Что такое окончания стихотворных строк совпадающие по звучанию концевые созвучия
Поясним на примере
Так скажем, белый стих можно записать
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
«Над седой равниной моря
«Ветер тучи собирает
«Над седой
«равниной моря
«ветер тучи собирает
и.т.д.
Ну взять ранее разобраный пример:
«Лишь иногда мелькнет на»
«Синей волне дельфинья спина. »
Здесь паузу создает типографское разбиение на строки,
а вовсе не рифма.
Достаточно записать по другому:
Еще пример из так называемого раешного стиха
«Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару»
Здесь ясно слышна рифма «базару-товару».
Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции
«Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару» или
Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма
именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления
строкового (фразового) ритма.
Существуют довольно навороченные классификации рифм.
Однако чтение подобных трудов представляет интерес
разве что для расширения кругозора.
А для практических целей почти совершенно бесполезно.
Поэтому остановимся только на том, что необходимо
знать пишущим стихи.
Приведу выдержку из «теории рифм»
. «Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются.
. «На самом деле,рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов
. «(и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации.
Следует учитывать, что начиная с уровня строки,
важным компонентом становится не только ЗВУК, но и СМЫСЛ.
Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются
по другому.
«И хоть мы незнакомы почти
«Посещением дом мой почти. «
«В полуночном холодном бреду
«Я по кочкам болотным бреду. «
Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные
могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно
далеки. Ну скажем «забуду-пробуду»
Или, например, из классики:
«Когда не в шутку занемог.
«И лучше выдумать не мог.
О «ГЛАГОЛЬНЫХ» РИФМАХ
Однако звучат они все же не так грубо как «ботинок-полуботинок».
Зто связано с тем, что грамматические окончания не так сильно
в смысловом плане вычленяются в слове, как корни слов.
То же можно сказать не только про «глагольную», но про любую другую
грамматическую рифму например желание-сознание /ание-ание/.
блатной-дурной /ной-ной/ и.т.д
Просто в силу особенностей русского языка с глаголами это случается
намного чаще.
«там некогда гулял и я »
«Но вреден север для меня. «
«Вздыхать и думать про себя»
«Когда же черт возьмет тебя. «
Клаузула – это ритмическое окончание стихотворной строки
Уровень метрических ударений.
Выявляя наличие в стихотворении этого типа ритма, мы должны установить наличие в стихотворении определенного размера (метра). При этом мы не должны исключать и те размеры, которые не входят в пятерку классических двусложных и трехсложных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест), но представляют собой модификации этих размеров, образовавшиеся вследствие стяжения определенных стоп (логаэды). Мы также не должны брать в расчет наличие в стихотворении неправильных стоп (пиррихиев, спондеев и т.п.), т.к. они не «отменяют» размер, но делают стих более ритмически интересным, размер же, выбранный в данном случае поэтом, отчетливо ощущается, несмотря на эти нарушения благодаря преобладающему числу правильных стоп и легко выявляется при скандировании.
Чем же создается ритм на этой ступени? Он создается закономерным чередованием ударных и безударных слогов. Таким образом, единицей ритма на этой ступени «лестницы» (закономерно чередующимся соизмеримым элементом) является стопа – устойчивый комплекс слогов, состоящий из одного ударного слога и 1 (ямб, хорей) или 2-х (дактиль, амфибрахий, анапест) безударных слогов.
Есть ли этот уровень в стихотворении А.К. Толстого?
Составим метрическую схему стихотворения, опираясь на реальные ударения которые имеют составляющие его слова (напомним, что служебные части речи- предлоги, союзы, частицы), если они односложны, в русском языке не имеют самостоятельного ударения, а местоимения, особенно личные, легко его теряют, когда попадают в сильную позицию, то есть приходятся на сильный, ударный по размеру слог).
Как видно из схемы, в каждой из наших восьми строк содержится по четыре стопы. В большинстве из них первый слог ударный, а второй безударный, значит, размер стихотворения — четырехстопный хорей, который несколько искажен неправильными стопами – пиррихиями, то есть стопами с опущенным метрическим ударением. Для решения вопроса о наличии метрического ритма в данном стихотворении это не существенно, но на другой ступени «лестницы ритмов», как мы увидим далее, это окажется важным.
Уровень концевых ударений
Для разговора о ритме этого уровня нам понадобится понятие «клаузула»
Клаузула – это ритмическое окончание стихотворной строки
(«стиха») от последнего ударного гласного до конца слова.
В русском стихе выделяют 4 вида клаузул в зависимости от места ударения относительно конца слова: мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге, что напоминает стопу дактиля с первым ударным и двумя безударными слогами) и гипердактилические (ударение на 4-м и более от конца слоге).
Как же обстоит дело в стихотворении А.К. Толстого – есть ли в нем ритм концевых созвучий? Для этого определим вид клаузулы в каждом стихе и определим степень закономерности в их чередовании. Выпишем все клаузулы в столбик параллельно с их обозначениями:
расс|удку, | ж |
ш|утку, | ж |
сгоряч|а, | м |
сплеч|а! | м |
cм|ело | ж |
д|ело | ж |
душ|ой | ж |
гор|ой | ж |
Как видим, в стихотворении чередуются между собой клаузулы женские и мужски, причем чередование это закономерно: две женские клаузулы сменяются двумя мужскими. Значит, и в этом отношении мы видим в данном стихотворении регулярное ритмическое чередование — чередование концевых ударений двух разных типов, и мы можем смело говорить о том, что ритм концевых ударений в стихотворении А.К. толстого присутствует.
Что же можно считать единицей ритма на этой ступени ритмической «лестницы»? Очевидно соизмеримыми элементами, которые здесь регулярно чередуются, являются ритмические окончания стиха, определенным образом организованные относительно ударного слога – то есть клаузулы. Иначе говоря,ритм здесь создается закономерным чередованием определенного типа клаузул (мужских, женских, дактилических) или их сочетаний
Поднимаемся на ступень выше.
3.. Ритм концевых созвучий (рифм)
Чтобы выяснить наличие этого ритма в стихотворении, надо установить, есть ли конечная (или концевая) рифма в стихотворении.
Для этого мы должны помнить, что рифма имеет двуединую природу: она и звуковой повтор и ритмическая единица. В данном случае нас интересует рифма как комплекс повторяющихся с большей или меньшей полнотой звуков. Чтобы определить степень точности концевой рифмы, мы должны проанализировать, все ли звуки совпадают в образующей ее клаузуле. Если совпадают все звуки – это рифма считается точной. Точные рифмы могут быть бедными и богатыми. Формальным признаком для определения богатства точной рифмы служит согласный звук, предшествующий ударной гласной в клаузуле. Если эти согласные звуки в рифме совпадают, рифма считается богатой, если не совпадают – бедной. Разновидностями тонной рифмы являются рифмы тавтологические (образуемые повторением одного и того же слова) и омонимические, образуемые омонимами – словами совпадающими по звучанию. но различными по смыслу). Неточные рифмы также имеют свои разновидности. Более всего приближена к точной рифме неточная приблизительная рифма: в образующей ее клаузуле не совпадают только заударные гласные. Они звучат в русском языке нечетко, поэтому их звуковое различие ухом почти не улавливается. Приблизительная рифма – это как бы первая ступень разрушения рифмы точной. Если в клаузуле совпадают только гласные звуки, а согласные различны – это рифма ассонансная, если же наоборот- в клаузуле совпадают только согласные звуки, а гласные различны – это рифма диссонансная, или консонансная. Реже встречаются среди концевых рифм так называемые корневые рифмы: в них созвучия сосредоточены не в клаузуле, а в середине слова, а клаузулы могут различаться по звукам.
Однако, какой бы ни была концевая рифма по звуковому составу, уже само ее наличие в стихотворении свидетельствует о том, что ритм концевых созвучий в нем использован. Поэтому можно сказать, что только белые стихи, не имеющие конечной рифмы вообще, не имеют данного уровня ритмизации.
Вместе с тем анализ типа концевых рифм по звуковому составу и по месту в строфе (смежные, перекрестные, кольцевые, или охватные) может показать степень ритмизации стихотворения с использованием этого типа ритма. Если в стихотворении использованы точные или приблизительные рифмы, строго организованные по одному из указанных выше принципов (смежному, перекрестному, кольцевому), ритм концевых созвучий особенно заметен, имеет предельную выразительность, если рифмы неточные и их чередование не выдерживает четкой схемы, вариативно, ритм концевых созвучий ощущается слабее. Поэтому при анализе данного уровня ритма следует обращать внимание и на указанные факторы – точность рифмы и расположение рифм в стихотворении.
Таким образом, мы выяснили, что ритм данной ступени «лестницы» создается закономерным чередованием концевых созвучий,а егоединицейявляется клаузула, имеющая во всех стихах стихотворения (или в группе стихов) одинаковое или близкое звучание. Первыйслучай – когда на протяжении всего стихотворения в конце стихов повторяется одно и то же созвучие, встречает в поэзии редко, чаще мы встречаемся с целым комплексом созвучий, но их повторение по одной и той же схеме создает легко улавливаемый ритм.
Обратимся к стихотворению А.К. Толстого. Есть ли ритм концевых созвучий в нем? Для выяснения этого составим схему использованной в нем рифмовки, обозначив сходные созвучия заглавными буквами русского алфавита (в стиховедении также принято обозначение рифм буквами латинского алфавита).
расс|удку, | А |
ш|утку, | А |
сгоряч|а, | Б |
сплеч|а! | Б |
cм|ело | В |
д|ело | В |
душ|ой | Г |
гор|ой | Г |
Как видно из схемы, в стихотворении использованы 4 созвучия, причем они располагаются по смежному принципу и представляют собой точные рифмы. Механизм воздействия ритма концевых созвучий в данном случае таков: после того как мы прочитали первые четыре строки, мы уже ожидаем для следующих четырех точно такого же порядка рифм, и наше ожидание оправдывается: соседние стихи и в самом деле связаны рифмами так же, как это было в первых четырех стихах.
Итак, и этот уровень ритма – ритм концевых созвучий— в данном ститхотворении есть и использован почти с максимальной силой (точные рифмы стихотворения по большей части бедные, богатой по формальному признаку является только «сгоряч|а / сплеч|а», но поскольку это рифма мужская, то созвучная согласная «ч» перед последним ударным «а» лишь доводит объем созвучия до минимального, улавливаемого ухом как рифма – до двузвучия).
Перейдем на следующую ступень «лестницы ритмов»
Ритм силлабический.
Чтобы выяснить, использован ли этот тип ритма в анализируемом стихотворении, нам придется заняться арифметикой и посчитать количество слогов в каждом стихе, так как мы должны установить, есть ли закономерность в чередовании ситихов с определенным количеством слогов. Здесь могут быть три варианта: либо все стихотворение состоит из стихов равной длины (равносложных), либо в нем закономерно чередуются более длинные строки с более короткими (например, 11/9 или :11, 11 / 9,9); наконец, бывают и такие стихи, в которых стихи разной длины чередуются без всякой закономекрности (это, например, часто бывает в баснях). В первом и во втором случаях можно говорить о наличии в стихотворении слогового (силлабического ритма), в последнем – об его отсутствии.
Чем же создается ритм на данной ступени ритмической «лестницы»?. Очевидно, он создается закономерным чередованием равносложных стихов или сочетаний стихов с определенным колическтвом слогов, а единицей ритмав этом случаеявляется стих определенной длины, а следовательно и долготы звучания, которую улавливает наше ухо при повторении.
Посчитаем слоги в стихах нашего стихотворения: Подсчет дает следующую картину: I строфа: 8,8-7,7; II. строфа: 8,8-7,7.Схема показывает нам определенную закономерность: два начальных смежных стиха первой строфы имеют одинаковую длину (8 слогов), два последующие смежные стиха также имеют равную длину, но они короче первых (7 слогов). Этот принцип повторяется и во второй строфе. Значит, силлабический уровень ритма в данном стихотворении такде присутствует.
Поднимемся еще на одну ступеньку нашей «лестницы» ритмов.
Ритм концевых пауз.
Чтобы выяснить, использован ли данный вид ритма в анализируемом стихотворении, нам следует выяснить, заканчивается ли каждый его стих синтаксической паузой, иначе говоря, представляет ли собой каждый стих законченную фразу. Если ответ положительный, значит, стихотворение организовано и с помощью этого ритма. Единицей ритма, соизмеримыми, закономерно повторяющимися элементами, в этом случае будут служить паузы – остановки в звучании стихотворной речи, вызванные окончанием определенной синтаксической конструкции (предложения или его синтаксически самостоятельной части), приходящиеся на одно и то же место – конец стиха.
Обратившись к рассматриваемому стихотворению А.К. Толстого, мы замечаем, что каждая строка стихотворения заключает в себе одну фразу, грамматически вполне законченную, а каждая фраза укладывается в одну строку стихотворения. Восемь строк — восемь фраз. Значит и ритм концевых пауз в этом стихотворении использован.
Поднимаемся еще выше – на 6-ю ступень нашей «лестницы».
Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
——————————————————
Поясним на примере
Так скажем, белый стих можно записать
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
«Над седой равниной моря
«Ветер тучи собирает
«Над седой
«равниной моря
«ветер тучи собирает
и.т.д.
Ну взять ранее разобраный пример:
«Лишь иногда мелькнет на»
«Синей волне дельфинья спина. »
Здесь паузу создает типографское разбиение на строки,
а вовсе не рифма.
Достаточно записать по другому:
Еще пример из так называемого раешного стиха
«Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару»
Здесь ясно слышна рифма «базару-товару».
Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции
«Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару» или
Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма
именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления
строкового (фразового) ритма.
Существуют довольно навороченные классификации рифм.
Однако чтение подобных трудов представляет интерес
разве что для расширения кругозора.
А для практических целей почти совершенно бесполезно.
Поэтому остановимся только на том, что необходимо
знать пишущим стихи.
Приведу выдержку из «теории рифм»
. «Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются.
. «На самом деле,рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов
. «(и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации.
Следует учитывать, что начиная с уровня строки,
важным компонентом становится не только ЗВУК, но и СМЫСЛ.
Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются
по другому.
«И хоть мы незнакомы почти
«Посещением дом мой почти. «
«В полуночном холодном бреду
«Я по кочкам болотным бреду. «
Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные
могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно
далеки. Ну скажем «забуду-пробуду»
Или, например, из классики:
«Когда не в шутку занемог.
«И лучше выдумать не мог.
О «ГЛАГОЛЬНЫХ» РИФМАХ
Однако звучат они все же не так грубо как «ботинок-полуботинок».
Зто связано с тем, что грамматические окончания не так сильно
в смысловом плане вычленяются в слове, как корни слов.
То же можно сказать не только про «глагольную», но про любую другую
грамматическую рифму например желание-сознание /ание-ание/.
блатной-дурной /ной-ной/ и.т.д
Просто в силу особенностей русского языка с глаголами это случается
намного чаще.
«там некогда гулял и я »
«Но вреден север для меня. «
«Вздыхать и думать про себя»
«Когда же черт возьмет тебя. «
О РИФМАХ «ХОРОШИХ» И «ПЛОХИХ»
Конечно же без специальных обоснований качество рифмовки
не должно опускаться ниже уровня городской канализации.
Но это следует отнести и к ЛЮБОМУ ДРУГОМУ компоненту стихотворчества.
Вернемся теперь к тезису о том, что рифмуются не слова
и не звуки, а СТРОКИ.
Это означает, что собственно рифма не обязана ограничиваться
только концевой ударной гласной с прилегающими согласными.
Рассмотрим заново цитированные ранее строки Пушкина:
«Когда не в шутку занемог»
«И лучше выдумать не мог»
Таким образом реальное созвучие строк оказывается куда богаче
формального занемог-не мог!
«Там некогда гулял и я
«Но вреден север для меня.
Отрезаем для наглядности:
Если учесть что буква Е в слове «меня» произносится так же как «и»
в первой строке, то созвучие получается
это куда богаче формального я-меня.
«Там нЕкогда гуЛЯл И Я
«Но врЕден север дЛЯ мЕнЯ.
т.е. еще имеется ассонансная «внутренняя рифма».
«ВздыхАть И думАть прО сЕБЯ
«КогдА жЕ черт вОзьмьОт тЕБЯ
Таким образом, элементы создающие созвучие могут
находиться в ЛЮБОМ месте строки, и не обязательно подряд.
Это явление я бы назвал РАСШИРЕННОЙ РИФМОЙ
(расширенной рифмовкой),
оставив устоявшийся термин «рифма» только для концевого созвучия
образованного вокруг одной ударной гласной.
Расширенная рифма не такое уж редкое явление.
В случае когда дополнительные, не концевые, созвучия достаточно
«богаты», принято говорить о «внутренней» рифме
«Главная пушка уже не скучала
«Славная песня на бриге звучала. «
Расширенная рифмовка намного обогащает возможности стихотворца.
Можно использовать даже самые «слабые» концевые рифмы, дополняя их
созвучием других частей строк, и в результате получать
вполне достойное звучание стихов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗГОВОРА О РИФМЕ
Все это к элементам собственно рифмы относить видимо не стоит,
хотя эти вещи могут выполнять такую же функцию и могут существенно
усилить рифмовку.
И наоборот, огрехи во всех этих элементах могут ослабить
и сделать плохо звучащей даже вроде бы «нормальную» рифму.
(в действительности конечно, меняется не звук, а ощущение ритма).
Наиболее часто встречается строфа из 4 строк:
«Буря мглою небо кроет,
«Вихри снежные крутя.
«То как зверь она завоет,
«То заплачет как дитя.
«буря мглою небо кроет
«вихри снежные кружа-то
«то как зверь она завоет
«то заплачет как дитя-то.
Легко видеть, что здесь смазывается ритмическая выразительность
и уменьшается чувство ритмической закончености строфы.
Такое построение было бы уместно в более сложной строфе,
например АВАВСС с альтернансом ЖЖЖЖММ:
«буря мглою небо кроет
«вихри снежные кружа-то
«то как зверь она завоет
«то заплачет как дитя-то
«И такой снеговорот
«Закрутил наверно чорт.
Такая строфа выглядит ритмически законченой.
Заметим, что использование альтернанса может быть разным
даже при одинаковой схеме рифмовки.
Например то же с альтернансом ЖМЖМММ:
«буря мглою небо кроет
«вихри снежные крутя
«то как зверь она завоет
«то заплачет как дитя
«И такой снеговорот
«Закрутил наверно чорт.
Таким образом, в построении строфы важную роль играет не только
чередование рифм, но и чередование окончаний строк.
Так 4-строчная строфа со смежной рифмой ААВВ в отсуствие альтернанса
просто распадется на два двустишия, а в длинном стихе получится
эффект бубнения и строфика перестает ощущаться вообще.
Иногда это может быть специально использовано
(см.напр. http://www.stihi.ru/2001/07/29-52)
Обычно альтернанс соблюдается инстинктивно, но все же иногда
стихи написаные без альтернанса встречаются.
И часто производят не очень хорошее впечатление.
Кроме чередования рифм и типов окончаний, строфы также
могут различаться количеством стоп в строке : например
«Буря воет
«Вихри снежные крутя
«Зверем стонет
«Или плачет как дитя.
При таком построении ритм будет выразительным
даже при отсуствии альтернанса.
Наконец, возможно построение строфы и с использованием
даже разного метра строк. Например:
«Буря воет
«Вихри снежные крутятся
«Зверем стонет,
«Криком детского ужаса
Например, стих автора Svetka «Давай поиграем в любовь. »
в авторской разбивке на «строфы»
«Роняя в ночь рояля звуки
«Из приоткрытого окна,
«Касались клавиш чьи-то руки.
«Рояля каждая струна
«Послушно вторила, звенела.
«И замирала.
«Чья душа
«Вибраций эхо чутким телом
«Ловила, музыкой дыша.
А разбивка согласно собственному ритму стиха будет
«Роняя в ночь рояля звуки
«Из приоткрытого окна,
«Касались клавиш чьи-то руки.
«Рояля каждая струна
«Послушно вторила, звенела.
«И замирала. Чья душа
«Вибраций эхо чутким телом
«Ловила, музыкой дыша.
«В квартире обитала пустота,
«Шурша магнитофонною кассетой,
«С которой стерли запись. Позабыв
«Ключ в скважине и шубу на пол сбросив,
«Подумала зачем-то, что с откоса
«Скатиться веселей, чем под обрыв,
«Готовил к свадьбе или просто так:
«Без повода, без смысла, без просвета.
«В квартире обитала пустота,
«Шурша магнитофонною кассетой,
«С которой стерли запись. Позабыв
«Ключ в скважине и шубу на пол сбросив,
«Подумала зачем-то, что с откоса
«Скатиться веселей, чем под обрыв,
Встречаются изредка попытки даже не типографского а декларативного
«творчества», когда автор называет свой опус «рондо» или «сонетом»,
даже и не пытаясь выдержать требуемую форму.
СТРОФА ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬСЯ СТИХОТВОРНЫМИ, А НЕ ТИПОГРАФСКИМИ МЕТОДАМИ.
ТИПОГРАФСКИЕ ПРИЕМЫ ДОЛЖНЫ ТОЛЬКО ОТРАЖАТЬ, ПОДЧЕРКИВАТЬ СТРУКТУРУ СТИХА,
А НЕ ЗАМЕНЯТЬ ЕЕ. И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ПОПЫТОК
МАСКИРОВКИ АВТОРСКИХ ОГРЕХОВ.
Так вот, поэмы сейчас не пишут.
А на короткой дистанции читатель просто не успевает «въехать»
в сложную схему рифмовки. Поэтому интерес к хитровыдуманым
схемам невелик.
Чтобы нормально воспринять сонет надо читать кучу сонетов подряд.
Либо заранее иметь сонетную форму «на слуху».
И не только форму.
Бехер, например, настаивал, что в сонете не только строфика,
но и содержание должно быть организовано вполне
определенным образом.
Что тоже должно быть «на слуху».
А без этого такая форма не впечатляет.
Кстати, уже Шекспир почувствовал необходимость
упростить классическую форму рифмовки в сонетах.