Что такое окф в музыкальной школе

Некоторые особенности преподавания общего курса фортепиано в ДМШ

Общий курс фортепиано, в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и детских школах искусств, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением.

Выявление необходимых предпосылок, определяющих успешность работы с учеником, борьба с причинами возможных неудач требуют повседневного критического переосмысливания существующей практики преподавания общего курса фортепиано, неустанных педагогических поисков, наблюдений и последующего обобщения опыта работы.

То, что педагогическое воздействие должно опираться на эмоциональное содержание изучаемой учащимися музыкальной литературы, подчеркивали в методических рекомендациях к курсу общего курса фортепиано Сибор В.Л. и Ныркова В.В. Все это определяет необходимость умелого и глубоко продуманного подбора учебного репертуара, что во многом определяет успешность работы в классе общего фортепиано.

Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений.

Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.

Исполнение народных песен на начальном этапе обучения, особенно в переложении для фортепиано в четыре руки, когда партия, исполняемая учеником, как правило, проста, а фактура полнозвучна, способно доставить ему минуты истинного творческого наслаждения.

Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова В.В., они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-настоящему напевной связной игры. В практике преподавания курса общего фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением фортепианными навыками.

Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся моего класса занимают песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни современных композиторов.

Учебный материал первых лет обучения игре на фортепиано, как, впрочем, и последующих лет, должен содержать произведения различной степени трудности, так как некоторые учащиеся, в особенности те из них, которые обладают ярко выраженной музыкальной одаренностью, способны на быстрое движение вперед, в то время как другие могут продвигаться только со строгой постепенностью. Ориентиром здесь служат индивидуальные способности каждого ученика.

При выборе учебного материала для учащихся инструментальных и хоровых отделов крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом. Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания.

Работе над произведениями полифонического склада я придаю особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.

В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины.

Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися без особого труда. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.

Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д. Одновременно с этим необходим поиск аналогий между игровыми приемами на фортепиано и других инструментах. Как отмечает Ныркова В.Д., разумная мысль о том, что преподаватели курса общего фортепиано, работающие с учащимися-инструменталистами любого профиля, должны хотя бы в общих чертах знать технику игры на специальном инструменте своего ученика с целью рационализации работы над его техническими навыками, к сожалению, еще не получила достаточно широкого распространения.

Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.

Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений.

Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для народников и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.

В течение года каждый учащийся моего класса проходит не менее 4-5 этюдов на разные виды техники. Наиболее простые из этих этюдов мы транспонируем затем в другие тональности.

Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки темпе.

Одной из важных форм работы на уроке считаю работу над аккомпанементом. Сближение интересов основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером. Воспитание навыков аккомпанемента у юных музыкантов может осуществляться практически на любом музыкальном материале, предназначенном для исполнения солистом любого профиля в сопровождении фортепиано. Однако для хоровиков или вокалистов более обоснованной будет работа над вокальными произведениями, так как, работая над ними, они получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу и словесный текст.

Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.

Список использованной литературы

Источник

Методическое сообщение: «Некоторые особенности преподавания общего курса фортепиано в ДМШ и ДШИ»

Что такое окф в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое окф в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое окф в музыкальной школе. Картинка про Что такое окф в музыкальной школе. Фото Что такое окф в музыкальной школе

Что такое окф в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое окф в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое окф в музыкальной школе. Картинка про Что такое окф в музыкальной школе. Фото Что такое окф в музыкальной школе

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа им. Таривердиева М.Л.»

Некоторые особенности преподавания общего курса фортепиано в ДМШ

по классу фортепиано

г. Гвардейск 2020 год

Предмет «общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально рознятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограниченны в воспроизведении многоголосья. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано, это означает в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Общий курс фортепиано, в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и школах искусств, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Воспитывать музыканта призваны все эти дисциплины. Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.

Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры обусловливается приспособление их к требованиям специальности учащихся.

Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей специальной профессиональной работе.

Выработка основных приёмов игры является необходимым условием курса, объём, содержание и качественные требования определяются её конечными прикладными целями.

По мере хода занятий по техническому овладению инструментом, специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в материалах и форме заданий.

Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со всеми высоту.

Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

развитие фортепианной техники;

разучивание пьес разных стилей и фактур; • игра в ансамбле, аккомпанементе;

чтение нот с листа.

Развитие методики общего фортепиано связано с именем Б.Л. Яворского «Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано», изданная в 1935г.- его труд. Эта хрестоматия, уникальное явление не только в отечественной методической литературе, но и мировой педагогике. Уже известный тезис-ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе у Яворского получает более глубокое развитие: «Курс фортепиано для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую культуру». Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей, воспитательной функции общего фортепиано, творческом подходе к решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной литературы. Поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка схематического, «конспективного» прочтения нотного текста. Убедительно доказана необходимость в различии методов технического развития учащихся разных специальностей. «Недалеко то время, когда программа курса общего фортепиано будет строго обособленна для каждой специальности»- вот наказ Н. Загорного и Б. Яворского. К сожалению дальнейшие события в нашей стране (война, разруха, просто инертность) стали помехой для внедрения в жизнь этих методик.

В наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль, как хотелось бы. Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:

отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;

чаще урок по 20 минут или по 40 минут раз в неделю, а в течение года ученику нужно освоить минимум 5 разнохарактерных пьес и в конце полугодия и года ученик должен сыграть 2 пьесы на различные штрихи и часто двумя руками;

не на всех отделениях общее фортепиано начинается с первого класса обучения.

Например по нашей программе с первого класса предмет общее фортепиано вводится по специальности «Хоровое пение» ПП/8,по общеразвивающей программе, 5 летнего обучения «Основы вокального исполнительства». На отделениях же «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» ПП/8 начинают изучать общее фортепиано лишь с 4 класса и по 20минут. Эти же отделения по ПП\5, изучают фортепиано со 2 класса, и то же по 20 минут. И лишь в выпускном классе на освоение итоговой аттестационной программы учащимся этих отделений отводится 40 минут. На этом фоне в более выгодном положении «Струнные инструменты» ПП/8. У них предмет общее фортепиано начинается с 3 класса и сразу по 40 минут.

Занимаясь фортепиано целесообразно разделять учащихся на две группы:

Специфика занятий с учащимися вокально-хорового отделения.

_ разбираться в стиле разных эпох и композиторов.

— чтение с листа, транспонирование

-развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на сольфеджио

Научиться аккомпанировать, играть в ансамбле

-воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.

Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи, гитаристы, домристы, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.

Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать, временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений.

Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д.

Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для народников и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.

Особенности работы с учащимися народных инструментов.

Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений.

Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.

Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова В.В., они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-настоящему напевной связной игры. В практике преподавания курса общего фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением фортепианными навыками.

Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся должны занимать песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни современных композиторов.

Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.

При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом. Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.

В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины. Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.

Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.

Для успешной работы в классе ф-но нужно убедить учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать необходимость этого на практике. Рекомендуя тот или иной репертуар или прием в работе, преподаватель не должен быть категоричным в своих требованиях, возможно предлагать иные варианты и даже предлагать уч-ся самому предлагать свой вариант решения той или иной проблемы( выбор репертуара, пальцы, овладение трудными пассажами). Главное поддержать активность мысли уч-ся.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб. из-во «Композитор», 1992.-.с. 100.

Баренбойм Л., И Перунов «Путь к музицированию». Л: «Советский композитор», 1979. – с.352.

4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М,1965 г

5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных специальностей. М.1980г

Источник

Что такое окф в музыкальной школе

Вопрос мой общий: какая программа должна быть у ребенка, занимающемся общим фо-но 4 месяца?
Если эта программа нормальная, то тогда будт тихонько ее отрабатывать, если прогармма завышенная сильно, то будем требовать облегчения нагрузки, так как и так сильно нагружены скрипкой.

Вопро адресован к преподавателям и родителям детей-непианистов

Программа такая: Этюд (играем этюд Берковича на тему Паганини), полифоническая пьеса и Сонатина на 3 страницы (крупная форма).

вот и наша забывает, похоже, тоже. что мы струнники. С одной стороны это хорошо и лишний инструмент не помешает. НО где время взять?
вчера на уроке играли полиыоническую пьесу (надо сказать, что до этого он практически еще не играл двумя руками одновременно), реьенок от напряжения весь взмок. Но он ее конечо сыграл, эту пьесу. Просто жалко его, и так весь замученный

вот и наша забывает, похоже, тоже. что мы струнники. С одной стороны это хорошо и лишний инструмент не помешает. НО где время взять?
вчера на уроке играли полиыоническую пьесу (надо сказать, что до этого он практически еще не играл двумя руками одновременно), реьенок от напряжения весь взмок. Но он ее конечо сыграл, эту пьесу. Просто жалко его, и так весь замученный

у нас в школе пианисты в первом классе играют программу намного легче

Дорогая Голда, в занятиях музыкой вообще всегда все очень индивидуально. Думаю, что Вы это знаете, т.к. с музыкой не первый день.

Очень часто в одном и том же классе дети играют произведения очень разные по уровню сложности. Все по способностям.

Думаю, что если педагог умный и опытный, то он никогда не даст ребенку больше, чем тот в состоянии осилить.

Значит она видит в вас потенциал. И это не есть плохо.

у нас в школе пианисты в первом классе играют программу намного легче

Не трусьте :-), титанических усилий не потребуется, но заниматься надо будет, это да.

Не трусьте :-), титанических усилий не потребуется, но заниматься надо будет, это да.
вы имеете ввиду играют через 4 месяца после начала занятий на фо-но вообще?

Дорогая Golda, я, наверное, смогу ответить Вам достаточно компетентно, т.к. нахожусь, что называется, «в материале». Я, как и Ваш педагог, совмещаю специальное фортепиано и общее. У нас в школе это обычная практика. Кроме того, опять же, как в Вашем случае, мне приходится заведовать отделом. Находясь в постоянном контакте с Методкабинетом (это должностная обязанность зав.отделом), могу Вам рассказать всю «подноготную». На самом деле стандартная программа зачёта ученика первого года обучения всего лишь навсего: «Три разнохарактерные пьесы». Ни о какой полифонии и, тем более, крупной форме в требованиях первого года обучения речи нет и быть не может! И никаких экзаменов, только зачёты. Другое дело, что педагог может по своему усмотрению завысить или занизить этот стандарт. Вот она и «усмотрела».

Так что всю картину поняла. Еше раз большое спасибо. БУдем бороться дальше. Если увижу, что не справляемся с программой, то попросим ее понизить.

вы имеете ввиду играют через 4 месяца после начала занятий на фо-но вообще?

Да, Голда, через четыре месяца, сколько там с сентября прошло. Это же не подготовишки, а большие относительно дети, и с музыкальной подготовкой. Естественно, качество там у них не ого-го какое :lol:, но в принципе хоть как-то занимающиеся дети нормально играют.

У моей дочки закадычная подружка, скрипичная девочка, она сейчас в 3 классе, и началось общее фоно, я уже вроде писала про это, занимается с сентября. Она не так уж плотно занимается, да и вообще не претендует ни на что и играет эту стандартную программу. У нас в ДМШ весь первый год обучения ОКФ играет почти одно и то же, экзамен официально состоит из АМБ обязательно, этюд по выбору педагога и пьеса. Сонатину слабым ученикам можно не играть.

Но у вас если скрипка столько времени занимает, то вы можете по времени не успеть зализать программу. Вся разница будет в качестве, а что программа-то реальная, так это точно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *