Что такое орфограмма 2 класс русский язык как подчеркивается
Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Орфограмма. Орфографическое правило»
Цели урока:
— познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило»;
— научить находить орфограммы в словах;
— научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
— повторить ранее изученные орфограммы.
— развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
— развивать письменную и устную речь.
— воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
— Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?
(Веселым, рабочим, познавательным. Ждем новых открытий)
— Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами в конце работы. Будьте внимательны.
2. Минутка чистописания.
— А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
— Перед вами узор. Продолжите его. /Работа в тетрадях/
3. Актуализация знаний.
— Какие буквы спрятались в этом узоре? (Буквы ы, ж, ш, и)
/Учитель записывает их на доске/
— На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж,ш)
— Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)
— Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. ( Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)
4. Постановка проблемы.
— Запишите слова в столбик. А моим помощником будет…
/Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/
— Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
— Как они записаны? (Через букву И)
— Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ ы])
— Мы слышим звук [ ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется? (ПРОБЛЕМА. Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответ : Есть правило)
5. Поиск решения. (Подводящий диалог)
— Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
— Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.
/Учитель вывешивает это вывод на доску/
— Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)
— Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
/Учитель вывешивает на доску вывод/
— Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)
/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма!»
6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)
7. Первичное закрепление.
— Пользуясь орфографическим правилом, выполним №165 по заданию. У доски работает … Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/
— На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)
— Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)
— Что обозначает? (Предмет)
— Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)
— Назовите в словах орфограмму. (Буква И)
— Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)
— Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)
— Второй столбик выполните самостоятельно.
— Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/
— Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
— Прочитайте, какие предложения у вас получились?
8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.
— Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.
спи.ка
до.ка
цепо.ка
лампо.ка
но.ной
сро.ный
ску.но
ру.ной
(А,а)лексей
(М,м)аша
(С,с)емёнов
(П,п)етрович
Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Разделительные ъ и ь знаки.
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки.
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки.
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
Орфограмма
Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.
Основные разделы орфографии:
— написание морфем в различных частях речи,
— слитное, раздельное и дефисное написание слов,
— употребление прописных и строчных букв,
Безударные гласные делятся на не проверяемые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.
Содержание
Непроверяемые безударные
Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих
Чередующиеся безударные гласные
Проверяют согласно правилам:
Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова
1. В корне под ударением:
шёпот (шепчет), шёлк (шелка);
2. В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий:
3. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется Ё(Е).
4. В суффиксах пишется Ё(Е)
5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь
Буквы и-ы после ц
Правописание согласных в корнях слов
просьба — просить, ползти — ползу, труд — труды;
поздний — опоздать, но: ужасный — ужас;
Употребление ь после шипящих на конце слов
В именах существительных:
молодежь, полночь, ретушь, помощь;
стеллаж, матч, карандаш, товарищ.
краж, телепередач, катюш, рощ.
замуж. (Исключение: настежь.)
В кратких прилагательных ь не пишется:
(что делать?) играть, гулять
Мягкий знак в числительных
Пишется на конце: 5—20, 30 (восемь, одиннадцать, двадцать).
Пишется в середине: 50—80; 500—900 (семьдесят, шестьсот).
Мягкий знак в других случаях
Ь в глаголах пишется:
Разделительные ь и ъ
Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:
Правописание приставок
1. Не изменяются на письме:
3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :
Буквы и-ы после приставок на согласный
После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:
После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:
Правописание суффиксов имен существительных
2. Суффикс пишется, если при склонении гласный е в суффиксе выпадает:
3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:
Правописание суффиксов прилагательных
Н и НН
Правописание Н и НН в прилагательных
Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных
НН пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы:
связанная кофта, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);
печённый в костре, вязанная из шерсти;
иллюстрированный, корчёванный, балованный.
Исключения: кованый, жёваный.
История
Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени
Н и НН в кратких прилагательных и причастиях
НН пишется в прилагательных, имеющих в полной форме нн (кроме муж. р.): многочисленны (пути), ценна (помощь), безукоризненно (поведение). Но: безукоризнен (вид).
В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
Слитно пишутся: не под ударением (некто, нечто, некого, нечего); ни без ударения (никто, ничто, никакой, ничей).
Раздельно пишутся, если после кое- и после ни и не есть предлог (кое у кого, ни с чем, ни к какому, не к кому).
Мягкий знак в наречиях
В конце наречий после шипящих пишется Ь: прочь, навзничь, настежь.
В наречиях-исключениях Ь не пишется: уж, замуж, невтерпёж.
Полезное
Смотреть что такое «Орфограмма» в других словарях:
ОРФОГРАММА — (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил … Большой Энциклопедический словарь
орфограмма — ы, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка
орфограмма — сущ., кол во синонимов: 1 • написание (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ОРФОГРАММА — (от греч. orthos – правильный + gramma – письменный знак, черта, линия). Написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения. Такие правила являются объектом изучения в практическом курсе языка, а в некоторых случаях… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
орфограмма — ы; ж. [от греч. orthos правильный, gramma запись, письменный знак] Лингв. Написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения. Отметить в тексте орфограммы. * * * орфограмма (от греч. orthós правильный и grámma письмо),… … Энциклопедический словарь
Орфограмма — (от греч. orthós правильный и grámma письмо) 1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке, например в русском языке окончание прилагательных мужского рода единственного… … Большая советская энциклопедия
орфограмма — ж. Написание, соответствующее определённому орфографическому правилу и требующее его применения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
орфограмма — орфограмма, орфограммы, орфограммы, орфограмм, орфограмме, орфограммам, орфограмму, орфограммы, орфограммой, орфограммою, орфограммами, орфограмме, орфограммах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
орфограмма — (от греч. orthos прямой, правильный + gramma запись). Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил … Словарь лингвистических терминов
орфограмма — орфогр амма, ы … Русский орфографический словарь
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
М ы — пишем с большой буквы. Орфограмма начало предложения пишется с большой буквы.
