Что такое оив в сфере образования

Управление в области образования и науки

Содержание управления в области образования и науки

Образование и наука являются двумя взаимосвязанными сферами общественной деятельности и взаимосвязанные области государственного управления.

Правовой основой управления в области образования является Конституция Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также иные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере.

В соответствии с данным законом под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования включает в себя:

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

Предметом государственного управления в Российской Федерации также является научная (научно-исследовательская) деятельность, то есть деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает в себя следующие виды деятельности:

К предмету государственного управления относится научно-техническая деятельность, то есть деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Правой основой научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области науки.

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Субъектами научной и научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты научной организации и работники сферы научного обслуживания; научные организации, а также академии наук, имеющие государственный статус.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки

Государственное управление в области науки и образования осуществляют Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, а также функции по признанию образования и квалификации, полученных в иностранном государстве.

Государственное управление в данной сфере также осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Источник

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ статья 37 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере образования

1. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, а также федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

2. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

3. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий вносят предписание об устранении данного нарушения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 настоящего Закона

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Федеральные органы в сфере образования и науки

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство образования и науки Российской Федерации (сокращенно — Минобрнауки России), ему передаются функции упраздняемых Министерства образования Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации — см.

Обратите внимание, что ранее действовало:

— Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №337 — утратило силу в связи с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 №466
— Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №280. — Отменено Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 №337.
Кроме того, Указом Президента РФ от 4 марта 2010 года №271 упразднены Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию, а их функции переданы Министерству образования и науки РФ. Поэтому Постановлением №337 также отменяются:
— Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №281
— Положение о Федеральном агентстве по образованию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №288

О Перечне организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №1749-р с приложениями:
Перечень организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России
Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Роспатента
Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рособрнадзора
Перечень организаций, находящихся в ведении Роснауки

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращенно — Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, служба находится в ведении Министерства образования и науки РФ, — см.

Обратите внимание, что до 1 сентября 2013 г. действовало: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №300. — Отменено Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №594.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, — см.:

Заметим, что ранее таким федеральным органом исполнительной власти являлась Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»), а до того — Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию преобразован из Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. Совет является консультативным органом при Президенте РФ, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования, — см.

В целях обеспечения деятельности Президента РФ по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Президента РФ по научно-образовательной политике:

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями:

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

Источник

Система органов исполнительной власти в области образования

Государственное управление в сфере образования осуществ­ляют в пределах своих полномочий федеральные государствен­ные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправ­ления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

Управление образованием осуществляют различные госу­дарственные и муниципальные органы. К ним относятся:

· федеральные органы исполнительной власти, осуществ­ляющие функции управления в сфере образования как основ­ным родом своей деятельности: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и фе­деральные агентства;

· федеральные государственные органы, имеющие в сво­ем ведении образовательные учреждения ведомственного про­филя (Минобороны России, МИД России, МВД России, Мин- здравсоцразвития России и т. д.);

· органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществ­ляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);

· органы местного самоуправления соответствующих му­ниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;

· муниципальные органы управления народным образо­ванием муниципальных районов и муниципальных округов.

1.Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. Оно осуществляет функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обу­чающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На Минобрнауки России возложены координация и конт­роль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфе­ре образования и науки.

Для понимания функций министерства уместны и принци­пиальны как минимум две оговорки.

Во-первых, по смыслу упо­мянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральной службы и Федерального агентства. Однако их разделение является от­носительным в том смысле, что Министерство координирует и контролирует деятельность этих органов.

Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирова­ния, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т. п., которые актами же устанавливаются. Очевидно, что на са­мом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, вопросы, по которым Министерство может осуществлять само­стоятельное нормативно-правовое регулирование.

Функции:

· Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

· устанавливает перечень про­фессий (специальностей), по которым осуществляются профес­сиональное образование и профессиональная подготовка в об­разовательных учреждениях.

· Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных к исполь­зованию

· установление государственных образовательных стандартов (например, учебные планы)

· утверждение форм документов об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалент­ности этих документов за рубежом.

· Принимает положеня по определенным вопросам (например, о создании филиалов, о получении золотой медали)

· регулирование поряд­ка аттестации руководящих и педагогических работников госу­дарственных и муниципальных учреждений;

· формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогичес­ких кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

2.Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осуществляет функции по управлению государственным имуще­ством, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Осуществляет функции:

· государственного заказчика федеральных це­левых программ;

· организует повышение квалификации и пере­подготовку научно-педагогических работников;

· определяет для об­разовательных учреждений профессионального образования, находящихся в его ведении, контрольные цифры приема граж­дан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему.

· Организует конкурс по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием;

· открывает аспирантуру и док­торантуру в образовательных учреждениях

· утверждает ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение его обязанностей на одного из проректоров;

3.В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъек­тах — соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органа­ми, занимающимися вопросами образования на соответствую­щей территории в целом.

К компетенции органов управления образованием субъек­тов РФ относятся: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образова­тельных учреждений соответствующего подчинения, лицензиро­вание их деятельности; установление региональных (националь­но-региональных) компонентов государственных образователь­ных стандартов; организация издания учеб­ной литературы, разработка базисных учебных планов и при­мерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кад­ров; обеспечение соблюдения законодательства в области обра­зования, контроль за исполнением государственных образова­тельных стандартов и т. д.

Что такое оив в сфере образования. Смотреть фото Что такое оив в сфере образования. Смотреть картинку Что такое оив в сфере образования. Картинка про Что такое оив в сфере образования. Фото Что такое оив в сфере образования

4.ФЗ «Об образовании» относит к органам управления обра­зованием также «ведомственные государственные органы управ­ления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в веде­нии различных органов, ведающих другими отраслями и сфе­рами управления. И только в этой «части» их можно отнести к орга­нам управления образованием. При этом приоритет принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Пос­ледние при осуществлении межотраслевых функций в различ­ных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями.

Руководство образовательными учреждениями, подведом­ственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подраз­деления такого рода структур. Они могут быть специализиро­ванными либо осуществлять функции образования наряду с дру­гими функциями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое оив в сфере образования

Статья 89. Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *