Что такое опера в музыкальном театре
Класс: 4
Презентация к уроку
Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете об опере?
Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:
а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;
б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;
в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.
Даётся определение (слайды № 1, 2).
(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)
2. Рассказ учителя.
Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.
Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.
Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.
Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.
3. Беседа с учащимися о тех, кто создаёт оперу.
Объяснение учителя (слайды № 7, 8).
Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.
Даются определения (слайды № 9, 10, 11, 12).
4. Беседа о строении спектакля (слайды № 13, 14).
Обобщение и объяснение учителя.
Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.
(Объяснение основных вокальных и оркестровых номеров сопровождается показом музыкальных примеров. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов выявляет выразительные особенности оперных форм.)
5. Беседа с учащимися о видах вокальной музыки в опере: о вокальных номерах, предназначенных для сольного, ансамблевого, хорового исполнения и составляющих основу оперного спектакля.
Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина (слайды № 15, 16, 17, 18).
Ария в опере иногда уступает место песне, романсу или монологу (слайд № 19).
Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета (слайд № 20).
Беседа с учащимися о составе и роли оперных ансамблей, являющихся ярким средством характеристики героев (слайды № 21, 22).
Беседа с учащимися о разнообразных функциях оперного хора, то активного участника действия, то только фона, не связанного с развитием основного сюжета, о красочных средствах хоровых составов (слайды № 23, 24).
6. Беседа с учащимися о тембрах певческих голосов, о стремлении композитора выбрать для каждого действующего лица голос, соответствующий облику и характеру персонажа (слайды № 25, 26, 27, 28).
7. Беседа с учащимися о роли оркестра в опере (слайды № 29, 30).
Обобщение и объяснение учителя.
Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.
В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.
Даётся определение (слайд № 31).
Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины (слайды № 32, 33, 34).
Беседа об увертюре, её значении в оперном спектакле.
Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.
Даётся определение (слайд № 35).
Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление (слайды № 36, 37).
III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали об опере? Повторение основных понятий и определений.
IV. Домашнее задание. Составить кроссворд об опере, используя новые термины.
Музыкальный материал: М.Глинка, опера “Иван Сусанин”, речитатив и ария Сусанина из IVд.; Н.Римский-Корсаков, опера “Снегурочка”, вступление из пролога, Третья песня Леля из IV д.; П.Чайковский, опера “Пиковая дама”, дуэт Лизы и Полины; опера “Евгений Онегин”, хор “Болят мои скоры ноженьки со походушки” из 1 к.; А.Бородин, опера “Князь Игорь”, “Половецкие пляски” из IIд.; М.Глинка, опера “Руслан и Людмила”, увертюра; Н.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля”.
Презентация по музыке 8 класс «В музыкальном театре. Опера»
Описание презентации по отдельным слайдам:
В музыкальном театре Опера
Оперы, как и книги имеют свою судьбу. Если книга глубока и содержательна, она становится для человечества ценностью. То же можно сказать и об опере
В опере воплощаются достижения самых разных форм и жанров
Оперы Эпические Лирические Драматические Комические
Музыка в опере связана не только со словом, но и со сценическим действием
Известный отечественный оперный режиссер Борис Покровский очень точно определил сущность оперы- это «театр, выраженный музыкой»
ОПЕРА ДЕЙСТВИЯ (АКТЫ) КАРТИНЫ СЦЕНЫ
Отдельные крупные части оперы- действия, картины и сцены- подчинены закономерностям оперной драматургии, в которых законы музыкальной композиции сочетаются с законами драматического сценического произведения
Драматургия, драматический- эти слова образованы от слова драма. Страдание Смятение Тревога Протест Возмущение КОНФЛИКТ свет тьма добро зло
Этапы сценического действия Экспозиция- (изложение) это показ основных музыкальных тем, знакомство с «героями» сочинения Завязка Развитие Кульминация (точка наивысшего развития) Развязка
Литературная основа оперы-либретто- краткое содержание музыкального спектакля.
А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы или оперетты Ария князя Игоря из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»
Кавати́на (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) — небольшая лирическая оперная ария Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки
Ансамбль в опере- эпизод, в котором принимают участие несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т. п.). Иногда в кульминационных моментах (например, в финальном ансамбле) участвуют не только солисты, но и второстепенные персонажи
Дуэт — вокальный номер для двух певцов, как правило, в сопровождении оркестра. Чаще всего обозначает важную грань эмоционального взаимодействия между двумя ключевыми персонажами.
Трио- вокальный ансамбль из трех исполнителей, например в опере Трио «Не томи, родимый» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки
ОПЕРНЫЙ ХОР — один из основных компонентов современного оперного спектакля.
В связи с эпохой, жанром, индивидуальностью композитора хор в опере играет разную роль, от создания бытового фона, декоративного элемента, участника пролога, эпилога до главного действ. лица.
Исключительно велика в опере роль оркестра. Объясните, почему…
Вспомните известные вам вокальные и инструментальные мелодии из опер русских и зарубежных композиторов Какие события и характеры действующих лиц они раскрывают? Назовите фамилии известных оперных режиссеров и дирижеров
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-697850
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Доклад на тему Что такое опера? 3, 5, 7 класс сообщение
Опера считается одним из сложнейших жанров музыкального искусства. В ней в одно произведение соединяются пение, театральное действие, инструментальная музыка, слова, декорации, а также хореографию и мимику. Оперой еще могут называть записанное на бумаге произведение этого жанра, его исполнение на сцене, здание оперного театра или же труппу этого театра. Если перевести с итальянского языка, то это слово означает «дело, работа, сочинение».
Литературное содержание, или же сценарий, является основой любой оперы и зовется либретто. Опера может писаться на взятое из литературы произведение, как, к примеру, «Евгений Онегин». Но либретто также бывает и самостоятельным, оригинальным, написанным специально для пьесы.
Ведущую роль в опере играет музыка. Персонажи исполняют песню, арию, каватину, а порой и речитатив. Иногда вступает хор, обычно состоящий из основных персонажей или комментирующий происходящий сюжет. Оркестр играет все время, пока идет представление.
Музыкальной особенностью оперы считается то, что действующие лица могут начать исполнять каждый свою часть в одно и то же время.
Ария – главная часть представления. Сольные арии исполняют главные персонажи. Ария показывает чувства, мысли и эмоции человека, исполняющего ее. Она является своеобразным монологом героя и помогает понять его характер. Во время ее исполнения действие на сцене останавливается. Некоторые арии включали в себя речитативы – род певучего разговора. Иногда использовались каватины – вид небольшой лирической арии, с темой легкого и нежного характера.
Каждая опера состоит из трех частей: увертюра, основная часть и эпилог. Увертюру также называют вступлением оперы. Исполняется она симфоническим оркестром. Увертюра помогает понять, о чем будет главное действие пьесы, задает ее атмосферу.
Затем наступает основная часть. Здесь происходит главное театральное действие, разворачиваются основные события, а герои исполняют вокальные произведения. Все это действо разделяют на законченные части – акты. Между ними находятся антракты, во время которых меняются декорации, а актеры и зрители отдыхают.
Эпилог – заключительная часть. В финале определяется главный смысл представления и подводится итог. Первое подобие оперы появилось в Древней Греции, где начали соединять сценическое действие и пение. В Древнем Риме в этих представлениях стали делать больший упор на музыку. Италия является родной страной оперы, ведь там она впервые появилась как жанр. В самом конце 16 века создали жанр, совмещающий музыкальную часть и поэтическую. Его называли «драмой через музыку» или «музыкальной драмой», лишь позднее в первой половине 17 века жанр получил имя «опера». Первая постановка называлась «Дафна». Немного позднее в Венеции построили первый оперный театр. За пределами Италии опера стала распространяться почти в то же время, но медленнее. В России она появилась в 18 веке во время приезда итальянских актеров, а первая оригинальная русская опера была написана 20 лет спустя.
У оперы существует множество поджанров. В опере-балете главную роль играет танец. В комической опере присутствует юмор и, как правило, бытовой сюжет. С комической оперой очень схожа опера-буффа. Опера-сериа основывается на мифологии или исторических событиях. В зингшпиле преобладают разговорные диалоги и комичность. В основе романтической комедии лежит романтический сюжет и мистика. Для оперы спасения характерен героический напряженный сюжет. Большая опера известна эпическими и яркими сюжетами. Оперетта похожа на комическую оперу и считается эстрадным направлением.
Вариант №2
Зародился этот жанр довольно интересным образом. История произошла в конце 16 века в Италии, которая итак всегда славилась своим голосистым народом. Один известный герцог выдавал свою дочь замуж за принца. Герцог очень любил музыку и пригласил на свадьбу самых лучших певцов в стране. Он приказал придумать им что-то особенное и необычное, тогда исполнители создали костюмированный концерт, в котором каждый из них имел свою роль. Это было необычным, потому что раньше было принято исполнять все партии в несколько голосов и под сложный аккомпанемент, что делало произведение неразборчивым для слуха простых людей. Петь же по одному считалось привелегией простых людей, которые перекладывали сказки и истории на музыку. Все гости на свадьбе были просто в восторге, музыканты сами неожидали такого грандиозного успеха. После этого опера в Италии стала одним из популярнейших жанров в театре, а позже распространилась и по всему миру.
Что такое опера? Доклад-сообщение
Вы когда-нибудь бывали в театре на настоящем спектакле? С артистами, со сценой, похожей на настоящую комнату в которой происходит действие? Какие чувства вас посетили? С каким настроением вы вышли? Долго ли помнили этот поход?
Тем, кому он запомнился надолго, предлагаю представить себе, что этот спектакль не разговаривают, а поют. А те, кто с трудом вспоминают содержание спектакля, могут вспомнить его по мере нашей беседы. Этот вид искусства получил название опера, что в переводе означает сочинение.
Зародилась опера в Древней Греции, исполнялась в театрах, построенных на открытом воздухе, посвящалась богу Дионису. По мере того как развивалась, обогащалась мирскими сюжетами.
Роли распределялись только между мужчинами. Женские роли исполняли мальчики. Сцена украшалась декорациями из дерева, затем стали ставить рисованные что давало возможность создавать комнаты и другие помещения.
В XVI веке она пришла в Европу и прочно обосновалась сначала в Италии, а затем и в других странах.
В России опера получила признание только в XVIII веке. Тогда же появились и первые оперные композиторы В.Пашкевич, А.Верстовский, Е.Фомин.
Исполнители всех вокальных номеров – певцы мужчины и певицы женщины. Каждый голос имеет свои неповторимые характеристики.
Поскольку в опере действие постепенно разворачивается, увеличивается количество участников, появляются дуэты, трио, квартеты, многоголосные хоры. Дуэты представляют собой беседу двух героев, трио – три, квартет – четыре.
Композитор использует такие формы для того, чтобы суметь выразить мнение нескольких человек на происходящие события.
Хор, самая древняя форма оперного жанра, выражает мнение толпы, каково бы оно ни было. В «Травиате» это всеобщее веселье или осуждение главной героини, в «Борисе Годунове» недоумение, просьбы, негодование народа.
Поговорим о главном участнике оперного спектакля. С самого начала представления оркестр, который находится в оркестровой яме, открывает спектакль увертюрой (что означает вступление) под управлением дирижера. Ему подчиняется не только оркестр, но и солисты, и хор. Приступив к работе, над оперой дирижер осмысливает ее течение, главные и второстепенные моменты, прорабатывает драматургию. От него зависит смысловое развитие спектакля, его успех.
В нашем XXI веке опера вновь завоевывает публику прекрасной музыкой, не устаревающими сюжетами, красотой действа.
3, 5, 7 класс, краткое содержание
Что такое опера?
Популярные темы сообщений
Двуречьем или междуречьем, называли долину между двумя реками Тигром и Евфратом, которое возникло 5 тыс. лет до нашей эры. В истории известно как Месопотамия, что в переводе с греческого обозначает междуречье.
Наше поколение владеет только энергией, но и нужными данными. С открытием компьютеров люди начали получать много информации. Поэтому интеллект на этих этапах очень быстро развевался.
Человек увлекался и интересовался морем и его обитателями еще с давнего времени. Многим нравились плескающиеся о берег волны, красивая синева воды, видневшаяся вдали. Все же не было таких смельчаков, которые соглашались отправиться в открытое море,
Презентация по музыке на тему «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. ОПЕРА»
Описание презентации по отдельным слайдам:
В музыкальном театре
осуществляют постановку произведений различных музыкально-сценических жанров – опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий. Музыкальные театры
артистов, хор, оркестр, вспомогательный состав. Художественное руководство осуществляют дирижеры, режиссеры, хормейстеры, балетмейстеры, художники. Они объединяют…
– жанр вокального музыкально-драматического искусства. Это театральное представление, в котором разговорная речь полностью или частично заменена пением, а воздействие на зрителя усиливается благодаря музыке. ОПЕРА
синтетический жанр, объединяющий в одно целое вокальную и инструментальную музыку, драматическое искусство и поэзию, изобразительное декоративное искусство и танец, а также различные виды театрального искусства от мимики и жеста актеров до световых эффектов. ОПЕРА
2 группы оперных произведений: опера, в которой музыка и пение чередуются с обычной разговорной речью, с диалогами действующих лиц. оперы с непрерывным музыкальным развитием, основанные только на пении.
Этапы сценического действия
Театры бывают драматические и музыкальные. В драматических театрах ставят пьесы-драмы, трагедии, комедии. Бывают, что на сцену переносится литературное произведение (рассказ, повесть, роман)-тогда эта инсценировка Если в театре ставятся произведения музыкального искусства-оперы и балеты, такие театры называются музыкальными.
«Ла Скала» Итальянский оперный театр в Милане. Открыт в 1778 г.(архитектор Дж. Пьермарини). Один из центров мировой оперной культуры.
Гранд-Опера, или Парижская опера официальное название- Национальная академия музыки Более двух веков Гранд-Опера является главной сценой для постановки опер и музыкальных драм на французском языке. Театр основан в 1669 г. по указу Людовика14 как Королевская академия музыки. В1672 г. Королевская академия музыки объединилась с Королевской академией танца.
В середине 17 века русские послы возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действиях».На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники ходили по городам и давали свои представления. Царь Алексей Михайлович заинтересовался новым зрелищем и решил устроить «театр» в Москве. Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори
Большой театр в Москве Государственный академический (ГАБТ) Театр основан в 1776 г. Современное здание построено в 1825 г. (архитектор О. Бове; реконструировано в 1856 г. архитектором А. Кавосом) На сцене театра ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-098211
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.