С это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
М ашей — пишем с большой буквы. Орфограмма имя собственное пишется с большой буквы.
Идём орфограмм нет.
Гулят ь орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.
В это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Ч а щу ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Ча щ у щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. В конце предложения ставится точка.
Ц ветут — пишем с большой буквы. Орфограмма начало предложения пишется с большой буквы.
Цв е ту́т орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ланды ш и ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. В конце предложения ставится точка.
В от пишем с большой буквы. Орфограмма начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стр о словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Б е жи́т орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово Б Е Г.
Бе ж и т — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
К о лю́чий орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКЛ.
Ё ж орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово Ё Ж И К.
. В конце предложения ставится точка.
П ищат пишем с большой буквы. Орфограмма начало предложения пишется с большой буквы.
П и щт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово п и ск.
Пи щ а т — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пу ш и стые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
. В конце предложения ставится точка.
П тички — пишем с большой буквы. Орфограмма начало предложения пишется с большой буквы.
Пти чк и орфограмма сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т орфограмма разделительный мягкий знак.
Гнёзда орфограмм нет.
. В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма — приставку, корень, суффикс или окончание.
Орфограммы что это такое
Орфограмма правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции orphos (правильно) и gramma (буква). То есть дословно можно перевести как правильные буквы или правильное написание.
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает орфография.
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания он различается для разных орфограмм. Вот легенда, по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить…
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: Жи/ши пиши с буквой И, ча/ща пиши с буковой А, чу/щу пиши с буквой У.
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах лужи и широко нам отчетливо слышится Ы, в чашка и пища соответственно Я, а в чудесный и пощупать Ю.
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква Я, а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква Е.
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через Щ, но пишется через СЧ. И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух потеряться одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с С на конце.
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с З.
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой когда надо ставить после буквы Т мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздноОн учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол что делать? или что делает?. И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
На небе появляюТся первые звезды (что делают?) и На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)
Маша учиТся (что делает?) читать и Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву Н, то в прилагательном их будет уже две.
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на МЯ.
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву Н.
Правило №2.
Исключения оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы Н также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
кончеНый человек, назваНая сестра, посажёНый отец, прощёНое воскресенье.
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
4важных орфографических умения
Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это иэто пишет грамотно.
Умение видеть орфограммы
Тоесть места всловах имежду словами, где нужно выбрать написание изнескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, сь или без ит.д.). При этом правильным является только один вариант.
Находить орфограммы всловах нужно поспециальным признакам. Например, если вслове слышим наконце глухой парный согласный звук: зу[п], ле[ф], это опознавательный признак орфограммы проверяемой буквы согласного. Обнаружив это опасное место, ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти вслове поопределенным признакам, иэтому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (ивзрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, невидят вслове место, ккоторому его нужно применить.
Умение выбирать написание
Как только ребенок нашел вслове точку приложения орфографического правила, онлегко может это правило применить ивыбрать верное написание. Используем тотже пример: чтобы выбрать букву наконце слов зу[п], ле[ф], подбираем проверочные слова (зубы, львы), слышим отчетливо согласный звук перед гласным ипишем зуб, лев.
Умение объяснить выбор написания устно играфически
Это умение нужно икогда ребенок пишет, икогда проверяет написанное. Проще, быстрее иполезнее делать это графически. Например, объясняя выбор буквб ив наконце слов зу[п] иле[ф], ребенок должен написать так: зуб зубы; лев львы (букву ы онподчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением ипомогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок посути переводит содержание правила (текст) виную, более краткую инаглядную, говорящую форму. Иему, ивзрослому понятно, почему выбрано именно это написание.
Фото изличного архива автора.
Умение находить иисправлять ошибки
Оно базируется натрех предыдущих. Чтобы проверить себя (вовремя диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать теже действия:
убедиться, что орфограмма найдена правильно поопознавательным признакам;
объяснить написание графически.
Именно поэтому ярекомендую родителям ипедагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мывсегда оставляем пустой, ипри проверке все необходимые обозначения изаписи делаются наэтой строке. Если впроцессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку иисправляетее, отметка нетолько недолжна снижаться наоборот, ребенка нужно хвалить ивсячески поощрять. Абсолютно нелогично иочень вредно, когда вшколе ребенку запомарки иисправления снижают отметку записьменную работу.
Советы родителям, которые занимаются сребенком сами
1. Укаждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила впорядке ихвзаимосвязи инарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний оязыке иумений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить итолько потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.
2. Бессмысленно просто делать упражнения иписать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений соспециальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает ипринимает.
3. Лучше, если ребенок мотивирован, тоесть занимается правописанием осмысленно исжеланием. Как только онувидит, что все нетак страшно ипоявляются первые результаты, процесс пойдет.
4. Нивкоем случае ненадо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться нанего, сравнивать ребенка сего более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только сним самим: впрошлый раз было десять ошибок, асегодня только восемь. Тымолодец, движешься вперед.
Если следовать этим советам иработать методически грамотно, результат будет обязательно.
Обложка поста: pexels.com.
Определение
Орфограмма правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.
Говоря еще проще, орфограмма это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву.
Изучение орфограмм
Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:
Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.
Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы:
Орфографическая зоркость
Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.
Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове чашка буква а подчеркивается одной чертой, а буква ч подчеркивается двумя чертами.
Образец задания с проговариванием и выделением трудностей
Как проводить разбор устно
Выделяем трудности:
*Требования учителей иногда могут быть другими. Консультируйтесь у вашего преподавателя.