Что такое операционные расходы банка
Глава 2. Классификация доходов и расходов
Глава 2. Классификация доходов и расходов
2.1. Доходы и расходы кредитных организаций в зависимости от их характера и видов операций подразделяются на:
процентные доходы и процентные расходы;
операционные доходы и операционные расходы.
В зависимости от вида операции комиссионные доходы и комиссионные расходы могут относиться к процентным или операционным.
2.2. Под процентными доходами и процентными расходами понимаются доходы и расходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Положения. Порядок признания и отражения в бухгалтерском учете процентных доходов и процентных расходов осуществляется в соответствии с главами 4 и 17 настоящего Положения соответственно.
2.3. Операционные доходы и операционные расходы включают:
доходы и расходы (кроме процентных) от операций с предоставленными кредитами и прочими размещенными средствами;
доходы и расходы (кроме процентных) от операций с приобретенными долговыми ценными бумагами;
доходы и расходы от операций с приобретенными долевыми ценными бумагами;
доходы и расходы (кроме процентных) от операций с полученными кредитами, а также с другими привлеченными средствами и выпущенными долговыми ценными бумагами;
Информация об изменениях:
доходы и расходы от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами и их переоценки;
комиссионные и аналогичные доходы и расходы;
другие операционные доходы и расходы;
доходы и расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации, в том числе, носящие общеорганизационный характер и, в целях настоящего Положения, не идентифицируемые (не сопоставляемые) с каждой совершаемой операцией и (или) сделкой.
2.4. К доходам и расходам, связанным с обеспечением деятельности кредитной организации, в том числе, относятся доходы и расходы, возникшие вследствие нарушения условий, связанных с осуществлением кредитной организацией своей деятельности, например, несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, договорной и трудовой дисциплины, обычаев делового оборота и тому подобного, а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и тому подобное), в их числе:
неустойки (штрафы, пени) по прочим (хозяйственным) операциям;
доходы от безвозмездно полученного имущества;
поступления и платежи в возмещение причиненных убытков;
доходы и расходы от оприходования излишков и списания недостач;
другие доходы и расходы, относимые к прочим, в том числе носящие разовый, случайный характер.
2.5. Кредитные организации признают доходы и расходы процентными либо операционными исходя из их характера и видов операций, с учетом требований настоящего Положения.
2.6. В целях настоящего Положения под комиссионным доходом понимается полученное или причитающееся к получению кредитной организацией комиссионное вознаграждение (сбор) в виде:
платы за выполнение операций, сделок и оказание услуг;
платы за оказание посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим подобным договорам.
2.7. В целях настоящего Положения под комиссионным расходом понимается уплаченное или причитающееся к уплате кредитной организацией комиссионное вознаграждение (сбор) в виде:
платы, взимаемой с кредитной организации за совершаемые операции, сделки, а также оказываемые ей услуги;
платы, взимаемой с кредитной организации за предоставление ей посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим подобным договорам.
2.8. Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется на лицевых счетах, открываемых на балансовых счетах второго порядка по учету доходов и расходов балансового счета первого порядка N 706 «Финансовый результат текущего года».
Лицевые счета открываются по символам ОФР. При этом количество лицевых счетов по каждому символу, которые предназначены для группировок доходов и расходов исходя из экономического содержания операций, определяется кредитной организацией.
Расходы банка
Расходы кредитной организации – это ее финансовые затраты на выполнение различных банковских операций и обеспечение функциональной деятельности.
По своему характеру расходы кредитной организации классифицируют следующим образом:
• Операционные. К ним относятся затраты, напрямую связанные с банковскими операциями. К примеру, начисленные и уплаченные проценты за привлеченные ресурсы; расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями, с ценными бумагами, с драгоценными металлами; связанные с перевозкой и хранением денежных средств и других ценностей; по кассовым и расчетным операциям, по полученным гарантиям, поручительствам и пр.
• По обеспечению функциональной деятельности банка. Сюда входят все затраты на содержание персонала. Также к этой группе относятся амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам; расходы по аренде, ремонту оборудования, содержанию автотранспорта; на связь и телекоммуникации, канцелярию и т. п. К расходам по обеспечению деятельности банка относятся и уплата налогов; рекламные, маркетинговые и представительские затраты; оплата юридических и аудиторских услуг; отчисления в специальные резервы и др.
• Прочие. В эту группу входят уплаченные банком штрафы, пени и неустойки, судебные издержки; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде; списание дебиторской задолженности и т. д.
По форме расходы банка подразделяют на процентные и непроцентные.
К первой группе, например, относятся начисленные и уплаченные проценты по привлеченным кредитам, депозитам, ценным бумагам и другим привлеченным средствам.
Вторая группа включает в себя все остальные расходы кредитной организации. Например, комиссионные вознаграждения, уплаченные банком, расходы по обеспечению деятельности финансового учреждения и др.
Как правильно считать операционные доходы и расходы
Определение доходов и расходов организации
Ведение бухгалтерского учета непосредственно связано с определением доходности и расходов организации (ст. 5 402-ФЗ). Механизм определения доходной и расходной частей регулирует Приказ Минфина № 116н от 18.09.2006, в соответствии с которым поступления и затраты (включая НДС), в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений функционирования предприятия, классифицируются так:
До вступления в силу Приказа № 116н, то есть до формирования отчетности за 2006 год, поступления и издержки классифицировались так:
Бухгалтерский учет доходной и расходной частей ведется по счету 91. Открывают субсчета первого порядка:
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
При учете операционных расходов важно понимать, зачем мы ведем учет и кто является потребителем нашей аналитической информации. ФЗ о бухгалтерском учете говорит, что информация должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений. Ключевое требование — принятие решений на основе данных. В зависимости от типа бизнеса в операционных расходах может потребоваться выделить:
Причем ценность представляет не сам факт расходов, а их динамика, норма на сделку или единицу продукции. Сравнение с рынком. Прогноз о том, как будет меняться показатель, например, при увеличении выпуска продукции.
Прочие источники доходности
Доходность относится к категории «Прочие» в том случае, если поступления не связаны с обычной деятельностью учреждения. Если приход поступает от основных видов функционирования предприятия, его необходимо отражать на 90 счете «Продажи».
Прочие операционные доходы включают в себя следующие поступления:
Полный список доходности представлен в п. 7 ПБУ 9/99.
Чистый операционный доход — это разница между действительной величиной валового дохода (ВД) и постоянными издержками, такими, как страховые взносы, налоговые платежи и иные затраты.
Расчет этого показателя иллюстрирует величину чистой прибыли, которую получит предприятие от использования имущества, вкладов в УК и иных видов доходности за текущий период.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
В современной экономике все чаще компании и люди отказываются от владения и переходят к аренде — так называемая Sharing-economy. Нужно быть внимательным с такими инструментами, как операционный лизинг, аренда средств производства, аутстафф и подобные. Они размывают и уменьшают доли капитальных и постоянных затрат. Становится сложно понять, куда отнести те или иные расходы. Также трудности могут возникать в оперативности поставок информации. В больших компаниях часто обрабатывают информацию с задержкой в месяц-полтора. Пример: надо своевременно выявить «уходящего» поставщика или клиента, на которого приходится большая доля в выручке. Причем задача должна быть выполнена в этом же месяце, чтобы менеджмент смог скорректировать план по выручке или найти замену поставщику. Если данные будут формироваться в течение месяца или дольше, то проблема будет обнаружена поздно, и сможет нанести серьезный урон финансовому положению компании. Другая сложность состоит в том, что расходы, учитываемые для целей бухгалтерского и налогового учета, в управленческой отчетности могут быть отнесены в иные категории. Здесь важно понимать цель. Для чего мы ведем учет, кто и какие решения должен принимать на его основе.
Что прочие операционные расходы включают в себя
В состав операционных расходов входят все непрямые издержки деятельности организации, согласно ПБУ 10/99, например:
Перечень всех действующих в настоящий момент ОР закреплен в п. 11 главы III ПБУ 10/99.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
Частая ошибка — не учитывать курсовую разницу в процентах по займу, если он был в другой валюте.
Другая ошибка — отнесение затрат на крупную партию (инструментов, мебели, офисного оборудования) к капитальным затратам. Пример: компания купила партию стульев. Поодиночке эти стулья не могут быть признаны основным средством. В таком случае за единицу можно принять не отдельный стул, а комплект. Тогда учитывать его можно, например, как «комплект стульев для конференц-зала». Хотя в этом примере даже стандарты МСФО не дают нам однозначного ответа, к каким расходам это отнести, и рекомендуют применить профессиональное суждение.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ БАНКОВ
Смотреть что такое «ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ БАНКОВ» в других словарях:
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ — поступления и платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по… … Экономический словарь
Операционные Доходы И Расходы — платежи банков, компаний, организаций за проведенные в течение определенного периода финансовые, производственные и хозяйственные операции. В число операционных доходов входят: чистая выручка от продаж, проценты по кредитам и вкладам, арендные… … Словарь бизнес-терминов
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ — поступления и платежи фирм, банков, компаний, предприятий, вызванные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и… … Энциклопедический словарь экономики и права
операционные доходы и расходы — поступления и платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по… … Словарь экономических терминов
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БАНКА — основная часть доходов и расходов банка, связанная с выполнением различных банковских операций. К операционным доходам (О.д.) коммерч. банка относят: начисленные и полученные проценты по ссудам, предоставл. юридич. и физич. лицам, кредитам,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Капитальные расходы — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Капитальные расходы (англ. CAPital EXpe … Википедия
ВАЛОВЫЕ РАСХОДЫ БАНКА — расходы, произведенные банком за определенный промежуток времени независимо от вида затрат. К В.р.б. относят: процентные расходы, непроцентные расходы (операционные), внеоперационные расходы и расходы непредвиденного характера. К процентным… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Личные расходы — (Personal expenses) Личные расходы это ежемесячный индекс, отражающий изменения расходования средств для удовлетворения личных потребностей Личные потребительские расходы, учет, оптимизация и контроль личных расходов, планирование расходов… … Энциклопедия инвестора
Ликвидность — (Liquidity) Ликвидность это мобильность активов, обеспечивающая возможность бесперебойной оплаты обязательств Экономическая характеристика и коэффициент ликвидности предприятия, банка, рынка, активов и инвестиций как важный экономический… … Энциклопедия инвестора
Standard Bank — (Стэндерт Банк) Сведения о банке Standard Bank, активы и отделения Информация о банке Standard Bank, развитие банка, новые цели Содержание Содержание Определения описываемого предмета Справочная о В Standard Bank новый руководитель… … Энциклопедия инвестора
Что входит в операционные расходы
Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.
Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?
Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.
Что представляют собой операционные расходы
Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:
Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.
Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?
Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.
НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.
Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.
Состав операционных расходов
Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.
Операционные расходы, относимые к прочим
К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:
Бухгалтерия в отношении операционных расходов
Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.
По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.
К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.
Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов
Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.
ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.
Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:
Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ
Анализ эффективности операционных расходов
Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.
Что можно узнать из показателей операционных расходов?
Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.
Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.
Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.
Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов
Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.
Внешние факторы влияния на операционные затраты:
Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):
ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.