Что такое однозначные слова 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 22. Что такое однозначные и многозначные слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Лексическое значение – это то, что обозначает слово.
Однозначные слова – слова, у которых есть только одно лексическое значение.
Многозначные слова – слова, у которых есть два и более лексических значения.
Толковый словарь – словарь, в котором даётся объяснение лексического значения слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 47 – 49.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 54 – 55.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Среди слов русского языка есть слова с одним лексическим значением. Они называются однозначными. Выделяют несколько групп таких слов.
1. Названия людей по разным признакам. Врач, профессор, родственник, племянник, москвич.
3. Названия растений. Сосна, рябина, мята, овес, пион, мальва.
4. Названия конкретных предметов. Стол, молоток, забор, звонок, подоконник. 5.Названия дней недели и месяцев. Пятница, воскресенье, сентябрь, декабрь.
6. Имена собственные. Иван, Петров, Мытищи, Владивосток.
7. Недавно возникшие слова. Поролон, пицца, пиццерия.
8. Слова-термины. Существительное, словосочетание, молекула.
Если лексических значений у слова два или больше и значения эти связаны по смыслу, то слово – многозначное. Например: шляпка (шляпка гриба – головной убор). Гребень (расчёска – гребень горы). Крем (косметическое средство – кондитерское изделие).
Чтобы определить, сколько значений есть у слова, попробуй составить с ним несколько словосочетаний. Например, иностранный язык, непонятный язык, красный язык, отварной и заливной язык. Если смысл каждого словосочетания понятен, то перед нами многозначное слово. Получилось одно понятное сочетание слов, а остальные странные или нелепые, то у слова одно значение.
При необходимости уточнения количества значений у слова, нужно обратиться к толковому словарю русского языка. Когда словаря нет под рукой, поможет любая поисковая система сети Интернет.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Множественный выбор.
Укажите многозначные слова.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова. При необходимости воспользуйтесь справочной литературой.
3.Отметьте многозначные слова.
Кисть, кнопка, гребень.
Образуйте пары многозначных слов в соответствии с их значением.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Вспомните, как называется каждый предмет.
3.Подберите для каждого предмета пару, в соответствии с лексическим значением.
Баранка.
Шпилька.
Гребень – лишний.
Определение понятий
В классе на уроках русского языка школьникам предстоит знакомство с двумя категориями слов. Однозначные отличаются тем, что имеют всего одно лексическое значение, в то время как у многозначных их несколько. Важно понимать, что все они имеют между собой связь по какому-либо критерию, если же такой связи нет, то речь идет не о многозначности, а о совершенно разных лексических единицах, которые одинаково пишутся и произносятся.
Понять, какое именно значение актуально, порой бывает возможно только в контексте, то есть в рамках словосочетания, предложения, текста. Например, слово «ключ». У разных людей возникают совершенно различные ассоциации с этим словом. Одному на ум придет скрипичный ключ, другому — от двери, третьему — родник, четвертому — гаечный ключ.
Таким образом, «ключ» — пример многозначной лексической единицы, понять значение можно только в составе синтаксической конструкции.
Вот еще несколько примеров:
У слова «земля» имеется 10 различных значений, а настоящими рекордсменами считаются глаголы «идти» (26 значений) и «брать» (их 14). Точность их употребления необходима для грамотного человека.
Типы однозначности
Слова, которые обладают всего одним лексическим значением называются однозначными (моносемантическими). Их в русском языке довольно много.
Принято выделять несколько групп таких лексических единиц:
Таковы однозначные слова: примеры слов позволяют убедиться в том, что они отличаются многообразием. Сама способность лексемы выступать в одном значении в лингвистике именуется моносемией или однозначностью.
Характеристика многозначности
Примеры многозначных слов или полисемантических очень разнообразны. Как правило, то, какое из них актуально, становится ясно только из контекста — предложения или фразы. Например, слово «дом» может иметь несколько значений:
Нередко даже узкий контекст помогает разобраться в значении слова, например, тихий: голос (негромкий), нрав (скромный), езда (неторопливая), погода (без ветра), дыхание (ровное).
Разные значения двузначных и иных многозначных слов имеют между собой связь — семантическое единство, называющееся семантической структурой слова. Одно из этих значений является главным, остальные — производными. В толковых словарях главное всегда указывается первой позицией, остальные — под соответствующими номерами, начиная со второго.
Слово становится многозначным не сразу после своего появления, этому предшествует история развития языка или отдельных его явлений.
Отличие от омонимов
Некоторые школьники могут по незнанию перепутать многозначную лексическую единицу с совпадающей с ней по звучанию и правописанию омонимичной. Единственное отличие этих различных языковых терминов — разница в значении.
Научиться их отличать можно по следующему алгоритму:
Пример: «шляпка» — слово, которое может обозначать головной убор или же верхнюю часть гвоздя, гриба. В любом случае налицо внешнее сходство, а также сходство по форме и функциям — нечто, покрывающее сверху.
Пример омонимов: «коса». Может обозначать сельскохозяйственный рабочий инструмент, прическу, край берега. В этих значениях нет ничего общего, единого элемента, поэтому речь идет о различных словах-омонимах.
Примеры и разнообразие
В зависимости от принадлежности к определенным частям речи, такие слова могут быть разнообразными. Многозначные имена существительные: кисть (часть руки, плоды рябины, инструмент для рисования); хвост (завершающая часть самолета, конец очереди, орган (собаки), элемент одежды (хвост платья).
Прилагательные: железная (воля, дисциплина, вилка, хватка), глубокое (море или чувство), светлый (ум, свитер), тяжелый (стул, период, нрав).
Глаголы: родилась (дочь, идея, мысль), хлопать (по спине, в ладоши, дверью), разрушить (дом, мечты).
Такие слова активно используются в речи носителями языка, делая ее более богатой, выразительной и образной. Вот почему полисемия является ключевым богатством русского языка.
Она помогает передать различные оттенки значения, выразить эмоции и создать неожиданный комический эффект. Они используются для создания каламбуров, фразеологизмов, необычных описательных и сравнительных оборотов. Таким образом, многозначные слова и их значение очень важны для русского языка. Их сочетаемость отличается многообразием, поскольку различная семантика дает возможность построения большого количества конструкций.
В художественной литературе нередко слова с одним значением употребляются, приобретая совершенно иной, авторский, оттенок и к общепринятым новая семантика не относится. Поэтому они остаются однозначными. Такое употребление называется индивидуальной метафорой, она может применяться в философских притчах для создания ярких образов.
Прямое и переносное значение
Каждое значение многозначной лексемы является прямым или переносным. Первое — основное, изначальное, может относиться к предмету, признаку, действию. Переносное — вторичное, появившееся в результате переосмысления прямой семантики, получено путем переноса по сходству или по смежности.
Например, у слова «ручка» несколько значений. Первое — уменьшительная форма от существительного «рука» является прямым, основным. Остальные: предмет для письма (шариковая), часть предмета, которую берут в руку (ручка сумки), часть мебели (ручка стула) — переносными, получены в результате метонимии — переноса по смежности.
Некоторые лексемы имеют два прямых значения, например, стена.
Основные типы переноса представлены в таблице.
Тип | Особенности | Примеры |
Метафора | Перенос на основании сходства предмета, действия или признака | Сочное яблоко — глазное яблоко. Колокольчик (предмет) — колокольчик (цветок). Крыло птицы — крыло самолета. |
Метонимия | Перенос по смежности явлений и предметов | Улица широкая — его ненавидела вся улица. Пришел в школу — школа хорошо показала себя на городской олимпиаде. |
Программа школьного курса предполагает более детальное изучение стилистических и языковых особенностей использования такой лексики. На основе переноса по сходству могут находиться:
Некоторые предметы похожи по звучанию, размеру, плотности, степенью подвижности и иными характеристиками. Метафоры могут также различаться образностью, выразительностью: в художественной литературе авторы нередко употребляют очень необычные варианты, в то время как в обиходе такие обороты звучат вполне обыденно и удивления у носителей языка не вызывают.
Метонимия также отличается многообразием, список таков:
Метонимия, как правило, лишена образности и в сознании носителя языка фраза «читать Лермонтова» воспринимается как нечто совершенно обыденное, бытовое, привычное. Употребить такое словосочетание в речи может даже необразованный человек.
Таковы однозначные и многозначные лексемы русского языка, его основное богатство и украшение. На уроках предстоит выполнить несколько упражнений, чтобы научиться отличать их от омонимов, это сделает речь более яркой, грамотной, образной, расширить и обогатит лексикон.
Поурочный план урока русского языка во 2 классе по теме»«Что такое однозначные и многозначные слова?»
Тема урока : «Что такое однозначные и многозначные слова ?»
Цели: познакомить с понятием многозначные слова; развивать устную и письменную речь,совершенствовать языковые знания,умения,навыки; пополнять словарный запас учащихся, учить работать со словарем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: сигнальные карточки «Смайлики», учебные словари, презентация к уроку по теме: «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Прозвенел звонок и смолк –
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Молодцы, хорошо поработали в парах. Открываем наши тетради и записываем число и классная работа.
Минутка чистописания-Чч, Щщ
3. Орфографическая минутка
— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ—ЩУ.
— Прибор для измерения времени. (Часы.>
— Кислое травянистое растение. (Щавель.)
— Хищная речная рыба. (Щука.)
— Очень мало. (Чуть-чуть.)
— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)
— То же самое, что еда. (Пища.)
— Подчеркните в словах орфограмму.
— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
— Составьте предложение с одним из слов. Послушаем ваши предложения. Самое лучшее предложение мы запишем в тетради. Подчеркните основу предложения. Проверка с использованием сигнальных карточек.
2. Словарная работа
Потом оленя украшенье.
А вместе — место оживленного движенья. (Дорога)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните ее.
— Запишите, как дорогу называют ласково. (Дорожка.>
— Как называется знак, который стоит на дороге? (Дорожный.)
— В этих словах тоже пишется буква О. Подчеркните ее.
III . Самоопределение к деятельности
— Прочитайте в парах стихотворение Андрея Усачева. А теперь кто прочитает вслух?Как назовете это стихотворение?/Приложение № 2
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь — носуха,
У носухи нос до уха.
А огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
— Как озаглавите стихотворение? («Разные носы». «Нос».)
— О каких носах говорится в стихотворении? (Нос — клюв, нос — передняя часть корабля, нос — орган обоняния у человека и животных.)
IV . Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке. (Что такое однозначные и многозначные слова?)
— Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.
— Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уколоть.)
— Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)
— Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)
— Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)
— Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные? Поработаем в парах с нашим школьным словарем. Что мы видим?( есть слова с одним значением и есть слова с несколькими значениями)
— Какие слова называются многозначными? Какие слова называются однозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений Слова, у которых одно лексическое значение.)
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово? (Несколько учащихся читают свои варианты предложений.)
Ветер дует нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI . Закрепление изученного материала Упр. 59 (с. 48).
(Работа в парах. Взаимопроверка с использованием сигнальных карточек)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)
— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)
— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.>
— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.>
— Придумайте свое предложение со словом дорога.
— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.
— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.>
VII . Рефлексия с использованием метода «Рефлексивный экран». /Приложение №3 «Рефлексивный экран».
VIII . Подведение итогов урока. Домашнее задание
— Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)
— Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)
— Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,
НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ
Изучать, любить, беречь!
1вариант- Выполнить упр. 61 (с. 49).
2вариант- Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.
Приложения к уроку
Набор для индивидуальных сигнальных карточек
Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоит слово? Из чего состоят слоги? Какие бывают звуки? Назовите гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются? Назовите парные согласные? Назовите всегда мягкие согласные? Назовите всегда твёрдые согласные? Назовите буквы, которые не обозначают звуков?
Приложение №3 «Рефлексивный экран»
Презентация по русскому языку на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Настрой на урок Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем.
Дай характеристику предложения по плану: Предложение: Повествовательное Побудительное Вопросительное По интонации: Восклицательное Невосклицательное По наличию второстепенных членов Нераспространенное Распространенное
Запиши слова по их лексическому значению. Прибор для измерения времени. Хищная речная рыба. Задание по математике, в котором есть условие и вопрос. 4. То же самое, что еда. 5. Дом за городом на природе. 6. Бодрящий напиток из воды и трав. 7. Прибор, с помощью которого кипятят воду. Часы, щука, задача, пища, дача, чай, чайник.
Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками (1-2-3), Дружно топаем ногами (1-2-3). Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор.
Синонимы: дорога, путь, дороженька, тропинка.
Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синие выси над нами… И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету, Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге. Мы просто и буднично скажем: – До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова «дорога». В. Остен
Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными. Например: нос, кисть, звезда.
Какое значение имеет слово свежий в каждом из данных предложений? Вкусно пахнет свежим хлебом. Утром подул свежий ветер с моря. Подай мне свежую газету. новую прохладный только что испечённым
Назовите имена существительные. Докажите. Проверьте. машина бегал петух плакал белый дорога снегирь рыбак
Что нового узнали на уроке? Для чего в речи нужны многозначные слова? Какое задание понравилось больше других? Оцените свою работу на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-917405
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.