Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете

Что входит в операционные расходы

Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.

Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?

Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.

Что представляют собой операционные расходы

Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:

Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.

Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?

Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.

НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.

Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.

Состав операционных расходов

Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.

Операционные расходы, относимые к прочим

К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:

Бухгалтерия в отношении операционных расходов

Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.

По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.

К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.

Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов

Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.

ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.

Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:

Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ

Анализ эффективности операционных расходов

Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.

Что можно узнать из показателей операционных расходов?

Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.

Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.

Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.

Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов

Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.

Внешние факторы влияния на операционные затраты:

Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):

ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.

Источник

Что такое операционные расходы?

Операционные расходы (или затраты) — это повседневные издержки компании на ведение бизнеса, производство товаров и услуг. С 2006 г. Приказом Министерства финансов № 116н термин «операционные расходы» был официально упразднён.

Вместо него стало использоваться более широкое понятие «прочие расходы», в которое ранее входили операционные расходы, в том числе. Однако несмотря на это в профессиональном бухгалтерском лексиконе словосочетание «операционные затраты» используется очень часто, поэтому имеет смысл выяснить, что под этим подразумевается.

Правильное ведение бухгалтерского учета предприятия — в том числе, фиксация всех издержек — позволит существенно экономить на налогах и избежать штрафов. Если у вас небольшая фирма и нет возможности взять бухгалтера в штат, то имеет смысл заказать абонентское обслуживание. Это обойдется вам дешевле, а качество услуг от этого не страдает.

Какие расходы компании можно отнести к операционным

Для лучшего понимания необходимо уточнить, что можно отнести к операционным затратам. Это средства, используемые для:

Некоторые специалисты также считают операционными расходами закупку сырья и заработную плату, другие же уверены, что это — расходы на производство, и к операционным они не относятся. Мы не будем трактовать понятие слишком широко и остановимся на вышеперечисленных пунктах.

Операционные расходы в налоговом учете

Очевидно, что вести речь об операционных расходах предприятия имеет смысл прежде всего в контексте налогового учета. Налоговики называют операционные (прочие) расходы внереализационными.

Для того чтобы рассчитать налог на прибыль, необходимо исключить из доходов предприятия внереализационные расходы. Их список утвержден в ст. 265 Налогового кодекса РФ. К этим расходам можно отнести все вышеперечисленные пункты, кроме вложения в уставный капитал других фирм.

Налоговая служба не запрещает отнести к операционным (внереализационным) издержкам и другие пункты, но их нужно обосновать. Прежде всего необходимо доказать, что эти расходы не связаны с тратами на производство и реализацию.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Что включают в себя операционные расходы?

Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Смотреть фото Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Смотреть картинку Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Картинка про Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Фото Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете

До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:

Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.

Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:

Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.

Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.

Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:

Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете

Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:

Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.

ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.

О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте здесь. А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:

Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:

Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.

Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.

О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте здесь.

Факторы повышения эффективности операционных расходов

Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.

Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».

К внутренним факторам следует отнести:

К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:

Итоги

Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.

Источник

Счет 91 бухгалтерского учета

Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Смотреть фото Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Смотреть картинку Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Картинка про Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Фото Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете

Зачем нужен счет 91

Итог работы бизнеса — прибыль или убыток. Компании тратят и получают деньги не только в своей основной деятельности: есть другие источники поступлений и направления платежей. Например, производитель может зарабатывать на продаже остатков сырья, торговая компания — сдавать в аренду склады. А в числе расходов почти каждого бизнеса есть обслуживание расчетного счета. Все это — прочие доходы и расходы.

Больше примеров в таблице:

Важно, что в список не попадают поступления и затраты, которые стали чрезвычайными.

Учет по счету регулируют ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Согласно им на счете отражаются доходы и расходы двух видов:

Счет 91 — активный или пассивный

Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Смотреть фото Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Смотреть картинку Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Картинка про Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете. Фото Что такое операционные расходы в бухгалтерском учете

Счет 91 относится к категории смешанных, или активно-пассивных. На нем одновременно учитываются и активы, и пассивы. А его сальдо переменчиво — оно может быть только по дебету или только по кредиту.

По кредиту 91 счета в течение месяца отражают доход от прочих источников, а по дебету — прочие расходы. В конце месяца обороты по дебету и кредиту сопоставляют, из большего вычитают меньший и получают результат. Если сальдо оказалось кредитовым, доходы превысили расходы, и у компании сформировалась прибыль по прочей деятельности. Если наоборот — убыток.

На конец каждого месяца сальдо на счете оставаться не должно. Оно списывается на счет «Прибыли и убытки».

Аналитический учет

У аналитического учета по 91 счету две задачи:

Дать возможность определить финансовый результат по каждой операции;

Разделить доходы и расходы на операционные и внереализационные, чтобы упростить составление отчета о финрезультатах.

План счетов предусматривает три субсчета к бухгалтерскому счету 91:

Пример. ООО «Белый Дуб» во время коронакризиса поставило производство на паузу и решило сдавать станок в аренду, чтобы подзаработать. Ежемесячный платеж за аренду — 21 000 рублей, в том числе НДС 3 500 рублей. Амортизация — 3 000 рублей в месяц. Бухгалтер «Белого дуба» будет ежемесячно отражать следующие операции:

Дт 62 Кт 91.01 — 21 000 рублей — получен платеж от арендатора.

Дт 91.02 Кт 68 — 3 500 рублей — начислен налог с арендного платежа.

Дт 91.02 Кт 02 — 3 000 рублей — начислена амортизация станка.

Дт 51 Кт 62 — 21 000 рублей — деньги поступили на счет.

Но трех субсчетов мало, чтобы эффективно управлять организацией и с удобством составлять бухотчетность. Нужна более детальная информация о группах и видах доходов и расходов.

Второй вариант — открывать субсчета внутри следующих групп:

К каждой из групп можно открыть дополнительные субсчета, чтобы увязать показатели отчета о финрезультатах с субсчетами. Например, среди операционных доходов выделить проценты, доходы от участия в других компаниях и прочие поступления.

Корреспонденция счета 91 с другими бухгалтерскими счетами

Источником прочих доходов и расходов может стать практически любая деятельность организации, поэтому количество корреспондирующих счетов почти равно количеству счетов в плане. Мы собрали все номера в таблице.

Только по дебетуТолько по кредиту
01
02
03
04
07
08
10
11
14
15
16
19
20
21
23
28
29
58
59
60
63
66
67
68
69
70
71
73
76
79
81
94
98
99
07
08
10
11
14
15
20
21
23
28
29
41
43
45
50
51
52
55
57
58
59
60
63
66
67
62
71
73
75
76
79
81
96
98
99

Стандартные операции с 91 счетом

Операции по 91 счету связаны с доходами и расходами. Поступления отражаются по кредиту счета. Рассмотрим типовые операции:

ПроводкаСуть операции
Дт 41 Кт 91-1В ходе инвентаризации найдены неучтенные товары.
Дт 63 Кт 91-1Списаны остатки резерва по сомнительным долгам.
Дт 51 Кт 91-1Получена арендная плата за предоставленное во временное пользование основное средство.
Дт 51 Кт 91-1Получены проценты по выданному займу.
Дт 60 Кт 91-1Отражена сумма кредиторки, по которой истек срок исковой давности.
Дт 62 Кт 91-1Получен доход от продажи основного средства.
Дт 98 Кт 91-1Активы получены безвозмездно.
Дт 99 Кт 91Списание сальдо.

Бухгалтерские проводки, связанные с прочими расходами:

ПроводкаСуть операции
Дт 91-2 Кт 01Списана остаточная стоимость выбывшего основного средства.
Дт 91-2 Кт 02Начислена амортизация по сданным в аренду основным средства.
Дт 91-2 Кт 10Списана фактическая себестоимость подаренных другой компании материалов.
Дт 91-2 Кт 14Создан резерв под снижение стоимости МЦ.
Дт 91-2 Кт 60Списание дебиторки, нереальной к взысканию.
Дт 91-2 Кт 66Уплачены проценты по кредиту.
Дт 91-2 Кт 51Признана к уплате неустойка по договору.
Дт 91-2 Кт 94Отражена недостача сверх норм, виновников нет.

Контур.Бухгалтерия поможет вести бухгалтерский учет. Сервис определяет доходы и расходы в соответствии с Налоговым кодексом РФ и учитывает, в какой момент их признать. Ведите учет, платите зарплату и сдавайте отчетность через интернет. Все, кто регистрируется в Бухгалтерии первый раз, получают пробный период на 14 дней.

Источник

Как правильно считать операционные доходы и расходы

Определение доходов и расходов организации

Ведение бухгалтерского учета непосредственно связано с определением доходности и расходов организации (ст. 5 402-ФЗ). Механизм определения доходной и расходной частей регулирует Приказ Минфина № 116н от 18.09.2006, в соответствии с которым поступления и затраты (включая НДС), в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений функционирования предприятия, классифицируются так:

До вступления в силу Приказа № 116н, то есть до формирования отчетности за 2006 год, поступления и издержки классифицировались так:

Бухгалтерский учет доходной и расходной частей ведется по счету 91. Открывают субсчета первого порядка:

Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:

При учете операционных расходов важно понимать, зачем мы ведем учет и кто является потребителем нашей аналитической информации. ФЗ о бухгалтерском учете говорит, что информация должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений. Ключевое требование — принятие решений на основе данных. В зависимости от типа бизнеса в операционных расходах может потребоваться выделить:

Причем ценность представляет не сам факт расходов, а их динамика, норма на сделку или единицу продукции. Сравнение с рынком. Прогноз о том, как будет меняться показатель, например, при увеличении выпуска продукции.

Прочие источники доходности

Доходность относится к категории «Прочие» в том случае, если поступления не связаны с обычной деятельностью учреждения. Если приход поступает от основных видов функционирования предприятия, его необходимо отражать на 90 счете «Продажи».

Прочие операционные доходы включают в себя следующие поступления:

Полный список доходности представлен в п. 7 ПБУ 9/99.

Чистый операционный доход — это разница между действительной величиной валового дохода (ВД) и постоянными издержками, такими, как страховые взносы, налоговые платежи и иные затраты.

Расчет этого показателя иллюстрирует величину чистой прибыли, которую получит предприятие от использования имущества, вкладов в УК и иных видов доходности за текущий период.

Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:

В современной экономике все чаще компании и люди отказываются от владения и переходят к аренде — так называемая Sharing-economy. Нужно быть внимательным с такими инструментами, как операционный лизинг, аренда средств производства, аутстафф и подобные. Они размывают и уменьшают доли капитальных и постоянных затрат. Становится сложно понять, куда отнести те или иные расходы. Также трудности могут возникать в оперативности поставок информации. В больших компаниях часто обрабатывают информацию с задержкой в месяц-полтора. Пример: надо своевременно выявить «уходящего» поставщика или клиента, на которого приходится большая доля в выручке. Причем задача должна быть выполнена в этом же месяце, чтобы менеджмент смог скорректировать план по выручке или найти замену поставщику. Если данные будут формироваться в течение месяца или дольше, то проблема будет обнаружена поздно, и сможет нанести серьезный урон финансовому положению компании. Другая сложность состоит в том, что расходы, учитываемые для целей бухгалтерского и налогового учета, в управленческой отчетности могут быть отнесены в иные категории. Здесь важно понимать цель. Для чего мы ведем учет, кто и какие решения должен принимать на его основе.

Что прочие операционные расходы включают в себя

В состав операционных расходов входят все непрямые издержки деятельности организации, согласно ПБУ 10/99, например:

Перечень всех действующих в настоящий момент ОР закреплен в п. 11 главы III ПБУ 10/99.

Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:

Частая ошибка — не учитывать курсовую разницу в процентах по займу, если он был в другой валюте.

Другая ошибка — отнесение затрат на крупную партию (инструментов, мебели, офисного оборудования) к капитальным затратам. Пример: компания купила партию стульев. Поодиночке эти стулья не могут быть признаны основным средством. В таком случае за единицу можно принять не отдельный стул, а комплект. Тогда учитывать его можно, например, как «комплект стульев для конференц-зала». Хотя в этом примере даже стандарты МСФО не дают нам однозначного ответа, к каким расходам это отнести, и рекомендуют применить профессиональное суждение.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *