Что такое определить границы предложений
Что такое определить границы предложений
Цель: закрепить знания детей об основных признаках предложения.
Бесплатные занятия с логопедом
Цель: закрепить знания детей об основных признаках предложения.
Задачи:
закрепление навыков согласования слов в предложении;
упражнение в грамматически правильном построении предложений;
тренировка в наблюдении за интонацией голоса;
повторение правила обозначения границ предложения на письме;
совершенствование умение составлять схемы предложений;
развитие орфографической зоркости;
развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;
развитие логического мышления;
развитие слухоречевой и зрительной памяти, произвольного внимания;
развитие грамматического строя речи.
Оборудование: карточки-схемы предложения, карточки-знаки, карточки со словами, мультимедийная аппаратура, презентация.
Структура урока
I. Организационный момент: Эмоциональный настрой на урок.
2) Актуализация опорных знаний;
3) Развитие фонематического слуха;
4) Развитие орфографической зоркости;
5) Закрепление навыков согласования слов в предложении.
III. Итог урока. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек. (Логопед показывает слайды презентации (Эмоции), дети называют эмоцию. Вы правильно назвали все эмоции. Скажите, а какое у вас сейчас эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (Дети отвечают на вопрос) Надеюсь, что наш урок будет вам интересен, и все мы испытаем чувство радости от того, что узнаем что-то новое, поделимся друг с другом уже известным.
II. Основная часть
Логопед: Ребята, я вам зачитаю определение, а вы внимательно послушайте и отгадайте что это такое.
Оно выражает законченную мысль. Слова в нем связаны по смыслу и грамматически.. Оно бывает простым и сложным, распространенным и нераспространенным, имеет главные и второстепенные члены.
Логопед: Ребята, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
2.Актуализация опорных знаний
— Нет, это набор слов.
Логопед: Составьте из этих слов предложение, проверьте, правильно ли вы его составили (учащиеся составляют предложение и сверяют его с тем, что появляется на слайде). Какие выводы мы можем сделать?
— Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
Логопед: В этом предложении есть ошибка, какая? Послушайте стишок подсказку.
Ставится в слове не зря и не просто
буква такого высокого роста!
Ставится буква у строчки в начале-
чтобы начало все замечали.
— Первое слово предложения пишется с заглавной буквы.
Логопед: В каких ещё случаях мы пишем слова с большой буквы?
— Имена собственные, начало строки в стихотворном тексте.
Логопед: А что мы ставим в конце предложения?
— В конце предложения мы ставим точку.
Логопед: Запишите предложение в тетрадь.
Логопед: Перед вами карточки. Определите, какой карточкой вы обозначите начало предложения, какой слова в предложении, какой конец предложения.
Составьте схему предложения, начертите ее в тетради.
(Дети выполняют задание)
Логопед: В конце этих предложений стоит не точка, а другие знаки препинания. Какие знаки и почему?
— Знак вопроса и восклицательный знак. Потому что первое предложение вопросительное, а второе восклицательное.
Логопед: Составьте и начертите схемы этих предложений. Проверьте себя. Сделайте вывод, ответив на вопрос: какие по цели высказывания бывают предложения?
— По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Логопед: Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки) (Дети выполняют задание и проверяют себя)
Весной на деревьях появляется листва. Почему спешат вернуться перелетные птицы? Как бодрит весенним утром свежий воздух!
Игра «Кто быстрей соберет предложение»
Дети разбиваются на команды, команде выдаются карточки – каждому ребенку отдельное слово или картинка или знак препинания. Они должны по команде логопеда построиться так, чтобы получилось предложение:
.
?
!
3.Развитие фонематического слуха
Логопед: Ребята, что помогает нам на слух определить границы предложения?
— Законченность мысли и интонации.
Логопед: Попробуйте на слух определить начало и конец предложения. Я вам буду читать текст, а вы в конце каждого предложения поставите точку. Точку обозначите с помощью хлопка.
(Педагог читает текст, а ученики хлопают в ладоши, если нужно поставить точку)
Автор: Толстой Лев Николаевич
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза. Так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра. Чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
4.Развитие орфографической зоркости
В воздухе пахнет весной солнце светит ярко с крыш домов свисают сосульки появились первые маленькие проталины совсем скоро зажурчат весенние ручейки на березах радостно щебечут птицы
Логопед: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 8) Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте?
Логопед: Узнаем значение этого слова.
5. Закрепление навыков согласования слов в предложении
Логопед: Каждый из вас составит предложение из слов, которые лежат у вас в конвертах. (индивидуальные конверты со словами в начальной форме). Вы можете изменять слова так, чтобы они подходили друг другу.
Вот, например, в моем конверте лежат слова: лето, в, дети, ягоды, лесу, собирать. Какое можно составить предложение? (если дети затрудняются, помогает логопед)
— Летом в лесу дети собирают ягоды.
Логопед: Задание понятно? Приступайте!
Инструкция по делению на предложения
Границы предложений проставляются после следующих знаков препинания (точки, восклицательного знака, вопросительного знака) перед заглавной буквой или концом абзаца.
NB: Далее для наглядности границы предложений обозначены вертикальной чертой красного цвета ( | ). В поле ввода на странице http://opencorpora.org/add.php не нужно вводить вертикальную черту. Достаточно поставить перевод строки (нажать Enter).
Содержание
Прямая речь, оформленная без использования кавычек
Если прямая речь отделена от слов автора нетипографским переводом строки, то граница предложения между словами автора и прямой речью ставится.
В эту минуту кашлянул ребёнок, и я различил голос Горчи, он спрашивал: |
— Нет, дедушка, — отвечал мальчик, — мне бы с тобой поговорить. |
— А, поговорить со мной? | А о чём поговорить? |
Если прямая речь не отделёна от слов автора нетипографским переводом строки, то граница предложений не ставится.
— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями. |
Внутри прямой речи ставятся границы предложений.
Мы все просим вас, — писала она, — не теряя времени поехать в Берлин вместе с господином Жильяром, чтобы увидеть эту несчастную. | А если вдруг это, и впрямь, окажется наша малышка! | Одному Богу известно! | И представьте себе: если это она, там одна, в нищете, если всё это правда… | Какой кошмар! | Умоляю вас, умоляю вас, отправляйтесь как можно скорее. | (…) Самое ужасное, что она говорит, что одна из её тетушек — она не помнит, кто именно — называла ее Schwibs. | Да поможет вам Бог. | Обнимаю вас от всего сердца. | P.S. Если это действительно она, телеграфируйте мне, я приеду тотчас…
Прямая речь и цитаты, оформленные с использованием кавычек
Если часть текста заключена в кавычки, то необходимо ответить на следующие вопросы:
Как ответить на первый вопрос?
Надо проверить, являются ли слова в кавычках членами того же предложения, что и слова вне кавычек.
Если являются, то между словами в кавычках и словами вне кавычек не нужно ставить границу предложения.
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка». |
Судьям хорошо известно, «кто есть кто», и обмануть их не удастся. |
По воспоминаниям самого капитана, «…больная ответила, что эта дама ей не знакома…»
Если не являются и слова в кавычках находятся внутри предложения (до и после кавычек есть ещё какие-то слова), то отделять слова вне кавычек от слов в кавычках не нужно.
, женщина, лежавшая на постели спросила у сиделки: «Ist das die Tante?»(Это тётя), что повергло меня в полное смятение. |
Если не являются и одна из кавычек (открывающая или закрвающая) находится в начале или конце предложения, то между словами внутри кавычек и словами вне кавычек надо поставить границу предложения.
Перед отъездом она беседовала с датским послом: | «Мой разум не позволяет мне поверить, что это Анастасия, но сердцем я чувствую, что это она. | А поскольку я воспитана в религии, которая учит слушать прежде всего доводы сердца, а не рассудка, я не в силах оставить это несчастное дитя…»
«Принять закон непрямого действия, с одной стороны, логично, а с другой — практически за всеми сетями стоят серьёзные люди из центрального и федерального руководства. | Поэтому вряд ли закон будет иметь позитивное отношение к малому бизнесу — всё равно лоббисты от крупных ритейлеров получат нужную трактовку закона», | — цитирует председателя всероссийского объединения «За честный бизнес» Илью Хандрикова Infox.ru.
Как ответить на второй вопрос?
Разделять ли на предложения текст в кавычках, если внутри него есть признаки границы предложения (знаки препинания + заглавные буквы)?
Если ранее было решено отделять слова вне кавычек от слов в кавычках, то слова в кавычках тоже разделяются на предложения.
| Но вот его комната. | Ничего и никого, никто не заглядывал. | Даже Настасья не притрагивалась. | Но, господи! | Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? | Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы. | Ф. Достоевский |
Если слова в кавычках не были на предыдущем шаге отделены от слов вне кавычек, то думаем дальше.
Если текст в кавычках не является членом внешнего предложения и текст в кавычках находится не на границе предложения, то текст внутри кавычек не делим на предложения.
Если все слова внутри кавычек являются одним членом с точки зрения внешнего предложения (слов вне кавычек), то разделять на предложения текст в кавычках не надо.
Роман “Опасные связи. Или письма собранные в одном частном кружке лиц и опубликованные господином Ш.де Л.в назидание некоторым другим” увидел свет в 1782 году. |
Если слова внутри кавычек являются членами внешнего предложения по отдельности, то внутри кавычек надо делить на предложения. NB (lazyfrog): есть критерий осмысленности отрезанных кусков.
Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. | Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. | Но потом, окатившись холодной водой, оживали». |
| Но вот его комната. | Ничего и никого, никто не заглядывал. | Даже Настасья не притрагивалась. | Но, господи! | Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? | Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы. | Ф. Достоевский |
Примечания к примеру:
это восемь предложений
Многоточия и разделение на предложения
Если многоточие встретилось на границе предложений после знака конца предложения, то его (многоточие) относим ко следующему предложению (см. ниже первую границу предложений). Если знака конца предложения нету, то многоточие относим к предыдущему предложению (см. вторую границу).
У него как и у отца чёрные волосы, а глаза того же цвета, что у матери. | (…) В 1920 году, когда Чайковский был убит в уличной перестрелке, она, не сказав никому ни слова, бежала из Бухареста и добралась до Берлина (…) | Ребенок по её словам, остался у Чайковских, и она умоляла помочь найти его…
Списки
Если элементы нумерованных или не нумерованных списков разделены нетипографским переводом строки, то вместо него нужно поставить границу предложения. При этом маркеры списка (цифры или буквы, чёрточки, точки, …) нужно сохранить в начале каждого предложения, если они были в исходном тексте.
Существуют несколько видов защитных функций белков: | 1. Физическая защита. | В ней принимает участие коллаген — белок, образующий основу межклеточного вещества соединительных тканей (в том числе костей, хряща, сухожилий и глубоких слоев кожи)дермы); кератин, составляющий основу роговых щитков, волос, перьев, рогов и др. производных эпидермиса. | Обычно такие белки рассматривают как белки со структурной функцией. | Примерами этой группы белков служат фибриногены и тромбины[32], участвующие в свёртывании крови. | 2. Химическая защита. |
Для определения количества белка в образце используется ряд методик: | Биуретовый метод | Микробиуретовый метод | Метод Бредфорда | Метод Лоури | Спектрофотометрический метод
Заголовки
Заголовок является отдельным абзацем. Это касается и заголовков разделов, глав и пр.. Заголовок может состоять из нескольких предложений.
Псевдографика и другие украшения
Последний день путча. Помните? Знаменитые кадры — толпа несёт огромный трёхцветный флаг от Белого дома к Лубянке. Перед флагом идёт группка людей со свечами. Среди этих людей был я.
Примечания к примеру:
Звёздочки убираем. Границы предложений тут не обозначены.
2. Постскриптум (“P.S”., “PS”, “ЗЫ”, … ) не выделяем в отдельное предложение.
Ошибки в источнике и разделение на предложения
Случайный перевод строки посередине предложения
Пропущенные знаки препинания на конце предложения
Не восстанавливаем. Но считаем ошибкой. Пока непонятно, как её отметить явно. А отмечать надо бы, т.к. токенизатор будет учиться плохому.
Никто из них не носил фамилию Чайковский, вопреки утверждениям Анны Андерсон | Никаких доказательств существования людей, которых она объявила своими спасителями, найдено не было.
Как определить границы предложения, примеры границы предложения?
Чтобы определить правильно границы предложения в тексте, нужно исходить из того, что такое предложение.
Согласно этому определению, попробуем разделить текст на предложения.
Для примера возьмем упражнение из школьного учебника с аналогичным заданием.
Яркое солнце нещадно палило.
Грамматическая основа предложения:солнце палило.
К вечеру небо затянулось тучами.
Грамматическая основа: небо затянулось.
Грамматическая основа: жара отступала.
И четвертое предложение.
Истомленные люди с нетерпением ждали грозу.
Грамматическая основа: люди ждали.
Вечер тишина на небе зажигаются первые звездочки река потемнела деревья стали казаться великанами на что это кто нарушил вечернюю тишину это запел ночной соловей
Девочка побежала на ее лице сияла улыбка. В примере два предложения, границу в виде точки ставим после слова побежала.
Степени наречий (и сравнительная, и превосходная) могут иметь те наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных. Обычно это наречия на -о и -е.
Сравнительная степень наречий образуется так же, как такая же степень прилагательных. Необходимо уметь отличать степень одной части речи от другой. Как это сделать? По-моему, ответ на этот вопрос есть на данном сайте. Да нас он пока не касается.
Будем отвечать конкретно на заданный уважаемым автором вопрос.
Еще сравнительная степень наречий (как и прилагательных) может быть с приставкой по- (считается разговорным вариантом).
Покороче, потише, покруче, помедленнее, поважнее.
Уберите приставку по- и получите другие варианты той же степени сравнительной наречий.
Все слова в русском языке принято делить в зависимости от значения на три группы. К первой относят самостоятельные, или полнозначные слова, которые имеют самостоятельное значение и отвечают на вопросы.
Ко второй группе относят те слова, которые на вопросы не отвечают и самостоятельного значения не имеют. Это служебные части речи.
Буква «з» относится к тем звонким согласным, у которых есть фонетическая пара из числа глухих согласных. Это «с». Можно сказать, что пару образуют и буквы, и звуки, потому что они формируются по принципу, например: слышим звук [с], а пишем букву, которая как бы должна соответствовать звуку [з], то есть согласная «з». Я бы такие пары назвала в этом смысле «буквенно-звуковыми».
Итак, в русском языке найдётся не 5 и не 10 слов разных частей речи, а намного больше, в которых пишется «з», но слышится [с]. Это называется оглушением согласных. Звонкий [з] превращается в глухой [с]. Касается это как твёрдых (порез, сказка), так и мягких (резь) звуков. Такой процесс относят или к регрессивной ассимиляции (уподоблению соседних звуков), или к традиционному оглушению в конце слов. Причём, в русском языке данную традицию не назовёшь факультативной.
Написанная согласная «з», которая звучит глухо (как [с]), на практике часто проверяется при помощи так называемых проверочных слов.
Примеры слов, где пишем «з», а слышим «с» ([с]):
Отметим, что без проверочных слов примеры были бы несколько голословными, поскольку нам всегда следует объяснять написание тех слов, орфографию которых демонстрируем.
Границы предложений
Работа с рпедложениями во 2 классе. Дети научатся определять границы предложений, выбирая нужный знак в конце предложения.
Просмотр содержимого документа
«Границы предложений»
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Вот и зима дети идут гулять в парк Лёва и Дима взяли лыжи Яша взял санки вот горка малыши едут на санках хорошо ребятам зимой.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
В лесу рос красивый куст куст цвёл яркими цветами это был шиповник хороши душистые розы стала Маша рвать розы а там шипы у Маши болит рука.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
В лесу очень тихо деревья окружены снегом ели повесили тяжёлые лапы берёзы склонились некоторые деревья даже согнулись макушками до самой земли.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Хорошо весной в лесу деревья надели зелёный наряд звонко плюют птицы на полянке много красивых цветов.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Наступила зима ударил мороз каждый день дует сильный ветер все звери и птицы в лесу ждут тепла.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Валя была трусихой она всего боялась ребята пошли на улицу выбежала собака все кинулись прятаться маленький Андрюша остался один Валя отогнала собаку.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Пригревает солнышко наступили тёплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
В нашей хижине живут мыши они едят наши запасы наш кот Рыжик слышит их но не бежит он за мышами кот лежит и только шипит на них.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Пришла весна прилетели ласточки они строят гнёзда скоро появятся маленькие птенчики.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Трещат морозы в лесу тишина только трудолюбивые дятлы стучат по стволам деревьев они ищут себе пищу под корой дятлы любят стучать по стволам.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
На пеньке сидел красивый зверёк у зверька был пушистый хвост это белочка подбежал медвежонок и хотел поиграть с ней.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
В лесу стоит дача в ней живёт дед ушка его часто навещают внучата дедушка их очень ждёт в гости.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Промелькнули летние деньки пришла осень день стал короче трава начала желтеть только ель стоит зелёная дует сильный ветер весь день идёт мелкий дождь.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
На верхушке мощной сосны живёт белочка она любит грызть орешки и шишки на травке вокруг ствола обычно лежат скорлупки и очистки осенью на сучьях часто видны шляпки грибов это беличьи зимние запасы.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Маленькая кошечка сидит на ступеньке крыльца и ловко моет лапкой за ушками в дощатой будке спит сторожевая овчарка Жучка мошки вьются над её миской в цветнике бабочка и божьи коровки летают над душистыми цветками.
Определите границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Стоит хороший день теперь осень полна тепла часто идёт дождь вот Рома с папой идут в лес через широкие поля скоро ударит мороз всё покроется снегом.
Предложение. Определение границ предложения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Предложение. Определение границ предложения.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Правила устной речи
Описание слайда:
ПРИШЛА ВЕСНА ВЕСЕЛАЯ ДЕВОЧКА ИГРАЕТ НА УЛИЦЕ СВЕТИТ ЯРКОЕ СОЛНЫШКО ЖМУРИТСЯ ОТ УДОВОЛЬСТВИЯ КОТ
ТИХИМ ГОЛОСОМ
Описание слайда:
Правило
Предложение выражает законченную мысль
В предложении есть главные члены (слова-командиры) : подлежащее и сказуемое
Описание слайда:
НА УЛИЦЕ НАСТУПИЛА ВЕСНА ЛАСКОВО СВЕТИТ СОЛНЫШКО зАЖУРЧАЛИ ВЕСЕЛЫЕ РУЧЕЙКИ
Описание слайда:
НА УЛИЦЕ НАСТУПИЛА ВЕСНА. ЛАСКОВО СВЕТИТ СОЛНЫШКО. ЗАЖУРЧАЛИ ВЕСЕЛЫЕ РУЧЕЙКИ.
Описание слайда:
Воробей, обедал, крошкой, в, гуляли, лесу, хлеба, дети, весной, щебечут, в, птицы, звонко, саду.
Описание слайда:
1. Воробей обедал крошкой хлеба.
2. Дети гуляли весной в саду.
3. Звонко щебечут птицы в лесу.
Описание слайда:
— Что узнали нового?
— Научились ли определять границы предложения?
— Каким способом?
— Как работал каждый?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
БИЦ БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МКОУ «Первокаменская СОШ»
Видеотренинг развития коммуникативной компетентности
О результатах анализа предложений компаний и организаций НГК о приоритетам гармонизации национальных стандартов со стандартами
Определение понятия
Объединение нескольких вычислительных установок для решения одной параллельной задачи
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА
Опыт работы Библиотеки КГТУ по списанию литературы в системе автоматизации библиотек ИРБИС
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5402185 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.