Что такое ораторское сочинение
✅Сочинение на тему «Ораторское искусство»
Ораторское искусство или мастерство красноречия ценится с древнейших времен и до наших дней. Так же, как древнегреческий, современный политик, учитель или любой другой публичный человек должен обладать этим искусством в совершенстве.
Чтобы объясниться друг с другом, людям иногда нужно приложить много усилий, подобрать нужные слова. Что уж говорить о необходимости повлиять на толпу.
Ведь красивые эпитеты и сравнения без внутреннего содержания – это пустые фразы.
В старину искусным оратором считали человека, который:
А кого убедишь одними лишь украшениями?
Слушатель недолго будет наслаждаться чисто словесными украшениями, если за ними не будет стоять четкая авторская мысль. Не уяснив цели или идеи речи, человек будет чувствовать себя обманутым.
Так же и в жизни мы встречаемся с пустыми или неискренними словами, обещаниями, которые лишь на короткое время имеют над нами власть.
Со временем, когда призрачная красота бессодержательных фраз развеется, остается только «голая» правда. И только от оратора зависит, что останется слушателю на память: пустой звук или слово правды и истины.
Поэтому искусный оратор должен заботиться не только о внешнем, но и о внутреннем богатстве своей речи. И не важно, говоришь ты со сцены, или шепотом рассказываешь историю младшей сестре перед сном.
Таким образом, сочетание красоты слова и содержательного наповнення – это ключ к успеху в нелегком деле ораторского искусства.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА
Сложившиеся каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племён ещё на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы («Повесть об Ахикаре Премудром»). В Древнем Китае речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и пр.). Наивысшее развитие древняя Ораторская проза получила в Греции V-IV веков до н. э. и в Риме I века до н. э.; разработанная здесь подробная теория риторики почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и Нового времени. Различалось красноречие торжественное, совещательное и судебное; ведущую роль играло совещательное, т. е. политическое, красноречие. Речи ораторов стали в Греции записываться и стилистически обрабатываться с конца V века до н. э.; вершинами классического красноречия считаются речи Исократа (предназначались для чтения), Демосфена, Эсхина (IV век до н. э.).
С концом греческой демократии политическое красноречие уступило место торжественному, панегирическому, а богатство художественных средств выродилось в нарочитую пышность (азианизм). Ораторская проза пыталась преодолеть этот кризис путём подражания классическим ораторам, но преимущественно их языку (аттикизм), а не стилю. Сочетание аттикизма языка и азианизма стиля характерно для Ораторской прозы софистики второй: Дион Хрисостом, Элий Аристид, Ливаний и др. В Риме сенатские речи записывались с III века до н. э.; учителя риторики (первоначально греки) появились во II веке до н. э. Расцвет классического красноречия относится к эпохе гражданских войн (I век до н. э.); крупнейший его представитель Цицерон был практиком и теоретиком Ораторской прозы. Позднее, в эпоху империи, определяющим и здесь стало торжественное красноречие, а богатство стиля перешло в вычурность (Фронтон, Апулей).
Дополнительная литература:
Апресян Г.З. Ораторское искусство. 3-е изд. М., 1978;
Cortés Gabaudán F. Formulas retoricas de la oratoria judicial atica. Salamanca, 1986;
Черторицкая Т.В. Красноречие Древней Руси: XI–XVII вв. М., 1987;
Кохтев Н.Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. М., 1988;
Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. 3-е изд. М., 1989;
Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992;
он же. Основы ораторской речи. М., 1992;
Preacher and audience: studies in early christian and Byzantine homiletics. Leiden; Boston, 1998;
Архиепископ Амвросий (Ключарёв). Искусство проповеди. М., 2006;
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. 2-е изд. М., 2008.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности (сообщение на лингвистическую тему) Цели: познакомить с академическим красноречием. — презентация
Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. С помощью ораторского искусства он призвал учащихся Стэндфордского университета стремиться к мечтам и о пользе искать в жизненных провалах возможности. Используя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю.
Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.
Выбор темы, которая подойдет для выступления
Выступать можно с любой темой, обо всем на свете, лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям.
О чем можно рассказать?
Можно, к примеру, блеснуть эрудицией и подобрать тему о каком-нибудь уникальном животном, о жителях подводного мира.
Расскажите о домашних питомцах – и это будет очень удачное ораторское выступление, которое будет идти из самого сердца.
Можно найти интересную тему, которую будут слушать. А о чем любят слушать люди?
Любят слушать, к примеру, о том, как кто-то был обычным, ничем не примечательным, человеком, но стал известным и успешным.
Также вас будут слушать о загадочном, о непостижимом или необычном.
В чём значение ораторского искусства в наши дни?
В чём значение ораторского искусства в наши дни? Буянов Олег
бульвар Рябикова, 50 Иркутск Россия 664043
Дата: 24 апреля, 2020 ||
Рубрика: Для саморазвития
Значение ораторского искусства в наши дни. В чем важность ораторского мастерства? Ораторское искусство как важный навык современного человека. В чём главный секрет ораторского искусства. Обо всё этом вы узнаете из этой статьи.
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу поднять одну важную тему, о том что должен уметь человек в наши дни. Я уже писал о необходимых знаниях, а теперь пишу о необходимых навыках.
Одним из главных навыков является — навык общения, диалога, умение выражать свои мысли с помощью слова. Из этой заметки вы узнаете о важном умении современного человека, об ораторском искусстве.
Значение ораторского искусства в наши дни.
Успешному человеку необходимо обладать прекрасными ораторскими способностями. Как говорят историки, кто-то из великих картавил, заикался, не умел читать или писать. Их не остановили недостатки. Они нашли силы не обращать на них внимания или даже преодолеть.
Считается, что именно недостатки вызывают сильнейшее желание развиваться и стать лучше, чем есть, достичь целей. Действительно, вокруг много красивых людей со звучными, выразительными голосами, но они не пользуются своим талантом.
В то же время не каждый, кто полон недостатков, находит в себе силы и волю для совершенствования. Иначе мир был бы полон великими личностями.
В чем важность ораторского мастерства?
Искусство красиво говорить важно потому, что:
— это лучший способ выразить и донести обществу гениальные идеи;
— это лучший способ воздействия и убеждения;
— это лучший способ произвести благоприятное впечатление. Не зря же говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Ум выражается с помощью речи.
— это метод борьбы со страхом перед большой аудиторией.
— это один из важнейших навыков в современном обществе.
Без умения говорить не продвинешь даже ту идею, которая не имеет риска проигрыша, а только явную пользу.
Ораторское искусство в современных реалиях.
Можно читать труды Цицерона, Юлия Цезаря, Владимира Ленина и др. для наглядного примера. Но все эти книги имеют один существенный недостаток: они были актуальны в свое время.
Речь изменяется с течением времени. Если говорить языком Цицерона в XXI веке, то будешь выглядеть не совсем «в теме». Даже обороты из классической художественной литературы не всегда уместны в современной речи.
Сегодня как никогда раньше ценится лаконичность. Даже употребление метафор и уж тем более гипербол порицаемо в большинстве случаев. Поток информации бесконечен. Оградите себя от негативной информации, и впускайте только позитивную!
Чтобы запомниться и выделиться, нужны самые важные и сильные слова. Хорошими учителями могут стать обыкновенные дикторы и телеведущие. Екатерина Андреева, Михаил Леонтьев, Мария Ситтель и др. В условиях работы в ограниченном эфире они выражаются лаконично, и тем более учитывают все тонкости современной русской речи.
Но лучшие учителя – это политики. Смотреть, как они выступают и грамотно управляют людьми хорошо поставленной речью – значит смотреть на искусство. Можно записывать и проговаривать свои варианты ответов на вопросы, которые были затронуты ведущими и политиками, добиваясь лучших результатов. Это эффективная тренировка.
Также обязательна новизна. Ни в коем случае не надо «продвигать» старые идеи. Хотя бы небольшой, но новый компонент должен в ней присутствовать.
Главный секрет ораторского искусства.
Человек должен умело пользоваться своим телом и мимикой, дополняя ими слова. Запомните! Пусть лучше будет много живой мимики, но мало жестов, чем наоборот! Тренируйте свою дикцию!
Движения отвлекают и мешают понять смысл слов, а каменное лицо выдает неискренность. В умелом использовании всех возможностей тела и скрывается главный успех оратора.
Главное — постоянное развитие!
Тему ораторского искусства я продолжу в новых заметках на блоге. Техники ораторского мастерства, риторика, борьба со страхом и другие необходимые навыки — об этом вы прочитаете на моём блоге. Не пропустите!
До новых встреч на блоге, в моих новых статьях!
Рейтинг: 5 из 5 (2 голоса)
Редкие темы для выступления
Интересные темы, раскрытые в притчах
Лучшие притчи о жизни и мудрости
Темы, поднимаемые в притчах – мудрые, полезные. Притчи будут слушать все с большим удовольствием. Предлагаем готовые мудрые притчи, с которыми можно выступить перед любой аудиторией.
Известные ораторы зарубежья
Адольф Гитлер
Несмотря на всю свою дьявольскую сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное.
Речь он подготавливал заранее, записывая все на бумаге. Гитлер не отличался сдержанностью, поэтому нередко давал волю эмоциям, выплескивая их на слушателей. Людей привлекало то, что он то говорил то медленно, то быстро. Поэтому данный прием использовался им в каждом выступлении. Несмотря на то, что его идеи зачастую были злыми и неверными, народ поддерживал его. В связи с этим Гитлера называют оратором зла. Вопреки всей черной стороне этого человека, он всегда попадает в список — «Величайшие ораторы 20-21 века».
Уинстон Черчилль
Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.
Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.
Виды публичных выступлений по форме и особенности каждого из них
К устной публичной речи относится:
К диалогическим видам устных публичных выступлений относится:
Дыхание
Как гласит древняя индийская поговорка: «Дыхание правит всем». Управление им более всех остальных особенностей речи нуждается в осуществлении внешнего контроля.
Вдыхаемый воздух является совершенно необходимым условием для произношения звуков, стонов, речи и пения. Легкие не могут дышать сами. Они скорее вентилируются благодаря работе дыхательных мышц.
Многочисленные альвеолы легких не могут быть активными, они зависят от мускулов, которые расположены вокруг легких. Задача человека — научиться не хватать воздух, а плавно набирать его в легкие. При этом желательно делать это через нос. В этом случае воздух нагревается и фильтруется. При осуществлении только ротового дыхания происходит быстрое пересыхание гортани, что ведет к осипшему голосу и воспалению дыхательных путей.
Кроме того, нужно стремиться к глубокому дыханию. Его еще называют диафрагменным или брюшным. Не следует довольствоваться поверхностным дыханием. Поскольку его последствиями могут выступать спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Дыхание можно считать правильным, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.
Рекомендуется использовать глубокое дыхание и по возможности — свежим воздухом. Акцент делается на том, чтобы выдыхать и оставлять внутри воздух в спокойном, тихом состоянии для наполнения кислородом самых отдаленных уголков легких. Полезно представлять вдыхание аромата цветов.
Министр обороны Канады и его «инопланетяне»
Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.
В 2013 году в рамках конференции под названием «Гражданские слушания рассекречивания», которая состоялась в столице Соединенных Штатов, Вашингтоне, канадский министр буквально ужаснул присутствовавших на мероприятии слушателей. Он произнес слова, которые произвели эффект сдетонировавшей водородной бомбы, поразив своей взрывной волной всех и каждого. «НЛО и инопланетяне настолько же реальны, как и самолеты, которые летают над нашими головами», — заявил Хеллье перед довольно солидной аудиторией. В этой речь прозвучали и другие пугающие вещи. К примеру, бывший министр обороны рассказал, сколько именно разновидностей инопланетян бывали на Земле, подчеркнув, что некоторые из них живут среди нас. По его же словам, как минимум два представителя инопланетных цивилизаций сегодня работают на американское правительство. Впрочем, такими же заявлениями он отмечался и прежде, но выступление в Вашингтоне стало настоящим хитом среди многомиллионной армии пользователей сети.
Что нужно тренировать
Умение говорить вовсе не означает, что нужно просто болтать без умолку. Как показывает практика, хороший оратор тот, кто говорит меньше, да лучше. Очень важно со словами обращаться осторожно и с должной ответственностью. Само по себе слово не является ни добром, ни злом. Однако словом можно как помочь, так и навредить. Как говорил А. Геэс: «Слово должно быть мостом, хотя может быть и стеной».
По мнению Х. Леммермана, фундамент красивой и свободной речи закладывается за счет хорошего управления дыханием, четкого произношения и эффективного речевого мышления. Постоянная тренировка памяти также является важным навыком для любого оратора.
Речь оратора должна быть отчетливой и осмысленной. Звучание голоса тоже должно быть хорошим. Прежде всего необходимо добиться плавности речи. А вот силу голоса, тембр, темп, ударение и резонирование необходимо настраивать согласно контексту имеющейся ситуации.
Упражнения, направленные на формирование речи, должны выполняться систематически на протяжении достаточно длительного периода времени. Например, еженедельно в течение полугода. Здесь важно разумное поэтапное продвижение к заданной цели.
В качестве таких упражнений выступают, например, чтение текста вслух и передача смысла прочитанного своими словами. При этом читать нужно громко и периодически бросать взгляды на воображаемых зрителей. При пересказе текста важно запоминать детали и передать их по возможности дословно, либо собственными словами.
Для развития свободной речи рекомендуется регулярно практиковать формирование навыка на основе конспектов с ключевыми словами и развивать умение речевого мышления, то есть способности думать во время произнесения речи.