Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен

ОПИСТОДОМ

Смотреть что такое «ОПИСТОДОМ» в других словарях:

Опистодом — Опистодом: план Храма Ники Аптерос на Афинском Акрополе Опистодом или опистодомос (от др. греч … Википедия

Опистодом — (от греч. opisthуdomos находящийся в задней части дома), закрытое помещение в западной части древнегреческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделённое стеной от наоса. Опистодом часто служил государственным казнохранилищем.… … Художественная энциклопедия

ОПИСТОДОМ — греч., от opisthe, сзади. Задняя часть храма. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПИСТОДОМ, ОПИСФОДОМ (греч., от opisthe сзади). Задняя часть храма;… … Словарь иностранных слов русского языка

опистодом — сущ., кол во синонимов: 1 • помещение (177) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

опистодом — (от греч. opisthódomos находящийся в задней части дома), закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделённое стеной от наоса. * * * ОПИСТОДОМ ОПИСТОДОМ (от греч. opisthodomos находящийся в задней части дома), закрытое… … Энциклопедический словарь

Опистодом — (от греч. opisthódomos находящиися в задней части дома) закрытое помещение в западной части древне греческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделенное стеной от Наоса. О. часто служил государственным казнохранилищем. Илл. см.… … Большая советская энциклопедия

Опистодом — (греч. opisthodom) задняя внутренняя часть храма или здания; зачастую о. служил казнохранилищем. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч … Античный мир. Словарь-справочник.

Опистодом — дальний зал в греческом храме, нередко служивший хранилищем. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

опистодом — опистод ом, а … Русский орфографический словарь

Опистодом — заднее помещение (внутр. часть дома) или задняя часть храма … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Опистодом

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен

Опистодо́м или опистодо́мос (от др.-греч. ὀπισθόδομος ) — задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.

Краткое описание

Опистодо́м или описфодо́м (дословно: находящийся в задней части дома) происходит от двух греческих слов: опи́стос — позади и до́мос — здание, дом. В полном соответствии с подстрочным переводом слова, опистодом — это закрытое помещение в задней части храма, предназначенное для хранения наибольших культовых ценностей или казны. [1]

Цель преследовалась именно такая: ради надёжности и удобства хранения золота и храмовых ценностей в задней части целлы или наоса (позади жертвенника) было выгорожено небольшое и не посещаемое прихожанами помещение, отделённое стеной от публичной части храма. Таким образом, опистодом в храме — являет собой полную противоположность пронаоса.

В применении к христианским храмам опистодом выполняет в точности ту же функцию, что и сакристия. В православных церквях опистодом называется ризницей. [2]

В древнегреческих и римских храмах опистодом (и, соответственно, вход в него) находился с западной стороны храма. Со временем (и в других конфессиях) строгая ориентация на стороны света была постепенно утеряна.

См. также

Примечания

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен

БуддийскиеПранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • ЧайтьяЯзыческиеМитреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • МандирПлан и объёмыНаос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • СредокрестиеПомещенияЭкзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • ЭмпорыНесущие конструкцииСтолб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • НервюраСводы и перекрытияАрка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • НебоХрамовые сооруженияЗвонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

Полезное

Смотреть что такое «Опистодом» в других словарях:

Опистодом — (от греч. opisthуdomos находящийся в задней части дома), закрытое помещение в западной части древнегреческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделённое стеной от наоса. Опистодом часто служил государственным казнохранилищем.… … Художественная энциклопедия

ОПИСТОДОМ — греч., от opisthe, сзади. Задняя часть храма. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПИСТОДОМ, ОПИСФОДОМ (греч., от opisthe сзади). Задняя часть храма;… … Словарь иностранных слов русского языка

ОПИСТОДОМ — (от греч. opisthodomos находящийся в задней части дома) закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделенное стеной от наоса … Большой Энциклопедический словарь

опистодом — сущ., кол во синонимов: 1 • помещение (177) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

опистодом — (от греч. opisthódomos находящийся в задней части дома), закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделённое стеной от наоса. * * * ОПИСТОДОМ ОПИСТОДОМ (от греч. opisthodomos находящийся в задней части дома), закрытое… … Энциклопедический словарь

Опистодом — (от греч. opisthódomos находящиися в задней части дома) закрытое помещение в западной части древне греческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделенное стеной от Наоса. О. часто служил государственным казнохранилищем. Илл. см.… … Большая советская энциклопедия

Опистодом — (греч. opisthodom) задняя внутренняя часть храма или здания; зачастую о. служил казнохранилищем. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч … Античный мир. Словарь-справочник.

Опистодом — дальний зал в греческом храме, нередко служивший хранилищем. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

опистодом — опистод ом, а … Русский орфографический словарь

Опистодом — заднее помещение (внутр. часть дома) или задняя часть храма … Древний мир. Энциклопедический словарь

Источник

Опистодом

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен

Опистодо́м или опистодо́мос (раньше иногда: описфодо́м, [1] вариант произношения от др.-греч. ὀπισθόδομος ) — задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный вход — как правило, на западном фасаде.

Отдельное положение опистодома, тщательно закрытое от прихожан и всех посторонних, определялось тем, что это помещение было предназначено для хранения всех ценных вещей, а также храмовой казны. В православных церквях опистодом носит название ризницы. [2]

Цитаты [ править ]

Перед целлой расположен вестибюль, или пронаос, в глубине находится заднее помещение – «описфодом». Какое назначение исполнял последний? Обычное назначение с достаточной ясностью указано Павсанием. Описфодом был сокровищницей, куда город отдавал свои богатства на сохранение, под защиту божества. В селинунтском храме пол описфодома поднят выше уровня пола нефа. В данном случае он играет, по-видимому, роль «секоса», как в египетских храмах, т.е. представляет собой святая святых, предназначенную для хранения священных эмблем. [3]

В храмах с описфодомом, как например в большом Селинунтском храме, статуя, как и в Милетском храме, могла помещаться в глубине целлы или же в описфодоме, что было удобно, когда предметом культа служил фетиш, слишком бесформенный для того, чтобы открывать его взорам народа. В таких случаях вместо целлы устраивали продолговатый двор, служивший как бы величественным проспектом, ведущим к описфодому, настоящему святилищу. [3]

Специальным местом для хранения этих богатств служила задняя комната Храма — так наз. опистодом, отделявшийся стеной от целлы. Это помещение — а также особые сокровищницы, куда складывались вещи, для которых не находилось места в Храме, — были настоящими музеями искусства: здесь хранились треножники, чаши, монеты, слитки, статуи, картины, вазы, лампы и бесконечно разнообразный инвентарь художественных изделий и предметов быта, различной ценности и назначения. Всем этим приношениям велась обстоятельная ведомость, составлявшаяся каждый год: по этим ведомостям ежегодно назначавшиеся хранители храмового имущества принимали от своих предшественников и в свою очередь сдавали своим преемникам инвентарь Храма. До нас дошли подобные ежегодные списки из афинского Парфенона, из Х. Асклепия в Афинах, из Х. Делосского Аполлона и др. Из надписей мы узнаем, что приношения, которые приходили в ветхость, или выходили из моды, или признавались безобразными, либо исправлялись, либо уничтожались, причем негодные металлические вещи (из золота или серебра) переливались в новые, более отвечавшие вкусам времени. Подобное распоряжение храмовым имуществом было возможно лишь под условием разрешения подлежащих властей; при этом благочестивых жертвователей удовлетворяли тем, что список их имен и первоначально пожертвованных ими предметов заносили на особую посвятительную колонну в Храме. [4]

Все же он больше обыкновенного греческого храма ― восемь колонн во фронте вместо принятых шести, и эти размеры дали художнику возможность несколько развить обычную храмовую схему, прибавляя к целле особое квадратное помещение, так называемый опистодом, ставший казнохранилищем богини, и вводя в самую целлу внутреннюю двухэтажную колоннаду. Все же он весь соблюден в строгом стиле, чуждающемся всяких излишних узоров. Его печать ― величие, и ею он остался запечатлен и поныне, после всех разрушений, которые он испытал в последовавшие за падением античного мира мрачные столетия. Когда Парфенон был окончен, явилось желание создать для него и для всего Акрополя достойное преддверие; и эту задачу удалось еще исполнить Периклу при помощи уже названного Калликрата. [5]

Когда, в 90 гг. прошлого века, от землетрясения пострадал западный портик Парфенона и его описфодом (задний портик), некоторые пострадавшие части колонн были умело заменены новыми. [6]

Богиня рабочих покровительствует и женскому рукоделию. Веретено и прялка такие же и даже более ценные ее атрибуты, чем копьё. Женщины и девушки Афин ткут и отделывают вышивками прозрачные ткани и то собирают их мягкими складками вокруг талии, чтобы ее оттенить, то укладывают их тяжелыми, ниспадающими, как у знати, вертикальными складками — «пальцами Афины». Четырех девочек, от семи до одиннадцати лет, запирают в течение девяти месяцев в описфодоме святилища богини на Акрополе. Они ткут и вышивают мифологические сцены на новом платье, которое ежегодно преподносят Афине в день ее праздника. [7]

Источники [ править ]

См. также [ править ]

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен

Источник

История античной архитектуры | Totalarch

Вы здесь

Типы храмов в архитектуре Древней Греции

Глава «Типы храмов» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны (рис. 3). Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон. Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль* (Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон»), имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере* (Слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный») закрытое помещение храма (наос — см. ниже) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII века до н. э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов.

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
3. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию. По числу колонн на торцовом фасаде: 1 — двухколонный в антах; 2 — тетрастиль; 3 — гексастиль; 4 — октастиль; 5 — декастиль; 6 — додекастиль, по плану; 7 — антовый храм; 8 — простиль; 9 — амфипростиль; 10 — периптер; 11 — псевдопериптер; 12 — псевдодиптер; 13 — диптер; 14 — моноптер; 15 — фолос, по интерколумниям; 16 — пихностиль; 17 — систиль; 18 — евстиль; 19 — диастиль; 20 — ареостиль

Более сложным типом является диптер* (Приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной»). Это — храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или большая часть интерколумниев* (Термин «интерколумний» — латинского происхождения (интер — между, колумна — колонна) — означает промежуток между двумя соседними колоннами) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером (греч. — ложный диптер) называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т. е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами.

Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (в периптере и близких к нему по композиции построек) называют портиком. Слово портик часто применяют разумея не только пространство за колоннадой, но и сами колоннады.

Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада. Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями, они бывали двухярусными.

Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех четырех сторон, то тогда их называют также перистилем (см. след. страницу). Такие четырехсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н. э. и в эпоху эллинизма.

Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического) и фолос — если позади колоннады имеется еще и закрытое помещение (целла).

Элементы композиции храмов широко применялись в общественных сооружениях.

Главное внутреннее помещение храма греки называли наос, или секос (по-латински целла, см. ниже). Это — продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя; наос соответствовал главному помещению мегарона, в котором находился очаг. Входом в наос, как и в мегароне, служили сени — пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а с боков — стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто позади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, носившее название адитон* (Слово «адитос» по-древнегречески — «недоступный», «священный», отсюда «адитон», «святилище») (обычно оно сообщалось с наосом) и опистодом* (Слово «описто» по-древнегречески — «позади», «опистодом» — задняя часть дома или храма) (последний имел вход только с задней стороны, а от целлы отделялся глухой стеной). Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. — крыло) или перистасис* (Некоторые современные авторы пользуются как синонимом термином перистиль, однако лучше ограничиться применением этого слова к колоннадам, окт ружающим внутренние дворы) («пери» — вокруг, «стасис» — состояние, стоящий).

Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца.

Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней».

Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда — особыми требованиями культа.

Источник

История архитектуры

Вы здесь

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции

В отношении конструкций греки пользовались самыми простыми приемами, лучше всего подходящими для передачи ясных, простых форм. Греческое искусство не использовало смелых опытов микенской архитектуры и не развило дальше попыток применения конструкции свода, имевших место в Акарнании. Оно как бы забывает о куполе и своде и ограничивается почти исключительно горизонтальным перекрытием на вертикальных подпорах. Греческая архитектура широко использует глину как строительный материал, а для деревянных построек применяет двускатную кровлю, привнесенную из дождливых местностей, где первоначально обитали доряне.

Глиняные сооружения

Глиняные сооружения, относящиеся к эллинскому периоду, известны нам только по текстам античных авторов. Это были почти исключительно постройки из сырца (необожженного кирпича).

