Что такое орден сантьяго

Орден Сантьяго

Что такое орден сантьяго. Смотреть фото Что такое орден сантьяго. Смотреть картинку Что такое орден сантьяго. Картинка про Что такое орден сантьяго. Фото Что такое орден сантьяго

Что такое орден сантьяго. Смотреть фото Что такое орден сантьяго. Смотреть картинку Что такое орден сантьяго. Картинка про Что такое орден сантьяго. Фото Что такое орден сантьяго

Что такое орден сантьяго. Смотреть фото Что такое орден сантьяго. Смотреть картинку Что такое орден сантьяго. Картинка про Что такое орден сантьяго. Фото Что такое орден сантьяго

Что такое орден сантьяго. Смотреть фото Что такое орден сантьяго. Смотреть картинку Что такое орден сантьяго. Картинка про Что такое орден сантьяго. Фото Что такое орден сантьяго

Орден Сантьяго (исп. Orden Militar de Santiago ), точное название Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского — католический военный орден, основанный в Испании около 1160 года. Назван в честь святого — покровителя Испании. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании. В 1290 году от кастильского отделился португальский орден Сантьяго.

История

Орден возник около 1160 года для защиты паломников в Компостелу. Место возникновения оспаривается городами Леон (в одноимённом королевстве XII века) и Куэнка в Кастилии. Орден возник в обоих королевствах, однако соперничавшие короли Кастилии и Леона, каждый из которых желал поселить орден в своих владениях, примерно одновременно выдали им взаимно противоречащие хартии. Только в 1230 году Фердинанд III Кастильский, объединивший два королевства, разрешил эту проблему, «посадив» орден в Куэнке. Именно там восседал магистр ордена, проходили годовое послушание кандидаты в рыцари, и хранились архивы ордена (в 1689 году переведённые в Мадрид).

Первый устав ордена был утверждён кардиналом Жасинто — будущим папой Целестином III. В отличие от современного Ордена Калатравы, принявшего строгий бенедиктинский устав, орден Сантьяго действовал по более мягкому уставу августинцев. В XII веке орден совмещал и чисто монашеские обязанности (сопровождение и устройство на ночлег паломников, см.: госпитальеры), и — в меньшей степени — военные, связанные с охраной паломников и собственных владений. Тем не менее, существенная часть членов ордена изначально имела право на законный брак, подтверждённое папой.

Что такое орден сантьяго. Смотреть фото Что такое орден сантьяго. Смотреть картинку Что такое орден сантьяго. Картинка про Что такое орден сантьяго. Фото Что такое орден сантьяго

Что такое орден сантьяго. Смотреть фото Что такое орден сантьяго. Смотреть картинку Что такое орден сантьяго. Картинка про Что такое орден сантьяго. Фото Что такое орден сантьяго

Благодаря этой вольности орден быстро рос, вскоре превзойдя в численности старшие ордена Калатравы и Алькантара (они освободились от целибата только в конце средневековья); в период расцвета, владения ордена Сантьяго превосходили вместе взятые владения упомянутых орденов. Только в Испании орден владел 83 командорствами, двумя городами, 178 деревнями, пятью монастырями. Орден мог выставить в поле 400 рыцарей и тысячу пехотинцев.

Орден Сантьяго, наравне с другими испанскими и португальскими орденами, принимал участие в войнах с мусульманами (см.: Реконкиста) и крестовых походах. Морские походы ордена, требовавшие гребцов на галеры, породили своеобразный обычай, просуществовавший до XVIII века: кандидаты в рыцари должны были отслужить полгода гребцами; большинство, однако, предпочитало откупаться от этой повинности. Кандидаты в члены ордена должны были подтвердить благородство происхождения всех своих дедов и бабок; на деле, дворянство отца было достаточным условием.

Орденом управлял магистр, которому помогал Совет Тринадцати, имевший право низложить магистра в исключительных обстоятельствах. В 1160—1499 годах сменилось 40 магистров (среди них принцы Кастильского дома), причём весь XV век прошёл в борьбе королевских домов Арагона и Кастилии за влияние на ордена. В 1499 году Фердинанд Католик, договорившись с папой, возложил руководство орденом на себя, а в 1522 году три больших военных ордена официально перешли под управление короля Кастилии (или даже королевы, если бы на престол взошла женщина). Карл V Габсбург учредил особое министерство для управления делами орденов.

Орден Сантьяго, в отличие от расформированного в XIX веке ордена Калатравы, действует по сей день; в 1931 год, год испанской революции, в нём было 30 рыцарей (в том числе наследник престола и члены королевской семьи) и 35 послушников. Орден пережил революцию и режим Франко; в 2008 году главным командором ордена является наследник испанской короны Фелипе, принц Астурийский, вступивший в орден в 1986 году.

Источник

Благороднейший Орден Сантьяго

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Славная, овеянная многочисленными легендами, героическая история учрежденного в 1158 и утвержденного римским апостольским престолом в 1175 г. «Благороднейшего Ордена Сантъяго де Компостела» (военно-духовного Ордена Святого Апостола Иакова и Меча, Ордена меченосцев Святого Иакова, Великого Военного Ордена Меча Святого Иакова Компостельского) отличается следующей особенностью. При возникновении первоначальной организации, из которой впоследствии вырос Орден Сантьяго, в XII в. эта организация не опосредованно (как другие испанские и португальские рыцарские братства), а совершенно сознательно подражала примеру действовавших тогда в Палестине военно-монашеских Орденов госпитальеров-иоаннитов и храмовников-тамплиеров.

В ту героическую пору своего Ордена храмовники служили примером для подражания очень многим рыцарям. Далеко не случайно все испанские и португальские рыцари-монахи носили белые «тамплиерские» плащи с крестами преимущественно красного цвета, как у «бедных рыцарей Христа и Храма».

Но Орден Сантъяго, в отличие от других Орденов Иберийского полуострова, имел с тамплиерами совершенно особую связь, ибо был учрежден, как и Орден храмовников, специально для охраны паломников, направлявшихся для поклонения честным мощам Святого Апостола Иакова (Зеведеева) в Галисии, и самих мощей, заодно оказывая пилигримам и странноприимные (госпитальерские) услуги.

Следует заметить, что, кроме иберийского, существовал и более древний, итальянский военно-монашеский Орден Святого Иакова Альтопасского, известный также под названием Ордена Альтопашо или Ордена «Тау-Креста» (названный так за Т-образную форму своей эмблемы).

В 1239 г. папа римский официально утвердил Устав (Правила) ордена Альтопашо, даровав ему статус воинского (военного, или рыцарского).

«Братья-рыцари» Ордена Тау-Креста носили темно-серые или черные облачения с белым Т-образным крестом на левой стороне груди («напротив сердца») и капюшоном красного цвета, также украшенным белым Т-образным крестом.

Орден Сантъяго (действовавший в районе Касереса в Кастилии и состоявший в год своего учреждения из 13 рыцарей, именовавшихся «рыцарями Касереса» или «касересскими рыцарями», и возводивших происхождение своего братства к испанскому военно-религиозному братству Святого Иакова, действовавшему после 1-го Крестового похода в Святой Земле) предложил каноникам церкви Св. Элои в королевстве Леон свои услуги в деле вооруженной охраны процессий паломников к мощам Святого Апостола Иакова в Сантьяго де Компостела.

Вскоре Орден начал строить госпитали (странноприимные дома) и предоставлять вооруженный конвой для обеспечения безопасного следования паломников в пути.

Знаком принадлежности к Ордену Святого Апостола Иакова и Меча первоначально было красное изображение меча (лат.: «спата», «спафа»; греч.: «спатион», «спафион»; исп.: «эспада») с крестообразной рукояткой, острием вниз. Впоследствии его сменил красный лилиевидный (лилиеподобный, лилейный, «процветший») крест с нижним концом в форме лезвия меча.

Нередко лепестки лилии на концах орденского креста Святого Иакова загибались в форме заглавной готической литеры «М» («Мария»), как у рыцарей Орденов Калатравы и Монтезы, а в перекрестье орденского лилиевидного креста-меча рыцарей Сантьяго помещалась так называемая «раковина Святого Иакова» (известная нам также под более «прозаическим» названием «морского гребешка»), ставшая со временем непременным атрибутом всякого западноевропейского паломника вообще (а не только паломника к мощам Апостола Сантьяго).

Меч был добавлен к орденскому кресту рыцарей Сантьяго в память о мученичестве Святого Апостола Иакова Зеведеева, проповедовавшего Слово Божие в Испании под властью древних римлян и принявшего «мечное сечение» от тамошних язычников (по альтернативной версии, Святой Апостол Иаков Зеведеев претерпел мученическую кончину не в Испании, а в Палестине, откуда тело святого было чудесным образом по морю доставлено в Испанию).

По иронии судьбы,в ходе борьбы с «неполиткорректностью», в 2009 г. в испанском городе Сантьяго-де-Компостела была удалена из кафедрального собора скульптура покровителя и небесного заступника Испании Святого Апостола Иакова Мавробоя, дабы не оскорблять чувств представителей иных этнических групп (т.е. мусульман). Кроме того, была удалена конная статуя Святого «Матамора», украшавшая крышу кафедрального собора. Но это так, к слову.

На миниатюре из другого манускрипта, датируемого началом XVI в., изображен другой, более поздний штандарт Ордена Сантьяго (имеющий форму положенного на бок геральдического «норманнского», или «варяжского» щита), тоже красного цвета, с белым прямым равносторонним лилиевидным крестом и четырьмя золотыми раковинами Святого Иакова («паломническими раковинами») в углах креста.

Члены Ордена Сантьяго носили белые «тамплиерские» плащи и полукафтанья-сюрко с изображением красного меча-«эспады». В начале XV в. белые полукафтанья были заменены более короткими черными туниками (опять-таки с красной «эспадой» на груди). Орденские плащи по-прежнему оставались белого цвета. На одном из надгробий членов Ордена Сантьяго, умершего и похороненного в 1486 г., сохранилось скульптурное изображение покойного в белом орденском плаще с изображением «эспады».

Не существует однозначных свидетельств в пользу того, что рыцари Сантьяго носили свои белые орденские плащи в бою. На портрете фрея (фрая, то есть «брата») Альваро де Луна (Магистра Ордена Сантьяго в 1445-1453 гг.) из-под его белого орденского плаща виден черный кафтан (который рыцари Сантьяго, возможно, носили в бою вместо плаща).

В эпоху распространения цельнокованых доспехов современниками-хронистами было многократно засвидетельствовано пристрастие рыцарей Святого Иакова и Меча к черным латам из вороненой стали.

К этому времени в составе Ордена Святого Иакова и Меча засвидетельствовано присутствие не только «братьев-рыцарей», но и «братьев-священников» (капелланов).

В орденский устав, наряду с положениями устава монахов-августинцев (регулировавших религиозные аспекты жизни членов Ордена Сантьяго), были включены также некоторые положения Устава Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова (регулировавшие ее военные аспекты). Члены Ордена Сантьяго подразделялись на «братьев-рыцарей», «братьев-священников» и «братьев-сервиентов» («услужающих братьев»). Орденом управляли Магистр (Маэстре, Местре) и Конвент (Совет, Капитул), находившиеся под верховным руководством папы римского.

Следует особо подчеркнуть, что Устав Ордена Сантьяго был, пожалуй, наименее аскетическим и наименее обременительным для его членов изо всех уставов иберийских духовно-рыцарских Орденов. Фактически Орден Святого Иакова и Меча даже не являлся монашеским Орденом в полном смысле этого слова, несмотря на то, что его братья следовали правилам общежитийного монастырского устава и постоянно предавались религиозным упражнениям. Члены Ордена Сантьяго были освобождены от обязательных монашеских обетов целомудрия (им дозволялось вступать в брак) и нестяжания (им было позволено владеть личным имуществом).

Первоначально владения Ордена Сантьяго располагались в двух провинциях, в каждой из которых землями ордена управлял особый приор.

Основной задачей Ордена Сантьяго (как и у тамплиеров, чей Устав он в значительной степени перенял) была военная служба. Рыцари Сантьяго охраняли границу от мавров, причем обычно действовали самостоятельно, сражаясь с неверными по своему собственному усмотрению и не считаясь при этом с мирными договорами, заключенными с маврами королем Арагона, на чьей территории (в замке Монтальбан) находилась резиденция Великого Магистра рыцарей Святого Иакова и Меча. Таким образом, рыцари Сантьяго не считали обязательным для своего Ордена соблюдение каких бы то ни было соглашений, заключенных светскими (пусть даже королевскими) властями с «безбожными агарянами».

Одной из уставных задач Ордена Сантьяго был также выкуп христиан из мусульманского плена. Первых пленных удалось освободить за выкуп уже после смерти дона Педро Фернандеса, в 1184 г.

В 1287 г. входившие в данное командорство португальские рыцари Святого Иакова и Меча образовали отдельный португальский Орден Сантьяго (по-португальски: «Сан Тиагу») во главе со своим собственным магистром. Португальские рыцари Святого Иакова носили белое орденское облачение, как и рыцари «головного» Ордена Сантьяго, однако нижний конец красного (или пурпурного, т.е. фиолетового) лилиевидного креста на их плащах и кафтанах заканчивался не лезвием меча, а такой же геральдической лилией, как и три других конца креста.

Арагонское руководство рыцарей Святого Иакова не было согласно с отделением португальского командорства и подало папе римскому жалобу на португальских «раскольников». В результате римский «апостольский престол» признал португальский Орден Сантьяго в качестве легитимного только через 30 лет, в 1317 г.

О весе и значении португальской ветви Ордена Святого Иакова в жизни Португалии говорит, в частности, следующий исторический факт. Когда король Португалии дом Мануэл Счастливый спросил первооткрывателя морского пути в Индию (и, между прочим, рыцаря военно-духовного Ордена Христа) Васко да Гаму, чем вознаградить его заслуги, мореплаватель попросил монарха передать ему во владение город Синиш, в котором он родился. В то время Синиш принадлежал Ордену Сан Тиагу, великим магистром которого был герцог Коимбрский, бастард (незаконный) сын предыдущего короля Жуана II. Тем не менее, король Мануэл удовлетворил просьбу Васко да Гамы, дав ему жалованную грамоту, датированную 24 декабря 1499 г. В грамоте указывалось, что город Синиш передается, вместе со всеми его привилегиями, доходами и налогами, Васко да Гаме, его наследникам и преемникам, но с оговоркой, что взамен португальская корона дарует Ордену Сан Тиагу другой город, а папа римский даст разрешение на его передачу. Папское разрешение было дано в 1501 г., но Орден Сан Тиагу отказался уступить да Гаме власть над городом. Причины этого отказа не известны. Возможно, дело было в ценности земель, предлагаемых в обмен. По другой версии, причиной отказа были личные интересы Великого Магистра Ордена Сан Тиагу дома Жоржи ди Ленкаштри, герцога Коимбрского. Как бы то ни было, королю Мануэлу пришлось отменить свой указ и задобрить оскорбленного Васко да Гаму ежегодной пенсией в тысячу крузадо, чем отважный моряк и рыцарь Христа остался очень недоволен.

К середине XIII столетия Орден Святого Иакова и Меча снискал себе широкую известность и громкую славу во всем Средиземноморье, от Португалии до Анатолии (Малой Азии). Орден Сантьяго неоднократно посылал отряды своих «братьев-рыцарей» и «братьев-сервиентов» на помощь императору Латинской империи Бодуэну (Балдуину)I Константинопольскому, воевавшему с болгарами, половцами и византийскими греками. Однако следует заметить, что, поскольку Орден Святого Иакова и Меча в описываемое время не был особо многочисленным, эти вспомогательные контингенты не смогли оказать Балдуину действенной помощи, и в 1205 г. латинский император потерпел сокрушительное поражение от болгарского царя Калояна (Иоанницы, или Иоанна Влаха) в битве под Адрианополем, был взят болгарами в плен и умер в заключении при невыясненных обстоятельствах. По одной из версии, ему отсекли руки и ноги и бросили умирать в овраг, где он был съеден заживо дикими зверями. Но это так, к слову.

К описываемому времени к кандидатам на вступление в Орден Сантьяго в качестве «братьев-рыцарей» стало предъявляться обязательное требование предоставить доказательство благородного происхождения.

Одной из особенностей Устава Ордена Святого Иакова и Меча было требование прохождения кандидатом на вступление в Орден испытания в форме трехлетней морской службы на военных кораблях Ордена Сантьяго, отражавших (подобно иоаннитам-странноприимцам и рыцарям Ордена Святого Антония) набеги мусульманских (берберийских, то есть, по преимуществу, алжирских и тунисских) пиратов (корсаров) на побережье Испании и Португалии. Это требование непременной военно-морской службы роднило Устав Ордена Святого Иакова и Меча с уставом госпитальеров-иоаннитов (особенно в родосский и мальтийский периоды Ордена Святого Иоанна Иерусалимского). Следует вообще заметить, что рыцари Ордена Сантьяго испытывали большие симпатии к иоаннитам, что выразилось, в частности, в активной военной поддержке, оказанной рыцарями Святого Иакова и Меча иоаннитам при осаде резиденции последних на острове Мальта турками-османами.

В начале войны Кастилии и Арагона с Гренадским эмиратом (султанатом) Насиридов в 1479 г. военно-монашеские Ордены Сантьяго, Калатравы и Алькантары выставили в поддержку королевскому войску, войскам испанских грандов (вышей знати, ведущей свое происхождение от испанских вестготов) и ополчениям испанских городов 4700 конных и 3400 пеших воинов.

В период наивысшего расцвета Ордена Святого Иакова и Меча его многочисленные земельные владения охватывали всю Испанию. В результате у Ордена стали возникать все более тесные связи с королевским двором и, соответственно, стал все больше возрастать интерес короля к деятельности Ордена меченосцев Святого Иакова. Так, в 1254 г. король получил право голоса при избрании должностных лиц Ордена Сантьяго, а начиная с 1275 г. на пост Магистра неизменно избирался кандидат, предложенный королем.

Согласно орденским хроникам, первый Великий Магистр меченосцев Святого Иакова дон Педро Фернандес, вместе с несколькими «братьями-рыцарями», на некоторое время отплыл в Святую Землю, чтобы основать там отделение Ордена Сантьяго. Существуют сведения, что князь Боэмунд Антиохийский, в награду за службу, подарил Магистру Сантьяго несколько крепостей и замков в Святой Земле, отбитых у сарацин, однако при этом поставил перед Великим Магистром Сантьяго условия, которые Фернандес не счел возможным принять. Переговоры с Боэмундом ни к чему ни привели, так что Магистр Сантьяго был вынужден вернуться в Испанию со своими людьми.

Многие Великие Магистры Ордена Сантьяго вписали немало славных страниц в историю испанской Реконкисты. О других этого не скажешь. Судите сами.

Восьмой магистр, дон Гонсало Перес Мартэль, погиб, неудачно упав с лошади во время военного похода.

Девятый по счету Магистр меченосцев Святого Иакова, дон Мартин Пелаес Барраган, был убит маврами в сражении.

Тринадцатый, дон Родриго Иньигес, сложил с себя звание Магистра по собственной воле.

Пятнадцатый, дон Гонсало Руис Хирон, погиб в бою с маврами в 1275 г. В сражении с мусульманами он был, вместе с тремя «братьями» своего Ордена, отрезан от своих сотней мавров. Отвергнув их предложение сдаться в плен, Магистр рыцарей Святого Иакова и Меча геройски погиб в рукопашной схватке.

Двадцать третий Великий Магистр Ордена Сантьяго, дон Васко Лопес в 1338 г. был обвинен в измене и чеканке фальшивой монеты; он бежал из штаб-квартиры Ордена Сантьяго в Окане в Португалию, прихватив с собой казну.

Двадцать пятый Великий Магистр меченосцев Святого Иоакова, дона Фадрике, сводный брат короля Кастилии дона Педро, был также обвинен в измене, но во время ареста схватился за меч и был изрешечен болтами, выпущенными в него королевскими арбалетчиками.

Тридцать первый, дон Педро Муньис де Годой, пал смертью храбрых в войне кастильцев с португальцами.

Орден Сантъяго активно участвовал в феодальных распрях XIV и XV вв. на территории Иберийского полуострова, однако его «братья» по-прежнему отличались своей доблестью в войне с мусульманами.

В 1485 г. должность Магистра рыцарей Святого Иакова и Меча была фактически закреплена за королем. В 1493 г. Орден Сантьяго был папской буллой, теперь уже официально, подчинен королевской власти, а его владения, в связи с окончательным освобождением Иберийского полуострова от мусульман, присоединены к владениям короны.

Рыцарем Ордена Сантьяго был, между прочим, португалец на испанской службе Фернан Магеллан, возглавивший флотилию, впервые в истории совершившую кругосветное плавание (хотя сам Магеллан и не дожил до его завершения, будучи убит в стычке с филиппинскими туземцами). Флаг и паруса пяти кораблей его флотилии были украшены крестом Ордена Сантьяго.

В 1582 г. Орден Святого Иакова и Меча был окончательно преобразован из рыцарски-монашеского братства в светский династический военный Орден.

Здесь конец и Господу нашему слава!

В качестве иллюстрации к настоящей военно-исторической миниатюре мы поместили в ее заголовке фотографию надгробия комендадора (командора) Благороднейшего Ордена Сантьяго дона Мартина Васкеса де Арсе, павшего в битве с маврами под Гранадой в 1486 году, всего двадцати пяти лет от роду. Когда отряд, возглавляемый командорам, переправлялся через оросительный канал, мавры открыли шлюзы, затопив воинов-монахов водами реки Хениль. Через пять лет после гибели дона Мартина, захороненного со своими собратьями по Ордена на месте битвы, его останки были перезахоронены в кафедральном соборе его родного города Сигуэнсы, и увековечены надгробием. Грудь статуи, изображающей покойного, украшена красным орденским крестом-эспадой рыцарей Сантьяго первоначальной, более простой и строгой, формы.

Источник

Об Ордене Сантьяго

В.Ф. Миллер. Исторические песни русского народа XVI=XVII веков./1/

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

История основанного в 1158 и утвержденного римским апостольским (папским) престолом в 1175 г. «Благороднейшего Ордена Сантьяго де Компостела» (военно-духовного Ордена Святого Апостола Иакова и Меча, Ордена меченосцев Святого Иакова, Великого Военного Ордена Меча Святого Иакова Компостельского) отличается следующей особенностью. При возникновении первоначальной организации, из которой впоследствии вырос Орден Сантьяго, в XII в. эта организация не опосредованно (как другие испанские и португальские рыцарские братства), а совершенно сознательно подражала примеру действовавших тогда в Палестине военно-монашеских Орденов госпитальеров-иоаннитов и храмовников-тамплиеров.

В ту героическую пору своего Ордена храмовники служили примером для подражания очень многим рыцарям. Далеко не случайно все испанские и португальские рыцари-монахи носили белые «тамплиерские» плащи с крестами преимущественно красного цвета, как у «бедных рыцарей Христа и Храма».

Но Орден Сантъяго, в отличие от других Орденов Иберийского полуострова, имел с тамплиерами совершенно особую связь, ибо был учрежден, как и Орден храмовников, специально для охраны паломников, направлявшихся для поклонения честным мощам Святого Апостола Иакова (Зеведеева) в Галисии, и самих мощей, заодно оказывая пилигримам и странноприимные (госпитальерские) услуги.

Следует заметить, что, кроме иберийского, существовал и более древний, итальянский военно-монашеский Орден Святого Иакова Альтопасского, известный также под названием Ордена Альтопашо или Ордена «Тау-Креста» (названный так за Т-образную форму своей эмблемы).

К 1056 г. Орден Альтопашо фактически превратился из чисто странноприимного еще и в военный. Его монахи начали сопровождать паломников на опасной из за многочисленных разбойников (в том числе и мусульманских пиратов) старинной Высокой дороге («Альто пассо», «Альто Пашо») между городами Луккой и Генуей, обеспечивая им вооруженный конвой силами наемных воинов (как это в скором времени стали делать иоанниты-госпитальеры в Святой Земле).

В 1239 г. папа римский официально утвердил Устав (Правила) ордена Альтопашо, официально даровав ему статус воинского (военного, или рыцарского).

«Братья-рыцари» Ордена Тау-Креста носили темно-серые или черные облачения с белым Т-образным крестом на левой стороне груди («напротив сердца») и капюшоном красного цвета, также украшенным белым Т-образным крестом.

Орден Сантьяго (действовавший в районе Касереса в Кастилии и состоявший в год своего учреждения из 13 рыцарей, именовавшихся «рыцарями Касереса» или «касересскими рыцарями», и возводивших происхождение своего братства к испанскому военно-религиозному братству Святого Иакова, действовавшему после 1-го Крестового похода в Святой Земле) предложил каноникам церкви Св. Элои в королевстве Леон свои услуги в деле вооруженной охраны процессий паломников к мощам Святого Апостола Иакова в Сантьяго де Компостела.

Вскоре Орден начал строить госпитали (странноприимные дома) и предоставлять вооруженный конвой для обеспечения безопасного следования паломников в пути.

Знаком принадлежности к Ордену Святого Апостола Иакова и Меча первоначально было красное изображение меча (лат.: «спата», «спафа»; греч.: «спатион», «спафион»; исп.: «эспада») с крестообразной рукояткой, острием вниз. Впоследствии его сменил красный лилиевидный (лилиеподобный, лилейный, «процветший») крест с нижним концом в форме лезвия меча.

Нередко лепестки лилии на концах орденского креста Святого Иакова загибались в форме заглавной готической литеры «М» («Мария»), как у рыцарей Орденов Калатравы и Монтезы, а в перекрестье орденского лилиевидного креста-меча рыцарей Сантьяго помещалась так называемая «раковина Святого Иакова» (известная нам также под более «прозаическим» названием «морского гребешка»), ставшая со временем непременным атрибутом всякого западноевропейского паломника вообще (а не только паломника к мощам Апостола Сантьяго).

Меч был добавлен к орденскому кресту рыцарей Сантьяго в память о мученичестве Святого Апостола Иакова Зеведеева, проповедовавшего Слово Божие в Испании под властью древних римлян и принявшего «мечное сечение» от тамошних язычников (по другой версии, Святой Апостол Иаков Зеведеев претерпел мученическую кончину не в Испании, а в Палестине, откуда тело святого было чудесным образом по морю доставлено в Испанию).

По иронии судьбы,в ходе борьбы с «неполиткорректностью», в 2009 г. в испанском городе Сантьяго-де-Компостела была удалена из кафедрального собора скульптура покровителя и небесного заступника Испании Святого Апостола Иакова Мавробоя, дабы не оскорблять чувств представителей иных этнических групп (т.е. мусульман). Кроме того, была удалена конная статуя Святого Апостола Иакова, украшавшая крышу кафедрального собора. Но это так, к слову.

На миниатюре из другого манускрипта, датируемого началом XVI в., изображен другой, более поздний штандарт Ордена Сантьяго (имеющий форму положенного на бок геральдического «норманнского», или «варяжского» щита), тоже красного цвета, с белым прямым равносторонним лилиевидным крестом и четырьмя золотыми раковинами Святого Иакова («паломническими раковинами») в углах креста.

Члены Ордена Сантьяго носили белые «тамплиерские» плащи и полукафтанья-сюрко с изображением красного меча-«эспады». В начале XV в. белые полукафтанья были заменены более короткими черными туниками (опять-таки с красной «эспадой» на груди). Орденские плащи по-прежнему оставались белого цвета. На одном из надгробий членов Ордена Сантьяго, умершего и похороненного в 1486 г., сохранилось скульптурное изображение покойного в белом орденском плаще с изображением «эспады».

Не существует однозначных свидетельств в пользу того, что рыцари Сантьяго носили свои белые орденские плащи в бою. На портрете фрея (фрая, то есть «брата») Альваро де Луна (Магистра Ордена Сантьяго в 1445-1453 гг.) из-под его белого орденского плаща виден черный кафтан (который рыцари Сантьяго, возможно, носили в бою вместо плаща).

В эпоху распространения цельнокованых доспехов современниками-хронистами было многократно засвидетельствовано пристрастие рыцарей Святого Иакова и Меча к черным латам из вороненой стали.

К этому времени в составе Ордена Святого Иакова и Меча засвидетельствовано присутствие не только «братьев-рыцарей», но и «братьев-священников» (капелланов).

В орденский устав, наряду с положениями устава монахов-августинцев (регулировавших религиозные аспекты жизни членов Ордена Сантьяго), были включены также некоторые положения Устава Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова (регулировавшие ее военные аспекты). Члены Ордена Сантьяго подразделялись на «братьев-рыцарей», «братьев-священников» и «братьев-сервиентов» («услужающих братьев»). Орденом управляли Магистр (Маэстре, Местре) и Конвент (Совет, Капитул), находившиеся под верховным руководством папы римского.

Следует особо подчеркнуть, что Устав Ордена Сантьяго был, пожалуй, наименее аскетическим и наименее обременительным для его членов изо всех уставов иберийских духовно-рыцарских Орденов. Фактически Орден Святого Иакова и Меча даже не являлся монашеским Орденом в полном смысле этого слова, несмотря на то, что его братья следовали правилам общежитийного монастырского устава и постоянно предавались религиозным упражнениям. Члены Ордена Сантьяго были освобождены от обязательных монашеских обетов целомудрия (им дозволялось вступать в брак) и нестяжания (им было позволено владеть личным имуществом).

Первоначально владения Ордена Сантьяго располагались в двух провинциях, в каждой из которых землями ордена управлял особый приор.

Основной задачей Ордена Сантьяго (как и у тамплиеров, чей Устав он в значительной степени перенял) была военная служба. Рыцари Сантьяго охраняли границу от мавров, причем обычно действовали самостоятельно, сражаясь с неверными по своему собственному усмотрению и не считаясь при этом с мирными договорами, заключенными с маврами королем Арагона, на чьей территории (в замке Монтальбан) находилась резиденция Великого Магистра рыцарей Святого Иакова и Меча. Таким образом, рыцари Сантьяго не считали обязательным для своего Ордена соблюдение каких бы то ни было соглашений, заключенных светскими (пусть даже королевскими) властями с «безбожными агарянами».

Одной из уставных задач Ордена Сантьяго был также выкуп христиан из мусульманского плена. Первых пленных удалось освободить за выкуп уже после смерти дона Педро Фернандеса, в 1184 г.

В 1287 г. входившие в данное командорство португальские рыцари Святого Иакова и Меча образовали отдельный португальский Орден Святого Иакова (по-португальски: «Сан Тиагу») во главе со своим собственным магистром. Португальские рыцари Святого Иакова носили белое орденское облачение, как и рыцари «головного» Ордена Сантьяго, однако нижний конец красного лилиевидного креста на их плащах и кафтанах заканчивался не лезвием меча, а такой же геральдической лилией, как и три других конца креста.

Арагонское руководство рыцарей Святого Иакова не было согласно с отделением португальского командорства и подало папе римскому жалобу на португальских «раскольников». В результате римский «апостольский престол» признал португальский Орден Сантьяго в качестве легитимного только через 30 лет, в 1317 г.

О весе и значении португальской ветви Ордена Святого Иакова в жизни Португалии говорит, в частности, следующий исторический факт. Когда король Португалии дом Мануэл Счастливый спросил первооткрывателя морского пути в Индию (и, между прочим, рыцаря военно-духовного Ордена Христа) Васко да Гаму, чем вознаградить его заслуги, мореплаватель попросил монарха передать ему во владение город Синиш, в котором он родился. В то время Синиш принадлежал Ордену Сан Тиагу, великим магистром которого был герцог Коимбрский, бастард (незаконный) сын предыдущего короля Жуана II. Тем не менее, король Мануэл удовлетворил просьбу Васко да Гамы, дав ему жалованную грамоту, датированную 24 декабря 1499 г. В грамоте указывалось, что город Синиш передается, вместе со всеми его привилегиями, доходами и налогами, Васко да Гаме, его наследникам и преемникам, но с оговоркой, что взамен португальская корона дарует Ордену Сан Тиагу другой город, а папа римский даст разрешение на его передачу. Папское разрешение было дано в 1501 г., но Орден Сан Тиагу отказался передать Гаме владение городом. Причины этого отказа не известны. Возможно, дело было в ценности земель, предлагаемых в обмен. По другой версии, виной отказа были личные интересы Великого Магистра Ордена Сан Тиагу дома Жоржи ди Ленкаштри, герцога Коимбрского. Как бы то ни было, королю Мануэлу пришлось отменить свой указ и задобрить оскорбленного Васко да Гаму ежегодной пенсией в тысячу крузаду, чем отважный моряк и рыцарь Христа остался очень недоволен.

К середине XIII столетия Орден Святого Иакова и Меча снискал себе широкую известность и громкую славу во всем Средиземноморье, от Португалии до Анатолии (Малой Азии). Орден Сантьяго неоднократно посылал отряды своих «братьев-рыцарей» и «братьев-сервиентов» на помощь императору Латинской империи Бодуэну (Балдуину)I Константинопольскому, воевавшему с болгарами, половцами и византийскими греками. Однако следует заметить, что, поскольку Орден Святого Иакова и Меча в описываемое время не был особо многочисленным, эти вспомогательные контингенты не смогли оказать Балдуину действенной помощи, и в 1205 г. латинский император потерпел сокрушительное поражение от болгарского царя Калояна (Иоанницы, или Иоанна Влаха) в битве под Адрианополем, был взят болгарами в плен и умер в заключении при невыясненных обстоятельствах. По одной из версии, ему отсекли руки и ноги и бросили умирать в овраг, где он был съеден заживо дикими зверями. Но это так, к слову.

К описываемому времени к кандидатам на вступление в Орден Сантьяго в качестве «братьев-рыцарей» стало предъявляться обязательное требование предоставить доказательство благородного происхождения.

Одной из особенностей Устава Ордена Святого Иакова и Меча было требование прохождения кандидатом на вступление в Орден испытания в форме трехлетней морской службы на военных кораблях Ордена Сантьяго, отражавших (подобно иоаннитам-госпитальерам и рыцарям Ордена Святого Антония)) набеги мусульманских (берберийских, то есть, по преимуществу, алжирских и тунисских) пиратов (корсаров) на побережье Испании и Португалии. Это требование непременной военно-морской службы роднило Устав Ордена Святого Иакова и Меча с уставом госпитальеров-иоаннитов (особенно в родосский и мальтийский периоды Ордена Святого Иоанна Иерусалимского). Следует вообще заметить, что рыцари Ордена Сантьяго испытывали большие симпатии к иоаннитам, что выразилось, в частности, в активной военной поддержке, оказанной рыцарями Святого Иакова и Меча иоаннитам при осаде резиденции последних на острове Мальта турками-османами.

В начале войны Кастилии и Арагона с Гренадским эмиратом (султанатом) Насиридов в 1479 г. военно-монашеские Ордены Сантьяго, Калатравы и Алькантары выставили в поддержку королевскому войску, войскам испанских грандов (вышей знати, ведущей свое происхождение от испанских вестготов) и ополчениям испанских городов 4700 конных и 3400 пеших воинов.

В период наивысшего расцвета Ордена Святого Иакова и Меча его многочисленные земельные владения охватывали всю Испанию. В результате у Ордена стали возникать все более тесные связи с королевским двором и, соответственно, стал все больше возрастать интерес короля к деятельности Ордена меченосцев Святого Иакова. Так, в 1254 г. король получил право голоса при избрании должностных лиц Ордена Сантьяго, а начиная с 1275 г. на пост Магистра неизменно избирался кандидат, предложенный королем.

Согласно орденским хроникам, первый Великий Магистр меченосцев Святого Иакова дон Педро Фернандес, вместе с несколькими «братьями-рыцарями», на некоторое время отплыл в Святую Землю, чтобы основать там отделение Ордена Сантьяго. Существуют сведения, что князь Боэмунд Антиохийский, в награду за службу, подарил Магистру Сантьяго несколько крепостей и замков в Святой Земле, отбитых у сарацин, однако при этом поставил перед Великим Магистром Сантьяго условия, которые Фернандес не счел возможным принять. Переговоры с Боэмундом ни к чему ни привели, так что Магистр Сантьяго был вынужден вернуться в Испанию со своими людьми.

Многие Великие Магистры Ордена Сантьяго вписали немало славных страниц в историю испанской Реконкисты. О других этого не скажешь. Судите сами.

Восьмой магистр, дон Гонсало Перес Мартэль, погиб, неудачно упав с лошади во время военного похода.

Девятый по счету Магистр меченосцев Святого Иакова, дон Мартин Пелаес Барраган, был убит маврами в сражении.

Тринадцатый, дон Родриго Иньигес, сложил с себя звание Магистра по собственной воле.

Пятнадцатый, дон Гонсало Руис Хирон, погиб в бою с маврами в 1275 г. В сражении с мусульманами он был, вместе с тремя «братьями» своего Ордена, отрезан от своих сотней мавров. Отвергнув их предложение сдаться в плен, Магистр рыцарей Святого Иакова и Меча геройски погиб в рукопашной схватке.

Двадцать третий Великий Магистр Ордена Сантьяго, дон Васко Лопес в 1338 г. был обвинен в измене и чеканке фальшивой монеты; он бежал из штаб-квартиры Ордена Сантьяго в Окане в Португалию, прихватив с собой казну.

Двадцать пятый Великий Магистр меченосцев Святого Иоакова, дона Фадрике, сводный брат короля Кастилии дона Педро, был также обвинен в измене, но во время ареста схватился за меч и был изрешечен болтами, выпущенными в него королевскими арбалетчиками.

Тридцать первый, дон Педро Муньис де Годой, пал смертью храбрых в войне кастильцев с португальцами.

Орден Сантъяго активно участвовал в феодальных распрях XIV и XV вв. на территории Иберийского полуострова, однако его «братья» по-прежнему отличались своей доблестью в войне с мусульманами.

В 1485 г. должность Магистра рыцарей Святого Иакова и Меча была фактически закреплена за королем. В 1493 г. Орден Сантьяго был папской буллой, теперь уже официально, подчинен королевской власти, а его владения, в связи с окончательным освобождением Иберийского полуострова от мусульман, присоединены к владениям короны.

Рыцарем Ордена Сантьяго был, между прочим, португалец на испанской службе Фернан Магеллан, возглавивший флотилию, впервые в истории совершившую кругосветное плавание (хотя сам Магеллан и не дожил до его завершения, будучи убит в стычке с филиппинскими туземцами). Флаг и паруса пяти кораблей его флотилии были украшены крестом Ордена Сантьяго.

В 1582 г. Орден Святого Иакова и Меча был окончательно преобразован из рыцарски-монашеского братства в светский династический военный Орден.

Здесь конец и Господу нашему слава!

/1/ Миллер В.Ф. Исторические песни русского народа XVI-XVII веков. Петроград, 1915 г., с. 469.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *