Что такое одномандатный округ на выборах
Что такое одномандатный округ на выборах
Статья 12. Образование одномандатных избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля).
2. Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов (225).
3. После определения единой нормы представительства избирателей для одномандатного избирательного округа число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Субъектам Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, выделяется по одному одномандатному избирательному округу из общего числа одномандатных избирательных округов.
5. Оставшиеся одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых частное, определенное в соответствии с частью 3 настоящей статьи, больше единицы и имеет наибольшую дробную часть.
6. Если распределение одномандатных избирательных округов, предусмотренное частями 3 и 4 настоящей статьи, приводит к тому, что число распределенных одномандатных избирательных округов окажется больше 225, то их распределение производится по следующим правилам. В первую очередь одномандатные избирательные округа выделяются по одному субъектам Российской Федерации, указанным в части 4 настоящей статьи. Затем общее число избирателей, зарегистрированных на территориях остальных субъектов Российской Федерации, делится на число нераспределенных одномандатных избирательных округов. Полученное частное является вторичной единой нормой представительства избирателей для одномандатного избирательного округа. После этого число избирателей, зарегистрированных на территории каждого такого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее вторичную единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшиеся нераспределенными одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых указанное частное имеет наибольшую дробную часть.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии со следующими требованиями:
2) не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте Российской Федерации;
3) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации;
4) на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;
5) распределение одномандатных избирательных округов между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей части, равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта Российской Федерации;
6) в наименование одномандатного избирательного округа должно быть включено наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.
8. При образовании в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, одномандатных избирательных округов учитываются границы муниципальных образований и населенных пунктов.
9. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, определяется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Число избирателей в одномандатном избирательном округе, к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, не должно превышать 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого одномандатного избирательного округа.
10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разрабатывает и не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, представляет в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы новую схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение. В схеме одномандатных избирательных округов указываются:
1) наименование каждого одномандатного избирательного округа и его номер;
2) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ муниципальных образований или населенных пунктов. Если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в перечне должны быть описаны границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта. Если одномандатный избирательный округ включает в себя всю территорию субъекта Российской Федерации, перечень включенных в него муниципальных образований или населенных пунктов не приводится;
3) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе;
4) число избирателей, приписанных в соответствии с частью 9 настоящей статьи к одномандатным избирательным округам, с указанием иностранных государств, в которых эти избиратели проживают.
11. При образовании одномандатных избирательных округов и определении их схемы может использоваться ГАС «Выборы».
12. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет. Указанный федеральный закон должен быть опубликован не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. В случае, если такой федеральный закон не опубликован в указанный срок, новая схема одномандатных избирательных округов утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем через один месяц со дня истечения этого срока. В случае роспуска Государственной Думы на досрочных выборах депутатов Государственной Думы применяется прежняя схема одномандатных избирательных округов.
Одномандатный избирательный округ
— по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один депутат (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). О.и.о. называют также униноминальным округом. Напр., 225 О.и.о. образуются для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по О.и.о., на основании представленных в ЦИК РФ исполнительными органами гос-ной власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов РФ (ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**). Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к О.и.о., образованным на территории РФ. Данные о числе зарегистрированных избирателей за пределами территории РФ, представляются в ЦИК РФ МИД РФ. Число избирателей О.и.о., к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории РФ, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к О.и.о., не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого О.и.о.
О.и.о. образуются с соблюдением следующих требований: а) должно соблюдаться примерное равенство О.и.о. по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%; б) в пределах территории субъекта РФ не допускается образование О.и.о. из территорий, не граничащих между собой, кроме случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории др. субъекта РФ; в) не допускается образование О.и.о. из территорий 2-х и более субъектов РФ; г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного О.и.о.; д) распределение О.и.о. между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, указанных в подп. «в» и «г», равенство представленности в Гос-ной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ. При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, границы муниципальных образований.
ЦИК РФ на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Гос-ной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, утверждаемым ЦИК РФ, разрабатывает и не позднее чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Гос-ная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Гос-ной Думы схему образования О.и.о. и графическое изображение этой схемы. В этой схеме должны быть указаны: а) название каждого О.и.о. и его номер; б) перечень входящих в каждый О.и.о. административно-территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, районного в городе либо соответствующего уровней. Если О.и.о. включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, то в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта. Если на территории субъекта РФ образован один О.и.о., то перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в него, в схему образования О.и.о. не включается; в) центр каждого О.и.о.; г) число избирателей, зарегистрированных в каждом О.и.о., а если на территории субъекта РФ образовано более одного О.и.о. — также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице или каждом муниципальном образовании (или их части), входящих в состав каждого О.и.о.; д) число избирателей, приписанных к соответствующим О.и.о., с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.
Схема О.и.о. утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования. Если этот федеральный закон, включая схему О.и.о., не опубликован (не обнародован) в указанный срок, то выборы депутатов Гос-ной Думы нового созыва проводятся по О.и.о., схема которых была использована при выборах Гос-ной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема О.и.о. публикуется (обнародуется) ЦИК РФ не позднее чем за 98 дней до дня голосования.
Полезное
Смотреть что такое «Одномандатный избирательный округ» в других словарях:
Одномандатный избирательный округ — по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один … Энциклопедия права
Одномандатный избирательный округ — Cм. Избирательный округ одномандатный … Российское избирательное право: словарь-справочник
ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ — см.: Избирательный округ. ОКРУГ понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ национально государственное (национально тер риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. национальный О.; 2)… … Энциклопедический словарь конституционного права
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат. Федеральный закон от 19.09.97 N 124 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий
Одномандатный избирательный участок — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Виды избирательных округов В российском избирательном праве известны… … Википедия
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ — ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ … Юридическая энциклопедия
Избирательный округ одномандатный — 33) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) избирательный округ, в котором избирается один депутат;. Источник: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 ФЗ (ред. от 16.10.2012) Об основных гарантиях избирательных прав и … Официальная терминология
Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты),… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Избирательный округ — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Содержание 1 Виды избирательных округов … Википедия
Одномандатный округ – понятие, структура и формирование
Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.
Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.
Одномандатный округ – определение термина
Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.
Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:
Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).
Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.
Метод формирования округов
Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.
Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.
Почему так? Рассмотрим пример:
Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.
Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.
Дополнительные условия формирования округов
Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.
Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.
Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.
Порядок утверждения схемы округов
В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:
В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:
Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.
Формирование схемы при наступлении исключительных условий
Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?
В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:
О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.
Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.
Прочая информация, касающаяся проведения выборов
Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.
Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.
Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.
Три вида избирательных округов.
1. Единый избирательный округ включает всю территорию РФ, региона или муниципального образование соответственно, т.е. Федеральный, региональный, муниципальный. Они предназначены для избрания Президента РФ, глав муниципальных образований; выборы депутатов законодательных органов государственной власти (депутатов Государственной Думы РФ, не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ либо одной из его палат), представительных органов местного самоуправления, избираемых по системе пропорционального представительства.
2. Одномандатный– представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Это способ организации выборов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Здесь количество избирательных округов равно числу депутатских мандатов в представительном округе.
3. Многомандатный – предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. При этом избиратели голосуют за каждого из баллотирующихся кандидатов в депутаты отдельно (мандатов не должно быть не более 5 мандатов в округе).
Выборы по многомандатным избирательным округам проводятся как в законодательные органы государственной власти регионов, так и в представительные органы местного самоуправления.
При образовании многомандатных округов соблюдается примерно равенство числа избирателей на один депутатский мандат.
Схема округов разрабатываетсяизбирательной комиссией, утверждаетсязаконодательным органом власти исключительно при проведении выборов депутатов.
Законодательный орган государственной власти, представительный орган муниципального образованияутверждает схемуизбирательных округовне позднее, чем за 20 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы.
В схеме округов должны быть указаныграницы, номера, и название избирательных округов; определён перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населённых пунктов; установлено место нахождения окружной избирательной комиссии; определено число избирателей в каждом округе.
Избирательные участки – это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчёта голосов.
Они образуются главами местных по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальным избиркомом не позднее, чем за 45 дней до выборов.
Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдалённых районах, которые могут образовываться не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.
Избирательные участки для граждан России, находящиесяза пределами территории страны, образуют руководители дипломатических представительств и консульских учреждений.
Избирательные участки образуются из расчёта не более 3 тысяч избирателей на каждом участке.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.
«Выдвижение и регистрация кандидатов»
Выдвижение кандидатов производится двояко: путём самовыдвижения или избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов по спискам может быть осуществлено только избирательным объединением.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.
Общие условия выдвижения кандидатов:
1. заявление о своём согласии баллотироваться;
2. к уведомлению о выдвижении прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, полученные им в течение года, предшествующего году назначения выборов;
3. на пост Президента РФ – доходы за 4 года;
Самовыдвижение кандидата происходит с последующим сбором кандидатом подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесением избирательного залога.
Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией возможно на выборах депутатов ГД РФ. Данное решение принимается тайным голосованием на съезде партии. В составе федерального списка могут оказаться лица, не являющиеся членами этой партии, но не более 50% от числа кандидатов, включённых в список. Кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Федеральный список не может содержать более 500 человек. Список кандидатов делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть нельзя включать более 3-х кандидатов. Региональная часть федерального списка должна охватывать все субъекты РФ.
Внесение избирательного залога и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидата).
Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно или в полном объёме. Размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10%. Специальный счёт открывается в филиале Сбербанка России.
Институт избирательного залога действует в РФ с 1999 года.
Избирательный залог отсутствует во время выборов Президента РФ. Кандидат на должность главы государства должен искать поддержку в доверии людей.
Сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов):
1. на выборах депутатов Госдумы РФ политические партии собирают не менее 200 тысяч подписей; при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей;
2. на выборах Президента РФ – 2 миллиона подписей ( в субъектах РФ – не более 50 тысяч);
3. при проведении выборов по многомандатным округам количество подписей не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории такого округа, но не может быть менее 10 подписей.
Подписной лист.
1. Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.
2. Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.
4. Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.
5. Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.
6. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.
Проверка подписных листов.
Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Если 10% или более проверяемых подписейнедостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.
Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.
Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.
«Итоги голосования и определение результатов выборов»
Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.
Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).
Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.
Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.
На выборах Президента РФ – менее 50%.
На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.
Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.
1. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членовизбирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.
2. Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.
3. День голосования – только в воскресенье.
4. В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.
5. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.
6. При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.
7. Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменнымзаявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.
8. Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
9. Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.
10. За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.
11. От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.
12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.
13. Голосование за других лиц не допускается.
14. Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый.
15. Голосование по почте допускается, если эта возможность предусмотрена законом субъекта РФ.
16. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные бюллетени, отрезая левый нижний угол.
Тестовые задания по теме «Выборы»
1. Всенародное голосование, которое проводится с целью выявить мнения избирателей или принять окончательное решение по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам, называется
1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом
2. Форма прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лиц, называется
1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом
3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется
1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом
4. Устройство государства, в котором парламенту принадлежит руководящая роль в системе государственных органов, называется
1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом
5. С 2007 года выборы в Государственную Думу РФ проходят
1) по мажоритарной системе абсолютного большинства
2) по мажоритарной системе относительного большинства
3) по пропорциональной системе
4) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе
6. Право избирать у гражданина РФ наступает с
1) 15 лет
2) 16 лет
3) 18 лет
4) 21 года
7. Депутатское объединение по политическому принципу называется
1) фракцией
2) комитетом
3) объединением
4) комиссией
8. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, чтобы побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов, называется
1) проведением референдума
2) предвыборной агитацией
3) опросом
4) парламентаризмом
9. По какому признаку партии подразделяются на массовые и кадровые?
1) идеологическому
2) политическому
3) гуманитарному
4) организационному
10. Какие партии из перечисленных выступают за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь?
1) консервативные
2) коммунистические
3) социал-демократические
4) фашистские
11. Какие партии из перечисленных выступают за сильное иерархическое государство?
1) коммунистические
2) консервативные
3) либеральные
4) анархические
12. За перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения выступают партии
1) социал-демократические
2) консервативные
3) либеральные
4) фашистские
13. Идеи революционного переустройства общества характерны для партий
1) консервативных
2) либеральных
3) коммунистических
4) правящих
14. Так называемыми «левыми» партиями называют партии
1) социалистические
2) фашистские
3) либеральные
4) консервативные
15. Идея диктатуры пролетариата принадлежала партиям
1) националистическим
2) консервативным
3) либеральным
4) коммунистическим
1. Политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских права и свобод называется ___________.
2. Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации, является __________ __________ __________.
3. Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, называется __________.
4. Найдите в приведенном ниже списке «правые» партии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, могут включаться в названия политических партий.
Либеральная, демократическая, оппозиционная, коммунистическая, народная, социалистическая, христианско-демократическая.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.