Что такое организм биология 7 класс кратко

Урок по биологии 7 класс ФГОС на тему «Организм»

Класс 7
Тема:
Организм.

Тип урока изучение нового материала с первичным закреплением.
Цель урока:
формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни.

1) продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2) рассмотреть особенности живых организмов;

3) формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4) формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации;

1) формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2) формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3) развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

1) воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки).

– понимать смысл биологических терминов;

Оборудование: таблица «Уровни организации живой природы», «Пределы жизни на Земле», «Организм – единое целое», ИКТ. Электронное приложение: «Организм», учебник с. 8

Понятия: вид, популяция, природное сообщество, экосистема, биосфера, организм, обмен веществ, превращение энергии, размножение, наследственность, изменчивость, индивидуальное развитие, средообразующая деятельность.

1. Организационный момент

2. Целевая установка

3. Актуализация опорных знаний

4. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока

5. Изучение новой темы

6. Первичное закрепление изученного материала.

7. Рефлексия учебной деятельности.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих. Поздравляю с новым этапом вашей школьно жизни и желаю удачи и успехов в учебе, интересных событий и незабываемых впечатлений. Подписываем тетради.

Целевая установка: Знакомство с учебником, основными компонентами комплекса (УМК).

-Откройте содержание учебника по биологии, ознакомитесь с названиями параграфов и дайте краткий ответ на вопрос: что мы будем изучать на уроках в 7 классе.

Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

-Я хочу узнать насколько хорошо вы запомнили материал 6 класса, ответьте на следующие вопросы:

Какие ткани, органы и системы органов различают у растений и животных?

Каковы способы размножения организмов?

Как происходит рост и развитие организмов?

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику. Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Организм. Что для вас значит это слово?

Организм – это особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое ;

— Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?

— Каковы общие признаки живых организмов?

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.

Усвоений новых знаний и способов действий.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ

-Правильно, и все они нас окружают.

-А кто мне скажет, почему жизнь на Земле не прерывается? А неживой природе свойство воспроизведение себе подобных? (Нет). Правильно, это одно из важных свойств живых организмов.

-Вы знаете, что живая природа организована сложно (иерархичность живого). Она представляет собой единое целое и состоит из взаимосвязанных частей (рис. 1.1. Организация живой природы) – клеток, организмов, видов, популяций, природных сообществ и экосистем. (Запись в тетради)

Уровни организации живого:

кЧто такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс краткоЧто такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс краткоЧто такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс краткоЧто такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс краткоЧто такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс кратколетка ткани органы система органов организм …..

Почему я в конце схемы поставила стрелку и многоточие? Какие еще уровни отсутствуют в схеме?

Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс краткоВспомним, что является наименьшей единицей жизни? (Клетка). (Клетки в многоклеточном организме)

-В зависимости от количества клеток, какими могут быть организмы? (Одно- и многоклеточными).

-Клетки объединяются в ткани, ткани – в органы, органы – в системы органов, системы органов – в организм, организм – в вид (Примеры видов животных), популяции (особи одного вида) (примеры популяций), популяции – в природные сообщества (популяции разных видов) (Береза – природное сообщество), природные сообщества – в экосистемы, экосистемы – в биосферу (глобальная экосистема Земли) (Оболочки Земли, Пределы жизни на Земле).

В экосистемах между живой и неживой природой происходит круговорот веществ.

2. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

-Прежде, чем мы начнем изучать признаки живых организмов, мы должны разобраться, что же такое организм.

Организм – это особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое, обладающее признаками, отличающими его от неживой материи.

Условия, необходимые для существования организма:
1. Обмен веществ
2. Превращение энергии

Общие признаки живых организмов:

1. Единство химического состава (в состав живых организмов входят белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, основные химические элементы живых существ: С,О, N и H ).

2. Единый принцип структурной организации (все живые организмы состоят из клеток, кроме вирусов. Вне клетки жизни нет.).

3. Самовоспроизведение (репродукция). Биологический «смысл жизни» любого организма – оставить потомство, т.е. в размножении. Живые организмы способны размножаться – воспроизводить себе подобных. Репродукция тесно связана с другими фундаментальными свойствами живых организмов — наследственностью и изменчивостью.

4. Наследственность — способность живых организмов передавать свои признаки и свойства следующему поколению с помощью носителей информации ДНК и РНК. При половом размножении сходство родителей и потомков никогда не бывает полным. Каждый организм имеет свои особенности, которые отличают его от родителей.

5. Изменчивость — это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства (существовать в различных формах и вариациях).

6. Рост и развитие. Рассказывая об этом признак, следует напомнить, что процессы роста и развития характерны для всех живых организмов и являются общими свойствами живой материи. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Расти — значит увеличиваться в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Развитие же сопровождается изменением живых объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

— Какие движения характерны для растений (тропизмы, настии).

8. Питание – поступление веществ из внешней среды – распад веществ – преобразование веществ – доставка в клетки – создание органических веществ, богатые энергией – синтез новых необходимых веществ – движение, рост, развитие.

9. Индивидуальное развитие (онтогенез) – это процесс, который проходит каждый организм от зарождения до смерти или нового поколения. Продолжительность жизни организмов не одинакова: час, сутки, неделя, месяц, год(ы). Все многоклеточные организмы проходят сложный путь индивидуального развития.

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ НА СРЕДУ ОБИТАНИЯ

Живые организмы сильно влияют на среду обитания уже тем, что живут в ней. Они дышат, питаются, выделяют продукты обмена, растут и размножаются, перемещаются в пространстве, проявляют разные формы активности. В результате этого изменяется и газовый состав воздуха, микроклимат, почва, чистота вод и др. особенности местообитания. Влияние организмов на среду обитания называется их средообразующей деятельностью.

Фотосинтез – главный источник кислорода в земной атмосфере. Растения создают условия для дыхания миллиардам живых существ, включая людей.

Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растительность создает особый микроклимат, смягчающий условия существования многих видов.

Первичное закрепление изученного материала.

Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости знать уровни организации живого. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между уровнем и его составляющей. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.

Что такое организм?

— Почему необходимо знать структурную организацию живого?

Рефлексия учебной деятельности.

Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

Что нового вы узнали на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

8. Подведение итогов. Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.

Источник

Что называют организмом в биологии?

Как известно, биология – это наука, которая занимается изучением живых организмов и их взаимодействия в природной среде.
Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс кратко

Но что называют организмом в биологии, как отличить живой организм от неживой материи, и какие вообще бывают организмы? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Что такое организм?

Слово «организм» имеет латинское происхождение и использовалось ещё средневековыми учёными. На латыни оно звучит как «organismus» и является производным от слова «organizo», которое употребляется в значении «устраиваю, упорядочиваю». Так в биологии называют любое живое тело, которое способно существовать отдельно от других и обладает рядом свойств, отличающих его от неживых предметов. Организм входит в состав своего вида и своей популяции, т.е. его внешний вид и характерные особенности жизнедеятельности соответствуют определённым видовым качествам.

На нашей планете обитает множество видов живых организмов. Их изучение и классификация входит в сферу деятельности учёных-биологов. Структурной единицей любого организма является клетка, т.е. все они состоят из различных живых клеток, отвечающих за различные функции. Различают одноклеточные и многоклеточные организмы:

одноклеточные состоят из одной-единственной клетки и размножаются преимущественно делением;

многоклеточные состоят из множества клеток разных видов, а процесс размножения у них организован различными способами.

Кроме того, существует промежуточная категория – колония одноклеточных, которая частично обладает признаками многоклеточного организма, а частично – признаками группы отдельных одноклеточных организмов.

Классификация одноклеточных организмов

Все существующие на нашей планете одноклеточные, или простейшие организмы, делятся на две основные группы:

– группу прокариотов, в которую входят одноклеточные без чётко оформленного клеточного ядра и внутриклеточных органоидов, питающиеся при помощи фотосинтеза или хемосинтеза;
Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс кратко
– группу эукариотов, в которую входят одноклеточные с оформленными клеточными ядрами и развитыми органоидами.

Считается, что одноклеточные организмы возникли раньше всех прочих живых существ и стали первыми организмами, появившимися в ходе эволюции.

Что такое многоклеточные организмы?

Строение подавляющего большинства многоклеточных организмов включает разные типы клеток, предназначенные для выполнения различных функций – питания, дыхания, выведения продуктов переработки и т.д. В то же время, как показали исследования, в организмах животных имеются многофункциональные клетки, получившие название стволовых. У растений аналогичными свойствами обладают клетки камбия.

Как гласит эволюционная теория, все многоклеточные организмы образовались из групп или колоний одноклеточных существ. В процессе развития в колонии возникла и начала развиваться специализация, когда одна группа клеток выполняла преимущественно функцию поглощения кислорода, другая – функцию переработки питательных веществ, третья занималась выведением продуктов распада. С течением времени специализация углублялась, и за миллионы лет эволюции сформировалось множество видов высокоразвитых живых организмов, состоящих из миллионов различных клеток.

В чём отличие живого организма от неживого вещества?

На первый взгляд, это очень простой вопрос, и отличить живое существо от неживой материи очень просто. Но чтобы сформулировать различие и выделить основные признаки живого существа, учёным пришлось проделать огромную работу. Сегодня признано, что живой организм обладает:

– обменом веществ, т.е. способностью поглощать вещества из окружающей среды, перерабатывать и частично или полностью встраивать их в себя;

– восприятием и обработкой информации, т.е. способностью реагировать на внешние раздражители произвольным изменением внутренних процессов;

– возможностью размножаться, т.е. способностью воспроизводить себе подобные организмы;
Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс кратко
– развитием, т.е. способностью изменять с течением времени свой внешний вид, размеры и внутреннюю структуру.

Этими свойствами обладают все живые организмы, от бактерии до человека.

Источник

ОРГАНИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ОРГАНИЗМ» в других словарях:

Организм — (позднелат. organismus от позднелат. organizo устраиваю, сообщаю стройный вид, от др. греч. ὄργανον орудие) живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Как отдельная особь организм… … Википедия

ОРГАНИЗМ — (ново лат., от organum орган). Целое, части которого неразрывно связаны; всякое живое существо, обладающее органами для поддержания и развитая в себе жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРГАНИЗМ… … Словарь иностранных слов русского языка

ОРГАНИЗМ — ОРГАНИЗМ, совокупность взаимодействующих органов, образующих животное или растение. Самое слово О. происходит от греческого organon, т. е. произведение, орудие. