Что такое орарь в церкви

Орарь

Что такое орарь в церкви. Смотреть фото Что такое орарь в церкви. Смотреть картинку Что такое орарь в церкви. Картинка про Что такое орарь в церкви. Фото Что такое орарь в церкви

Что такое орарь в церкви. Смотреть фото Что такое орарь в церкви. Смотреть картинку Что такое орарь в церкви. Картинка про Что такое орарь в церкви. Фото Что такое орарь в церкви

Содержание

История и символическое значение

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания.

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу, готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.

Облачение в орарь

Первое облачение в орарь происходит во время хиротессии (посвящения) во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь, они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением, затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

При хиротонии иподиакона в диакона другие иподиаконы снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «Аксиос» (греч. «Достоин»).

Диакон и иподиакон в Православной Церкви носят орарь поверх стихаря только после благословения, которое получается у священника перед богослужением. Для этого, после троекратного крестного знамения с поклонами Кресту Господню, стихарь и орарь складываются особым образом (у диакона в облачение входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После благословения в форме священнического крестного знамения диакон и иподиакон облачаются.

Ношение ораря

Диакон в Православной Церкви носит орарь на левом плече, так что один конец спускается на грудь, а другой на спину почти до самого пола. Орарь крепится петлей на пуговице на левом плече стихаря, почти у самой шеи, так что концы его свободно свисают вниз. Как и другие богослужебные облачения, орари бывают различных цветов (каждый из них имеет свое символическое значение) и надеваются в зависимости от дня, в который совершается богослужение. В Элладской православной церкви а также других Церквях греческой традиции, помогая священнику совершать требы (молебен, крещение, отпевание и т. д.) диакон может надевать орарь не на стихарь, а сразу на подрясник.

Что такое орарь в церкви. Смотреть фото Что такое орарь в церкви. Смотреть картинку Что такое орарь в церкви. Картинка про Что такое орарь в церкви. Фото Что такое орарь в церкви

Что такое орарь в церкви. Смотреть фото Что такое орарь в церкви. Смотреть картинку Что такое орарь в церкви. Картинка про Что такое орарь в церкви. Фото Что такое орарь в церкви

Иподиакон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя. Диакон надевает орарь крестообразно во время совершения Божественной литургии после произнесения молитвы «Отче наш». Орарь при этом надевается так, что его середина оказывается спереди на пояснице, а оба его конца сначала перекладываются на спину с обеих сторон, затем пересекаются на спине крест-накрест, а затем через плечи перекладываются на грудь и там пересекаются ещё раз.

В Русской православной церкви существует неофициальная практика награждения старших или опытных алтарников орарем, который носится крестообразно, как у иподиакона. Однако эта награда не получила одобрения у священноначалия и потому вручается негласно настоятелями некоторых приходов.

Двойной орарь

В Русской православной церкви диакон после пяти лет служения (хотя по усмотрению архиерея можно и раньше) получает первую награду — право ношения двойного ораря: двух орарей, из которых один надет, как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Таким образом, в Русской Православной Церкви известны две разновидности двойного ораря: в одной угол ораря под правым плечом представляет собой латинскую букву V, а в другой, встречающейся реже, концы помянутых двух орарей сшиты внахлест. Архидиакон и протодиакон носят протодиаконский орарь, отличающийся от двойного ораря наличием на ораре девяти (а не семи, как на простом и двойном орарях) крестов и ангельских слов «Свят, свят, свят» и богатой вышивкой.

В Поместных православных Церквях греческой традиции ношение двойного ораря является привилегией всех диаконов. Причем здесь двойной орарь представляет собой просто прямую ленту.

В Армянской апостольской церкви практики ношения двойного ораря нет.

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Орарь» в других словарях:

ОРАРЬ — (греч.). Узкая длинная полоса с крестами, часть облачения диакона, которую он возлагает на левое плечо во время богослужения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАРЬ новогреч. horarion, от лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

ОРАРЬ — (греческое horarion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной ленты, которая вешается через левое плечо и спускается до подола. Орарь символизирует крыло ангела; с его помощью даётся знак к началу богослужения … Современная энциклопедия

орарь — лента, епитрахиль Словарь русских синонимов. орарь сущ., кол во синонимов: 2 • епитрахиль (3) • лента … Словарь синонимов

Орарь — (греческое horarion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной ленты, которая вешается через левое плечо и спускается до подола. Орарь символизирует крыло ангела; с его помощью даётся знак к началу богослужения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРАРЬ — (греч. orarion) длинная (2,5 4 м), как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лента символ смирения и чистоты помыслов, которую носят во время христианского богослужения на левом плече дьяконы и перепоясанной… … Большой Энциклопедический словарь

ОРАРЬ — ОРАРЬ, ораря, муж. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Орарь — (vrarion ) принадлежность облачения иподиакона, диакона иархидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно черезплечи, второй на левом плече, а за литургией, после Отче наш третийкрестообразно опоясуется на левом плече, имея… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Орарь — принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из… … Православие. Словарь-справочник

Орарь — часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой – на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется … Православная энциклопедия

Источник

Что означает широкая лента, которую держит в руке диакон?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Эта лента, которую диакон носит поверх стихаря на левом плече, называется «орарь». Один ее конец спускается на грудь, другой — на спину так, что оба свободно свисают почти до пола.

Само слово созвучно латинским orare (молиться), oris (уста) и orarium (плат, полотенце). Соответственно, существует и несколько версий происхождения этого элемента диаконского облачения. По одной из них, орарь изначально использовался исключительно в контексте богослужения в качестве призыва к молитве — и сегодня мы можем видеть, как на ектении диакон, возглашая очередное прошение, всякий раз поднимает вверх передний конец ораря тремя пальцами правой руки, после чего осеняет себя крестным знамением.

Наконец, орарь мог изначально использоваться диаконом как полотенце во время богослужения для вытирания губ верующих после причащения. Постепенно значение этой части диаконского облачения стало исключительно символическим, и орарь из полотенца превратился в длинную цветную ленту.

Одно из символических значений ораря — ангельские крылья, поскольку диаконы символически изображают херувимов и серафимов во время богослужения. Именно поэтому на некоторых орарях вышиты слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят». По этому поводу Н. В. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» писал: «…званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».

Орарь является также символическим изображением благодатных даров диакона как священнослужителя, полученных им в таинстве Рукоположения.

Существует еще и двойной орарь, когда один из двух орарей надет как обычно, а второй идет от левого плеча, спускается к правому бедру и соединяется здесь концами. Раньше его носили лишь архидиаконы, сослужившие Патриарху, и некоторые протодиаконы в особо значимых соборах. Сегодня двойной орарь — иерархическая награда, которая дается диаконам за многолетнее служение и является обязательной частью протодиаконского облачения.

Источник

Значение слова орарь

Словарь Ушакова

ор а рь, ораря, муж. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.

Энциклопедия моды и одежды

то же, что стола; часть церковного облачения диакона, перевязь с крестами; длинная узкая лента, носимая на плечах, поверх стихаря. Как и другие церковные одежды, О. появился еще у первых христиан, символизируя служение и славословие Богу. Само слово «орарь» означает служение, готовность молиться.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Православие. Словарь-справочник

принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь символически изображает благодатные дарования диакона как священнослужителя. Иподиакон надевает орарь крестовидно.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо и символизирующая крыло ангела.

* Окончив ектинью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь. // Лев Толстой. Война и мир // *

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой – на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется по два ораря: один из них они носят таким же образом, как и дьякон, а второй соединяют концами у правого бедра. Символически орарь является изображением благодатного дара дьякона как церковнослужителя. Иподьякону положено носить орарь, повязанный крестообразно в знак того, что тот не имеет благодати священнослужителя.

Энциклопедический словарь

Словарь Ефремовой

м.
Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(ώραριον) — принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй — на левом плече, а за литургией, после «Отче наш» третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском («Новый Иерусалим») монастыре диакон носит О. по подобию архидиакона, как это практикуется в Иерусалиме. — Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в «менологии» Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме (см. у Буонаротти). Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы (IV, 4). В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oranum, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О. получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Самое слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от όράω — video, observe — и свидетельствует о том, что лица, имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят ωράριον от ώρα — хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orarium, производя его от orare — молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *