Что такое орфографическая диктовка в русском языке
Значение слова «диктовка»
1. Действие по глаг. диктовать (в 1 знач.). О нем шутили, что он вошел в историю после того, как в день Бородина писал на барабане под диктовку Кутузова донесение Александру о сражении. Никулин, России верные сыны.
2. Разг. То же, чтодиктант (в 1 знач.). Сделать много ошибок в диктовке.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДИКТО’ВКА, и, ж. 1. Действие по глаг. диктовать. Писать под диктовку. Решение Лиги наций было принято под диктовку японского империализма. 2. Школьная письменная работа, состоящая в записывании текста со слов диктующего для упражнения в орфографии (школьн.). В диктовке оказалось много ошибок.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дикто́вка
1. действие по значению гл. диктовать
2. вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста, произносимого кем-либо вслух; диктант
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова яблонный (прилагательное):
Орфографическая диктовка
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Девятое декабря.
Классная работа.
Описание слайда:
Орфографическая диктовка
А) Определите по лексическому значению
слово и запишите его.
Грубый, невоспитанный человек.
Недоучившийся, мало знающий человек.
Неуклюжий, неловкий человек.
Человек, которому не сидится на месте.
Б) Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося,
ему сегодня нездоровится, начальник негодовал,
невзлюбить падчерицу.
Описание слайда:
Изучение нового материала
1) Определение темы и цели урока
«Слитное и раздельное написание НЕ
с именами существительными
и прилагательными»
Цель урока:
— формирование умения правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными.
— закрепить правила правописания НЕ с именами существительными, НЕ с глаголами; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание; прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать умение работать в коллективе.
Описание слайда:
2) Исследовательская работа
Описание слайда:
Первичная проверка понимания материала
Описание слайда:
Описание слайда:
2)Выполнение упражнения №433
Описание слайда:
— Прочитайте и озаглавьте текст.
— Определите стиль и тип речи.
— Найдите прилагательные с НЕ и объясните их правописание.
— Подберите синоним и антоним к слову некрупными.
— Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.
Описание слайда:
Рефлексия
ТЕСТ
Ключ № задания 1 2 3 4 5
Ответ 1,2 1,2 1,3 1,3 1,2
Описание слайда:
Домашнее задание
Выучить правила на страницах 187, 189.
1) Выполнить упражнение 438.
2) Составить кроссворд на тему: “ Не с разными
частями речи”.
3) Написать мини-сочинение о неряхе.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Снежинка из бумаги
Подготовка учителей технологии к деятельности по развитию творчества учащихся
Караловые ветки с воска
Русские умельцы
Серебряный браслет
Производство мыла в домашних условиях
Конструирование моделирование
БАТИК
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5405318 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Диктант в практике учителя русского языка
Юлия Фишман
04 декабря 2017 • 18:51
От пользователя сайта Е. пришло письмо, которое подвигло меня написать эту статью. Цитирую: «В методических разработках к УМК Разумовской предлагается переписывать диктанты, написанные на 2. Правильно ли это? И еще. Я практикую перед диктантом проработку трудных орфограмм (даю словарный диктант, 30 % слов из будущего диктанта). Но на методобъединении коллеги раскритиковали эту методику».
Здравый смысл подсказывает: на уроке полезно делать всё, что даёт результат (конечно, морально приемлемое и физически возможное). Но иногда эту простую мысль приходится с трудом доказывать вышестоящим коллегам. Попробую помочь с аргументами для таких споров.
Лично я пропагандирую такой подход: сначала надо показать много раз правильные варианты, а потом спрашивать. Я разделяю диктанты на тренировочные и контрольные. Перед тренировочным диктантом текст читается орфографически, и(или) дети получают список самых сложных слов, и(или) получают на дом несколько текстов, один из которых будет продиктован. К тренировочным диктантам следует отнести предупредительные диктанты и комментированное письмо. При такой организации работы учащиеся вынуждены обратить внимание на сложные слова.
Когда сделано всё возможное для освоения темы или группы словарных слов, можно дать контрольный диктант. Но там уже никаких подсказок.
Коль скоро сегодня зашла речь о диктантах и их видах, остановлюсь на каждом из них.
Виды диктантов
Виды диктантов по целям работы:
Виды диктантов по материалу:
Виды диктантов по формам работы:
Остановимся на некоторых видах диктантов.
Как провести тренировочный диктант с предъявлением сложных слов?
Диктант как шансовая работа
Ещё один шанс исправить отметку по русскому языку мы можем дать ученикам, используя диктант с предварительной домашней подготовкой. Этот метод постоянно использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5». На дом дети получают пять сложных текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку. Можно сказать, что это игра в поддавки, однако результат от такой работы ощутим. Слабые ученики получают задание в зоне ближайшего развития, они не проигнорируют такое задание «потому что все равно ничего не смогут выучить», а будут готовиться и хоть что-нибудь запомнят. А возможно, выучат пять текстов и получат пятёрки. Даже если они вызубрят эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов. Возможно, что кто-то вникнет и в объяснение.
Диктант с орфографическим чтением
Комментированное письмо (или объяснительный диктант)
Этот вид диктанта в особом представлении не нуждается. Но всё же опишу его кратко для полноты картины.
Комментированное письмо полезно проводить на этапе закрепления одного или нескольких правил. Родители часто жалуются, что вот, мол, ребёнок все правила выучил, а ошибки не исчезли. Это все потому, что с ребёнком не проводились объяснительные диктанты. Знания сами по себе в навык не превращаются. Необходим длительный этап письма с устным объяснением выбора букв и знаков препинания.
Если мы говорим об орфографии, начинать стоит со словарных диктантов. Зная правило, учащиеся без особого труда пишут отдельные слова на это правило. Если дети комментируют написанное по очереди, слабые ученики многократно услышат объяснение сильных и сами все постепенно поймут. И, что немаловажно, смогут тут же применить полученные знания при написании следующего набора слов. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.
Когда отдельные слова и словосочетания из 2-3 слов дети будут уверенно писать и объяснять верно, можно перейти к диктовке фраз и предложений до 8 слов. Это серьёзно усложняет задачу. Во-первых, придётся вычленить слова на изучаемое правило из текста, во-вторых, попадутся слова и на другие правила. Поэтому ошибок станет больше.
Как только группа перестанет делать ошибки на этом этапе, начинайте диктовать длинные предложения. И только потом можно переходить к текстовым диктантам. Прорабатывая текст, предлагайте учащимся по очереди комментировать каждое предложение, затем читайте следующее предложение. Если во время объяснения будет много ошибок, проработанный текст полезно продиктовать ещё раз целиком.
Для объяснения годится простой план: какая часть речи, какая часть слова, как пишем, почему.
Не все считают полезным проводить такие диктанты. Если вы придерживаетесь принципов развивающего обучения, возможно, в вашу систему комментированное письмо и не впишется.
Организация контрольного диктанта
Контрольный диктант покажет истинный результат вашей работы. Проводить такие диктанты имеет смысл только после полного закрепления правила или группы правил. Не стоит устраивать контрольные мероприятия только потому, что закончилась четверть или в журнале не хватает отметок. Если вы сами уверены, что большая часть группы уже освоила пройденный материал, убедитесь в этом, проведя контрольный диктант.
Разновидностью контрольного диктанта является так называемый срез фактической грамотности. Это словарный диктант, в который входят слова на все орфограммы (не на пройденные, а вообще на все). По срезам фактической грамотности удобно отслеживать динамику работы. Выполняя несколько раз в год однотипные задания, дети видят, что в результате работы на уроках русского языка они начали писать грамотнее.
Как написать диктант по русскому языку без ошибок?
Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.
С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?
Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.
Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.
Какие существуют основные правила написания диктанта?
Важно слушать!
Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.
Сосредоточься!
Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.
Сделай проверку
Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.
Грамотность письма
Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.
Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.
Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.
Подготовка к диктанту:
Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:
Читать
Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.
Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе
Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.
Проверять себя
После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.
Повторять правила
Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».
Тренировать зрительную память
В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.
Мотивировать себя
За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.
Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?
Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.
Ведь можно не мучиться, а сэкономить время и нервы!
Диктанты ОНЛАЙН. Орфография
Орфографический диктант — лучший способ проверить свои умения правильного письма на русском языке.
Орфография как раздел языкознания
Орфография — это единая система правил передачи речи в письменном виде (греч. orthos – правильный, grapho – пишу).
Наша речь наполнена словами, которые могут иметь различия в произношении и написании. Именно для правильного написания таких слов и служит орфографическая грамотность.
В русском языке орфография взяла свое начало из старославянской орфографии, а ее правила складывались для письма по-другому, нежели для устного произношения лексических единиц.
Складываться орфография как система языка начала в 18 веке. Ее разработка велась и в 19 веке. Многие языковеды вложили свой труд в усовершенствование системы орфографии.
Орфография даже подвергалась реформам. Например, в 1917 году была первая реформа русской орфографии, а в 1956 году был разработан целый свод Правил русской орфографии и пунктуации.
Всего орфография русского языка насчитывает пять важных разделов:
С орфографией тесно связано понятие орфограмма. Орфограмма — это именно написание, сделанный выбор письма той или иной буквы и слова.
Орфограммы классифицируются на:
1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль;
2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, лестный;
3 тип – слитное и раздельное написание: большой, по-большому;
4 тип – написание с прописных и со строчных букв: вера, Вера;
5 тип – правильный перенос: свет-ло;
6 тип – сокращенное написание слов: д/р, руб.
Чтобы передать в письменном виде звуки слабой позиции, используют два типа правил:
1 тип — когда звук в слабой позиции чередуется с аналогичной морфемой со звуком сильной позиции. Тогда при письме используют буквы, соответствующие звукам сильной позиции: рады — рад, нора — норы.
Такой принцип орфографии является фонематическим. Касаться он может разных морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.
К примеру: в слове «словарный» звук [о] в корне безударный. Чтобы правильно написать это слово, подбираем проверочное слово, где бы этот звук был под ударением — «слОво».
Фонематический принцип самый важный в разделе орфографии. Часто его называют морфологическим, так как он регулирует правильное написание именно морфем.
2 тип — слабая позиция звуков, когда звуки нет возможности проверить подходящим словом. В этом случае слова просто запоминаются, это словарные слова, которые не проверить: корова, собака и т.п.
Как раз с этими словами больше всего трудностей и возникает. Но чем чаще мы их используем в письменной речи, тем крепче запоминается их написание.
К этому же (традиционному) принципу относят:
Вся суть фонетического принципа в том, что звуки, которые мы произносим они же и обозначаются буквами алфавита.
Примеры:
гласные в префиксах: роз- (рос-), раз- (рас-): розыск – разыскание; росчерк – расчет;
замена И на Ы после приставки: играть — разыграть, история — предыстория и т.д. Сохраняется гласная только после меж-, сверх-, а также после иноязычных суффиксов и частиц пан-, суб-, транс-, контр-: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм, субинспектор, трансиранский, контригра. В слове «взимать» И сохраняется при письме, как и произносится;
если рядом произносятся три одинаковых звука, то пишутся только два из них (рас + ссориться = рассориться); ванна – ванная (ванн + ная);
ударная О и безударная Е в косвенных падежах существительных и прилагательных после шипящих и Ц: межой — стужей, душой — крышей;
ударная О и безударная Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, после Ц в суффиксах прилагательных и глаголов: дружок — овражек, свежо — хуже и т.п.;
Способы овладения орфографическими навыками
Что правильно писать необходимо формировать орфографическую зоркость, грамотность.
Орфографическая зоркость помогает увидеть в словах трудные места для применения конкретного правила.
Орфографическая грамотность — это умение писать правильно, пользуясь данными правилами.
И формировать орфографические навыки учащихся лучше уже в начальных классах.
Но даже если момент упущен, то никогда не поздно узнать основные орфограммы и успешно их использовать при письме.
Многие затрудняются в написание отдельных слов, но тут на помощь приходит интуиция. Легкое движение руки, и слово написано верно. Это бывает, когда грамотность развивается благодаря внимательности, а не путем долгого заучивания.
Но не у всех хорошо сформированы психические процессы, такие как: память, непроизвольное внимание и другие.
Тогда формировать орфографические навыки пользуются следующими способами:
Ученик будет орфографически грамотным, если:
Учитель обязан научить школьников:
Орфографические навыки классифицируются на группы:
Учащиеся овладевают орфографическими навыками при условиях, что они:
Таким образом, если младших школьников научить распознавать орфограммы, дать им крепкие знания правил, то к старшим классам они уже будут владеть крепкими орфографическими навыками.
Средства формирования орфографических навыков
Эффективно орфографические навыки формируются лишь в том случае, если правильно подобраны средства их формирования.
Традиционно на уроках учителя используют различные упражнения, тренировочные задания, предложенные авторами учебников.
В последние годы учебные пособия стали расширяться обучающими упражнениями.
Словарная работа проводится часто с применением метода алгоритмов, когда пошагово ученики учатся находить нужные орфограммы, анализируют их, применяют правила и пишут слова без ошибок.
Однако изучение новой лексики на многих уроках сводится лишь к поверхностному знакомству со словом. При этом у школьников совсем отсутствует интерес к познанию. От этого хромает эффективность орфографической зоркости.
Причина традиционно-формального подхода часто проста: есть новые слова с орфографическими задачами, но в учебниках отсутствуют конкретные задания и упражнения для отработки написания данных орфограмм.
Но даже при отсутствии разработок можно организовать словарную работу с трудной лексикой так, чтобы:
И такая словарно-орфографическая работа должна быть на каждом уроке русского языка.
Постоянно используемыми средствами обучения при знакомстве и закреплении орфограмм должны быть:
Орфографический разбор
Орфографические разборы — это специальный вид упражнений, предшествующий списыванию или диктанту, позволяющий осознать новую орфограмму и выполнить новое орфографическое действие.
Нельзя пренебрегать проведением таких орфографических разборов, так как это важный шаг подачи орфографического материала.
Если использовать только списывание и орфографический диктант, то ученики привыкнут к механической работе, не будут понимать сути орфографических правил и не научатся их применять.
Орфографический разбор важно проводить и во время уроков-повторений или при разборе ошибок.
Проводится такой вид упражнений в устной и письменной формах, или только в устной, когда поставлены некоторые орфографические навыки.
Списывание
После того как новая орфограмма понятна ученикам, и они могут использовать правила на практике, вводится такая письменная форма работы, как списывание.
Материал, содержащий слова с орфограммами разного типа, дается либо всему классу, либо в индивидуальных заданиях.
Списывать, как правило, предлагается внимательно, не допуская ни одной ошибки или описки. При этом необходимо следить за каллиграфией.
Простое списывание редко предлагается в качестве обучающего упражнения.
Чаще даются задания с пропуском букв в словах или дописыванием слов, изменение формы слова и т.п.
Это, своего рода, осложненное списывание. Оно очень полезно для учеников, развивает умение анализировать текст, видеть сложные орфограммы и вспоминать орфографические правила.
Диктант (орфографический диктант)
Диктант (от лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для проверки знаний, закрепления, тренировки умений и навыков учащихся.
Обычно диктанты проводятся в устно-письменной форме: учитель читает текст, ученики воспринимают его на слух и записывают.
Школьники при написании информации, которую слышат, руководствуются теоретическими знаниями.
Общее понятие о диктанте, виды диктантов
Диктант — форма работы, когда обучающийся слышит информацию и записывает ее под диктовку.
Диктант — главное средство в процессе формирования грамотности учащихся.
Орфографический диктант позволяет формировать у школьников моторно-слуховые ассоциации, воспринимать слово на слух и сравнивать буквенный и звуковой состав конкретной лексической единицы.
Обучающий орфографический диктант помогает сформировать орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами написания слов.
Диктанты подразделяются на разные виды: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др.
Каждый вид диктанта отличается как целью, так и способом проведения.
Но общее, что связывает все виды диктантов — это развитие у обучающихся навыков писать правильно, согласно орфографическим нормам языка.
Существуют и разные классификации диктантов.
Если смотреть на используемый материал, подготовленный для проведения диктанта, то можно отметить два вида: словарные и текстовые диктанты.
По способам подачи материала диктанты классифицируются как: диктанты без изменений и диктанты с изменениями текста диктанта.
Диктанты с изменением содержимого бывают:
Особенный вид диктанта — диктант с продолжением. Школьники должны записывать текст под диктовку. Но текст не закончен. Окончание текста ученики записывают сами.
Как раз такой вид диктанта помогает не просто списывать или записывать под диктовку готовую информацию, но продуктивно создавать новый текст и грамотно его оформлять.
Диктанты классифицируются по целям обучения. Таких диктантов два вида: обучающие и контрольные.
Есть еще орфографический диктант для самоконтроля, где обучение и проверка реализуются учеником самостоятельно. Текст сначала записывается, а потом проверяется самостоятельно.
После этого текст записывается повторно с учетом всех ошибок в орфограммах.
Такие диктанты называют «Проверяю себя». Ученики записывают не только слова, но словосочетания и предложения, они подчеркивают буквы, которые вызвали у них трудности при написании.
После написания диктанта каждая орфограмма проверяется по учебнику или с помощью учителя, одноклассников.
Орфографический диктант «Проверяю себя» позволяют формировать у школьника навык самоконтроля, а учитель может увидеть объективную картину, насколько хорошо ученик усвоил материал.
Обучающие диктанты разделяются на предупредительные, пояснительные, комментированные.
Предупредительные служат цели — предупредить ошибки прежде чем текст будет записан. Поэтому школьники должны сначала объяснить, как они будут записывать слова, использовать знаки препинания, а лишь затем писать.
Предупредительный орфографический диктант может быть зрительным (учитель зачитывает текст, вычленяя каждое предложение, орфограммы и пунктуация объясняются, затем один из учеников записывает текст на доске, остальные в тетрадях, после сверяются с доской) и слуховым (текст читается по предложениям, затем записывается учениками в тетрадях.
Когда тема пройдена, требуется ее закрепить. В этом случае проводится объяснительный диктант. Его цель указать на ошибки и научиться их исправлять после записи всего текста или его части.
Учитель диктует, ученики записывают, после чего читают то, что написали и исправляют ошибки. Каждая орфограмма объясняется. Также и объясняется пунктуация во всем тексте.
Объяснительный диктант может быть зрительным (сначала на доске записывается текст) и слуховым.
Комментируемый диктант проводится следующим образом: ученики записывают слова, предложения и в это же время комментируют, что пишут, какие правила используют, какие орфограммы присутствуют в тексте.
Все описанные виды диктантов направлены на то, чтобы формировать у школьников грамотное письмо и орфографические навыки.