Витрувий приводит обычные размеры этих кирпичей. Они не превышали в длину 1 фута при толщине в ладонь, или приближенно 0,08 м, как ее определяют надписи, относящиеся к постройке крепостных стен в Афинах. Такого рода кирпичи применялись даже в самых роскошных постройках. Так, из кирпича-сырца были сделаны стены храма Геры в Олимпии. Павсаний упоминает также о сделанных из необожженного кирпича стенах храма Панапеи в Фокиде. Самым ранним примером применения жженого кирпича является также упоминаемый Павсанием Филиппейон в Олимпии, построенный не ранее IV в. до н.э.

Надписи, относящиеся к постройке афинских укреплений, показывают, что присоединение к глиняной конструкции деревянных связей, применявшееся в микенской архитектуре, имело место и в греческой архитектуре. Верхняя площадка крепостной стены, где стояли воины, защищалась крышей на столбах из необожженного кирпича, связанных между собой, на двух различных уровнях деревянными брусьями, образующими крепления.

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 136Рис. 137
Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 138Рис. 139

Каменные сооружения

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ

Система кладки стен. – Благодаря усовершенствованию строительных инструментов появляется возможность избегать применения полигональной кладки, встречающейся только в памятниках архаизирующего стиля, например в небольшом храме в Рамнунте.

Зубчатая кладка, сокращавшая потерю строительного материала, применялась чаще всего в военных сооружениях. Обычно же применялась кладка правильными рядами квадров. Их различное расположение, характерное для той или иной эпохи, сводится к следующим типам (рисунок 136 A и B): кладка состоит исключительно из сквозных (во всю толщу стены) каменных плит; сквозные квадры C даются только через один ряд; D – смешанная кладка, при которой остов стены состоит из бута (неправильной формы камней), а тесаные камни служат как бы облицовкой.

Приемы кладки A, B, C применялись в V и VI вв. Способ D преобладает в период македонского завоевания и становится обычным в римскую эпоху. Основание стены составляет обычно цокольный ряд, более высокий, чем последующие ряды каменных плит. Этот цоколь состоит из двух рядов квадров, поставленных на ребро. Между обоими рядами остается пустой промежуток для просушки стены. На углах применяли кладку «en besace» (рисунок 137, B). Другой прием кладки «a crossettes» (рисунок 137, A), влекущий за собой потерю строительного камня и опасность разрыва, редко встречается ранее IV в. до н.э. Одним из самых ранних примеров такой кладки является арсенал в Пирее, построенный около 340 г.

Кладка обтесанных камней всегда производится насухо. В архитектуре древности никогда не применялась известь для связывания правильно обтесанных плит между собой.

Плоские перемычки (архитравы). – Даже в эпоху наибольшего развития строительного искусства греки не всегда клали каменные плиты «на постель». Они часто нарушали это правило при сооружении стен. Они нарушали его умышленно в тех случаях, когда каменная плита должна была подвергнуться силе изгиба.

При поперечном сечении камень, положенный на ребро (рисунок 138, N), может выдержать значительно большую нагрузку, чем камень, положенный «на постель» (M). Развалины Пестума и Селинунта дают многочисленные примеры архитравов, положенных на ребро.

Плита, служащая балкой, может дать разрыв при малейшей трещине. При замене одной монолитной плиты двумя или тремя соединенными плитами P можно надеяться, что если одна из них и треснет, то две другие устоят. Эти тонкие плиты к тому же легче поддаются обработке, чем большие глыбы. Таким образом достигается одновременно и упрощение работы и большая прочность конструкции. Наконец, принимая во внимание, что опасность разрыва архитрава увеличивается при увеличении пролета, этот пролет стараются сузить, складывая подплечья свода нависающими рядами. Рисунок 139 изображает два пролета, относящиеся к V в. до н.э., у которых это нависание ясно выражено.

Некоторые крепостные ворота (укрепления Мессины) показывают кладку камней нависающими один над другим рядами, напоминающими примитивные догреческие своды и заменяющими перекладину на наклонных косяках.

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 140Рис. 141
Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 142Рис. 143

ДЕТАЛИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИЕМОВ

Добывание камня. – Способы добывания камня у греков были, по-видимому, те же, что и у финикийцев; в Сицилии камни имеют со стороны, заложенной в стену, неправильно расположенные гнезда. Они свидетельствуют о тех мерах предосторожности, которые применялись при выемке камня из каменоломни. Эти приемы являются общими у греков и финикийцев, что не представляет собой ничего удивительного, если принять во внимание, что сицилийские греки пользовались для работ в каменоломнях трудом карфагенских пленников, т.е. финикийцев.

Обработка постелей и швов. – Вертикальные швы и в особенности постели, на которые в кладке без раствора непосредственно передается тяжесть, требуют особенно тщательной обработки. Обработанные греками каменные плиты показывают в этом отношении удивительное совершенство.

В VI в. сглаживалась вся площадь постели; в V в. ограничиваются иногда сглаживанием общих краев постели, плоскость которых более чем достаточна для несения тяжести. Для правильной обработки постели и вертикальных швов применялась также «обтеска по красному», употребляющаяся и в современной архитектуре. Этот прием, точно указанный в одной смете на постройку в Ливадии, заключается в следующем: к подлежащей обработке поверхности прикладывается мраморная плита, смазанная сангиной; те точки, на которых отпечатывается сангина, подлежат обтеске. Для того чтобы удостовериться в правильном положении камней, рекомендуется еще провести между ними пилой для придания одинаковой формы двум смежным поверхностям.

Существует мнение, что постели барабанов колонн сглаживались путем вращения на слое песка. Действительно, барабаны колонн Парфенона, являющиеся образцом совершенства строительной техники, сохранили следы вращения, но не обнаруживают никаких следов пилы между швами.

При каменной конструкции, возведенной без раствора, любое твердое тело, попавшее между плитами недалеко от края, может вызвать разрыв камня. Для того чтобы избегнуть как этой опасности, так и несчастных случаев во время переноски, производится скашивание кромки вдоль шва B или делается более или менее глубокая вырезка A (рисунок 140).

Обычно этот прорез заканчивается небольшой кубической формы массой (рисунок 141, R), защищающей угол от возможных ударов. Часто вдоль всего шва проводится предохранительный валик V.

Наконец, во время заготовительной обтески камня оставляются выступы T, облегчающие укладку камней на место.

Переноска камней. – Для переноски камней греки, у которых было высоко развито мореплавание, имели в своем распоряжении все приспособления корабельной техники, иначе говоря, всю систему современной им техники – вороты, блоки и пр. Описание этих приспособлений мы можем найти не только У Витрувия, но и в трактатах четвертого столетия, где они представлены как далеко не новые изобретения.

Рисунки 142 и 143 показывают различные способы подъема камней. Снабженные шипами барабаны колонн поднимаются при помощи эллинга B.

Для стенных камней большей частью употреблялась «волчья пасть» C т.е. железный клин, вкладывающийся в расширяющееся книзу гнездо.

В случае, если камень принадлежал к хрупкой породе, как большинство сицилийских известняков, приходилось довольствоваться эллингом A или же делались борозды вдоль швов в форме буквы U, в которые вкладывался подъемный канат. Рисунок 143 показывает применение этого приема при подъеме капителей и триглифов большого храма в Акраганте.

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 144Рис. 145
Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 146Рис. 147

Укладка камней в стенах. – Применение борозд и «волчьей пасти» имеет то преимущество, что позволяет сразу уложить камни на место.

При пользовании эллингом приходится предварительно ставить камень рядом с тем местом, которое ему предназначено, для того, чтобы снять канаты, и только после этого класть его на место.

При постройке храма Геракла в Акраганте эта операция подготовлялась тем, что на камне делались зарубки (рисунок 144, t), в которые без труда можно было ввести острие железного рычага или щипцов. В храме в Сегесте благодаря шипам, вделанным в камень, каменная плита при помощи рычага приводилась в требуемое положение (рисунок 144, B). В одном римском памятнике, при постройке которого следовали греческим приемам, были обнаружены выемки (рисунок 144, C), видимо, предназначенные для вкладывания камня в несколько приемов при помощи коленчатого рычага

Во время кладки стены обращенные наружу плоскости квадров остаются необработанными. Только рельефные плиты метоп и фризов, не связанные со всей конструкцией, вставляются уже в готовом виде.

Что касается каменных плит, составляющих основной массив здания, то они отделываются уже после укладки на место. Но во избежание ошибок их подвергают предварительной обделке (рисунок 145), которая состоит в следующем.

Предположим, что предстоит отделка плоскости стены; каждый квадр будет иметь, по крайней мере вдоль нижнего ребра, чисто окантованную борозду. Во время укладки камней эти борозды тщательно выравниваются, и отделка их в промежутках между ними может совершаться без малейшего затруднения.

Обработка колонны C производится следующим образом: на верхнем и нижнем барабанах, пока они еще не положены на место, вытесываются начала каннелюр. Остальная работа по выполнению каннелюр производится уже после возведения колонны.

Инкрустации. – Иногда, для того чтобы придать больше устойчивости частям, наиболее подвергающимся опасности разрушения, их делают из твердого камня и укрепляют посредством инкрустирования (рисунок 146, A). Эти инкрустации в большинстве случаев не составляют единого целого со всей конструкцией здания и являются результатом позднейшей реставрации. Так обстоит дело с храмом в Посейдонии В, где неправильность форм инкрустированных частей не оставляет никакого сомнений в их более позднем происхождении.

Связывание камней искусственным способом. – Благодаря архитравной системе конструкции в ней действуют только силы вертикального напора, никогда не переходящие в боковой распор. Поэтому смещение плит может произойти только при опущениях почвы или толчках при землетрясении. Ввиду того, что последние происходили очень часто, приходилось с ними бороться. Основным средством защиты служило скрепление камней железными скобами.

При обзоре памятников египетской архитектуры мы уже обращали внимание на ряды кладки, в которых отдельные камни связаны деревянными скобами в форме ласточкина хвоста. В микенской архитектуре бронзовые скобы, на которых держались накладные украшения, были вложены в гнезда без заливки свинцом.

Греки применяли этот способ скрепления к самому массиву конструкции. Как и микенские строители, они пользовались металлическими скобами, но уже не железными, а бронзовыми, прикреплявшимися к камню посредством заливки свинцом.

Не следует, однако, думать, что этот способ скрепления был единственным. При беглом обозрении развалин некоторых памятников можно предположить существование большого количества скреплений свинцом, которых на самом деле не было. Например, в кладке стены большого храма в Акраганте имеется множество гнезд, которые можно принять за углубления для металлических скоб и которые, однако, не совпадают по положению на плоскостях смежных камней. На рисунке 143, C показан камень, составляющий часть капители, на котором положение гнезд отмечено крестами. Очевидно, мы имеем здесь дело со следами зондирования.

Надо, кроме того, учесть, что способы соединений для памятников разных эпох были различными. В архитектуре архаической эпохи, особенно в сицилийских постройках, очень редко применялись железные скрепления. В VI в. до н.э. сицилийские греки обычно ограничивались тем, что скрепляли барабаны колонн деревянными штырями. Железные скрепы входят в постоянное употребление в материковой Греции только в V в., а в Малой Азии – в IV в.

На рисунке 147 представлены детали конструкций сицилийских храмов, причем A, b и c показывают имеющиеся гнезда, A и B – возможный способ укрепления штырей.

Большой размер гнезд, длина стороны которых достигает 1 фута, исключает самую мысль о применении железа; но и употребление дерева для этих целей неудобно тем, что, разбухая под действием влаги, оно может вызвать разрыв камня. Эту опасность можно устранить следующим образом: штырь A вделывается в средний брусок, не касающийся стенок гнезда, а придерживающийся двумя поперечными брусками, которые будут сгибаться в случае, если разбухнет штырь. Та же конструкция повторяется и в гнезде B, в которое вставляется штырь.

Рисунок 148 показывает различные образцы металлических скреплений, употреблявшихся в материковой Греции.

Металлические скобы, скрепляющие один с другим камни одного ряда, делаются в форме шипов, ласточкиных хвостов или двойных «Т». Для скрепления квадров двух смежных рядов употребляют пироны, которые в позднегреческих постройках имеют утолщения на обоих концах. Эти пироны M укрепляются свинцом в камнях верхнего ряда до укладки их на место; после укладки камней пироны укрепляют в камнях нижнего ряда, заливая свинцом через канал C.

В Парфеноне между барабаном колонн были вставлены деревянные пробки, вделанные непосредственно в мрамор. Для того, чтобы избежать опасности разбухания дерева, была применена смолистая, мало впитывающая влагу древесная порода. При этом дерево было дано в сыром виде, т.е. в его наибольшем объеме. Возможно, что барабаны, еще подвешенные на канатах, вращали на штырях, вделанных в пробки, чтобы точнее пригнать соприкасавшиеся между собой плоскости.

Делагардет обнаружил между барабанами малых колонн храма в Посейдонии гнезда, в которые вливался известковый раствор через канал, помещенный вдоль оси барабана.

В качестве еще одного вида металлических скреплений приведем железные связи дверной перекладины большого храма в Акраганте. Вмещавшая их борозда имеет 0,16 м в ширину и столько же в высоту. По всей вероятности, она была заполнена пачкой плоских железных полос, положенных на ребро.

Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 148Рис. 149
Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 150Рис. 151
Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначенЧто такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Смотреть картинку Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Картинка про Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен. Фото Что такое опистодом в греческой архитектуре и для чего он предназначен
Рис. 152Рис. 153

Конструкция крыши и кровли

Стропила. – Относительно конструкции крыши мы имеем документ, не оставляющий желать ничего лучшего в смысле точности и полноты: смету на постройку арсенала в Пирее. Здесь описывается до мельчайших подробностей конструкция, воспроизведенная на рисунке 149, A.

Этот памятник относится к IV в., но метод его конструкции, Несомненно, очень древний. Это – тот же метод, который применялся у фригийцев и этрусков.

В описываемой конструкции главную роль играет балка A, поддерживающая посредством брусков тяжесть среднего прогона и крыши B. Она основана на принципе, не имеющем ничего общего с современной конструкцией ферм, в которой стропильная связь испытывает растяжение, вызванное стропильными ногами, а в середине поддерживается бабкой. В греческой системе стропильные ноги не скреплены со связью, которая подвергается не растяжению, а силам прогиба, и таким образом представляет собой не скрепу, а балку.

Все части этой конструкции испытывают силы сжимания (брусок, заменяющий бабку) или прогиба (связь), но никогда не испытывают силы растяжения. Таким образом, она существенно отличается от нашей современной кровельной конструкций. Греческая система, в основном подчиненная функции несущих балок, представляет простую и ясную конструкцию – воспроизведение деревянной конструкции в камне.

Дорийский ордер является приложением этой системы к камню. Его общие массы сводятся к виду, показанному на рисунке 150, S. Его формы (по крайней мере, в целом) объясняются из деревянной конструкции M.

Согласно обычаю, сохранившемуся в Этрурии вплоть до эпохи Витрувия, балка A, перекрывающая пролеты между колоннами, состоит из двух равных брусьев. Чтобы предотвратить самовозгорание дерева, эти брусья необходимо было разъединить и вместе с тем скрепить друг с другом. Первая цель достигалась тем, что между брусьями вставляли распорки, вторая – сжимами, укрепленными с помощью штырей. Таким образом, мы видим здесь буквальное повторение приемов, встречающихся уже в ликийской архитектуре.

На балке A покоятся переводы P такой же толщины в поперечном сечении, как и балка, что объясняется большой глубиной портиков в храмах архаического периода. Брусья P не только представляют собой балки, поддерживающие потолок, но и несут посредством стоек R и тяжесть обрешетки.

Недостатки греческой системы сравнительно с современной вполне очевидны. Поперечное сечение сильно нагруженных в середине их длины переводов P должно было быть огромным.

В конструкции арсенала в Пирее, где центральная галерея портика не превышает 13 – 20 футов в ширину, балки достигают в поперечном сечении от 2 1/4 до 2 1/2 футов, т.е. от 0,67 до 0,75 м. Где же найти при этой системе брусья достаточной толщины, чтобы перекрыть такое здание, как храм в Акраганте, с почти вдвое большим пролетом? Такого рода затруднения в некоторых случаях переходят в невозможность. Так, Страбон сообщает, что храм в Милете так и остался без перекрытия «по причине своей колоссальной величины», т.е. за невозможностью найти для его перекрытия балок подходящих размеров. При покрытии здания двухскатной крышей естественно образуются с двух коротких сторон фронтоны, т.е. треугольники, боковые стороны которых следуют наклону крыши. Коньковая конструкция крыши не является, однако, единственной.

Указание на то, что существовала и четырехскатная крыша, дает план архаической постройки (рисунок 151), известной под названием базилики в Пестуме.

Потолки, столярные работы. – В арсенале Пирея система стропил была открытой, т.е. видна изнутри здания. Надписи, касающиеся постройки Эрехфейона, устанавливают, что одна из двух целл храма имела открытую конструкцию крыши, другая была перекрыта горизонтальным потолком.

Этот потолок (рисунок 152) состоял из двух балок, поддерживавших кессоны из деревянных брусьев с заполняющими терракотовыми плитами.

Резные карнизы при этом брались не в толще брусьев, а делались накладными из пришитого гвоздями на углах тонкого багета или представляли собой тонкие доски с профилированными ребрами, вкладывавшиеся поверх мрамора в заготовленные для них четверти.

Эту конструкцию воспроизводят в мраморе потолки целого ряда храмов: Фесейон, храм Аполлона в Фигалии, храм в Рамнунте и др. Интересно сопоставить эти греческие конструкции с этрусскими приемами перекрытия.

Как примеры тонких столярных работ, можно привести створки дверей с большими рамами, воспроизведенные в камне в гробницах Пидны, и хранящиеся в Лувре ложные двери в гробнице Ферона в Акраганте и др.

Кровля. – Крыша покрывалась терракотовой или мраморной черепицей. Применение мрамора заставляет предполагать, что существовали способы обработки его в виде тонких плит. Наждак, изобиловавший в Наксосе, легко поддавался распиливанию. Изобретение мраморных черепиц также приписывается наксосцам и относится к 480 г. Однако, каков бы ни был материал, устройство кровли остается всегда одним и тем же. Широкие черепицы с выемкой для стока воды кладутся на перегородчатую плоскость и покрываются двускатными черепицами. Рисунок 149, C показывает детали обрешетки из досок, на которой были положены черепицы крыши арсенала в Пирее; B показывает детали обрешетки из брусьев, поддерживавшей мраморные черепицы крыши Эрехфейона. Рисунок 153 воспроизводит мраморные черепицы храма в Рамнунте.

При рассмотрении его ясно видны те предосторожности, которые принимались против обратного затекания воды под действием ветра и проникновения ее внутрь в силу капиллярности.

На коньке крыши стык черепиц прикрывается рядом желобчатых черепиц. Сток воды происходит или по простому желобу, как в Парфеноне, или же через отверстия в настенном желобе, собирающие воду с одного или двух рядов черепиц (рисунок 153).

Крыши конической формы были, вероятно, покрыты черепицей в виде рыбьей чешуи, размеры которой увеличивались по мере увеличения радиуса крыши, как об этом позволяет судить памятник Лисикрата.

Последовательный ход работ

Постройка храма в Сегесте (оставшегося незаконченным) была приостановлена после того, как была сделана внешняя колоннада. Колонны были уже все возведены тогда, когда стену и целлу храма еще не начинали строить. Этот факт позволяет сделать некоторые выводы относительно последовательности хода работ. На Эгине применялись различные способы подъема камней для портика и целлы. Этот факт указывает на то, что строительные работы были прерваны и возобновлены через известный промежуток времени. Есть основание думать, что здесь, как и в Сегесте, портик был выстроен раньше целлы.

В большом храме в Селинунте различие стилей отдельны частей здания дает указание на последовательность хода строительных работ, – прежде всего был построен главный фасад храма. Из приведенных нами фактов легко сделать следующий вывод: в первую очередь выполнялись наиболее видные части здания, чтобы произвести желаемый эффект как можно скорее.

Для изучения последовательности хода работ представляет большой интерес одна деталь, касающаяся окончательной отделки здания. Эту отделку производили всегда начиная с верхних частей постройки, так что над постепенно опускающимися книзу лесами поднимались уже готовые и даже раскрашенные части. Таким путем избегалась всякая возможность порчи уже законченных частей архитектурной декорации. У некоторых храмов вполне обработаны только антаблемент и капители колонн, а стволы колонн и основания остались совершенно неотделанными. У других неотделанными остались одни основания.

Как погибали памятники греческой архитектуры

Таким постройкам, как греческие, в которых не проявляется сила бокового распора, а камень несет нагрузку, составляющую лишь небольшую часть его прочного сопротивления, суждено было, казалось бы, стоять, не разрушаясь, целую вечность. Некоторые из них устояли против страшных разрушительных сил, как Парфенон, пострадавший от взрыва порохового склада.

Глава «Конструктивные приёмы» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *