Что такое оперативное мышление
Оперативное мышление
Основными компонентами оперативного мышления являются:
структурирование, которое выражается в объединении отдельных элементов проблемной ситуации в более крупные единицы;
Оперативное мышление отражает практическую сторону человеческого интеллекта, связанную с постановкой целей, выработкой планов, проектов, прогнозов и часто развертывается в условиях дефицита времени и необычной окружающей обстановки. Это определяет его постоянное взаимодействие с другими видами мышления и в первую очередь с наглядно-образным и творческим. За счет первого человек оперирует представлениями реальной ситуации, образующимися на основе полученной информации.
Например, штурман-судоводитель осуществляет практические действия по швартовке судна исходя из представления о его пространственном положении или диспетчер морского порта принимает решение в соответствии с образом навигационной обстановки. С помощью творческого мышления оператор может прогнозировать исход реализованного им решения или создавать новые проекты действий в необычных условиях деятельности.
Показатели качества оперативного мышления обусловлены в основном индивидуальными характеристиками интеллекта субъекта труда: психофизиологическими возможностями мозга, способностями, жизненным и профессиональным опытом и многими другими свойствами личности.
В целом эффективность информационного взаимодействия в системе «человек-машина» определяется показателями: быстродействия, надежности (безошибочности), точности, своевременности и безопасности для здоровья и жизни людей.
Их характер зависит как «человеческого фактора», так и от свойств машины. Чем сложнее, мощнее и подвижнее техническое устройство, чем меньше устойчивость режимов его работы и хуже управляемость, тем выше рабочие нагрузки оператора, уровень его нервно-психического и эмоционального напряжения.
Невозможность предусмотреть все варианты и сроки поломок, способных спровоцировать предаварийную ситуацию или аварию, является одной из главных причин возникновения у оператора чувства постоянной тревожной готовности к ним.
При этом, в зависимости от профессионального опыта и личностных свойств человека (темперамента, характера, воли, способностей), состояние тревожного ожидания могут проявляться по-разному.
Механизм развития невроза ожидания связан со свойством любого нормального, здорового человека «внутренне проигрывать» различные варианты своих будущих действий во всех возможных ситуациях предстоящих событий. Если это проигрывание приводит к представлению о плохом исходе событий и вызывает у человека чувство, что он не справится с предстоящими трудностями, то тревожное ожидание затягивается на долгие сроки, приобретает болезненные признаки (симптомы).
Профилактика неврозов ожидания имеет своей основой хорошую профессиональную подготовленность оператора, включающую такой багаж теоретических знаний и практических навыков, который создает у человека чувство доверия к технике, уверенности в своих силах. Большое значение при этом имеет нравственная готовность индивида к риску, заложенная в его сознании.
Особенности оперативного мышления
Процессами приема информации деятельность оператора не ограничивается. Как уже указывалось в гл. III, одним из важных этапов деятельности оператора является анализ принятой информации и принятие на основании этого анализа определенного решения по управлению.
Процесс принятия решения может быть двух типов: алгоритмизированным и поисковым. В последнем случае программа решения оператору заранее не известна, оно находится в ходе выполнения трудовой деятельности. В этом случае большое значение в деятельности оператора имеют процессы мышления.
Как известно, мышление — это психический процесс, основу которого составляет поиск и открытие нового; мышление опирается на чувственное познание (прием информации), опыт («запасы» информации). Процессы мышления играют большую роль в деятельности оператора. Это обусловлено тем, что в СЧМ все большее число функций, ранее выполнявшихся человеком, передается машине, а это приводит к концентрации у оператора в основном сложных мыслительных задач, с которыми на современном этапе развития машины справиться не могут.
Оператор, работающий в системе управления, очень часто должен осмысливать проблемную ситуацию, выявлять конкретную задачу и находить пути ее решения. Неправильное и несвоевременное решение задачи может привести к усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или полному нарушению работы СЧМ. Знание особенностей протекания мыслительных процессов необходимо для решения задачи распределения функций между человеком и машиной, обеспечения высокой надежности СЧМ, организации процесса обучения и тренировок операторов. Особенности мыслительных процессов должны учитываться также при проектировании средств отображения информации.
Для деятельности оператора характерен особый тип мышления — оперативное мышление. Под оперативным мышлением понимается такой путь решения практических задач, который осуществляется на основе моделирования оператором объектов трудовой деятельности, в результате чего в данной ситуации формируется модель предполагаемой совокупности действий (план операций), обеспечивающей достижение поставленной цели [80]. Следовательно, оперативное мышление включает в себя задачу выявления проблемной ситуации и комплекс ее мысленных и практических преобразований.
Оперативное мышление имеет целый ряд специфических особенностей и признаков [11]. К их числу относится прежде всего наличие тесной, фактически переходящей в единство, связи между восприятием и осмысливанием быстро изменяющейся информации, условий обстановки. Принятие решения нередко сливается с процессом его исполнения. Оно непосредственно вплетается в деятельность оператора.
Оперативное мышление протекает, как правило, в жестко лимитированных нормах времени. Оно связано также с глубокими переживаниями ответственности за принимаемое решение и требует поэтому большого эмоционально-волевого напряжения. Иными словами, важным признаком оперативного мышления является наличие экстремальных условий.
Следующей отличительной чертой оперативного мышления является большой удельный вес операций декодирования. Это обусловлено тем, что оператор не может непосредственно воспринимать состояние управляемой системы, а получает всю необходимую информацию с помощью информационной модели, т. е. в закодированном виде. Декодирование информации требует от оператора большой мыслительной активности.
Исследование механизмов оперативного мышления показывает, что оно состоит из трех основных компонентов [28, 80]: структуирования, динамического узнавания и формирования алгоритма решения.
Структуирование проявляется в образовании более крупных единиц действий на основе связывания элементов ситуации между собой. Этот процесс заключается в аналитико-синтетической деятельности (подробнее об этом—в следующем параграфе) по оценке местоположения элементов и существующих между ними связей. В процессе структуирования осуществляется организация и упорядочение элементов задачи в структурное целое.
Динамическое узнавание заключается в обнаружении частей конечной ситуации в исходной, проблемной ситуации. Узнавание может быть в какой-то определенной, сравнительно узкой зоне поиска. Оно может быть и при решении задач, для которых область поиска не определена (например, при выявлении непривычных связей). Процесс решения задачи узнавания протекает динамически и выражается в трех формах: узнавание подзадачи; узнавание ситуации, встречавшейся ранее; узнавание в наличной ситуации конечного эталона.
Формирование алгоритма решения — есть выработка принципов и правил решения, определение последовательности действий.
Можно выделить три функции оперативного мышления [29].
1. Решение задач.Необходимость в этой функции возникает в случае резких и непредвиденных изменений в процессе управления (в случае отклонения от нормального режима функционирования), когда известные способы регулирования непригодны для преобразования наличного состояния процесса в требуемое. Эта функция оперативного мышления является основной. Ее наиболее типичной формой является принятие решения, т. е. выбор одного способа действий из нескольких возможных.
2. Планирование. Существование этой функции обусловлено постоянной необходимостью во временном упорядочении, организации действий по управлению процессом в нормальных условиях его протекания. Планирование состоит в том, что мысленно намечается совокупность способов, средств и сроков, ведущих к некоторой цели. Важнейшей особенностью процесса планирования является предвидение возможных изменений процесса управления, что предполагает знание закономерностей протекания процесса в целом. Особое значение приобретает здесь знание вероятностных закономерностей. Одну из форм планирования составляет оптимальное планирование, существенной чертой которого является выбор оптимального варианта регулирования из не скольких возможных в данной ситуации на основе их сравни тельной оценки.
3. Декодирование. Эта функция оперативного мышления связана с тем, что информация о процессе управления подается на средства отображения в закодированном виде. Сущность функции заключается в переводе образа сигнала в оперативный образ управляемого объекта или процесса.
В настоящее время в инженерной психологии разработано несколько методов экспериментального исследования оперативного мышления. Основные из них следующие [40]:
1) испытуемым предлагается решить логическую задачу и по ходу ее решения вслух последовательно рассказывать о том, как они мыслят;
2) в процессе решения задач фиксируются движения глаз испытуемых. Для каждого способа решения задачи характерна своя закономерность переноса взгляда, которая может служить показателем протекания интеллектуального процесса. Движения глаз можно регистрировать методами электроокулографии (ЭОГ);
3) о характере и результативности оперативного мышления судят по результативности решения задачи и некоторым количественным характеристикам, определяющим качество решения (времени решения, количеству ошибок, напряженности работы и т. д.);
4) закономерности оперативного мышления можно исследовать с помощью электронных вычислительных машин.
Рассмотренные методы позволяют исследовать процессы аналитико-синтетической деятельности мозга, выявить основные трудности, испытываемые человеком при решении задач управления.
ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» в других словарях:
оперативное мышление — greitasis mąstymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mąstymas, kuriam būdingas struktūrinimas (dinaminių ypatybių įvertinimas, objektų integravimas), atpažinimas (situacijos tąsos numatymas), tikimybinis prognozavimas (varžovo… … Sporto terminų žodynas
Оперативное мышление в ОРД — Разновидность практического мышления, осуществляемого непосредственно в процессе решения задач оперативно розыскной деятельности. Его содержание составляет процесс идеального моделирования оперативно розыскной ситуации, выбор и применение к… … Энциклопедия современной юридической психологии
Образное мышление — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Пушкин, Вениамин Ноевич — (1931 1979) Российский психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1972). Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1956). С 1967 г. возглавлял в Институте психологии АПН СССР лабораторию эвристики, где под… … Кто есть кто в российской психологии
ПУШКИН — Вениамин Ноевич (1931 1979) российский психолог, специалист в области психологии труда, психологии мышления и творчества, связи психологии и кибернетики, теории и философии психологии. Автор концепции оперативного мышления, метода ситуационного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Пушкин Вениамин Ноевич — (6.08.1931 21.10.1979) отечественный психолог. Биография. В 1956 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ. Работал в ВНИИЖГе над проблемами диспетчерского труда на железнодорожном транспорте. В дальнейшем работал в… … Большая психологическая энциклопедия
Завалишина, Динара Николаевна — (1930 г.р.) Российский психолог, доктор психологических наук (1985). Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1955), работала в НИИ ОиПП АПН СССР (1961 1974), с 1974 г. является сотрудником Института психологии РАН, в… … Кто есть кто в российской психологии
ТИП ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — качественно различные формы трудовой деятельности оператора, выделяемые в зависимости от основной выполняемой функции и двух видов соотношения: сравнительного удельного веса образного, понятийного и моторного компонентов в человеческой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — квалифицированная помощь человеку при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению. П. о. имеет место при приеме подростков в рабочие профессии (токарь, фрезеровщик, машинист… … Российская энциклопедия по охране труда
Оперативное мышление
Центральное место в деятельности операторов занимает решение тех или иных задач, возникающих в ходе процесса управления. Оператор, участвующий в сложных системах управления, имеет дело с проблемными ситуациями, он должен осмыслить их, выявить задачу и найти пути ее решения. При этом нередко оператор ограничен временем, опоздание становится равносильным ошибке и может привести к еще большему усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или полному нарушению работы всей системы.
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально обусловленный психический процесс неразрывно связано с речью (и языком). В отличие от ощущений, восприятий и представлений мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения деятельности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоретическое мышление.
Наглядно-действенное мышление — анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.
Наглядно-образное мышление — процесс трансформации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждении.
Образное мышление — процесс отражения и соотнесение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельноети выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение проблемной ситуации.
Словесно-логическим, или понятийным, мышлением называется процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира.
Для инженерной психологии особое значение имеет оперативное мышление. Под оперативным мышлением понимается такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему мысленных и практических преобразований.
Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (которое проявляется в образовании более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задачи, а также в каждом конкретном случае определение последовательности действий). Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается стремление действовать только с одним элементом ситуации: каждый элемент выступает здесь как одномерный вектор. На втором этапе элементы группируются определенным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи, обеспечивающих соединение элементов в инвариантные подгруппы и разъединение неудовлетворительно (с точки зрения задачи) связанных элементов. В деятельности оператора существенную роль играет образное, или наглядное, мышление, т. е. оперирование представлениями реальной ситуации, воссозданными на основе принятой и декодированной информации.
Мыслительная деятельность летчика, штурмана корабля, диспетчера аэропорта и многих других операторов неразрывно связана с трансформацией образов управляемых объектов. Всем этим операторам присуще образное видение объектов. Так, например, управляющие действия летчика обусловлены образом пространственного положения самолета, штурман действует исходя из представления о положении корабля относительно берегов, диспетчер аэропорта принимает решение в соответствии с образом воздушной обстановки. Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с той информацией о нем, которая ранее была накоплена оператором. Развитие оперативного мышления может быть активизировано различными приемами, способами методического порядка, например через создание оперативных образов.