Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Использование опорных конспектов на уроках литературы

Разделы: Литература

1. Теоретические основы опыта

Опорная схема в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач.

В конспекте при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

Какие требования, кроме вышеназванных, необходимо учитывать при составлении опорных конспектов и схем?

1) Графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений.

2) Употребление минимального количества слов, примеров.

3) Использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов.

4) Применение принципа противопоставления языковых фактов.

5) Кодированность информации.

Существует известная методика работы с опорными конспектами, созданная В.Ф. Шаталовым и апробированная, дополненная многими учителями, его последователями. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя превращается в процесс творчества. Как работаем по опорным конспектам мы с ребятами?

Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, «полетное» повторение. Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.

Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Динамика работы по опорным конспектам, схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных конспектов и схем в последнее время называю «комфортной», а ее использование распространяется не только на области точных наук, лингвистику, но и на такие предметы, как история, литература.

Применение опорных схем по литературе в значительной мере отличается от учебных конспектов и схем по русскому языку по своим целям, содержанию, оформлению. Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе «Отцы и дети», через которые можно раскрыть особенности характера, мировоззрения героя и отношения к нему автора, а следовательно, понять не только композицию, но и идею романа И.С. Тургенева.

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов.

Освоение опыта доступно любому учителю.

2. Система обучения литературе на основе использования опорных конспектов.

В работе с использованием опорных конспектов на уроках литературы важно отметить систематичность этой работы и преемственность при работе с учениками 5-9 классов. Но надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение по литературе, которое мы изучаем, требует необходимости работы по нему с опорным конспектом. Поэтому, я приведу планирование учебного материала с учетом принципа работы с опорными конспектами на уроках литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учебная хрестоматия для 5 класса: в 2 частях.

Составитель Т. Ф. Курдюмова

(102 часа по программе)

Тема урокаИспользование опорного конспекта

Тема: Введение. Фольклор. Русские народные сказки. (11 часов)Урок 1.Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним.Опорный конспект 1Урок 2.Русские народные сказки.Уроки 3-4.“Василиса Прекрасная”. Русская волшебная сказка. Волшебные герои и волшебные события. Тема, идея, язык сказки.Опорный конспект 2Урок 5.Сказка “Царевна- лягушка”. Прославление в ней лучших качеств человека: доброты, мастерства и трудолюбия.Урок 6.Сказка “Иван- крестьянский сын и чудо- юдо”. Патриотический смысл сказки.Урок 7.Разные типы сказок и проблемы, которые в них решаются. “Вазуза и Волга”, “Загадка”, “Откуда ветер дует”, “Сказка-анекдот”.Опорный конспект 3Уроки 8-9.

Вн/чт“Я знаю и люблю русские народные сказки”Уроки 10-11

Тема: Сказки народов мира. (4 часа)Урок 12.Французская народная сказка “Три ловких сына”Урок 13.Арабские народные сказки из книги “Тысяча и одна ночь”Уроки 14-15“Библия для детей”. Знакомство с Ветхим заветом и Новым заветом.Опорный конспект 4

Вн/чтВнеклассное чтение по сказкам Х.К.Андерсена.

Тема: Русская классика XIX века. (32 часа)Урок 20.Иван Андреевич Крылов. Басня как вид литературного произведения. “Лебедь, Щука и Рак”Урок 21.И. А. Крылов. “Свинья под Дубом”, Аллегория в басне. Басни Крылова и их всенародное признание.Опорный конспект 5Урок 22. Р/рСоставление басни.Урок 23.А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” (песни 1-3)Уроки 24-25А. С. Пушкин “Руслан и Людмила”Опорный конспект 6Урок 26.

Вн/чтВнеклассное чтение. “Что за прелесть эти сказки!” “Сказка о золотом петушке”

А. С. Пушкина, “Конек- горбунок”

П. П. ЕршоваУрок 27.Н.В. Гоголь. “Майская ночь, или Утопленница”.Уроки 28-29.Усвоение содержания повести “Майская ночь, или Утопленница”Опорный конспект 7Урок 30.

Вн/чтН.В.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки”Уроки 31-32Поэтические картины Родины в произведениях поэтов XIX века. П.А.Вяземский “Степь”. Н.М.Языков “Конь”, “Буря”. И.С.Никитин “Русь”.Опорный конспект 8Урок 33.М.Ю.Лермонтов “ Бородино”. Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.Урок 34.Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года. Монолог и диалог.Опорный конспект 9Урок 35.

Вн/чтВнеклассное чтение по рассказам И.С.Тургенева из “Записок охотника” (“Бежин луг” и др.)Урок 45.А.В.Кольцов. “Косарь”Урок 46. Р\рРазвитие речи. Устное описание картины В.А.Мясоедова “Косцы”Урок 47.Картины природы в произведениях Н.А.Некрасова “Соловей”, В.И.Тютчева “Весенние воды”, А.А.Фета “Ласточки пропали”, “Зреет рожь над жаркой нивой…”Опорный конспект 12Урок 48.Урок-конкурс на лучшего чтеца “Русская природа в стихотворениях Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева”Уроки 49-50А.П.Чехов. “Степь”(отрывок)Урок 51.Практическая работа.

Тема: Сказки русских и зарубежных писателей XX века. (7 часов)Урок 52.Константин Георгиевич Паустовский “Теплый хлеб”Урок 53.Андрей Платонович Платонов. “Волшебное кольцо”Урок 54.

Вн/чтВнеклассное чтение по сказкам А.П.Платонова “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”, “Безручка”, “Финист- ясный сокол” и др.Урок 55.Джеральд Дарелл. “Говорящий сверток”. Джеральд Дарелл- защитник мира животных. Сказочная повесть “Говорящий сверток”.Урок 56.Усвоение повести “Говорящий сверток”Уроки 57- 58.Джанни Родари. “Сказки по телефону”: “Тонино- невидимка”, “Человек, который хотел украсть Колизей”, “Война колоколов”Опорный конспект 13

Тема: Русская литература XX века (14 часов)Урок 59.Иван Алексеевич Бунин. “Стихи”, “Детство”, “Сказка”Урок 60.Константин Дмитриевич БальмонтУрок 61.Валерий Яковлевич Брюсов “Хвала Человеку”Урок 62.Д. С. Мережковский. Стихи “Природа”, “Мать”. Игорь Северянин. “В парке плакала девочка…”, “Что шепчет парк”Урок 63.

Вн/чтВнеклассное чтение по материалам раздела “Русская литература XX века”.Урок 64.Иван Сергеевич Шмелев. “Мартовская капель”. “Как я встречался с Чеховым”. “За карасями”.Урок 65.Александр Иванович Куприн. “Мой полет”. Мужество героя рассказа. Евгений Иванович Замятин. “Огненное “А”.Уроки 66-67. Р/рРазвитие речи. Сочинение.

Анализ сочинения.Урок 68.“Россия! Сердцу милый край!” Стихи Сергея Александровича Есенина “Береза”, “Нивы сжаты…” “Топи да болота…”Урок 69.Михаил Михайлович Пришвин. “Времена года”. Любовь к родной природе и стремление ее защитить.Урок 70.Александр Александрович Прокофьев. “Мне о России надо говорить”Урок 71.Самуил Яковлевич Маршак. “Словарь”. Борис Викторович Шергин. “Рифмы”.Урок 72.

Вн/чтВнеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в поэзии К.Симонова, М.Исаковского, М.Джалиля.Работа с опорными карточкамиУрок 73.Практическая работа.

Тема: Путешествия, приключения, фантастика. (16 часов)Уроки 80-81Даниэль Дефо “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо”Уроки 82-83

Вн/чтА.Линдгрен. “Малыш и Карлсон”, “Расмус- бродяга”, “Пеппи-Длинный чулок”.Уроки 94-95Кир Булычёв “Авгиева лаборатория”

Тема: Внеклассное чтение. (2 часа)Уроки 96-97Какие книги читать летом.Уроки

98-102Резервные уроки.

Для получения опорных конспектов можно связаться с автром.

Источник

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План-конспект урока литературы в 5 классе

План-конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне. (3-ий слайд)

— расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; выявить её жанровые признаки;

-развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти;

— формирование навыков исследовательской и поисковой работы;

-формирование метапредметных умений у обучающихся через развитие навыков работы с текстом художественной литературы;

— развитие рефлексивных умений

-развитие речи и эстетического вкуса как показателей интеллектуального и общего развития ученика;

— воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;

-воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам. (5-ый слайд)

Тип урока – урок формирования новых знаний (6-ой слайд)

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, иллюстраций, тесты, маски и реквизит для инсценировки; компьютер, проектор, экран.

План – конспект урока

— Добрый день! Дети, вам тепло?

— В нашем классе светло?

— Прозвенел уже звонок?

— Уже закончился урок?

— Только начался урок?

— А хотите ль вы учиться?

— Значит можно всем садиться!

II .Физкультминутка. Учитель предлагает: растираем ушные раковины (способствует активизации всей системы организма). Вдох – выдох, вдох – выдох.

III .Актуализация знаний., формирование темы урока. (2-ой слайд)

1. Демонстрация м/ф по басне Крылова «Ворона и Лисица»

2.Организация фронтальной беседы по вопросам.

а) Понравился ли м/ф? Чем?(поподробнее)

б) Какое литературное произведение положено в основу м/ф? (басня)

в) Знаете ли вы кто автор этого произведения? (Крылов)

-Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова.

Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные, познакомиться с новой басней, чтобы увидеть их значение и поучительность.

Запишите тему в тетрадь. (3-ий слайд)

-сообщение об И.А. Крылове. (7-ой слайд)

IV . Игра на внимательность «Копилка крылатых слов и выражений»

Задание на слайде (8-ой слайд)

-Ребята, соотнесите цитаты с названиями басен.

Название какой басни осталось лишним?

-С какой же басней мы будем знакомиться?

V . Повторение теории (9-ый слайд)

-Какое художественное произведение называется басней?

-Кто является действующими лицами в баснях?

-Какова основная цель басни?(посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей).

Физминутка (10-ый слайд)

VI . Проектная работа с закреплением во внешней речи. Открытие новых знаний путём знакомства с басней «Свинья под Дубом».

Отчёт групп о проделанной работе.

Инсценирование басни (11-ый слайд)

– Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте.

— Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.

-Прочитайте развязку действия.

-Почему Свинья не понимает сути упрёков?

-Кто является действующими лицами басни «Свинья под Дубом»?

-Какова мораль басни? (прочитать)

Словарная работа (12-ый слайд)

— Какое из этих слов характеризует Свинью? (глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (жёлуди), они ему приятны.

Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). НЕ понимает, что науки должны развиваться

-Какие ещё слова использует автор для её описания?

-Какие чувства у вас вызывает Свинья? (13-ый слайд)

-Чему учит эта басня?

-Актуальна ли она в наше время?

VII . Подведение итогов. (14-ый слайд)

-И.А. Крылов умер на 70-ом году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.

-Узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера он высмеивает?

Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.

-В чём же секрет басен Крылова? (Они написаны простым языком, интересны, не хочется быть похожими на героев его басен)

-Надеюсь, что его произведения станут для вас умной и нужной книгой (обратить внимание на выставку книг)

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке. (15-ый слайд)

-Вспомним слова индийского поэта: «Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения.»

-Получилось ли у нас достичь чего-то на уроке?

-Довольны ли вы своей работой?

-Как бы вы оценили свою работу?

Кто работал в полную силу? Хорошо? Мог бы работать ещё лучше?

IX . Выставление оценок.

X . Домашнее задание. (16-ый слайд)

Выучить или выразительно прочитать одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).

Источник

Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках русского языка наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач.

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность увеличения подачи теоретического материала на уроке без перегрузки учащихся. По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Определенную трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов. Эта система работы требует от преподавателя достаточно больших временных затрат при подготовке к уроку, подборе материала, подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Принципы создания опорного конспекта, алгоритма, схемы.

2. Принцип акцента на основных смысловых элементах. Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовым решением и т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности темы или раздела, но в любом случае не должно быть избыточным. Каждый из блоков представляет собой «микроконспект» по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются соответствие величины букв возрастным особенностям детей, ясность, гармония с общим решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект, алгоритм, схемы, ориентированные на детскую аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они должны повышать образность, эмоциональность восприятия материала. Следует избегать излишней теоретизированности в передаче материала. Кроме основного материала, возможно вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации и т.д.

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала (традиционные формы и методы). Параллельно с объяснением идет составление опорного конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная учащимся, записывается на доске заранее;

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором, отчетливо произнося каждый слог и соблюдая правильное ударение; этот пункт записывается учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте указывается номер параграфа и страница, к которой дети должны обратиться дома. Во время записи конспекта у детей происходит не только восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение материала по составленному опорному конспекту. В местах логических связок, в контрольных моментах темы скорость речи уменьшается, выделяется интонацией самое важное. Это позволяет охватить несколькими фразами большие смысловые части, дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном уроке или нескольких уроках.

Вариант 2.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. На следующем уроке используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по опорному конспекту включена в уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и работы над ошибками. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках русского языка освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Знание опорного конспекта проверяется на уроке. Учитель отвечает на вопросы учащихся по опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим учащимся для воспроизведения опорного конспекта могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры, которые представляют собой тот же опорный конспект, но с пропусками, куда дети должны вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание. Ответ обсуждается детьми либо комментируется учителем. Оценка выставляется учителем. Дети проговаривают домашнее задание в парах и оценивают друг друга (при этом может быть предложена памятка).

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Закрепление материала с использованием опорного конспекта, организация текущего повторения материала на основе конспекта, алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые вызвали затруднения у слабых учеников, сильными учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений по вопросам с целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту.

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе 5 класс. Фото Что такое опорный конспект по литературе 5 класс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *