Что такое окончания омонимы
Описание презентации по отдельным слайдам:
торчало чучело голова чучела был на чучеле выглядело чучело
торчало (что?) чучело голова (чего?) чучела был (на чём?) на чучеле выглядело (что?) чучело
торчало (=есть) (что?) чучело выглядело (=есть) (что?) чучело
Окончания одинаковые (-о) Падежные вопросы одинаковые (что?) Можно связать с одним и тем же словом (есть) Значит окончание в словах одно и то же
соломой доволен чем? Т.п. = = солома есть что? И. п.
у людей (есть) кто? что? мозги получить (есть)(вижу) кого? что? мозги
В квартире стоит пластиковое окно. Я купила ведро. Определи, одно это окончание или разные?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-127106
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Этот урок является частью раздела «Зачем словам нужны окончания». На этом уроке перед детьми ставится учебная задача: Одинаковы ли у слов окончания, если фонемный состав их одинаковый, а работа (хотя бы одна, например, указание на падеж) разная?
Содержимое разработки
Тема: ОМОНИМИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СЛОВА, НАЗЫВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТ. СПОСОБ РАЗЛИЧЕНИЯ ТАКИХ ОКОНЧАНИЙ.
Урок в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
— Формировать умение различать разные окончания одного и того же слова с помощью подстановки другого слова стена в высказывании.
— учить подставлять слово стена в нужном падеже в высказывание для определения омонимичности окончания, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;
— повторить знания о словах названиях предметов;
— развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;
— воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
— Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок (самооценка); высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; оценивать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок решения учебной задачи
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» Репкин В.В., Восторгова Е.В. и др.-томск: 2Пелинг2, 2001, оценочный лист (для каждого ученика), компьютер, проектор, презентация, схемы-опоры
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа
Что такое омонимы определение и примеры слов с несколькими значениями
Русский язык входит в топ 10 самых известных языков мира. Но в нескольких языках есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, в том числе и в русском языке.
Название таким словам омонимы. Чтобы подробнее изучить, что же такое омонимы, и какие разновидности их существуют, следует прочитать данную статью.
Что такое омонимы и какими они бывают
«Омонимия» с греческого языка переводится как «одинаковое имя». Омонимами именуют те слова, которые схожи при письме и произношении, но различаются в понимании
Например:
В нашем языке классифицируют полные и неполные омонимы. К полным относятся омонимы, являющиеся одной частью речи. К примеру, слово «гладь» это существительное с двойным смыслом: означает ровную плоскость и вид вышивки.
В обоих случаях «гладь» является существительным, слова одинаково слышатся и пишутся. Можно сделать вывод, что, собственно, слово «гладь» это омоним.
Виды омонимов — омофоны, омографы, омоформы
Поговорим о неполных омонимах. Перевод слова «омограф» с греческого языка звучит как «одинаковое написание». В свою очередь омографы одинаковы в написании, похожи друг на друга, но различаются произношением и смыслом.
Самый известный пример, слово «замок». При ударении на букву а, то есть «зАмок» некое здание, а «замОк» прибор, запирающий дверь.
Или слово «орган». При ударении на первую гласную, мы получим слово «Орган» элемент живого организма, например, сердце, печень. При ударении на вторую гласную, получаем слово «оргАн» музыкальный инструмент.
Слово «омофон» также пришло к нам от греков. В переводе оно означает «схожий звук». Исходя из чего, делаем вывод, что омофоны – это слова, схожие в звучании и различные в написании. Например, в выражениях «отворить дверь» и «отварить пельмени» глаголы звучат абсолютно одинаково, но при письме, и, соответственно, в понимании различны.
Осталось разобраться, что же такое омоформы. Тут всё намного проще. Омоформы – это слова, совпадающие при письме и при произношении не во всех контекстах предложений.
Например, в выражениях «стекла вода» и «стакан из стекла», слово «стекла» является омоформом.
Омонимы примеры слов
Для детей очень наглядно приведены омонимы на следующих картинках.
Такое понятие вполне можно объяснить ребенку 5-6 лет, чем часто занимаются логопеды, специализированные детские сады и продвинутые родители.
Словарь омонимов русского языка
Для омонимов написали свои словари. В словаре омонимов, написанном О. С. Ахмановой, в полной мере и максимально детально представлена классификация омонимов и информация о них.
В словаре омонимов, который создал Н. П. Колесников, присутствует перевод омонимов на 3 языка.
Что помогает различать слова омонимы
Слова-омонимы постоянно путают со словами, которые имеют несколько определений, проще, многозначными словами. Разберёмся, что же это такое?
Это такие слова, которые имеют некоторое количество значений, связанных меж собой по смыслу. Например, слово шляпа.
Шляпа бывает женская, у гвоздя или грибная. В этих случаях смысл особо не отличается и означает какой-то аксессуар или какую-то верхнюю часть.
Грамматические омонимы
Это схожие в произношении слова, но в написании они совпадают лишь только в отдельных грамматических формах. К примеру, слово «лечу». Оно может означать действие «лечить» первого лица, единственного числа или же «лететь».
Также хорошим примером этому виду омонимов является слово «трём». «Трём» может быть глаголом или числительным «три» в дательном падеже.
Функциональные омонимы
Это слова, которые схожи в написании и звучании, но относятся к разным частям речи. Они происходят из-за перехода слов из одной части речи в другую.
Самым явным примером этого вида омонимов является слово «точно». Оно может быть и наречием, и сравнительной частицей, и прилагательным.
«Точно подметить» наречие. «Точно ураган пролетел» это сравнительная частица. «Определение точно» это прилагательное.
Лексические омонимы
Слова, которые имеют различные значения, но совпадающие при произношении и письме практически во всех формах. Они являются одной частью речи.
Наглядный пример, слово «пороть». Это глагол, который может обозначать разрезание швейного шва или побои.
Морфологические омонимы
Это слова, которые пишутся идентично, но зависимо от контекста являются разными частями речи.
Слово «печь» одновременно и существительное, и глагол. Понять, в какой форме употребляется это слово, можно только из контекста.
Примеры:
Омонимичные окончания
Чтобы разобраться в этом понятии, сначала надо вспомнить, что такое падеж. Падеж – это форма имени, которая указывает на взаимоотношение слов в предложении.
В русском языке существует 6 падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Среди падежных окончаний встречаются и окончания-омонимы.
Омонимичные окончания – это те окончания, которые звучат одинаково, как и все омонимы, но имеют разное грамматическое значение.
Например, слова «сестрицы» и «водицы». В первом случае, слово «сестрицы» мн. ч., И. п, а слово «водицы» ед. ч., Р. п.
Подводя итог, хочется обратить внимание, что тема омонимов сложна не столько определениями этого понятия, а сколько разнообразием видов. Чтобы полностью понять тему, нужно тщательно ознакомиться и понять все виды омонимов и их различия.
Презентация по русскому языку на тему » Окончания-омонимы Окончания-синонимы Одинаковые окончания» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Родина
Отечество
Луг
Лук
Малина
Малина
Разделите слова на 3 группы. Объясните своё решение
Синонимы
Омонимы
Одинаковые слова
Описание слайда:
Синонимы – это слова, которые звучат по-разному, но называют одно и тоже
Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Описание слайда:
Могут ли окончания быть синонимами, омонимами и одинаковыми?
Трава
Двора
Ед. ч., ж. р., И. п.
Ед.ч., м. р., Р.п.
Окончания – омонимы (звучат одинаково, а работу выполняют разную)
Описание слайда:
Травой
Рожью
Ед. ч., ж. р., Т.п.
Ед. ч., ж.р., Т.п.
Окончания – синонимы (звучат по-разному, а работу выполняют одинаковую)
Описание слайда:
Траву
Сестру
Ед.ч., ж.р., В.п.
Ед.ч., ж.р., В.п.
Одинаковые окончания (звучат одинаково и работу выполняют одинаковую)
Описание слайда:
Окончания, как и слова, могут быть синонимами, омонимами и одинаковыми
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Пассажиры любят смотреть, как над пароходом вьются чайки. Почему они так далеко залетают в море за кораблём? Это птицы ищут случайный корм.
У чайки зоркие глаза. Вот у поверхности воды показалась рыбёшка. Чайка ловко выхватила её, даже не замочив крыльев.
В тексте есть два слова-синонима. Назовите их. Какие слова называют синонимами? От каких двух слов образовалось одно из этих слов? Запишите текст.
пар
ходить
пароход
Описание слайда:
Домашнее задание
Учебник: с. – 127 упражнение №114
Спасибо за работу!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Окончания-омонимы Окончания-синонимы Одинаковые окончанияРазделите слова на 3 группы. Объясните своё решениеСинонимы – это слова, которые звучат по-разному, но называют одно и тожеОмонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по русскому языку на тему » Обобщение Окончание» (2 класс)
Статья «Дифференцированное обучение на уроках русского языка как эффективная форма организации учебного процесса: новый взгляд на старую систему»
Презентация по русскому языку на тему » Знакомство Окончание» (2 класс)
Рабочая программа и КТП «.Родной (русский) язык» 4 класс.
Презентация по русскому языку на тему » Повторение Сложные слова» (3 класс)
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие
Презентация по русскому языку на тему»Отработка образования сложных слов » (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400235 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку по теме «Различение падежей с помощью подстановки другого слова. Окончания-омонимы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Различение падежных окончаний
Какую работу выполняет окончание имён существительных? (лежит) письмо (лежит) книга (лежит) журнал
Вывод зафиксируем в виде схемы 1. Указание на род 2. Указание на число 3. Указание на падеж
Но как же определить падеж?
Просклоняем слова СТЕНА и ОКНО И.(есть) стена окно Р.(нет) стены окна Д.(рад) стене окну В.(вижу) стену окно Т.(доволен) стеной окном П.(думаю) о стене об окне Склонение – изменение по падежам
Просклоняем слова СТЕНА и ОКНО И.(есть) стена окно Р.(нет) стены окна Д.(рад) стене окну В.(вижу) стену окно Т.(доволен) стеной окном П.(думаю) о стене об окне Склонение – изменение по падежам
У одного и того же слова есть несколько разных окончаний. А чем они отличаются друг от друга?
1. Здесь в слове ОКНО одно и то же окончание или разные? Маша стояла у окна. За окном шёл дождик.
1. Здесь в слове ОКНО одно и то же окончание или разные? Маша вымыла окно. Окно сияет чистотой.
Одинаков ли падеж этих слов?
И.(есть) стена окно Р.(нет) стены окна Д.(рад) стене окну В.(вижу) стену окно Т.(доволен) стеной окном П.(думаю) о стене об окне Нельзя ли воспользоваться словом СТЕНА, чтобы проверить слово ОКНО?
Подставим вместо слова ОКНО … Маша вымыла … (стену). … (стена) сияет чистотой.
ОМОНИМЫ Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а обозначают совершенно разные понятия?
Окончаниями-омонимами Как можно назвать окончания, которые пишутся и произносятся одинаково, но являются совершенно разными окончаниями?
Повторим 1. Какую работу выполняют окончания имён существительных? 2. Чем отличаются разные окончания? 3. Чем могут быть похожи различные окончания? 4. Как различать падежи у слов, окончания которых имеют одинаковый фонемный состав? 5. Как называются разные окончания, которые пишутся и произносятся одинаково, то есть имеют одинаковый фонемный состав? 6. Можно ли воспользоваться приёмом подстановки слова СТЕНА для определения падежей любых имён существительных?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В презентации отражаются следующие этапы работы:
— постановка (актуализация) задачи;
— сравнение окончаний, имеющих разный фонемный состав;
— сравнение окончаний, имеющих одинаковый фонемный состав;
— различение падежей с помощью подстановки другого слова (стена);
— вывод об окончаниях-омонимах.
Презентация может служить основой для изучения данной темы.
Номер материала: ДБ-746465
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.