Что такое ордабасы в истории казахстана на русском
ОРДАБАСЫ, МАРТОБЕ И КУЛЬТОБЕ-МЕСТА ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
Это места, где проходили важные собрания в казахской истории, давались клятвы в сохранении единства казахского народа, решались сложные государственные вопросы, звучали призывы к сплоченности и единству. В казахской степи достаточно достойных мест, где собирались ханы и совещались бии. Улытау – место захоронения великих ханов. Кишитау – место ханской ставки. Каратау, Хантау – места обитания ханов. Козыбасы – место создания ханства Керея и Жанибека, Мынбулак – ставка Чингизхана. Ордабасы, Мартобе и Культобе – это места, где проходили важные собрания и совещания. В этих важных по значению местах решалась судьба народа и страны. В этих местах собирались ханы, совещались бии, регулировались документы степной демократии и принимались законы и кодексы. Поэтому, в преддверии празднования 550-летия Казахского ханства и 20-летия Конституции Казахстана, мы не должны забывать об огромном значении этих трех исторических мест. На праздновании 15-летия Конституции, Глава государства упомянул эти три вершины, где был создан степной парламент и призвал не забывать о тех значимых местах, где наши предки заложили основу нашего государства: «Конституция – это неизменное доказательство нашей независимости, яркий путь к нашему будущему! Это – прочная опора государственности, источник больших достижений! В нашей истории насчитываются множество правил управления народом. Наши предки подчинялись различным указам и законам. Устраивали важные советы на Ордабасы, Мартобе и Культобе. Все больше повинуясь закону и сплачиваясь вместе, народ добился единства. Это особенные черты национальной самобытности нашего народа», – сказал Глава государства Н. Назарбаев. Давайте остановимся на краткой истории этих мест, где принимались важные и справедливые решения. Мартобе – название села Сайрамского района Южно-Казахстанской области. Это место, где решались многие вопросы судьбы народа. Во ІІ-й половине XVIII века у подножия Мартобе ежегодно собирались почтенные люди трех жузов для решения политических вопросов. Там обсуждались вопросы сохранения спокойствия страны, защиты от врагов, разделения земель, порядок переселения, улаживание межродовых и межплеменных споров.
Мартобе расположен на равнине, где земля весной покрывается зеленью. Если сказать, что встречи на Мартобе касались только вопросов переселения, то это было бы неправильно. Потому что здесь поднимались вопросы внешнеполитического положения казахского народа, защиты от вражеских нашествий, установления добрососедских отношений. Потому что вся судьба народа зависела от этого. На этих собраниях решались и споры между жузами, племенами и родами. Говорили об улучшении внутреннего положения, предотвращения споров. «Собрания на вершине Культобе проходили в XVII-XVIII веках. «Культобе расположен в сорока километрах от Ташкента на берегу реки Ангрен», – писал деятель Алаша М. Тынышпаев в своих исследованиях. Период расцвета Культобе – это время правления казахского хана Тауке. Культобе на местности Каракорым – это священная сопка, где родилась идея написания свода законов «Жети Жаргы».
Также на собраниях Культобе поднимались вопросы предотвращения опасности со стороны джунгаров, вопросы установления взаимоотношении с русскими правителями. «Жети Жаргы», созданная на Культобе, призвала все роды к единству. Вершина Ордабасы тоже находится в Южно-Казахстанской области. В эпоху Казахского ханства очень важные государственные вопросы решались на собраниях всех представителей народа.
Самым ярким примером, дошедшим до нас, является собрание представителей трех жузов в 1726 году. Это было очень важным историческим событием. На собрании Ордабасы казахи показали яркий пример единства, выбрали главнокомандующего и проложили путь к освобождению родных земель от джунгарских завоевателей. Собрания Ордабасы – это только один из ярких примеров «Степного Парламента».
ОРДАБАСЫ СПЛОТИЛ ТРИ ЖУЗА
Практически у каждого народа есть места, ставшие священными в силу определенных исторических причин. Это и поля кровопролитных сражений в которых решалась судьба нации, и места где принимались судьбоносные решения, влияющее на настоящее и будущее. Для казахского народа одним из таких священных мест является Ордабасы.
1 января 1994 года здесь был открыт Историко-культурный национальный заповедник «Ордабасы». Он расположен на левой надпойменной террасе реки Бадам в 40 км к западу от Шымкента. Сегодня в штате историко-культурного заповедника трудятся 25 сотрудников, среди которых егеря, научные работники, экскурсоводы. Ежегодно Ордабасы посещает более 40 тысяч туристов, туристический пик здесь приходится на осень и весну так как в этих местах очень жарко.
После этого все три года подряд были посвящены трем биям. Глава государства на одном из этих собраний, сказав: «Сохранение и возрождение горы Ордабасы – это наш сыновий долг», дал конкретное поручение опекать и облагораживать этот исторический памятник. Кроме того, в рамках программы «Мәдени мұра» Ордабасы был взят на попечение государства. Это означало дань уважения истории, сохранение бесценного наследия предков и передача его в целости и сохранности следующему поколению.
Даулет ИЗТЕЛЕУ
Перевод: Гульнур Сериккызы
Ордабасы – гора согласия
Местность Ордабасы вошла в историю тем, что здесь собрались представители трех казахских жузов, чтобы отстоять свою независимость. Джунгарское нашествие 1723–1725 годов в казахской истории получило название «Актабан шубырынды». Это было время лишений и годы скитаний.
В 1726 году, поздней осенью, на левобережье долины реки Бадам, притока Арыси, собрались на великий курултай представители трех жузов. Разрозненные многочисленные казахские племена приняли историческое решение: они объединились, преодолев все разногласия, чтобы противостоять мощнейшему и опаснейшему захватчику. Это событие давно стало символом возрождения нации и духовного единения народов.
На исходе мая 1993 года здесь же встретились президенты Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, подписав совместное заявление, призывающее народы своих стран крепить дружбу и взаимопомощь, обеспечить общественно-политическую стабильность в Центральной Азии. Идея проведения Дней памяти, посвященных великим и мудрым предкам, нашла понимание и широкую поддержку. Празднование собрало тогда порядка 100 тыс. гостей и участников торжеств.
Кульминацией стало открытие монумента «Ордабасы». Здесь же впервые прозвучало постановление Главы государства о создании на исторической земле национального историко-культурного заповедника. Предполагалось, что отныне эта местность станет центром притяжения казахстанцев, национальной идеей, объединяющей все народы, населяющие нашу многонациональную страну.
Разработка проекта создания национального историко-культурного заповедника «Ордабасы» и его реализация, по предварительным подсчетам, требовала около млрд тенге. Таких денег в то время ни в бюджете страны, ни тем более в областной казне найти не смогли. Так что, все работы ограничились проведением нескольких субботников, в ходе которых проложили дорожки и заложили зеленую зону.
Национальный историко-культурный заповедник «Ордабасы» является пространством, где пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Лучшего места для изучения истории страны, патриотического воспитания подрастающего поколения, возрождения духа Великой степи просто не придумать. Как раз об этом в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорил Глава государства, призывая познавать свой родной край, изучать его историю, помнить о предках, которые здесь жили. Такие наглядные уроки истории учат ценить страну, мир и дружбу, уважать людей разных национальностей, знать, как тесно переплелись их судьбы и культуры, а также помогут сберечь памятники старины. Только так можно построить общество, которое сумеет адаптироваться к новым реалиям времени, станет использовать новейшие достижения и разработки цивилизации, не забывая при этом свои исторические корни.
Экскурсионные группы на Ордабасы не переводятся. Правда, их не так много, как могло бы быть, да и показывать здесь пока особо нечего. Но уже скоро все изменится. Проект благоустройства национального историко-культурного заповедника «Ордабасы» готов. Он предполагает, что на территории площадью в 1 170 га появится туристическая зона. Она включает создание музея и установку монумента трем биям, возведение смотровой башни, флагштока, памятной стелы и постамента, строительство магазинов, ресторанов, стоянки для электрокаров, амфитеатра, станции канатной дороги, сувенирных лавок.
Руководители областных управлений, авторы проекта представили свои разработки руководству области, показав, где и какие объекты туристической инфраструктуры появятся уже в ближайшее время.
– Гора Ордабасы должна быть местом душевного подъема, очищения мыслей и сознания, – считает аким области Жансеит Туймебаев, побывавший в заповеднике накануне старта большой стройки. – Необходимо создать все условия для посетителей. Было бы замечательно, чтобы туристы могли не только узнать о событиях, которые здесь разворачивались столетия назад, впитать историю, но и полюбоваться степью, отдохнуть, подышать свежим воздухом. Бескрайняя степь имеет особую важность в мировоззрении нашего народа.
В следующем году исполнится четверть века с тех пор, как президенты трех стран на холме Ордабасы подписали совместное заявление, призывающее народы жить в дружбе, согласии и взаимопонимании. К этой дате предполагается полностью завершить реализацию проекта благоустройства национального историко-культурного заповедника «Ордабасы», символизирующего не только возрождение казахской нации, но и духовное единение всех народов, проживающих на территории республики.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Сегодня наконец выкладываю материал, который был заготовлен ещё давно. Как понятно из названия, речь пойдёт о появлении государства «Казахстан» и т.н. «казахов». Вопросов уже может возникнуть немало: почему «появление», а не возникновение государства и почему «т.н. казахи». Раскладываю.
Про хохлов сказано уже немало, сейчас только самые упоротые рагули верят в то, что они выкопали Чёрное море, являются потомками белых людей с Сириуса и вели пунические войны с Карфагеном в античные времена. Более-менее, кто ещё в адеквате, конечно же в это не верит, плюс ко всему понимает, что до революции никакой Украины не было и не было национальности «украинец». По этому факту у нас на сайте есть много материалов: статей, видео, копий дореволюционных документов и прочего. Была Малороссия, Новороссия. Украины не было. Соответственно, и национальности «украинец» тоже не было. Это логично.
Настало время Казахстана. Всё бы ничего, но вот только елбасы задумал в тяжёлое для России время повернуться к нам задом. Когда весь мир желает дальнейшего развала нашей страны, елбасы захотел заменить кириллическую азбуку на латиноидную: politikus.ru/events/93183-nazarbaev-poru chil-perevesti-kazahskiy-alfavit-na-lati nicu.html Реверанс и поцелуй в пятую точку всего Запада, не иначе. Поэтому у меня немного подгорело и я решил поделиться информацией, которую некоторое время держал и не хотел выкладывать, чтобы не ранить нежные чувства местечковых националистов-русофобов, серьёзно окопавшихся на нашем сайте и не упускающих возможности, время от времени, излить русофобские комментарии.
Казахстан – до 1936 года был КазаКстан, т.е. казацкий стан. В феврале 1936 году Постановлением ЦИК и СНК КазаКской ССР ”О русском произношении и письменном обозначении слова ”казак” сказано, что последняя буква ”к” заменяется буквой ”х”. В соответствии с этим писать надо было не ”казак” и не ”Казакстан”, а ”казах” и ”Казахстан”. И что в состав теперешнего Казахстана вошли земли сибирских, оренбургских и уральских казаков.
До 1936 года в мире не существовало не только государства ”Казахстан”, но и не было казахов как нации вообще. Было общее понятие – киргизы (кстати, про киргизов мы будем говорить много). Так назывались орды кочевников от Каспия до Алтая. Среди этих орд был один род под названием ”казах”, кочевавший между озерами Зайсан и Алаколь у самых границ Китая. И вот вдруг этот никому не известный род превращается в национальную республику с территорией в десятки раз превосходящую территорию ”титульной” киргизской нации и второй после России.
На границах Дикого Поля (географическое название, укоренившееся за казачьей степью в XVI веке) с запада стояло Уральское казачье войско, с севера – Оренбургское и Сибирское, с востока Семиреченское войско. Казачьи войска зорко стерегли свои земли от непрошеных гостей. В степь на недели уходили дозорами казачьи сотни и стоило только появиться в русских пределах бродягам со своими стадами, как их нагайками гнали вплоть до Арала и Балхаша.
До горбачевской перестройки проблемы наций и народностей в Советском Союзе мало кого особенно волновали. Была общность людей ”советский народ”, все жили ”в единой семье братских народов”. Жили до тех пор, пока Ельцин не ляпнул: ”берите суверенитета столько, сколько проглотите”. И взяли, и проглотили, не подавились. Теперь уральские, семиреченские, частично сибирские и оренбургские казаки стали подданными ”хана” Назарбая и угнетенной нацией.
Уральцы пишут Президенту РФ и парламентариям России о том, что в результате антигуманной национальной политики казахстанских властей происходит изгнание ”некоренного” русскоязычного населения не только за пределы Казахстана, но и из всех сфер жизни и деятельности. Казахстан уже покинуло 3,5 миллиона человек, что составляет 25% всего населения республики. В 2000 году республику покинули еще 600 тысяч человек. Резко ухудшилось социально-экономическое положение русских, растет безработица, закрываются русские школы и культурные учреждения, в казахских школах фальсифицируется история России. И тем не менее, несмотря на гнетущую обстановку, уральские казаки не хотят покидать могилы своих предков, свою землю, политую потом и кровью их отцов и дедов.
Декретом ВЦИК и СНК от 26 августа 1920 года Уральская казачья область переименована в губернию и включена в состав автономной Киргизской республики; 5 апреля 1925 года декретом ВЦИК и СНК Кирреспублика переименована в Казакскую Советскую Социалистическую Республику. Отныне киргизы будут именоваться «казак-киргизами». В 1925 году правителем республики Казакстан становится Шая Голощёкин – один из главных убийц царской семьи в Екатеринбурге. За 7 лет правления Шаи треть казак-киргизского народа вымерла от голода в первые годы коллективизации в Казакстане. В феврале 1936 года издано постановление ЦИК и СНК Каз.ССР «О русском произношении и письменном обозначении слова «казак». В постановлении сказано, что последняя буква «к» заменяется буквой «х». В соответствии с этим писать теперь надо не «казак» и «Казакстан», а «казах» и «Казахстан».
Неужели националисты с окраин настолько тупы, что не могут прочитать об этом в Википедии? Данная информация ни для кого не секрет, даже, Википедия это подтверждает, я уж не говорю про другие исторические документы.
От печенегов, через киргизцев и до казахов
Шло время, варяжская Русь Рюриковичей развивалась, переживала свои лучшие и худшие времена, сменилась романовской Россией и всё также пыталась находить общий язык с южными соседями, которые никак не хотели жить в мире.
Об этом однозначно напоминает нам Александр Сергеевич Пушкин в своём бессмертном романе «Капитанская дочка», данный роман классифицируется как исторический, т.к. большое количество фактов взято из реальности того времени. Кто читал и кто помнит? Вернее, кто знает, что я сейчас имею в виду? А вот мало кто и внимания обратил при прочтении.
Цитирую великого классика:
Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи.
«Час от часу не легче! — подумал я про себя, — к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей. »
«Я слышал, — сказал я довольно некстати, — что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». — «От кого, батюшка, ты изволил это слышать?» — спросил Иван Кузмич. «Мне так сказывали в Оренбурге», — отвечал я. «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать. Башкирцы — народ напуганный, да и киргизцы проучены. Небось на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню».
Ещё? Читайте и ищите сами про киргизцев smile Выше я говорил, что к киргизам мы ещё вернёмся не раз, вот и ещё один раз. Напомню, что все кочевые племена южнее Оренбурга назывались «киргизами» или «киргизцами» по лексикону того времени. Башкиры были, а казахов не было, вот уж тюркская родня biggrin
Это карта: Уфа, Оренбург и Казахстан с киргизцами из романа Пушкина. Там, где-то недалеко от Оренбурга, находится Белогорская крепость.
К чему я это? Казахов не было. Они не упоминаются как «казахи», а лишь как «киргизцы». В то время все среднеазиатские кочевые племена назывались «киргизцами». И в то время с ними приходилось воевать. И не только во времена Пушкина с ними воевали, войны шли и в ХХ веке. Этим любят оперировать либероиды и западные русофобы, засоряя мозги неонационалистам.
Вот пример. Поискал я материала на ютубе по данной теме. Наткнулся на видео казахской «Радио Свободы», у них она называется «Радио Азаттык», по логотипу вы её узнаете.
В этом ролике рассказывается с примерами, нелепыми скриншотами с нарисованной статитикой про миллионы загубленных и пр. и выступлениями неполживых казахстанских учОных о том, как Российская Империя устраивала геноцид казахов в 1916 году. Все svidomye kazahi знают, что их цивилизация насчитывает пару тысяч, а может, сотен тысяч лет, и поэтому всё нормально, что в 1916 её притесняла русня. В их мировоззрении это нормально укладывается.
Однако, стоит немного копнуть и всё рассыпается на мелкие кусочки.
Казахов в 1916 году не было и современным казахским учОным приходится использовать данные из Киргизских архивов, потому что тогда были «киргизцы».
В конце этой убогой видео-поделки идут такие титры:
В сети полно материала против Российской Империи, СССР, а теперь и нынешней России. Во все времена враги Земли Русской хотели по частям её дробить и расчленять, им это удаётся. Малые народы, которые получили доступ к цивилизации и цивилизованности забывали все щедрые дары и всячески подпевают западным русофобам и повторяют сказки о своей древности и великой истории прошлого.