Что такое опознавательный признак орфограммы согласных букв
Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.
— произношу, определяю ударный слог;
— записываю слово с пропуском;
— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.
Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].
Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].
При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.
Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.
Опознавательные признаки орфограмм
1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)
«Слышу безударный гласный в корне».
2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне
«Слышу безударный гласный в корне»
3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова
«Слышу стечение парных согласных в корне»
4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова
5. Непроизносимые согласные в корне слова
«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]
6. Разделительный Ь
«Слышу [й] после мягкого согласного»
7. Разделительный Ъ
правило графики и морфологический
«Слышу [й] после твердого согласного»
8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
дифференцирующий и морфологический
«Слышу «маленькие слова» в предложении»
9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных
«Слышу имя собственное»
10. Заглавная буква в начале предложения
«Слышу первый звук в первом слове предложения»
11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)
«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными
12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова
13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных
«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»
14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)
«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»
15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах
«Слышу безударные окончания глаголов»
Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.
Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].
Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:
а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;
б) опознавательные признаки всех орфограмм;
в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].
Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.
Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.
Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. – 383 с.