Что такое органическая архитектура
Узнайте что такое органическая архитектура
Продолжая цикл образовательных материалов о современных архитектурных стилях и реализации их в строительстве, мы подготовили для своих читателей информацию об архитектурной органике. Органическая архитектура — что это?
Органическая архитектура
Органическая архитектура – это не просто одно из направлений современного зодчества. А настоящая философия, в основе которой лежит идея гармонии между человеком и окружающим миром.
Именно, поэтому архитекторы, являющиеся приверженцами этого направления, создают дома таким образом, чтобы одновременно отразить внутренний мир проживающего там человека и вписать здание в ландшафт как неотъемлемую его часть.
Интересно, почему в век стремительного развития урбанизации, технических и формообразующих возможностей, преобладания железобетонных и стеклянных конструкций в обыденном пейзаже некоторые архитекторы остаются верными созданию объектов, повторяющих причудливые контуры природы?
Органический стиль проявляется в динамических и неправильных формах, которые отрицают геометрию.
В противовес функционализму, подобная архитектура предназначена для возведения зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписывающихся в окружающий ландшафт.
Органика, как архитектурный стиль, стремится создать пространственную среду такого порядка, где атмосфера призвана стимулировать именно ту функцию здания и помещения, для которой последние предназначены изначально.
Отличительные черты органической архитектуры
Поэтому отличительной чертой данного направления является применение органичных форм и естественное их объединение с окружающей средой.
Самый известный сторонник и основоположник идеи непрерывности архитектурного пространства — Фрэнк Ллойд Райт.
Он полагал, что форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Приверженцы органического стиля придерживаются еще нескольких принципов, утвержденных Райтом.
К примеру, здание должно стремиться к минимализму и простоте. А количество отдельных комнат в доме и число необходимых частей здания также сводится к минимуму.
Так, одна комната плавно перетекает в другую, создавая этим единое целое.
Примечательно также, что именно Фрэнк Ллойд Райт собрал в единое пространство столовую, кухню и гостиную, чем ввел в традиционный обиход открытую планировку.
Сторонники идеи непрерывности архитектурного пространства создают здания так, чтоб его форма каждый раз вытекала из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Проще говоря, дома в органическом стиле служат продолжением окружающей природной среды, напоминая этим эволюционные видоизменения.
В органике стены напоминают мембраны живых организмов, а пластичные и протяженные окна проявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов.
Сменяющие друг друга вогнутые и выпуклые поверхности стен создают ритм и иллюзию «дыхания» здания.
Материалы и цветовое оформление
В строительстве отдается предпочтение естественным необработанным материалам: к примеру, шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам и тяжелым, грубо отесанным бревнам.
Зачастую здания органической архитектуры отличаются исключением основания дома из земли. То есть, оно полностью помещается над землей на фундамент-платформу, несущую весь дом.
Приветствуется также большая площадь остекления и открытое пространство внутренних помещений.
Отделка, в частности краска и штукатурка, практически не применяются. А естественную фактуру конструкционных строительных материалов, таких как кирпич, бетон, дерево, камень, наоборот стараются подчеркнуть.
Кроме того, органика сводит к минимуму использование декоративных деталей как в экстерьере, так и в интерьере здания.
В наибольшей степени это касается цветового оформления и количества использования разных материалов и фактур.
Архитекторы-органики отвергают архитектуру-дизайн, которая, по их словам, способна «переехать в любое место».
Предпочитая верить в то, что каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, присущей местности
«В гармонии с природой» — 5 признаков современной органической архитектуры
Органическая архитектура — не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.
История органической архитектуры?
Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е — 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.
За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура).
Портрет Фрэнка Райта
Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly». Так каковы же основные признаки современной органической архитектуры?
Максимальная интеграция в окружающий ландшафт
Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.
Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: б иоморфизмом (имитацией природных форм) и и нтеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.
The High Desert House, США
The High Desert House
Дом у скалы, Норвегия
Подобно «Дому над водопадом», дом норвежских архитекторов Lund Hagem встроен непосредственно в природный объект — скалу, которая заменяет одну из стен. «Проект заключается в использования естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью», — заявили архитекторы.
Дом студии Lund Hagem
Использование природных материалов
Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.
Dayang Sanghoi, Южная Корея
Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.
В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.
Отель Amangiri, США
В статье «Затерянный среди скал: отель Amangiri в штате Юта» Losko писал об отеле, расположившемся среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.
Обилие естественного света
Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.
Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.
The paradise-like house, Китай
Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.
The paradise-like house
Hidden Pavilion, Испания
Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects, смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.
Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.
Размытие границ между интерьером и окружающей природой
Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.
Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.
Отель Valentinerhof, Италия
Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.
The Sirdalen House, Норвегия
Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле — создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.
The Sirdalen House
Элементы живой природы в интерьере
Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.
Прекрасным примером может стать MM House в Мехико от Nicolas Schuybroek Architects в сотрудничестве с Марком Мерксом. Чистые линии и ультра-минималистическая палитра интерьера украшена богатыми «зелеными карманами» местных растений. Все это в совокупности производит успокаивающий эффект на настроение человека.
Magic Breeze, Индия
Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.
Алвар Аалто — наиболее влиятельный представитель органической архитектуры в Европе. Больше о нём вы сможете прочесть в нашей статье « Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры ».
Что такое органическая архитектура
Биография Ф. Л. Райта
Фрэнк Райт родился и провёл детство в американском штате Висконсин. Школьное образование он получил дома. Чтобы продолжить обучение и финансово помочь семье, он в 18 лет согласился работать на декана Висконсинского университета. Однако, не закончив обучение, Райт в 20 лет уехал на поиски работы в Чикаго.
Там он устроился подмастерьем в архитектурную компанию к Луису Салливану. Именно там начинает раскрываться талант Райта. В 1889 году Фрэнк женится и заключает с Салливаном контракт на 5 лет в обмен на заёмные средства для строительства собственного дома. Однако растущие расходы вынуждают его брать архитектурные проекты «на стороне». Когда Салливан узнает об этом, он расторгает контракт с Райтом.
Эти события дали мощный толчок карьере молодого архитектора. Райт открывает новую фирму и начинает активно формировать собственный стиль. Он не боится экспериментировать, спорить и отстаивать свои идеи.
На протяжении всей жизни он не оставлял работу над собственным стилем и активно делился наработками с молодым поколением — писал книги, читал лекции и даже основал архитектурную школу.
За почти 92 года жизни Фрэнк Ллойд Райт разработал 1114 проектов, из которых было реализовано 532.
Основные идеи органической архитектуры Ф. Л. Райта:
1. Подчеркивание «внутренней природы» и «духа» каждого строения
Нельзя повторять то, что уже построено. Каждый проект создаётся для определённого человека и с учётом особенностей конкретного места.
2. Непрерывность архитектурного пространства
Дом не может быть оторван от окружающей его природы. Вне её контекста строения не существует. Оно как будто создано природой:
● приземистые, будто распластанные по земле;
● с широкими крышами, далеко выступающими за пределы фасадных стен;
● с лентами больших окон, стирающих границы между жилищем и окружающей средой;
● целостные, как будто построенные не из отдельных блоков, а из цельного элемента.
Для реализации своих проектов Райт предпочитал использовать натуральные материалы той местности, где велось строительство — камень, древесину.
Ярким образцом такой архитектуры стал «Дом над водопадом». При его строительстве Райт старался сохранить все окружающие деревья, а некоторые каменные выступы встроил в интерьер дома. Водопад не украсил придомовую территорию, а стал частью строения.
3. Сохранение человеческого масштаба
Одна из главных черт стиля прерий Фрэнка Ллойда Райта — соблюдение пропорций, отвечающих размерам человека. В его домах нет слишком высоких потолков или комнат, несоразмерно больших для бытовых функций. Такие здания, стремясь к земле, а не к небу, остаются надёжными и уютными, подчеркивая близость человека к природе.
Ярким примером реализации этой идеи служит дом Талиесин — резиденция Райта, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Дом — это не фасадные стены, а пространство внутри него
Райт уделяет особое внимание внутренней планировке домов, которые для него — не просто каменная или бетонная коробка. Всё жилое пространство организовано так, чтобы человека не стесняли и не ограничивали многочисленные перегородки, глухие стены, двери и углы.
Все переходы между комнатами и перепады высот плавные, перегородки — мобильные, а окна наполняют помещения светом. Человек должен зайти с улицы в дом и не потерять чувство свободы.
5. Орнамент — важная часть архитектуры
Наличие орнаментов характерно для тех работ Фрэнка Ллойда Райта, где он использует бетонные блоки. Это так называемое «текстильное» направление в его стиле. Название ему дали отдельные блоки, нанизанные на металлическую арматуру, словно бусины.
Характер орнамента передает «дух» строения и служит украшением бетонных поверхностей. Райт создавал рельефы в стиле племени майя, отсылая к тесной связи архитектуры и культуры. Самый сложный из орнаментов украшает дом Эннисов, построенный в 1920-х годах.
Органическая архитектура.
Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг.
В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружени и Рудольфа Штайнера Гетеанум, и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на «вооружение».
Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто.
● Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические, неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм, который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы.
● В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки.