственных способностей.
Тесты преимущественно проверяют именно когнитивную, мнестическую составляющую. Что касается творческого компонента, тут все куда сложнее. Оценка проводится в динамике, определяется условным анамнезом.
В обязательном порядке психолог проводит серию личностных тестов. В том числе исследование акцентуации характера по Леонгарду и прочие, чтобы определить особенности характера. Не обходится и без устной беседы, направленной на выявление важных факторов: логики, нестандартности мышления, реакций на различные раздражители.
Диагностика требует определенного времени. Обычно выводы с первого сеанса делать рано. Необходимо наблюдение на протяжении нескольких раз.
Методы развития собственных способностей
Способы развития потенциала, раскрытия одаренности зависят от характера способностей и задатков. Вопрос решается в индивидуальном порядке.
При превалировании творческого компонента имеет смысл начать заниматься искусством в разных его вариациях. Развитие музыкального слуха, привитие художественного вкуса и прочие методики.
Применяются специальные методы развития интеллектуальных способностей. Решение задач, головоломок. Хорошо сказывается чтение, написание небольших эссе по вольной или заданной теме. Анализ и пересказ прочитанного материала с нарастанием сложности стимулирующих текстов.
Академическая одаренность развивается в ходе, как ни странно, обучения. Задача не столько давать конкретные задачи, сколько направлять и наблюдать за процессом, создавая необходимые условия.
Что должны знать родители, чтобы не губить потенциал ребенка
Родители должны знать о нескольких моментах. При следовании представленным рекомендациям, шансов на результаты будет куда больше.
Это основные способы развития.