Что такое опорная школа

Опорные школы РАН: нужны ли они и кто даст на них деньги?

Лента новостей

Все новости »

В эти учебные заведения хотят привлечь одаренных детей. Идея вроде хорошая, но пилотный проект Академии наук и Минпросвещения вызывает сомнения у экспертов

В России появятся опорные школы Академии наук: Минпросвещения и РАН запускают пилотный проект по созданию учебных заведений, где будут развивать интерес к науке у одаренных школьников. Идею обсудили на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Причем часть денег на такие школы, согласно планам, выделит бизнес. Кто может быть заинтересован в финансировании и нужны ли вообще такие школы?

В проекте будут участвовать 110 школ в 32 регионах. Учебные заведения РАН уже выбрала, исходя из близости научных институтов и крупных исследовательских университетов. Цель — вывести страну в десятку лидеров по качеству общего образования. Наверняка это станет подспорьем для талантливых ребят из провинции.

У нас богатый опыт спецшкол. Советский Союз славился и математическими, и естественно-научными школами. Практически всю научную и культурную элиту вырастили в таких учебных заведениях. Но в последние годы в России, наоборот, наблюдалась своеобразная уравниловка. С 2017 года в Москве до статуса обычных школ постепенно «разжаловали» лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением какого-либо предмета. Многие родители возмущались. Теперь, похоже, хотят вернуться к истокам, но вряд ли это что-то кардинально изменит в образовании и науке, говорит директор частного лицея «Ковчег-XXI», педагог Рустам Курбатов:

Рустам Курбатов директор частного лицея «Ковчег-XXI», педагог «Хорошо бы, чтобы в Академии наук или еще где подумали, как принципиально изменить массовую школу. Образование, что бы мы ни говорили, не может быть общим для всех. Есть дети более одаренные, есть менее одаренные, и понятно, что для более продвинутых и мотивированных детей нужны особые условия. Другое дело, что мы не знаем, кто такие одаренные дети. И те троечники, которые у нас спят за партой, они, может быть, самые одаренные и есть. Вся школа нуждается в серьезном передумывании. Тогда, я думаю, там можно найти много одаренных и талантливых детей, которые дальше украсят нашу науку».

Половину денег на опорные школы РАН выделят из федерального бюджета, еще 50% оплатит бизнес, сказала министр просвещения Ольга Васильева. Готово вложиться издательство «Просвещение». Компания хочет инвестировать в лабораторные комплексы. Зачем это нужно «Просвещению», понятно: это монополист по изданию учебников. Но кого еще из бизнесменов может заинтересовать такой проект? Одно дело вузы — оттуда потом можно брать свежие кадры. А школы? На эту тему рассуждает учитель истории школы № 1409, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Сергей Цыбульский:

Сергей Цыбульский учитель истории школы № 1409, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ «Недавно я такой же вопрос задал Касперскому. Он пытается сделать математические классы в школе № 1409. Но Касперский ушел от ответа. Дети, которые будут подготовлены, — где гарантия, что они придут непосредственно в тот сегмент бизнеса, который финансировал это? Очень многие представители бизнеса имеют свои школы, тот же Сбербанк. Они открывают школы новых технологий, новых поколений, ориентированы на современные требования. Но это скорее дань моде, экспериментальная площадка, в том числе и вложение денег в будущее России. Нет никаких реальных предложений со стороны образования, которые бы гарантировали реальное получение каких-то дивидендов после того, как дети будут подготовлены».

Одну из самых известных московских школ — «Летово» — основал год назад предприниматель и меценат, владелец группы компаний «Русагро» Вадим Мошкович. Отвечая на вопрос, с чем связан его интерес к сфере образования, Мошкович ссылался на собственный школьный опыт, который многое определил в его жизни.

На сайте «Летово» написано, что это некоммерческая организация, то есть школа не получает прибыль за счет оплаты обучения. Но ежемесячно родители платят от 110 до 140 тысяч рублей — на организацию обучения и жизни в кампусе. Льготы есть только у самых одаренных, кто постарался и получил стипендию. То есть даже самые, казалось бы, благополучные школьные проекты под патронажем бизнеса, похоже, все равно требуют денег извне.

Источник

Опорные школы РАН: коротко о главном

Для чего нужны опорные школы Российской Академии Наук? Кого, как и чему в них будут обучать? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье.

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Не так давно Минпросвещения анонсировало новый проект, направленный на создание опорных школы при Российской академии наук. По словам президента РАН и министра просвещения, данный проект позволит существенно повысить уровень среднего школьного образования. По крайней мере в той части учеников, которые нацелены на дальнейшее продвижение в науку.

Отметим, что идея создания специализированных школ не нова. Еще 2-3 столетия назад целью создания таких школ была, в основном, организация приютов для сирот, в которых детям давали базовые знания, помогающие в дальнейшей социальной адаптации и приобретении рабочей специальности. Тогда же массово открывались частные пансионы для детей знати, где обучали «разным наукам и светским манерам», воспитывая аристократическую надстройку общества. Спецшколы функционировали и в период становления СССР, в начале 20-х годов прошлого века.

Итак, опыт создания и работы специализированных школ в нашей стране существует. Он оказался довольно успешным, так как, по сути, позволяет реализовать главную задачу: собрать в одном классе учеников с равными способностями и обучать по некой специализированной программе, подготавливая к следующему шагу в жизнь.

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Спецшколы в СССР: ретроспектива

При реализации совместного амбициозного проекта Минпросвещения, РАН и компании «Просвещение», в котором предполагается воспитывать интерес школьников к математическим и естественным наукам, очень пригодился опыт работы советских школ.

В СССР научная элита воспитывалась на базе специализированных школ с углубленным изучением предметов, ориентированных на развитие ведущих отраслей экономики. К сожалению, после распада СССР, устоявшаяся система советского образования дала трещину. Началось массовое тиражирование школ-гимназий, которое происходило под влиянием модных тенденций и ложного престижа, основанного на стремлениях родителей «устроить» будущее ребенка, и нередко – просто похвастаться в кругу знакомых «успехами» своего чада.

Спрос, как известно, рождает предложение, особенно, когда общеобразовательная школа советского периода, в которой дети получали бесплатное образование, в условиях перехода к капитализации и коммерциализации была поставлена в условия выживания. Это привело к ожидаемому снижению качества образования, падению престижа специализированных школ-гимназий, несмотря на то, что идея дифференцированного подхода к обучению в принципе дает высокие результаты.

Однако «старая гвардия» сильно сгущает краски. Опорная или спецшкола не лишает ребенка возможности изучать остальные предметы, воспитывая всесторонне образованную личность, а лишь делает упор на некоторые предметы. При желании, в более старшем возрасте, ребенок может изменить выбор взрослых и принять самостоятельное решение, выбирая профессию.

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

РАН готовит смену: перспективные планы

Наряду с работой над научными открытиями РАН всерьез озабочена вопросом подготовки молодой смены – креативных, дерзких, амбициозных и талантливых преемников.

После социально-экономических потрясений эпохи перестройки, ряда неудачных экспериментов в сфере просвещения, Минобразования уверенно приступило к работе над национальным проектом «Наука», цель которого – создание опорных школ и научно-образовательных центров, и как результат – качественная подготовка будущих ученых. На базе Российской Академии Наук, в рамках пилотного проекта уже в 2019 году планируется открытие 110 школ и 15 НОЦ (научно-образовательных центров), во всех регионах страны. Другими словами, опорные школы будут готовить выпускников для научных центров не в отдаленной перспективе, а сейчас.

Особенно радует, что целью проекта является не создание элитных школ в столице и нескольких наиболее развитых городах России – опорные школы создаются на базе высших учебных заведений и НИИ, работающих в 32 регионах страны. То есть, такой подход обеспечивает равные возможности для всех одаренных детей, что делает обучение в опорных школах РАН более доступным.

Согласно майским указам президента РФ, РАН совместно с Министерством просвещения, до 2024 года планируется поднять рейтинг российской науки на 11 место в мире по ведущим научно-техническим направлениям и на 5 место – по количеству научных статей, опубликованных в международных изданиях. Планируется также значительное омоложение кадров в науке: ученые в возрасте до 39 лет должны составлять 50% научного состава.

Основные пути реализации проекта

Если коротко, для достижения поставленных целей нужны специальные программы, высококвалифицированные кадры и, конечно же, средства.

Первый вопрос, касающийся создания специальных программ, оказался самым простым. Программы уже разработаны и дефицита в них нет. Относительно легко решился вопрос и с кадрами: предполагается, что опорные школы будут работать на базе институтов и университетов, где такие кадры есть.

Даже решен вопрос о принципах разделения детей по способностям, в соответствии с требованиями психологии и педагогики. Отбор детей для обучения по специализированным программам планируется проводить не с первого класса, как было раньше, а с шестого. То есть, поскольку в 11-12 лет интересы ребенка к изучению тех или иных учебных дисциплин уже, в основном, сформированы, отбор в этом возрасте не нарушает принципов педагогической этики, которая так беспокоила учителей прошлых лет.

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Оставался открытым самый сложный вопрос для реализации любых идей: откуда взять средства? Плачевное финансовое положение отечественной системы образования не критикуют только ленивые и безразличные. Школа, как и образование в целом – бюджетная сфера, которая, по старой советской традиции до сих пор финансируется по остаточному принципу. Но, похоже, что у этого правила наступил переломный момент.

Летом 2017 года намерение О. Васильевой, Министра образования РФ, провести реформу «по возвращению школ в государство» для создания единого образовательного пространства натолкнулось на возражения губернаторов, не желающих обременять себя дополнительными хозяйственными вопросами.

Тем не менее, в августе 2018 года школы в 16 регионах Российской Федерации были переданы в региональное подчинение, при поддержке учительского профсоюза. Это буквально означает, что финансирование в них отныне ведется не из муниципального бюджета, а из федерального, так же как и более организованно, на федеральном уровне, решаются вопросы с кадрами. Лучшие школы в этих субъектах федерации дополнительно финансируются из муниципального бюджета, по результатам рейтинга.

Если же говорить более предметно о финансировании проекта опорных школ РАН, то, по словам Ольги Васильевой, одна половина денег на него будет выделена из федерального бюджета, а другая половина – оплачивается за счет бизнеса (а если конкретнее, то компанией «Просвещение»).

Ожидается, что на закупку нового оборудования для опорных школы будет выделено около 1 млрд рублей. Набор учащихся в опорные школы планируется проводить из числа учащихся лучших школ, с учетом близости научных институт и крупных федеральных НИИ.

Такая оптимизация, как считают в министерстве просвещения, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства и обеспечению качественного образования для всех детей РФ. Дополнительно проект направлен на сокращение управленческих звеньев и создание единого потока финансирования.

Источник

Опорная школа РАН – что это такое?

08.07.2019 721 Просмотры

Российская Академия Наук (РАН) – самый крупный государственный центр научных исследований. В его стенах проходят фундаментальные и прикладные исследования по проблемам гуманитарных, технических, общественных и естественных наук. Его основная цель заключается в получении новой информации в различных сферах. Так же принимает участие в разработке и продвижении различных проектов, которые направлены на развитие научной деятельности, на всей территории Российской Федерации.

За последнее время было принято большое количество различных нововведений. В начале 2019 года Министерство Просвещения объявило о новом проекте, которое направлено на создание опорных (базовых) школ при РАН. По мнению президента Российской Академии Наук и министра Просвещения, этот проект даст возможность значительно повысить уровень школьного образования. (особенно это касается учеников, которые имеют большой интерес к наукам).

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Спецшколы в СССР были созданы с целью сбора в одном классе учеников с одинаковыми навыками, умениями и уровнем знаний. Это позволяло обучать их по специальной программе и подготавливать их сразу к определенному направлению (специальности).

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Что же такое опорные школы и для чего они в России

Опорные школы при Российской Академии Наук (Базовые) – вид школ в Российской Федерации, работа которых будет осуществляться под наблюдением лучших ученых РАН. Несмотря на то, что анонс данного проекта был в феврале 2019 года, уже составлен ориентировочный список школ. Так же в данном проекте будут принимать участие представители группы Просвещения.

Опорные школы будут расположены на территории таких областей:

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Такие школы будут находиться в подчинении департамента образования субъектов Федерации. Открытие школ планируется на 1 сентября 2019 года. Учебный процесс в данных учебных учреждениях будет проходить в два этапа: первоначальные учебные занятия, обеденный перерыв, после этого будут проходить дополнительные занятия.

Опорные школы будут иметь различные модели образования. В различных школах будет углубленное изучение определенных профилей и специализаций. Они все будут направлены на повышение среднего уровня знаний в сфере научной деятельности на территории Российской Федерации.

Источник

Академики ищут таланты

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

…Сегодня они пишут код для роботов. Завтра ломают голову над конструкцией космической станции, настраивают микропроцессор для беспилотного такси. А еще геномная инженерия, 3D-моделирование, искусственный интеллект… В новые технологии ученики общеобразовательного учреждения «Лицей» подмосковной Балашихи погружаются с головой.

В школе есть и четыре собственные лаборатории: робототехническая, биоинженерная, физическая, а также «больших данных» для программистов. По планам в новом учебном году в «Лицей» придут инженеры, научные сотрудники городских производственных предприятий Балашихи с лекциями и практическими курсами. Сами классы ждет переоснащение по последнему слову техники.

В Удмуртии в число топовых школ вошли три лицея из Ижевска. Руководителей учебных заведений такая новость, конечно, порадовала. По словам директора Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Михаила Альеса, создание базовых школ академии поможет не только выявить талантливую молодежь, но и удержать ее в регионе. Для этого нужно привлекать школьников к научной работе именно в контексте региональной специфики, «включать» их в определенный круг задач. К примеру, в 14-м лицее дети углубленно изучают биологию и химию.

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Что такое опорная школа. Смотреть фото Что такое опорная школа. Смотреть картинку Что такое опорная школа. Картинка про Что такое опорная школа. Фото Что такое опорная школа

Как подчеркнула министр просвещения Ольга Васильева, речь не идет о том, что какие-то школы будут расформировываться и набираться новые способные ученики. Наоборот, некоторые классы будут усилены за счет того, что дети в них будут заинтересованы предметом и начнут изучать его на углубленном уровне. Современные лаборатории и другое оборудование поставят в классы за счет частно-государственного партнерства на сумму более миллиарда рублей.

Алексей Хохлов, вице-президент РАН:

Хотел бы обратить внимание: мы делаем ставку именно на развитие науки в регионах. Москва и Санкт-Петербург в проект не вошли.

Источник

Что такое «базовые школы РАН»?

1 сентября 2019 года в России начнут работать базовые школы РАН. Что это за школы и в каких регионах они будут открыты? Сибирским отделением РАН подготовлена презентация «Базовые школы РАН», в которой подробно рассказывается об этих школах.

Что же такое «базовые школы РАН»?

14 февраля на Российском инвестиционном форуме — 2019 Минпросвещения России, Российская академия наук (РАН) и Группы Компаний «Просвещение» рассказали о запуске в России проекта по созданию базовых (опорных) школ РАН.
« Базовые школы РАН » — это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации, цель которого — создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.
С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев. Минпросвещения России всецело поддержало эту инициативу.
Ежегодно России нужно примерно 10 тысяч тех, кто приходит в науку. Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых.

Кто и как отбирал школы для проекта?
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты. Всего РАН определено 110 школ в 32 регионах.

Базовая школ РАН – это школа, которая:
-показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
-использует ресурсы научных институтов РАН и других научно-практических площадок; — имеет традиционные связи с крупными университетами, научными центрами;
— является муниципальной и в ходе реализации проекта осуществляет необходимые действия для передачи учредительства на региональный уровень;
-обладает значительным кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся, развития у них основ научной деятельности;
— имеет опыт организации профильного обучения (углубленного изучения отдельных предметов), сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями

В каких территориях будут работать базовые школы РАН?
В Презентации перечислены следующие регионы:
Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Удмуртская Республика;

края: Краснодарский,, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская область, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.

Определены также региональные координаторы, обеспечивающие поддержку базовых школ РАН на территориальном и федеральном уровне, а также региональные научно- образовательные центры.

Возможные модели базовых школ РАН
Предлагается 6 моделей базовых школ РАН: профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с начальной школы, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель.

А что с учениками, которые сейчас обучаются в отобранных школах?
Как сообщила Министр просвещения России О.Ю. Васильева, « уже обучающихся в опорных школах РАН детей отсеивать никто не будет ». Для них « организуют классы с углублённым преподаванием отдельных предметов ».
А что с учителями?
Для педагогических работников базовых школ со стороны РАН будут предложены (как на региональном, так и на федеральном уровне):
— информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
— курсы повышения квалификации, предусматривающие рассмотрение сложных научных понятий и современных научных открытий (включая он-лайн и сетевые курс);
— новые методы обучения и образовательные технологии и другие формы.

Предполагается, что, организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы; будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями; обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *