Что такое органический сертификат
Эксперты Роскачества рассказали, кто и как получает органик-сертификаты в России
Продукты с пометками «био» и «эко» популярны во многих странах, но у нас с сертификацией подобных товаров до недавнего времени была полная неразбериха. О том, как работает система выдачи эко-сертификатов в России, нам рассказала Директор департамента органической и экологически чистой продукции АНО «Роскачество» Елена Данилова.
Зачем нам органические продукты?
Потребность общества в такой продукции абсолютно созрело, но пока еще люди этого не осознают. К сожалению, из-за низкого уровня благосостояния мы склонны откладывать какие-то вопросы, связанные со здоровьем, «на потом». Но ситуация, в которой мы все оказались в 2020 году, показала, насколько важно заботиться о своем здоровье. И особенно это стало важно для жителей больших городов, где нет доступа к продуктам с почвы, нам доставляют их по каким-то длинным логистическим каналам. Мы не всегда знаем происхождение этих продуктов и не понимаем, в каких условиях они выращивались. И здесь возрастает роль маркировки «органик», поскольку, ориентируясь на нее, мы можем доверять такому продукту и понимать, что есть специально обученные люди, которые проверили полностью это производство на месте, все изучили и поручились, что такой продукт не просто высокого, но исключительного качества, он соответствует ГОСТу и произведен в максимально приближенных к естественным природным условиям.
Эко, био или органик?
В отличие от опыта других стран, где понятия «био», «эко» и «органик» являются эквивалентами, в России нормативно закреплено лишь законодательно регулируемое понятие «органик» и его производные: «органика», «органический» и т.д. Органическая продукция — это экологически чистая продукция, которая предполагает производство в условиях наиболее приближенных к естественным природным условиям, и при ее производстве запрещено использование ГМО, пестицидов, антибиотиков, гормонов и усилителей роста.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон N 280 «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в 2018 году. Эти полтора года переходного периода были необходимы для того, чтобы производства могли подготовиться к выпуску органической продукции. С тех пор, как начал действовать закон, в реестре производителей органической продукции зафиксировано 52 производителя, причем у некоторых производителей до 279 товаров в линейке. Реестр постоянно пополняется: кто-то находится в работе прямо сейчас и вот-вот получит новый сертификат.
Как получить сертификат на органическую продукцию?
Органический сертификат выдается на конечную продукцию, но для сертификации необходимо провести оценку всего процесса, и начинается он от почвы. Правда, на саму почву сертификат не выдается, поскольку она не является продукцией, но она должна пройти переходный период, который в некоторых случаях, например, для растениеводства, составляет до трех лет.
Производитель обращается в орган по сертификации, аккредитованный в Российской Федерации, для того, чтобы его поставили на конверсию, например, зафиксировали, что с этого момента почва ставится на конверсию. Есть также ограничения, которые предусмотрены в ГОСТ 33980-2016, где полностью прописаны требования, которым должен соответствовать продукт, чтобы называться органическим. Это стандарт, который распространяется и в Российской Федерации, и в ряде других стран СНГ.
Сертификат могут выдавать только органы по сертификации, акредитованные нашей Росаккредитацией. Таких органов на сегодняшний день действует всего четыре. Один из них создан на базе Роскачества, и он единственный, который охватывает полностью все направления сертификации органической продукции: аквакультуру, пчеловодство, животноводство, растениеводство и их переработку.
Национальный лейбл «органик», утв.Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19 ноября 2019 г. № 634 «Об утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца”
Кто регулирует законодательство об «органике»?
Существует международная организация IFOAM, которая является автором и первоисточником основных стандартов по производству органической продукции. Более того, она является неким мировым движением, это целая философия, связанная и с концепцией устойчивого развития человечества: посколько производство органики более трудоемкое, оно способствует обеспечению населения трудовыми местами, оздоровлению образа жизни и здоровья нации, а также обеспечению продовольственной безопасности и т.д.
Наиболее популярные в мире стандарты по производству органической продукции: это европейский регламент, который сейчас меняется (новый вступит в силу 1 января 2022 года), американский NOP, который выпускает Министерство сельского хозяйства США, также популярностью в мире пользуются китайский, японский и индийский стандарты. По большому счету, требования к органической продукции универсальны для всех.
У России с другими странами пока нет взаимного признания стандартов, поэтому импортеры и экспортеры вынуждены проходить сертификацию заново в той стране, в которую они осуществляют поставки. Т.е. российские производители, даже если их продукция сертифицирована, как органический продукт, в Российской системе, при осуществлениии экспорта за рубеж должны заново пройти сертификацию. Точно так же, когда к нам поступает иностранная продукция, даже если это сырье, должна пройти нашу сертификацию, иначе готовый продукт не получит свой сертификат.
Почему органическая продукция дороже?
Такие товары стоят дороже вполне обоснованно. В данном случае это не маркетинговый ход, наоборот, фактически органические продукты стоят дороже, чем продаются. Сейчас, к сожалению, производители не могут ставить на органическую продукцию тот ценник, который должен быть с учетом затрат. Во-первых, это требует больше человеческого труда, больше рабочих мест, т.к. нельзя использовать пестициды или средства для травли жучков — их нужно собирать вручную. Во-вторых, процесс созревания таких растений или рост животных до зрелого возраста сам по себе дольше: например, убойный возраст обычной курицы наступает на 28 день, а органическая курица должна дожить до 71 дня — соответственно нужно больше бытовых ресурсов: воды, корма, света и т.д. Это все сказывается на конечной стоимости продукта. И пока потребитель не понимает, из чего складывается цена, производитель не может настраивать ту маржинальность, которая соответствует продукции.
Как будет развиваться ситуация с органической продукцией в России?
Созданный на базе Роскачества Национальный центр компетенции в сфере органической продукции замыкает на себе все сферы деятельности: стандартизацию, сертификацию, образование и продвижение таких продуктов и производителей.
Стандартизация. На Роскачество возложена функция секретариата технического комитета ТК40 «Производство органической продукции», который занимается как раз разработкой и совершенствованием существующего ГОСТа 33980, поскольку основная цель — признание нашего стандарта организацией IFOAM, чтобы мы могли дальше вести межгосударственный диалог об эквивалентности наших сертификатов. Также мы занимаемся разработкой новых стандартов: например, сейчас ведется работа по разработке стандартов по дикоросам и биопрепаратам, применение которых разрешено при производстве органической продукции. Если у кого-то есть потребность сообщить нам о каких-либо несовершенствах, которые также нужно отразить в ГОСТе, можно обратиться в Роскачество по электронной почте и внести свои предложения.
Образование. Поскольку для России это новое направление, мы стремимся дать как можно больше информации, но пока что у нас очень мало экспертов — знаний не хватает. Наш центр компетенции стремиться восполнить все пробелы. Мы имеем свою собственную базовую программу, лекции начитывают наши эксперты, которые задействованы в тех или иных областях, связанных с сертификацией органической продукции, стандартами и исследованиями. Также мы стремимся передать лучшую мировую практику, которая может быть использована с пользой и у нас: проводим образование с привлечением иностранных экспертов, у нас уже прошли семинары с итальянскими и немецким экспертами. В Европе это направление развивается примерно на одно столетие дольше, чем у нас, и там довольно зрелая политика и зрело развита сама отрасль. Сейчас мы проводим семинары онлайн, но ждем восстановления мировой ситуации для того, чтобы привезти экспертов в Россию и организовать встречу с ними на производствах. Также мы планируем организовывать поездки на органические проивзодства за границу, собирать делегации из России наиболее заинтересованных лиц и устраивать выездные семинары непосредственно «в полях».
Продвижение. Для нас важно продвигать российских производителей органик на внешних рынках: Роскачество занимается администрированием подготовки российского участия в крупнейшей международной органической выставке BioFach, которая ежегодно проходит в Нюрнберге (Германия) в феврале — в 2021 году она пройдет в онлайн-формате. Мы стремимся продвигать само понятие «органик», поскольку в России пока мало кто из потребителей знаком с таким термином, а те, кто знаком, чаще всего не идентифицируют российскую маркировку «органик». Также мы стремимся к продвижению органического способа производства среди производителей, для того, чтобы в России появлялось больше таких производств — это является инвестицией в наше будущее и будущее следующих поколений.
Как сертифицируется органическое производство: памятка для производителей
Многие производители сейчас заинтересованы переходить на органику. Как происходит этот процесс, рассказывает Татьяна Волкова, генеральный директор компании-сертификатора «Органик эксперт».
Введение в силу российского закона об органике стимулирует рынок к более активному развитию сектора органического сельхозпроизводства. Производители активно интересуются органикой. Сейчас в России 80 органических производств, но эксперты прогнозируют, что скоро их станет в разы больше. Многие производители готовы вступить в переходный период, чтобы подготовиться и переключиться с индустриального сельского хозяйства в органическое.
Однако в России сейчас только три официальных компании-сертификатора. Они испытывают колоссальную нагрузку, ведь производителей, желающих пройти сертификацию и получить российский сертификат, становится все больше. Многие не знают нюансов сертификации или вообще не знакомы с этой процедурой. Мы предлагаем производителям познакомиться с этапами сертификации. Перед тем, как обращаться к компаниям-сертификаторам, проанализируйте, что для этого надо будет делать. А дальше – примите решение, готовы ли вы к переходу на органику.
С введением в силу российского закона об органике каждый органический производитель должен пройти официальную российскую сертификацию и войти в реестр Минсельхоза РФ. О том, как проходит процесс прохождения проверки и получения сертификата и дальнейший инспекционный контроль, рассказывает генеральный директор компании «Органик эксперт» Татьяна Волкова.
Стандарты, регулирующие органическое производство
«Мы предоставляем свои услуги компаниям, выпускающим органические продукты питания и корма. Но сертификация нужна и тем производителям, которые хотят перейти на органическое производство. Это переходный период. Свою деятельность такое предприятие должно перестраивать в соответствии с российскими или международными стандартами органического земледелия», – замечает Татьяна Волкова, генеральный директор компании «Органик эксперт».
Российский органический сектор работает в рамках Межгосударственного стандарта ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Стандарт был введен в действие еще первого января 2018 года. Это подробные правила производства органической продукции. А процесс сертификации регулируется ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства».
Направление заявки и оценка стоимости работ
Процесс сертификации начинается с того, что производитель продукции присылает компании-сертификатору заявку на сертификацию. Форму заявки производители могут посмотреть в ГОСТ Р 57022.
«Мы даем также и свои формы-приложения, потому что сведений из ГОСТа не всегда хватает, – поясняет Татьяна Волкова. – Это помогает правильно рассчитать стоимость работ по проведению сертификации. Такие формы, подготовленные компанией-сертификатором, помогают производителям полнее описать свою деятельность».
Заполненные документы становятся основанием для оценки стоимости процесса сертификации и составления коммерческого предложения. И если стоимость устраивает обе стороны, можно заключать договор и начинать работу.
Предварительная (заочная) оценка
Предварительная (заочная) оценка – первый этап сертификации, в ходе которого компания-сертификатор изучает документы и сведения, представляемые заявителем. Производитель может обратиться, опять же, к ГОСТ Р 57022, где указан весь список требуемых документов.
«Эти сведения можно подавать в свободной форме, – поясняет Татьяна Волкова. – Например, в том виде, как это принято в системе документооборота заявителя, или заполнив наши формы».
«На этом этапе мы можем сделать выводы по принципиальным вопросам, – говорит Татьяна Волкова. – Если с документами все в порядке, сертификатор принимает решение о проведении уже очного этапа проверки, когда производство оценивается на месте».
По итогам предварительного заочного этапа проверки оформляется письменный отчет. «В нем сертификатор указывает нарушения, если они выявлены, и делается вывод о возможности или невозможности проведения второго этапа сертификации органического производства», – поясняет Татьяна Волкова.
Важно знать, что не каждое производство может быть признано органическим. В частности, в России гидропоника не считается органическим производством. Так же в органику не могут быть включены трансплантация эмбрионов, клонирование, генная инженерия, ионизирующее излучение, использование неорганического сырья (при производстве органических пищевых продуктов и кормов). Изучив документацию таких производств, сертификатор уже не переходит ко второму очному этапу.
Выезд на предприятие
Второй этап сертификации – проверка и оценка органического производства с выездом к заявителю.
Когда эксперт приезжает с проверкой на предприятие, ему нужно будет предоставить свободный доступ не только к документации компании, но и во все помещения на объекте. «Приготовьтесь к тому, что проверка будет очень тщательной, – отмечает Татьяна Волкова. – Эксперт должен изучить все объекты производства без исключения. Мы проверяем и поля, и все помещения, где содержатся животные, и склады, где хранятся корма, цеха по переработке и склад готовой продукции. Перечень объектов зависит от заявленной области сертификации».
Если у сертификатора возникают вопросы, производителю нужно будет предоставить эксперту всю требуемую информацию.
Процесс сертификации построен так, чтобы обеспечить прозрачность и законность, без коррупционных возможностей. Тот эксперт, который проводит выездную проверку, не уполномочен самостоятельно принимать решение о сертификации компании-заявителя. Эксперт передает результаты своего аудита. Итоговое же решение принимает комиссия.
Сертификат действует три года. В течение всего действия сертификата необходимо поддерживать свое соответствие требованиям органического производства. Компания-сертификатор проследит и за этим: выездные проверки в рамках инспекционного контроля будут проводиться не реже одного раза в год тем же органом по сертификации, который выдавал сертификат.
Предполагается, что в российское законодательство вскоре понадобится внести изменения. «Наш стандарт о порядке проведения сертификации позволяет сертификатору по окончании проведения процедуры принять решение либо о выдаче, либо отказе в выдаче сертификата. Но, к сожалению, нет упоминания о постановке предприятия под контроль на переходный период, – замечает Татьяна Волкова. – По правилам органического производства предприятия, которые раньше не занимались органикой, но хотят перейти на этот метод производства и получить сертификат, обязаны пройти переходный период, в течение которого соблюдать все требования органического производства. В переходном периоде сертификат не выдается, но компания-сертификатор осуществляет контроль за деятельностью такого предприятия в течение всего переходного периода».
Внесение в реестр и маркировка продукции
После выдачи сертификата компания-сертификатор обязана в течение трех рабочих дней предоставить сведения о производителе, его продукции и сертификатах в Минсельхоз РФ. Ведомство, после проверки сведений, вносит производителя в единый государственный реестр производителей органической продукции, размещенный на сайте министерства.
Когда компания-производитель появилась в реестре Минсельхоза РФ, она получает возможность нанести на упаковку своей продукции специальную маркировку. Это надписи «органик», «органический» или производные слова. Также на упаковку ставится графический российский знак органики, это белый листок на зеленом фоне. А также QR-код, который, если навести на него экран смартфона, покажет потребителю размещение производителя в реестре, а также всю информацию о продукции.
Сроки сертификации
Сроки проведения сертификации стандартом не установлены. Они зависят от многих факторов: области сертификации (растениеводство, животноводство, переработка), размера предприятия, срока предоставления заявителем необходимых документов и сведений и так далее. Также важным фактором, влияющим на сроки, является сезонность. И если, например, растениеводческое предприятие подаст заявку зимой, выезд будет осуществляться, самое раннее, в весенний период после схода снега, что также отразится на общем сроке. Сезонность также влияет и на загрузку экспертов. В весенне-летний период и ранней осенью загрузка самая высокая, что также влияет на сроки выезда.
В среднем, процесс сертификации от подачи заявки до выдачи сертификата занимает от трех до шести месяцев.
Органик сертификация
Органический – не просто маркетинговый ход, а законодательно-оформленный термин.
Органическим может называться только продукт, который имеет органический сертификат.
Органический сертификат – не просто маркировка, а доказательство того, что ферма или производство работает по органическим стандартам (они относятся к выращиванию, производству, упаковке и транспортировке продуктов).
Использовать маркировку можно только пройдя органическую сертификацию — проверку независимым агентством на соответствие принципам органического производства.
Только по итогам успешной проверки компания получает сертификат и право использовать соответствующую маркировку.
Проверяется всё начиная с земель, заканчивая конечным продуктом.
Проводится множество лабораторных исследований на разных этапах производства.
Исследования должны показать полное отсутствие пестицидов, антибиотиков, гормонов или других химических веществ в продуктах.
Визуальная инспекция учитывает отношение к ведению хозяйства, оно должно быть основано на заботе об экосистеме в целом.
Прекрасно, что его невозможно просто «купить» и маркировка сертификата говорит покупателю о том, что продукт по-настоящему качественный, полезный для человека и не несет вреда окружающей среде (на протяжении всего жизненного цикла).
Принципы органического сельского хозяйства
Нормы были выработаны в 1980 году Международной Федерацией Органических Движений Сельского Хозяйства (IFOAM).
Основными принципами являются: здоровье, экология, справедливость и забота
Органическое хозяйство поддерживает и улучшает здоровье экосистемы и всех живых организмов. Это симбиоз человека и всего живого на земле.
Органическое земледелие соответствует природным циклам и поддерживает экологический баланс. Производители должны охранять окружающую среду и снижать воздействие на экосистему.
Животным обеспечивают хорошие условия жизни – согласно физиологии и естественному поведению. Природные ресурсы рассматриваются с учетом интересов будущих поколений.
Органическое хозяйство защищает здоровье нынешних и будущих поколений и благополучие окружающей среды. К выбору технологий и методов управления хозяйством подходят с ответственностью и осторожностью.
Принципы касаются всех этапов производства, переработки и хранения продуктов питания и товаров в органическом сельском хозяйстве.
Сертифицированный магазин органических продуктов Рожь Да Лён
Российский стандарт— ГОСТ 33980-2016 со знаком “ОРГАНИК”.
Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минсельхозом России, вступил в силу с 1 января 2020 года.
В России только эта маркировка дает право официально называть продукты органическими.
На упаковке органик-сертифицированных продуктов можно найти QR код, наведите камеру мобильного телефона на него, и вы попадете в Единый реестр производителей органической продукции размещенный на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Маркировка EU Organic Bio была введена в 2010 году на всей территории Европейского союза и является обязательной для всех органический хозяйств, выращивающих и поставляющих свою продукцию на продажу как органическую на территории стран ЕС.
Единая система европейской сертификации была утверждена в 2000 году. Предполагалось, что «евролисток» заменит собой все логотипы национальных сертификаций, однако до сих пор эта маркировка продолжает использоваться параллельно со значками сертификаций отдельных стран — например, Bio-Siegel (Германия) или AB (Agriculture Biologique, Франция).
Настоящий продукт, прошедший сертификацию «евролисток», всегда имеет уникальный номер, присвоенный конкретному наименованию.
Сертификат устанавливает единые и четкие требования по ведению органического хозяйствования, разграничивая органическую и неорганическую продукцию между собой, и гарантирует соблюдение всех необходимых норм перед потребителем. Остальные страны, не входящие в ЕС, но поставляющие органические продукты на его территорию, также обязаны выполнять обозначенные условия и проходить добровольную сертификацию.
Demeter – первая в мире сертификация биодинамического производства.
Ассоциация Demeter была организована в 1927 году в Германии и получила свое название в честь греческой богини плодородия Деметры.
Основой для создания ассоциации послужила работа Рудольфа Штайнера «Духовно-научные основы успешного развития сельского хозяйства».
Сначала это было общество антропософских фермеров, а сегодня это мощный международный союз.
Международный биодинамический стандарт был основан в 1992г.
Demeter – это самые высокие в мире критерии экологической безопасности биопродуктов, биокосметики, одежды и даже целых производств. Ассоциация объединяет биофермеров и биопроизводителей продуктов питания, одежды, косметических и моющих средств по всему миру.
В состав организации входит около 4500 участников из 38 стран мира.
В основе – бережное отношение к окружающей среде.
Проще говоря «Симбиоз природы и человека».
Главный принцип работы Demeter гласит: «Отдать земле больше, чем у неё взято».
Это значит, что для ведения натурального сельского хозяйства не должны использоваться никакие вещества и технологии, нарушающие хрупкий баланс окружающей среды и вредящие здоровью человека.
Биодинамический подход к земледелию еще называют холистическим, т.к. важно распознать и поддерживать естественные природные циклы и взаимоотношения в окружающей среде.
Деревья и кустарники являются живыми изгородями от ветра и солнца, служат жилищем для птиц и мелких зверей.
Отсюда и естественный биогумус.
Биодинамическое хозяйство невозможно без животных – домашних и диких.
Домашние (особенно жвачные) производят естественные удобрения, дикие – помогают сохранять хрупкий баланс с миром насекомых.
Удобрения используют только те, что самостоятельно приготавливаются фермерами из навоза, лекарственных растений и минералов. Их используют не в традиционно больших количествах для удобрения полей, а в гомеопатических разведениях.
Это значит, что удобрение не вносят в почву, а только ее опрыскивают. Такая форма внесения удобрения не только повышает плодородие земли, но и оздоравливает окружающую среду.
Таким же образом приготавливаются и вносятся в почву препараты от вредителей.
Замечено, что после опыления такими препаратами биодинамических полей резко сокращается количество вредителей и на соседних полях, на которых используются другие методы хозяйствования.
Посев и уборка урожая происходят по космическим ритмам.
Не менее 50% корма для животных должно производиться на территории самой фермы, остальной объем должен браться с ферм, прошедших сертификацию Demeter;
Запрещено использовать продукты генной инженерии;
Важна так же и упаковка продукции – она должна быть из экологичных материалов, подлежащих переработке.
Проводится постоянная инспекция аккредитованных ферм и производителей.
Сертификацию органических продуктов под маркировкой USDA проводит Американский Департамент сельского хозяйства. Изначально он был создан только для сертификации продуктов питания, а затем расширил свою сферу на все органические товары. Все критерии сертификации закреплены на государственном уровне.
Сертификат USDA был разработан Министерством сельского хозяйства США, чтобы ввести общие критерии для выращивания и использования органического сырья. Это объемная система, включающая в себя контроль за обработкой продукции, её изготовлением, транспортировкой и многим другим.
USDA имеет право сертифицировать всю сельскохозяйственную продукцию, растения, хлопок и табак, семена, животных и натуральные органические средства.
USDA имеет 3 уровня сертификации:
1.Уровень «100% organic». Это значит, что продукт был произведен только из натурального органического сырья. В этом случае знак USDA указывается на упаковке.
2.Уровень «Organic». Это означает, что как минимум 95% используемого сырья имеет органическое происхождение. При этом оставшаяся часть приходится на строго сертифицированные компоненты. В этом случае знак USDA также указывается.
3.Уровень «Made with organic (ingredients)». Это значит, что в формуле продукта используется как минимум 70% органического сырья. Знак USDA на упаковке не ставится, но производитель должен точно указать массовую долю используемого органического сырья. Товары, содержащие в себе меньше 70% органических компонентов, не считаются органическими и не сертифицируются.
Единственная в России экомаркировка, признанная на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки (GEN).
Программа основана в 2001 году. Разработчик и оператор программы – одна из ведущих некоммерческих организаций России – Экологический союз (до 2010 года «Санкт-Петербургский Экологический союз», до 2019 года НП «Экологический союз»).
Подтверждение соответствия товаров и услуг требованиям экологических стандартов в рамках программы «Листок жизни» осуществляется на основе анализа всех стадий жизненного цикла – «от добычи сырья до утилизации». Решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на право применения экомаркировки принимается на основании положительного заключения экспертизы.
Преимущества экомаркировки I типа «Листок жизни»:
Признается на международном уровне
Независимая, некоммерческая, открытая для всех участников
Процедура сертификации добровольная, прозрачная, соответствует международным требованиям и стандарту ISO 14024, принятому и введенному в действие Госстандартом России
Оценивает весь жизненный цикл группы однородной продукции
Зарегистрирована в Росстандарте (РОСС RU. И1082.04ЧГ01)
Информирует потребителей об экологической безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды
Стандарт COSMOS был разработан в Европе в 2010 г. основными сертифицирующими организациями с целью обобщения всех критериев сертификации. Были разработаны две категории стандарта COSMOS: COSMOS NATURAL и COSMOS ORGANIC.
В составе продукта должны быть только натуральные ингредиенты, часть из которых органического происхождения. На задней части упаковки по желанию производитель может написать процентное соотношение органической части к общей массе.
В составе продукта должны быть только натуральные ингредиенты, 95% ингредиентов должны быть растительного происхождения. Допускается использование максимум 5% синтетических компонентов, разрешенных стандартом. Не менее 20% компонентов должны иметь органическое происхождение, если это несмываемый продукт, и 10%, если смываемый.