Что такое один тип авиационной техники
Авиационная техника
Авиацио́нная те́хника — совокупность летательных аппаратов, их бортового оборудования и агрегатов, двигателей, авиационного вооружения и авиационных средств спасания.
Авиационная техника подразделяется на военную и гражданскую авиационную технику, а также на авиационная технику двойного назначения. При этом, принципиальных различий в технологии, качества и применяемых материалов практически нет.
Содержание
Военная авиационная техника
Военная авиационная техника — это совокупность пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, средств их оперативного, аэродромного и специального обеспечения, предназначенных для выполнения авиацией Вооруженных сил задач учебных и военных задач.
Военная авиационная техника состоит:
Состав средств оперативного обеспечения военной авиационной техники состоит:
Состав средств аэродромного обеспечения военной авиационной техники состоит:
Авиационная техника двойного назначения
Авиационная техника двойного назначения — авиационная техника, используемая как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности государства (техника двойного назначения).
Ярким примером можно считать военно-транспортную авиацию (ВТА), самолёты которой в большинстве своём имеют гражданскую раскраску. Когда Ил-76 стали поставлять в ГА, они приходили с титановыми плитами, защищающими палубу от траков танков.
Статьи
Классификация авиационной техники
В понятие авиатехники входят не только летательные аппараты, но и бортовое снаряжение — двигатели, агрегаты, измерительные приборы, совокупность инструментов, комплексы вооружения, спасательные средства и т.д. К авиационной технике относится и наземное оборудование, требуемое для обслуживания, ремонта, передвижения и обеспечения хранения летательных аппаратов.
Наземная авиационная техника
Данная категория включает:
К наземной технике можно отнести тренажеры и средства организации движения, связи и навигации с земли. Сюда же относится поисково-спасательная и пожарная техника.
Классификация авиатехники и летательных аппаратов
Существует три группы авиатехники: гражданская, военная и двойного назначения. Каждый вид имеет собственную инфраструктуру, свою систему управления и контроля, однако материалы для изготовления техники и требования к ее качеству остаются общими, принципиальной разницы нет.
Летательными аппаратами называются устройства для полетов в атмосфере и космосе. К ним относятся:
Все они могут быть военными, гражданскими, космическими или смешанного назначения. Перед серийным выпуском производятся испытательные модели и тщательно проверяются.
Авиационное оснащение
Бортовая авиационная техника делится на группы:
Летательные аппараты имеют также авиационно-спасательное оборудование — средства индивидуальной защиты, эвакуации и пожаротушения.
Что такое авиационная техника
Человек с незапамятных времен мечтал покорить небо. Он стремился создать такой аппарат, с помощью которого можно было бы по воздуху летать, как птица.
Первыми такими приспособлениями были крылья из подручного материала, приводившиеся в движения руками, то есть мускульной силой. Но такая попытка оказалась неудачной, что даже было зафиксировано в мифах.
Позже появились воздушные шары, планеры, дирижабли, а уж потом – самолеты. Сейчас авиационная техника может похвастаться огромным разнообразием.
Типы авиационной техники
Авиационную технику создает авиационная промышленность. К ней относится:
Естественно, что невозможно перечислить все точнее, но и так понятно, что список обширен и разнообразен.
Состояние российского авиастроения
В России эта отрасль поддерживается государством. За последние двадцать лет объем помощи увеличился в двадцать раз. Но, к сожалению, даже такие большие инвестиции и разные меры не дают той отдачи, которую хотелось бы видеть в производстве отечественной авиационной техники.
Господство иностранных лайнеров не устраивает общественность и руководителей страны, поэтому требуются экстренные меры.
Сейчас поставлена задача по созданию так называемой «умной экономики», которая основана на расширении научно-технических разработок, а также их внедрении. Нужен технологический прорыв в таких масштабах, как это было в стране в двадцатые годы, в послереволюционный период индустриализации. Конечно, уровень ее должен быть гораздо выше.
Развитие отечественного авиапрома входит в список приоритетов государства. Авиастроение очень важно для обеспечения надежной обороноспособности России, особенно в сегодняшнее неспокойное время.
Эта отрасль играет большую роль в развитии в плане инноваций других сфер промышленности, так как является своего рода локомотивом. Именно в ней впервые применяется, а также испытывается самые новые достижения науки.
Кроме этого, такие меры позволят создать множество рабочих мест для высококвалифицированных работников. И не следует еще забывать, что развитие авиации необходимо еще и в силу огромных и удаленных территорий, где вообще не существует альтернативы другому транспорту.
Россия сейчас проигрывает в создании авиатехники гражданского направления многим странам. Но есть надежда, что это отставание удастся преодолеть.
Что такое один тип авиационной техники
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Авиационная техника гражданского назначения
Civil aircraft. Development procedures. General provisions
Дата введения 2020-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского» (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью определения основных положений в области порядка и содержания работ по созданию авиационной техники гражданского назначения в дополнение к требованиям воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.
В случае возникновения противоречий между настоящим стандартом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации [1], федеральные авиационные правила [2] и др.), применению подлежат последние.
1 Область применения
Стандарт распространяется на пилотируемые воздушные суда, предназначенные для серийного производства, их авиационные двигатели, воздушные винты, бортовые системы, агрегаты, авиационные материалы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
ГОСТ 2.052 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения
ГОСТ 2.053 Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения
ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия
ГОСТ 2.118 Единая система конструкторской документации. Техническое предложение
ГОСТ 2.119 Единая система конструкторской документации. Эскизный проект
ГОСТ 2.120 Единая система конструкторской документации. Технический проект
ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения
ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее
ГОСТ Р 53394-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой
ГОСТ Р 55860 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения
ГОСТ Р 56129 (МЭК 62402) Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Управление номенклатурой устаревающих покупных комплектующих изделий
ГОСТ Р 56173 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к контролю первого изделия продукции авиационно-космического назначения
ГОСТ Р 56176 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Управление стабильностью ключевых характеристик
ГОСТ Р 57194.1 Трансфер технологий. Общие положения
ГОСТ Р 58048 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий
ГОСТ Р 58054 Изделия авиационной техники. Управление конфигурацией. Общие положения
ГОСТ Р 58175-2018 Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования
ГОСТ Р 58339 Техника авиационная гражданская. Бюллетени. Общие требования
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины, определенные по [3], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:
авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).
3.1.2 авиарегистр: Федеральное автономное учреждение «Авиационный регистр Российской Федерации».
3.1.3 авиационный агрегат: Составная часть воздушного судна (компонент, комплектующее изделие), обладающая взаимозаменяемостью и выполняющая определенную функцию в составе образца авиационной техники гражданского назначения.
3.1.4 безопасность полета: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
3.1.5 бортовое радиоэлектронное оборудование: Предназначенная для установки на борт воздушного судна совокупность информационных, вычислительных и исполнительных средств, полностью или частично выполняющих или использующих свои функции через соответствующее программное обеспечение в интегрированной вычислительной среде для выполнения задач, связанных с использованием воздушного судна по назначению.
ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.
3.1.7 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
3.1.8 второстепенное изменение конструкции: Модификация, не отнесенная к главным изменениям конструкции.
3.1.9 главный конструктор по типу АТ: Должностное лицо головного разработчика АТ, назначаемое в установленном порядке и отвечающее за разработку типа АТ.
3.1.10 главное изменение конструкции: Модификация, которая может оказать существенное или иное, отличное от незначительного, влияние на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, эксплуатационные характеристики или на другие качества изделия, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой.
головной изготовитель: Юридическое лицо, отвечающее за обеспечение установленного качества выпускаемой продукции и осуществляющее координацию работ по изготовлению или ремонту ее составных частей.
3.1.12 головной исполнитель: Юридическое лицо, которое по договору (контракту) с заказчиком осуществляет организацию и координацию работ по исследованиям, разработке и изготовлению АТ или ее составных частей.
3.1.13 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком АТ, координирующее работу разработчиков составных частей АТ и отвечающее за разработку АТ в целом.
3.1.14 доказательная документация: Совокупность документов, содержащих результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям.
3.1.15 жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.
заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.
запасная часть: Отдельная деталь или сборочная единица, предназначенные для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.
изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Основными характеристиками изделий авиационной техники в системе ТЭ ВС являются уровни их эксплуатационной и ремонтной технологичности, которые определяют их приспособленность к технической эксплуатации. С другой стороны, потребность изделия АТ в работах ТОиР характеризуется видом изделия (восстанавливаемое и невосстанавливаемое, обслуживаемое и необслуживаемое, ремонтируемое и неремонтируемое) и определяется в комплексе с параметрами надежности. Очевидно, что приспособленность изделия АТ к выполнению работ ТОиР в системе ТЭ ВС должна определяться потребностью каждого изделия в выполнении этих работ. Приведенная в разделе 2.1. классификация работ ТОиР позволяет дать следующие уточнения понятий и определений эксплуатационных качеств изделий в системе ТЭ ВС [7]:
— эксплуатационная технологичность (ЭТ) — технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению работ технологического обслуживания;
— ремонтная технологичность (РТ) — технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению при техническом обслуживании (ремонте) работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности;
— контролепригодность (КП) — свойство изделия авиационной техники, характеризующее его приспособленность к проведению работ по контролю (диагностированию) технического состояния заданными средствами.
Данные определения стандартизованы в отрасли ГА, не противоречат стандартам общего машиностроения и ставят каждое понятие в соответствие одному виду работ, что определяет конкретное место и роль указанных понятий в системе ТЭ. Понятие «ремонтопригодность» исключается, т. к. его функции полностью входят в определения РТ и КП.
Соответственно данным определениям изменяются и определения видов изделий:
■ обслуживаемое изделие — объект, имеющий потребность в работах технологического обслуживания в ожидаемых условиях эксплуатации;
■ необслуживаемое изделие — объект, не имеющий потребности в работах технологического обслуживания в ожидаемых условиях эксплуатации;
■ восстанавливаемое изделие — объект, для которого потребность в работах по поддержанию и восстановлению надежности установлена в эксплуатационной и (или) ремонтной документации для ожидаемых условий эксплуатации;
■ невосстанавливаемое изделие — объект, для которого потребность в работах по поддержанию и восстановлению надежности не установлена в эксплуатационной и (или) ремонтной документации для ожидаемых условий эксплуатации.
Данные определения ставят вид изделия в соответствие одному виду целевых работ, а понятия «ремонтируемое изделие» и «неремонтируемое изделие» не имеют самостоятельного значения, т. к. относительно вида работ они полностью входят в понятия «восстанавливаемое» и «невосстанавливаемое», согласно которым ремонтные работы не выделены в самостоятельный вид.
Применение указанных определений позволяет классифицировать изделия относительно видов целевых работ ТОиР и планового или внепланового принципов назначения их к выполнению.
Понятие «обслуживаемость» увязано только с работами технологического обслуживания, поэтому только обслуживаемое изделие должно обладать качествами эксплуатационной технологичности, которые определяют приспособленность ВС к ожидаемым условиям эксплуатации и не связаны с летной годностью и исправностью ВС. Свойства ЭТ вводятся в систему ТЭ ВС директивно в виде ограничений, которые определяют техническое совершенство ВС относительно ожидаемых условий его эксплуатации и соответствие ожидаемых и реальных условий эксплуатации ВС. При их несоответствии у необслуживаемого изделия может появиться потребность в работах технологического обслуживания, и чтобы избежать этого, на этапах проектирования и изготовления ВС требуется обоснованная и достоверная оценка ожидаемых условий эксплуатации.
Понятие «восстанавливаемость» увязано только с работами по поддержанию и восстановлению надежности, поэтому только восстанавливаемое изделие должно обладать качествами ремонтной технологичности, которые определяют приспособленность изделия как составной части ВС к выполнению этих работ в ожидаемых условиях эксплуатации ВС, что также требует качественной и количественной оценки влияния этих условий эксплуатации на техническое состояние изделий. Свойства РТ вводятся в систему ТЭ ВС в виде ограничений на летную годность ВС в процессе его эксплуатации до списания.
Понятие «контролепригодность» увязано только с работами по контролю технического состояния, которые являются общими для всех изделий АТ. Потребность изделий в этих работах определяется требованиями к летной годности ВС в процессе эксплуатации, которые, в зависимости от характеристик надежности изделий и последствий отказов, формируют требования к контролю по глубине, достоверности, режимам, методам и технологиям. Согласно действующим нормативам ВС, допускаемое к полету, должно быть полностью исправно или при наличии отказов и неисправностей они должны входить в перечень допустимых отказов и неисправностей (MMEL/MEL), но в обоих случаях для принятия решения о допуске ВС к полету требуется информация о техническом состоянии ВС, получаемая по результатам контроля.
Комплекс указанных определений с единых методических позиций позволяет формировать потребность изделий АТ в работах ТОиР. С этих позиций ВС в целом рассматривается как объект эксплуатации, летная годность и готовность которого к применению обеспечивается выполнением работ ТОиР на отдельных его элементах (системах, изделиях, узлах, деталях). В ВС как объекте ТОиР выделены две группы элементов: конструктивные и неконструктивные [11]:
1. Конструктивный элемент (Е) — отдельное, входящее в состав ВС изделие (агрегат, блок, узел, деталь), представленное физически отделяемыми образцами.
2. Неконструктивный элемент (G) — физически не отделяемые элементы, обеспечивающие необходимую активную связь или функционирование конструктивных элементов и представленные в виде распространенной материальной сущности или зафиксированного труда.
Очевидно, что элементы любой группы могут быть как обслуживаемые, так и необслуживаемые, но относительно потребности в работах по поддержанию и восстановлению надежности в каждой группе могут быть выделены следующие категории:
Ei — невосстанавливаемые, несменяемые элементы, которые с заданной вероятностью отработают ресурс (срок службы) до списания ВС;
Ei — невосстанавливаемые, сменяемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют периодической замены при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
Еу — восстанавливаемые, несменяемые элементы, которые с заданной вероятностью отработают ресурс (срок службы) до списания ВС при условии периодического восстановления;
Ец — восстанавливаемые, сменяемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют периодического восстановления и периодической замены при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G| — невосстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью сохранят свои свойства при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G2 — восстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют полного возобновления своих свойств при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G3 — восстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют частичного возобновления своих свойств при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G4 — восстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют периодического частичного возобновления и периодического полного возобновления своих свойств при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС.
Для конструктивных элементов критерием их годности к применению является нормативное значение функции надежности (Рн)> которая в общем случае монотонно убывает при увеличении наработки. Годность неконструктивных элементов, характеризуется нормативным значением параметра качества (77н), зависимость которого от наработки в общем случае, может быть произвольного вида.
Классификация конструкции, изделий и оборудования современных типов ВС гражданской авиации, находящихся в эксплуатации и на этапах разработки, приводится в табл. 2.2 и 2.3.
Из приведенных определений и классификации элементов формулируются следующие заключения.
Элементы Е, не имеют потребности к восстановлению и соответственно не нуждаются в свойствах РТ. Отказ таких элементов должен классифицироваться
Элементы Е2 имеют потребность в периодической замене, которая может выполняться как плановая через интервалы наработки, так и внеплановая по результатам контроля состояния. Замена элементов Е2 восстанавливает летную годность ВС, поэтому РТ не определяет эксплуатационных качеств таких элементов. После замены элементы Е2 могут восстанавливаться или списываться, что определяется только по экономическим и организационным соображениям. В эксплуатации должны контролироваться наработка или состояние элементов Е2 для определения моментов замены, а также может выполняться контроль исправности (работоспособности) для выявления случайных отклонений в техническом состоянии. При отработке ресурса до списания (7н) ВС і — е элементы Е2 ( / ) заменяются ( Пу — 1) раз на новые (рис. 2.1, б).
Элементы Ei периодически восстанавливаются, поэтому должны обладать свойствами РТ, показатели которой определяют эксплуатационные качества этих элементов в системе ТОиР ВС. Восстановление этих элементов может выполняться планово или внепланово, поэтому в процессе эксплуатации должны контролироваться их наработка или техническое состояние для определения моментов замены и может проводиться контроль исправности (работоспособности) для выявления случайных отклонений в техническом состоянии. Восстановление безотказности ВС при восстановлении элементов Е3 на протяжении Тн показано на рис. 2.1, в, г. В варианте в полагается, что в моменты tt производится частичное восстановление элемента Е3 таким образом, чтобы после (и,- — 1)-го восстановления на интервале ( Гн — tt; Тн ) обеспечивалось с требуемой доверительной вероятностью условие Р( t Рн.
Элементы £4 являются наиболее слабыми по долговечности и стабильности эксплуатационных качеств и имеют потребность в периодическом восстановлении каждого (л, — 1) раз и замене при и,, — м восстановлении на новое. Эти элементы должны обладать высоким уровнем РТ, обеспечивающим выполнение работ по восстановлению и замене. Восстановление летной годности ВС при восстановлении £4 показано на рис. 2.1, д, е для вариантов полного и неполного восстановления через интервалы t] с заменой через • п(, что аналогично изложенному для элементов Е2 и Е3.
Для определения моментов восстановления и замены элементов £4 необходим контроль наработки или технического состояния, а также допустим контроль исправности (работоспособности) для выявления случайных отклонений в техническом состоянии.
Значение функции P(t) в произвольный момент времени для элементов группы Е определяется законом и параметрами распределения случайных величин, определяющих реализацию случайной наработки элемента Е до первого отказа, но во всех случаях функция P(t) определяет надежность «стареющих» элементов Е согласно их моделям надежности. Экспоненциальное распределение