Что такое опережающее развитие

Территория опережающего развития (ТОР)

Экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России.

Там должны быть созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР».

С 2015 года в течение трёх лет запланировано создание девяти ТОР на Дальнем Востоке, также предполагается их появление в Восточной Сибири и других частях РФ: в частности, в границах моногородов и в Калининградской области.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вводит ещё один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ограниченной территории наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО в России.

Создание таких территорий внутри страны также называют «китайским путём».

— Налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%;

— Налог на прибыль: не более 5% в течение первых пяти лет, не менее 10% в течение следующих 5 лет;

— Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение;

— Социальные взносы: 7,6% в течение 10 лет;

— Использование режима свободной таможенной территории;

— Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры;

— Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала;

— Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР;

— Особый порядок пользования землей;

— Льготные ставки по арендной плате;

— Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора;

— Предоставление особых государственных услуг.

Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

Дальний Восток

В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».

Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).

В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.

В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей.

Она будет включать 233 гектара с российской стороны, и 180 га с китайской; проект оценивается в 1.5 млрд долларов.

Курильские острова

В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов.

Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения.

В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород.

Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы.

В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп.

Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир.

Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.

Калининградская область

В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.

Моногорода

Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области.

Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.

Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково(Ростовская область).

В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область).

В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика).

В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край).

Может получить Новокузнецк.

Смоленская область

Белгородская область

Источник

Что такое ТОСЭР. Объясняем простыми словами

ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) — экономическая зона с особым правовым режимом ведения бизнеса и льготными налоговыми условиями.

Такие зоны с широким кругом льгот для предпринимателя власти создают на малонаселённых территориях (особенно Дальнего Востока, в моногородах, в закрытых городах (ЗАТО) — для привлечения инвестиций и диверсификации экономики в регионе.

Это обеспечивает жителей рабочими местами, разнообразными сервисами и более комфортными условиями для жизни. Льготы касаются налога на прибыль, на имущество, на землю, ставок по арендной плате, использования объектов инфраструктуры. Например, в ТОСЭР социальные платежи с зарплаты ниже (не 30%, а 7,6%).

Пример употребления на «Секрете»

«Президент пообещал инвесторам подумать о создании в территориях опережающего развития, в частности в Амурском крае, трансграничных зон, где мог бы сконцентрировать свои капиталы малый бизнес РФ и КНР».

(Из новости о встрече Владимира Путина с потенциальными инвесторами в дальневосточный регион.)

Ошибки в употреблении

ТОСЭР (часто говорят просто ТОР) не нужно путать с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), где также действует особый режим для предпринимателей. Суть этих инструментов близка: в них действуют различные льготы для бизнеса, однако набор их отличается.

В ТОСЭР гораздо ниже порог вхождения для потенциальных резидентов (50 млн инвестиций на 10 лет), а в ОЭЗ — от 120 млн рублей. ТОСЭР создаётся на территории города в целом, а ОЭЗ — обособленная промышленная территория в буквальном смысле слова.

ОЭЗ предназначены больше для поддержки технологичных предприятий, производства на экспорт и привлечения иностранного капитала, тогда как ТОСЭР направлены на внутреннее социально-экономическое развитие городов и регионов.

Создание подобных особых зон — распространённая в мире практика. Её называют китайским путём: в КНР развитие провинций, которым присваивался статус зон экономического и технического развития, привлекло большое количество иностранных инвестиций и сделало их центрами торговли и экспорта.

Критика

Закон о территориях опережающего развития вызвал опасения со стороны политиков и журналистов, потому что он открывает широкие возможности для иностранных компаний и иностранной рабочей силы на малозаселённом Дальнем Востоке, а конкретно — облегчает доступ Китаю к российским природным ресурсам и территориям.

Кроме того, не всегда механизм ТОР работает гладко. В январе 2016 года предприниматель Олег Тиньков раскритиковал федеральных и региональных чиновников Камчатского края за сложности с выделением земли и инфраструктурой для планируемой им гостиницы. И сказал: «Разговоры эти про территории опережающего развития, про Дальний Восток — болтовня».

Источник

Научно-исследовательский журнал

The concept of priority development: conditions and obstacles

Аннотация: в статье рассматриваются мнения отечественных и зарубежных ученых, отражающие причины и сложности в реализации концепции опережающего развития. Автор приходит к выводу об историческом характере экономического лидерства, диалектическом единстве лидерства и опережающего развития, времени как экономического блага при формировании «человеческого капитала»

Abstract: the article discusses the views of domestic and foreign scientists, reflecting possible causes and difficulties in the implementation of the concept of anticipatory development. The author logically comes to the conclusion about the historical character of economic leadership, the dialectical unity of leadership and accelerated development, time as an economic good in the formation of «human capital»

Ключевые слова: опережающее развитие, догоняющее развитие, национальное богатство, социальные институты, «человеческий капитал»

Keywords: rapid development, catching-up development, national wealth, social institutions, human capital

Прогресс, накопление и переосмысление научного знания, и его применение в различных технических решениях привело к увеличению темпов развития технологий создаваемых человеком социальных и экономических структур, что вызвало изменения в мировой экономике глобального масштаба. В развивающихся странах разница между темпом роста населения и темпом роста доходов на душу населения начала уменьшаться. Увеличение темпов роста доходов населения требуют создания новых механизмов распределения созданного продукта. Меняется восприятие обществом загрязнения окружающей среды, которое не рассматриваются уже как фактор торможения экономического роста, а считаются источником дополнительного дохода в результате применения новых технологических решений, накопление которого ведет к росту национального богатства, то есть благотворно влияет на темп экономического роста. Процесс глобализации сопровождается: расслоением и бедностью, нигилированием роли многих международных правовых институтов, возникновением экспорта управляемых войн, доминированием одних стран над другими с формированием экономических центров и периферии. Парадигма развития определяется состоянием базовых социальных институтов, наличием доступа к знаниям, демографическими и природно-климатическими условиями. Исторически сложившиеся социальные и культурные особенности организационной структуры на фоне технологической зависимости так же определяют экономический потенциал. Скорость принятия решений — время — становится экономическим благом.

Выделяют несколько концепций развития:

Концепция первенства – форма развития, при которой страна является лидером в области науки и технологий, общественного стандарта потребления. При этом данное лидерство может быть основано на особом режиме взаимодействия лидера и аутсайдера: перенесении издержек развития на иные страны и континенты. Это лидерство исторически обусловлено и оформлено социальными институтами[1].

Остальным странам приходится реализовывать концепцию догоняющего развития, которая бывает двух типов:

первого типа, осваивающие технологические достижения и институты, созданные в странах-лидерах (пионерах), демонстрирующие довольно высокий социальный стандарт жизни населения, занимающие вспомогательную нишу относительно лидеров, осуществляющие доводку основных технико-технологических решений и приложений знаний, рождаемых в странах-пионерах. Здесь может быть развит государственный сектор, могут осуществляться государственные инвестиции, эти страны сохраняют в целом контроль над своим внутренним рынком;

второго типа, концепция развития, которых полностью подчинена целям стран-лидеров, так как развитие осуществляется исключительно за счет масштабного заимствования их технологий и знаний. Бюрократия не является самостоятельной в решениях, государственный сектор может быть различным по величине, но внутренний рынок находится под контролем иностранных транснациональных компаний. В «несырьевом» секторе страна обычно не имеет компаний транснационального уровня [1].

Догоняющая и опережающая концепции развития экономики являются различными вариантами развития, как по смыслу, так и по системе возможных правительственных мероприятий, однако стратегия опережающего развития строится исходя из общих условий догоняющего развития. Последнее призвано сократить расстояние между странами путем повышения темпа роста промышленного производства и экономики, сохраняя движение отстающей страны по известной траектории, акцентируя внимание на преодолении отставания за счет концентрации собственных ресурсов на модернизации экономики, либо за счет заимствования недостающих технологий и приобретения необходимых ресурсов. Исходя из этого Сухарев О.С. предложил элементарную модель экономического роста. Проанализировав макроэкономическую ситуацию он показал зависимость качества жизни в экономической системе от начального ресурса и величины населения, скорости исчерпания ресурса и возможностей по открытию и использованию новых ресурсов, либо расширению запасов использования известных ресурсов и от производительной переработки ресурсов [1].

Реализация догоняющей концепции определяется:

исходной обеспеченностью ресурсами,

величиной технологического уровня,

скоростью переработки ресурсов, определяющей производительность,

институциональными условиями для поддержания такого темпа роста, который бы сокращал расстояние от лидеров — превосходил темп лидирующей экономики, на которую ориентируется данная страна.

Исходная структура и социальные институты будут объективными ограничителями в реализации такой стратегии так, как отсталая структура не обеспечит долгосрочного экономического роста. Изменения структуры и качественный рывок в развитии возможны за счет концентрации ресурсов и элементов национального богатства, однако рост не сможет быть выше чем рост страны-лидера ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Опережающее развитие – концепция, которая предполагает высокий темп экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах за счет качественных изменений институтов и структуры экономики, для сокращения расстояния от стран-лидеров. Опережающее развитие связано с тем, что страна не идет известной траекторией, чтобы догнать лидера по какому-то параметру, а за счет новейших технологий стремится в ближайшем будущем занять новое место в мировой экономике, создать и контролировать новые рынки и сохранить высокий темп роста экономики, превышающий темп роста стран-лидеров. Новые технологии и специализация на получении нового знания, делают возможность опережения вероятной. В соответствие с тем, по каким параметрам оцениваются отставание и разрыв: по экономическим параметрам этот разрыв может сокращаться, но будет сохраняется по социальным параметрам – качеству жизни, информации, стоимости времени и т. д.

Важным ограничителем выступает экологическая нагрузка экономической системы: необходимые расходы могут быть довольно высоки, что потребует изменить саму стратегию развития.

Сохраняется проблема равномерности распределения уровня национального богатства между странами, что и предопределяет различные траектории их социально-экономического прогресса. Увеличение национального богатства является важным параметром эффективности экономики. Соотношение темпа роста текущего создаваемого продукта и богатства представляет принципиальное соотношение, характеризующее развитие современных экономик. Величина отношения должна повлиять на выбор формата концепции опережающего развития. Опережающее развитие определяется ресурсами, институтами и структурой экономики, но самое важное – имеющимися технологическими заделами[1].

В структуре богатства стран с наименьшими доходами преобладает природно-ресурсный капитал, а в структуре богатства высокодоходных стран – человеческий капитал. Группа самых богатых стран превосходит группу наиболее бедных стран по величине богатства на душу населения в 60,9 раза, по природному капиталу – в 4,5 раза, по производственному капиталу – в 66,2 раза, по уровню человеческого капитала (так называемые неосязаемые активы) – в 88 раз[5].

Приоритетными сферами и направлениями получения и закрепления конкурентных преимуществ страны по мнению А.Н. Москаленко становятся:

модель инновационной конкуренции,

технологический скачок в производстве, социальный рост на основе форсированного повышения качества и уровня жизни граждан,

прогнозирование структуры спроса, потребностей общества,

опережающее развитие образования и человеческого потенциала.

Концептуальными основами экономической политики опережающего развития становятся следующие направления, которые могут одновременно выступать его (опережающего развития) качественными индикаторами:

Опережение в качестве государственного управления (макроэкономического менеджмента) — разработка эффективного инструментария экономической политики, который позволяет экономике иметь так называемый «запас прочности» и «запас доминирования» по нескольким технологическим конкурентным преимуществам, а также использовать встроенные автоматические институциональные корректировщики. Экономическим аргументом должен стать также показатель качества реального потребления населением на каждом этапе развития экономики и технологии общества.

Опережающее развитие гражданского общества , формирующее адекватный тип общественного и индивидуального сознания. Инициативный субъект опережающего экономического развития может появиться в ситуации готовности гражданского общества к позитивным изменениям через общественную инициативу и активность. Доверие к государству: такое состояние компетенций, которое определяет их структуру, соответствующую реальным актуальным потребностям развития экономики и способную реализовать свой функциональный потенциал в долгосрочных экономических стратегиях роста экономики.

Опережающее развитие человеческого потенциала и опережающее включение человеческого капитала в процесс экономического развития . Особо важным становится опережающее развитие образования , что становится возможным в результате интенсивного инвестирования как государством, так и частным бизнесом в подготовку специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности будущего.

Опережение в зрелости социальных институтов , которые поддерживают экономическую стабильность. Социальные институты, к которым относят институты государственной власти, институт права, институт прав частной собственности, институт интеллектуальной ренты, институт здравоохранения, институт образования и науки и другие, способны вбирать в себя наилучшие формы проявления хозяйственной практики, которые формируются в процессе получения собственного или заимствования международного опыта. При этом важной является цивилизационная способность социальных институтов общества к сохранению наилучших традиций и национальных преимуществ и способность к эффективной адаптации.

Институциональная способность экономической системы развиваться опережающими темпами, что возможно в результате встраивания в институциональную структуру автоматических «предохранителей» воздействия (законодательные меры, экономические инварианты). Такие механизмы позволяют заблаговременно создавать условия для неэффективности «игры» вне системы формальных и неформальных правил, а также адекватно и эффективно реагировать на угрозы внешней среды во всех сферах функционирования экономики и общества.

Опережающее развитие отраслей промышленности будущего благодаря их созданию и финансированию в рамках нынешнего технологического способа производства, а также конструированию для этих отраслей адекватной научно-технической (инновационной) и рыночной инфраструктуры[2].

Однако исторический опыт России, которая пытается реализовать стратегию “догоняющей модернизации”, достаточно противоречив. Было предпринято две больших попытки добиться намеченного результата: “крестьянская реформа” 1861 года и стимулирование роста промышленного капитализма в конце XIX — начале ХХ века; октябрьская революция 1917 года и последующая индустриализация на основе централизованной плановой экономики. Это привело к социальным и экономическим кризисам, закончившимся падением политического строя. Этот исторический опыт наводит на мысль о порочности как стремления ускоренно повторить путь экономического развития более развитых стран, так и попыток форсировать модернизацию. Задача модернизации – дуалистична и противоречива: не перепрыгивая через объективные ступени социальной эволюции содействовать росту наиболее прогрессивных и эффективных социально-экономических форм, то есть создание человеческого потенциала и материальной структуры — культуры производства, превосходящие передовые сегодняшние образцы[3]. Подобный антропоцентрический подход встречается и у других исследователей: С.Ю. Глазьева [4], М.С.Хараевой [5]. Он подводит к праксеологической парадигме развития экономики. Весомый вклад в развитие которой внесли: Карл Ме́нгер, Ойген фон Бём-Ба́верк, Людвиг фон Мизес, Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек, Т. Котарбиньский и др. Инструментом познания человеческой деятельности и важности её результатов в изменении бытия ими была избрана логика как отражение и продолжение мышления. В качестве концептуальной основы для формирования моделей социальных институтов предложен принцип равнозначности результатов деятельности людей. Деятельность общества рассматривается как совокупность деятельности отдельных индивидов, осуществляющейся в порядке: сотрудничества, стимуляции, подавления, разрешения. Цели индивидуальной деятельности определяются моральными ценностями, а выбор средств, для их достижения является результатом всех знаний индивида [6]. То есть можно говорить о переходе количества в качество. В такой ситуации опять же время становится важнейшим экономическим благом.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

— экономическое лидерство одних стран и отставание других исторически обусловлено;

— концепция опережающего развития и концепция лидерства отражают в полной мере единство и борьбу противоположностей;

— технологическое, институциональное отставание и изменение отношения общества к загрязнению окружающей среды являются препятствием для формирования «человеческого капитала»;

— время развития «человеческого капитала» является экономическим благом и фактором естественно ограничивающим возможность опережающего развития.

Источник

Пятилетка с ТОР

«РГ» попросила оценить первую пятилетку ТОРов доктора экономических наук, профессора Владивостокского университета экономики и сервиса Александра Латкина.

Александр Павлович, решение создать ТОРы было правильным?

Что такое опережающее развитие. Смотреть фото Что такое опережающее развитие. Смотреть картинку Что такое опережающее развитие. Картинка про Что такое опережающее развитие. Фото Что такое опережающее развитие

Что такое опережающее развитие. Смотреть фото Что такое опережающее развитие. Смотреть картинку Что такое опережающее развитие. Картинка про Что такое опережающее развитие. Фото Что такое опережающее развитие

Что из задуманного получилось? Где промахнулись?

Александр Латкин: Первое и главное. Идея ТОР заключалась в создании новых рабочих мест для закрепления дальневосточников и, как следствие, восстановления демографического потенциала макрорегиона. Подразумевалось, что работать будут местные, а те, кто приехал, останутся, закрепятся, прорастут корнями. Но пока получается по-другому. Начнем с ближайшей к нам ТОР «Большой Камень», где создается крупный судостроительный комплекс. Сразу выяснилось, что работы много, но, с моей точки зрения, процесс заполнения вакансий шел несбалансированно, не в пользу дальневосточников, предпочтение отдавалось специалистам из других регионов России и иностранцам, хотя в городе есть свои. Аналогичная ситуация складывается и во многих других территориях опережающего развития. Получается, дальневосточников снова обидели.

Второе. Расчет на высокую инновационность проектов не оправдался. Предполагалось, что в ТОР будут создаваться высокотехнологичные предприятия с местами для высококвалифицированной рабочей силы. Но, согласно нашим исследованиям, уровень инновационной компоненты очень низкий. И поэтому рассчитывать на то, что мы решим стратегическую задачу экспортно-ориентированности экономики российского Дальнего Востока, пока не приходится.

Третье. Мы полагали, что на территориях ускоренного социально-экономического развития будут созданы условия для более высокого качества жизни. Но давайте снова вернемся в Большой Камень, между прочим, город президентского внимания! Проблемы с дорогами, коммунальной и социально-бытовой инфраструктурой.

Но ведь говорить об отдаче преференциальных режимов все-таки можно?

Вместе с тем наши исследования показывают, что мы пока не имеем значительного увеличения доходной части бюджетов, а в этом году нас, скорее всего, ждет падение, в том числе из-за пандемии COVID-19.

Учитывая все это, куда двигаться дальше?

Александр Латкин: Я думаю, надо сосредоточиться на развитии социальной инфраструктуры, для чего дать «зеленую улицу» отработанному в центральных и западных регионах России механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Хорошие примеры есть и у нас. Недавно был в глубинке Хабаровского края на реке Анюй, где на принципах ГЧП построена база отдыха, куда за многие сотни километров едут отдыхающие.

Что такое опережающее развитие. Смотреть фото Что такое опережающее развитие. Смотреть картинку Что такое опережающее развитие. Картинка про Что такое опережающее развитие. Фото Что такое опережающее развитие

Что такое опережающее развитие. Смотреть фото Что такое опережающее развитие. Смотреть картинку Что такое опережающее развитие. Картинка про Что такое опережающее развитие. Фото Что такое опережающее развитие

Еще я считаю неправильным, что руководство многих предприятий, работающих в ТОР, требует от своих сотрудников подписывать договоры о конфиденциальности, чтобы те не распространялись о компании. Их нужно пропагандировать, пиарить. Но мы о них не знаем, и выпускники вузов, которые могли бы там трудо­устроиться, даже не рассматривают их в качестве объекта приложения сил. Это вносит свой вклад в уже сформировавшуюся у нашей молодежи мобилизационную модель поведения. Если расспросить студентов, то вы услышите, что чуть ли не половина из них ориентирована на отъезд в другие города и страны, потому что не видит здесь перспектив для себя. И это под постоянные разговоры о развитии Дальнего Востока.

Российское правительство утвердило Нацпрограмму социально-экономического развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Чего нам от нее ждать?

Александр Латкин: Мы, дальневосточные ученые-экономисты, не получали ее на экспертизу, нас не спрашивали, как мы видим развитие региона. Для начала я бы хотел беспристрастного, честного анализа предыдущих программ. Так, чтобы понять, куда ушли деньги, как идут к нам иностранные инвестиции, реализуются не только производственные, но и социальные проекты, растет численность не только временного, но и постоянного населения. Этому было бы полезно посвятить следующий Восточный экономический форум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *