Что такое оператор персональных данных
Оператор персональных данных
Знание законодательной базы для того, кто намерен осуществлять обработку ПДн в рамках своей деятельности, является обязательным, и главным нормативно-правовым актом является Федеральный Закон № 152, принятый в 2006 году. Он регулирует взаимоотношения владельцев личной информации и тех, кто использует эти сведения для коммерческих и иных целей. Детальный анализ ФЗ позволит разобраться, кто признается оператором персональных данных, какие у него права и обязанности, может ли быть обработчиком поручитель, какие требования предъявляются к тем, кто собирает, хранит, копирует, распространяет, уничтожает и блокирует сведения. Особого внимания заслуживает вопрос необходимости исполнения закона о ПДн в полном объеме, например, в отдельных случаях нет необходимости отправлять уведомление Роскомнадзору об осуществлении обработки информации.
Кто является оператором персональных данных в соответствии с ФЗ-152?
В статье 3 четко прописано, что статус оператора ПДн имеют все, кто сами либо с помощью уполномоченных лиц обрабатывают персональные данные, предварительно установив их состав, цели и список выполняемых действий. Под данную категорию попадают как юридические, так и физические лица, а также муниципальные органы и государственные структуры. Фактически это все без исключения компании, реализующие товары или услуги.
В действующем законодательстве РФ указаны организации, которым не нужно дополнительно информировать Роскомнадзор о проведении операций с ПДн. К ним относятся фирмы и ИП, которые получают и используют личные сведения субъектов:
Кроме того, оператор личных данных не должен сообщать в компетентный орган, если обрабатывает исключительно Ф.И.О. гражданина, сведения для выдачи однократных пропусков и ПДн, которые имеют общедоступный характер. Если ваша деятельность не относится ни к одной из перечисленных категорий, то уведомление посылать необходимо, причем сразу после этого вы будете включены в реестр. Каждый человек может в любое время зайти на официальный ресурс Роскомнадзора и узнать наименование и другие сведения об операторе персональных данных. Если в перечне информации нет, это может значить, что фирма или ИП не подали уведомление, соответственно, нарушили закон либо совершают операции, для которых не требуется его предоставлять.
Проконсультироваться, нужно ли в вашем случае контактировать с проверяющей организацией, можно в нашем специализированном центре. Опытные эксперты по защите ПДн изучат ситуацию и дадут конкретные рекомендации по поводу правового урегулирования деятельности согласно ФЗ-152.
Независимо от того, в какой сфере работает компания, насколько большой штат сотрудников и объем обрабатываемой личной информации, в обязательном порядке необходима разработка Политики обработки ПДн и прочей внутренней документации, определяющей порядок совершения всех операций. Для тех, кто ведет бизнес онлайн, предусмотрено требование опубликовать основные документы на сайте. При отсутствии неограниченного доступа к Политике можно получить штраф в пределах от 3 до 30 тысяч рублей, в дополнение к этому организация автоматически попадает в реестр нарушителей, что негативно скажется на деловой репутации.
Права и обязанности оператора персональных данных
Занимаясь обработкой ПДн, предприниматель или фирма должны четко придерживаться законодательных нормативов. Например, есть возможность осуществлять с полученными сведениями такие операции, как:
Но при этом установлены ограничения относительно продолжительности хранения и способа применения. Запрещено продолжать обрабатывать ПДн после достижения изначально поставленных целей и сроков.
Что касается требований к операторам персональных данных, то основными среди них являются:
Что проверяет Роскомнадзор?
Регулярные проверки ведомства — мощный стимул для организаций не нарушать положения ФЗ-152. Главное, на что обращают внимание представители госструктуры:
Естественно, если в прошлом оператор персональных данных совершал нарушения, но его будут инспектировать особенно тщательно, так что есть смысл изначально привести деятельность в сфере ПДн в соответствие в требованиями ФЗ-152.
Делегирование обработки ПДн
Осуществлять обработку самостоятельно необязательно — можно поручить организацию обработки и защиту информации специалистам. Это может быть сервис-провайдер либо иное лицо (например, наш Центр безопасности данных), которое возьмет на себя обеспечение технической части согласно условиям подписанного договора и нормативам российского законодательства. Юридическое право выполнять действия с ПДн закрепляется в поручении, где отдельным пунктом прописана необходимость обеспечения безопасности и конфиденциальности обрабатываемых данных граждан.
Чем грозит разглашение личной информации граждан?
Закон предусматривает различные виды ответственности за несоблюдение оператором требований ФЗ-152 в отношении операций с ПДн, а именно:
Объявляю вас оператором персональных данных
Если компания собирает персональные данные клиентов через сайт или отправляет данные сотрудников в банк для зарплатного проекта, она должна подать уведомление в Роскомнадзор и зарегистрироваться как оператор персональных данных. Но иногда компании думают, что лучше не привлекать внимание ведомства и не подавать уведомление. Они ведь и раньше собирали данные, а уведомление подают только сейчас. Точно придет проверка, и придется платить штраф.
Отсиживаться рискованнее, чем подать уведомление. Об этом рассказывает эксперт по персональным данным Максим Лагутин.
Кто относится к операторам персональных данных
Оператор персональных данных — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Например, собирают электронные адреса для рассылки или просят покупателей оставить имя и телефон для заказа в интернет-магазине. Дословно в законе так:
Збагойно: 152-ФЗ — в «Деле»
Персональные данные — это любые данные о человеке, по которым его можно определить. Например:
Ник без других данных не считается персональными данными, по нему нельзя определить человека.
С геопозицией и куками ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются персональными данными. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016—2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.
«МГТС» продавала данные своих клиентов другим компаниям:
По сути это были куки — данные о том, какие страницы посещают клиенты. По этим данным компании показывали клиентам нужную рекламу. Согласия от клиентов у «МГТС» на обработку данных не было. Компания думала, что куки не считаются персональными данными, поэтому согласие на них не нужно.
Суд с компанией не согласился и назначил штраф 30 000 рублей.
Мы рекомендуем перестраховываться и считать куки и геопозицию персональными данными. Особенно если компания вместе с этими данными получает другую личную информацию о клиентах, например имя, телефон, электронную почту.
Роскомнадзор считает, что компания становится оператором персональных данных в тот момент, когда начинает обрабатывать данные. Подала компания уведомление об этом или нет — роли не играет. Как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.
Данные из социальных сетей
По закону компания не должна подавать уведомление в Роскомнадзор, если использует общедоступные данные. Например, если берет телефон и имя человека из телефонного справочника. Справочник уже получил согласие от человека разместить данные о нем, поэтому второй раз спрашивать не надо.
Номинально информацию с открытых страниц в социальных сетях можно считать общедоступной. Казалось бы, человек зарегистрировался в соцсети, сам открыл доступ к своим имени и телефону. Значит, данные можно брать. В оферте с пользователями Вконтакте есть пункт о том, что данные могут быть доступны другим пользователям интернета:
В реальности мало кто читает оферту. Поэтому Роскомнадзор говорит, что данные из соцсетей можно обрабатывать, если человек дал на это согласие.
В 2017 году ВКонтакте подал в суд на компанию «Double Data» и «Национальное бюро кредитных историй». Они брали информацию из открытых профилей пользователей, оценивали их кредитную историю и продавали информацию банкам.
Социальная сеть просила взыскать с компаний по одному рублю. «Вконтакте» выиграл суд.
Получается, данные в соцсетях не считаются общедоступными. Нельзя просто взять телефоны пользователей и начать им продавать пылесосы-роботы. В этом деле соцсеть хотела обратить внимание на проблему, поэтому иск был на рубль. Но в другом деле пользователь может подать в суд на компанию на миллион или два.
Наш совет — получать от клиентов разрешение, чтобы использовать открытые данные из социальных сетей. Например, при регистрации в интернет-магазине с данными Вконтакте можно показывать такое сообщение:
«Для регистрации мы будем использовать открытые данные с вашей страницы Вконтакте: имя, электронную почту, телефон. Если согласны с этим, нажмите на кнопку „Далее“».
Если пользователь согласится, то претензий к компании не будет.
Когда уведомление не нужно
По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных:
Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника;
Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор. Исключение — парикмахерские в поселке или продавцы мяса на рынке.
Проверка Роскомнадзора
Мы знаем компании, которые обрабатывают персональные данные и боятся подавать уведомление. Они думают, что раз раньше обрабатывали данные без уведомления, то нарушали закон и получат штраф. Они и правда нарушали закон, но это не значит, что Роскомнадзор сразу придет с проверкой.
В реестре Роскомнадзора 380 тысяч компаний, и цифра постоянно растет:
Проверить все компании из списка Роскомнадзор не может. По нашим наблюдениям проверки чаще всего приходят к компаниям, которые пытаются затаиться и не подают уведомление. Это Роскомнадзор подтвердил летом на Дне открытых дверей.
Проверка приходит не сразу. Сначала Роскомнадзор присылает письмо с просьбой объяснить, почему компания собирает данные и не регистрируетя как оператор. Не ответить на такое письмо — повод для проверки.
Сотрудники ведомства могут заметить сайт компании в интернете, проверить всех продавцов электроники или выбрать какой-то еще способ. Был случай, когда в Астрахани оштрафовали все компании на букву А. которые обрабатывали персональные данные и не подали уведомление.
Роскомнадзор чаще всего обращает внимание на компании, которые используют персональные данные для:
Поэтому мы рекомендуем подать уведомление в Роскомнадзор всем компаниям, у которых есть сайт с формой регистрации или подпиской на рассылку. Штраф за обработку персональных данных без уведомления — 5000 рублей. Дополнительно к этому Роскомнадзор может заблокировать сайт или приостановить деятельность компании, но это редкие меры.
Если Роскомнадзор придет с проверкой, он может обнаружить, что компания неправильно обрабатывает персональные данные, штраф может быть до 75 000 рублей.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Что такое оператор персональных данных
О персональных данных
Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?
Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?
Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 266-ФЗ)
2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?
Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.
Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.
Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.
Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Вопрос: Вправе ли кредитная организация обрабатывать персональные данные физических лиц, получивших отказ в предоставлении кредита? Возможно ли хранить формы анкет-заявок на получение кредита в формате цифровых копий?
Ответ: Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации, подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Вопрос: В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О персональных данных» Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. Оператор осуществляет обработку лишь тех персональных данных, которые он вправе обрабатывать без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку. Однако оператор по ошибке направил уведомление в уполномоченный орган. Каким образом оператор может отозвать свое уведомление и попросить исключить его из реестра операторов? Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных» не предусматривает случаи исключения оператора из реестра в случае ошибочного направления уведомления.
Ответ: Существующий сегодня Административный регламент предусматривает исчерпывающий перечень оснований для исключения Оператора из Реестра, и действительно, такое основание как ошибочное направление уведомления им не предусмотрено. Административный регламент в этой части требует изменений, однако решение о внесении таких изменений будет приниматься Роскомнадзором.
Тем не менее, возникает вопрос, почему Оператор хочет исключиться из реестра. В среде операторского сообщества существует мнение, что организации, находящиеся в реестре, подлежат обязательно проверке уполномоченным органом, хотя на деле мы большее внимание уделяем тем организациям, кого нет в реестре, и учитываем этот факт при составлении плана проверок. Факт нахождения в реестре говорит о добропорядочности оператора и о прозрачности его деятельности. Многие жалобы начинаются со слов, что некого оператора нет в реестре, и далее звучит просьба его проверить. Поэтому, прежде чем исключаться из реестра, советую хорошенько подумать, а если ещё не внесены в реестр и имеются какие-то сомнения о необходимости подачи соответствующего уведомления, рекомендую сомнения оставить и уведомление подать, от этого больше плюсов, чем минусов.
Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступление телефонных звонков с целью проведения телефонных опросов граждан?
Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступления СМС сообщений и телефонных звонков с предложениями рекламного или информационного характера?
Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Вопросы, связанные с поступлением сообщений (звонков) рекламного характера (предоставления услуг), входят в компетенцию органа, осуществляющего государственный контроль по вопросам распространения рекламы в сетях электросвязи, Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Для прекращения дальнейшего использования номера телефона в рекламных целях (в частности, распространения рекламы в сетях электросвязи), целесообразно обратиться в ФАС. Рассмотрение обращений граждан, поступивших в ФАС, осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12.
Время публикации: 26.12.2013 10:36
Последнее изменение: 26.12.2013 10:36
А ваша организация – оператор персональных данных?
Добрый день, коллеги!
Удивительно холодно была встречена новость о сентябрьских изменениях в Федеральный закон «О персональных данных» на профессиональном портале «профессиональных» операторов персональных данных. Боюсь, вы зря решили, что вашей компании это всё равно не касается.
Что такое персональные данные?
Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Вся соль в словах «определенному или определяемому физическому лицу». Если по информации или её совокупности можно понять, о ком речь — то перед вами то, что называют персональные данные. Если понять нельзя — то и эту информацию скорее всего нельзя отнести к персональным данным.
Приведу несколько примеров:
Поэтому если вы увидите на стене в подъезде надпись «Машка — молодец!», знайте — это не персональные данные, в отличии от записи в ежедневнике «Мария (+7(900) 555-00-99) — встреча в 16:00». Потому что само по себе взятое отдельно имя к персональным данным не относится, но стоит прибавить к нему информацию, достаточно достоверно идентифицирующую личность (например, номер телефона или паспорта, адрес прописки или должность в конкретной организации), и вуаля! — перед нами появляются персональные данные, причем включая то же самое имя.
Нет четкого списка того, что является персональными данными. Но обычно к ним относят следующее:
Обратите внимание!
Исчерпывающего списка персональных данных нет и быть не может. Относятся данные к персональным или не относятся решается в каждой ситуации отдельно.
Кто является оператором персональных данных?
Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
То есть формально — все. Абсолютно все.
Наверняка, прочитав предыдущий раздел, Вы пришли к выводу, что Ваш телефон, Ваш электронный почтовый ящик, Ваш ежедневник, документы на Вашем столе и даже несколько папочек в сейфе кишмя кишат персональными данными. И что же делать с этой бедой?
Абсолютно ничего не надо делать в следующих случаях, так как на них ФЗ «О персональных данных» не распространяется (пункт 2 статьи 1 Закона):
Скорее всего, ничего не надо предпринимать если:
Обратите внимание!
На практике есть много нюансов, которые нужно будет участь, чтобы иметь возможность обрабатывать персональные данные не уведомляя компетентный орган. Поэтому не делайте окончательных выводов основываясь только на этой статье!
Как минимум, обратитесь к тексту закона — в списке есть прямые ссылки.
Придется позаботится о соблюдении всех требований ФЗ «О персональных данных», если:
Обратите внимание!
Не важно, кто является владельцем сайта: физическое лицо или организация. В обоих случаях необходимо зарегистрировать оператора персональных данных.
1. Ваш сайт позволяет производить регистрацию пользователей (даже с минимальным набором данных «имя + e-mail»). Примеры:
2. Ваш сайт позволяет вносить в формы персональные данные пользователей, которые впоследствии публикуются на сайте или отправляются по e-mail. Например, если на сайте есть функция «перезвонить мне», возможность отправить быстрый заказ или подписаться на рассылку и тому подобное.
3. Ваш сайт просто уже содержит реальные персональные данные граждан.
4. Ваша компания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) на постоянной основе занимаются обработкой персональных данных граждан. Это справедливо для:
5. Ваша компания активно работает с внештатными сотрудниками (по гражданско-правовому договору).
6. Ваша компания использует CRM или аналогичные системы.
7. Во всех остальных случаях, если Вы или Ваша компания не подпадаете под исключения, которые я описала выше.
Что делать организации, занимающейся обработкой персональных данных?
Если вы нашли свою компанию в третьем списке, то, во-первых, придется подготовить пакет документов, предусмотренных законодательством о персональных данных, который включает в себя:
Во-вторых, уведомить компетентный орган — Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о начале обработки персональных данных. После чего компания будет внесена в Реестр операторов персональных данных.
Например, 1 сентября вступили в силу изменения в Закон, ограничивающие трансграничную передачу данных, в связи с чем до 12 сентября операторы персональных данных должны были сообщить в Роскомнадзор о том, где они обрабатывают персональные данные — в России или за рубежом.
В-третьих, отслеживать изменения в законодательстве о персональных данных, так как периодически придется направлять в Роскомнадзор новые уведомления и вносить коррективы в действующие внутренние положения, регламенты и другие документы.
Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных
Роскомнадзор периодически производит проверки как среди компаний, внесенных в Реестр операторов персональных данных, так и среди компаний, которых нет в этом реестре, но они с точки зрения Роскомнадзора потенциально могут заниматься обработкой данных граждан. Со списком запланированных проверок можно ознакомится на сайте органа.
Кроме того, проверки могут назначаться после поступившей жалобы, чем, к сожалению, периодически пользуются обиженные бывшие работники или недобросовестные конкуренты.
Если в ходе проверки Роскомнадзор обнаружит нарушения, то компании, её руководителю и сотрудникам может грозить административная ответственность по статьям:
Кстати, не обольщайтесь совсем небольшим размером штрафов в санкции статьи. Как правило, при проверке выявляется сразу ряд нарушений, а штраф может назначаться за каждое нарушение отдельно, что может увеличить его суммарно до 100 000 рублей и более.
Ряд требований, касающихся обработки персональных данных, установлены трудовым законодательством.
Кроме того Роскомнадзом имеет право блокировать сайты, нарушающие законодательство, в том числе законодательство о персональных данных. То есть если на вас пожалуется физическое лицо, то сайт может быть заблокирован.
Если очень не повезет, то ответственность может стать и уголовной:
Кстати, Госдума в начале этого года приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий до 300 000 рублей штрафы за нарушения при обработке персональных данных. На настоящий момент законопроект «завис» в ожидании второго чтения. Зная специфику работы нашей Госдумы сложно предугадать дальнейшую судьбу поправок в КоАП: канут они в Лету или будут спешно приняты накануне очередных праздничных дней или каникул — мы пока не знаем.
Быть или не быть?
С точки зрения юриста ответ на вопрос очевиден: если компания занимается обработкой персональных данных и не в состоянии свести это обработку к исключениям, указанным в статьях 1 и 22 Закона, то обязательно нужно подготовить все необходимые документы и направить соответствующее уведомление в Роскомнадзор. В таком случае юрист может быть уверен, что риски связанные с проверкой регулирующего органа снижены до минимальных.
С точки зрения руководителя или собственника бизнеса ситуация не на столько очевидная. Те, кто управляют компаниями, обычно делят риски на допустимые и недопустимые (даже если они это так не называют). И в данном случае степень риска и его допустимость зависят от многих факторов. Во-первых, это так скажем заметность компании на рынке, во-вторых, способы обработки персональных данных, в-третьих, ценность юридического лица и его репутации, в-четвертых, политика работы с клиентами.
Поясню на примерах, что я имею в виду. Вероятность того, что Роскомнадзор заинтересуется форумом муромских садоводов-любителей стремится к нулю. А вот у крупного портала или интернет-магазина шансов попасть под пристальный взгляд регулирующего органа значительно больше. На мой взгляд это даже скорее вопрос времени. Поэтому чем крупнее бизнес, тем вероятнее назначение проверки Роскомнадзора.
Способы обработки персональных данных тоже играют большую роль. Сильнее всего рискуют компании, у которых есть сайты, содержащие персональные данные (причем не важно: пользователей или третьих лиц), или позволяющие через формы вносить персональные данные (опять же не важно: пользователей или третьих лиц). Равно высоки риски у компаний регулярно производящих e-mail-рассылки по более или менее крупной базе адресов. Главная проблема и первых, и вторых в том, что Роскомнадзор имеет большой опыт работы именно с интернетом, а также имеет дополнительный способ воздействия на нарушителя — блокировка сайта.
Кроме того, сильно рискуют компании обрабатывающие персональные данные офлайн, но способами, которые легко установить и доказать. Например, ведение клиентской базы в CRM или аналогах, постоянная работа с документами, содержащими данные граждан (так работают регистраторы, реестродержатели, внешние бухгалтеры, банки, МФО, турагентства, третейские суды и некоторые другие).
Третий фактор — ценность юридического лица и его репутации. С одной стороны, это то, о чем обычно не принято говорить вслух. Но мы с вами юристы и прекрасно знаем, что относительно устоявшийся способ решения половины проблем бизнеса — это «закрыть старое ООО, открыть новое». Хозяева бизнеса, которые придерживаются такой философии, редко всерьез заботятся о «безупречности» юридической стороны своего дела, поэтому и риски проверок Роскомнадзора их вряд ли будут волновать.
С другой стороны вопрос репутации становится крайне важен для компаний, заработавших себе определенное имя. И особенно это важно владельцам популярных сайтов. Блокировка сайта на 90 дней способна не только на долгое время выбросить сайт из топ-10 Яндекса или Гугла, но и сильно пошатнуть отношение клиентов или пользователей сайта.
Агрессивная политика работы с клиентами или потенциальными клиентами также может сильно увеличить риск проверок. Кому не звонил в выходной день на сотовый телефон бойкий менеджер какой-то неизвестной компании с «отличным предложением»? Кому не приходилось маниакально по сотому разу добавлять в спам и черный список ненужные рассылки от интернет-магазинов?
Не знаю, как вы, а я очень люблю таким менеджерам напомнить, что их компания нарушает Закон «О рекламе» и Закон «О персональных данных», и порекомендовать исключить мои данные из их базы, а то «мне же придется писать на вас жалобы, а так не хочется…». Но ладно я — я только пугаю, а писать жалобы у меня действительно желания мало. Есть же и более решительные юристы (и не только юристы), которые с удовольствием ввяжутся в это дело, еще и компенсацию морального вреда потребуют. Напомню, что свои проверки Роскомнадзор может производить на основании поступивших жалоб.
Ещё один фактор я не упомянула — это юридическая чистота бизнеса. К сожалению, в нашей стране частично в силу качества законов, частично из-за устоявшейся привычки, этот фактор не очень популярен. Особенно это бросается в глаза, когда сталкиваешься с представителями крупных иностранных компаний, для которых нарушить закон — это экстраординарная ситуация. Хочется верить, что и наш бизнес рано или поздно обратится к этой философии, а пока вам решать, обращать на это внимание или нет.
Собственно, на основании этих факторов и стоит принимать решение по вопросу официальной регистрации в качестве оператора персональных данных.
Кстати, дополнительный бонус для законопослушных компаний — появляется реальный способ борьбы с бывшими сотрудниками, прихватившими с собой клиентскую базу. «Натрави́те» на них Роскомнадзор — у них ведь не будет даже согласия об обработке персональных данных от клиентов, не говоря уже о полноценной строчке в Реестре операторов персональных данных.
Коллеги, мне интересно ваше мнение по проблеме нелегитимной обработки персональных данных!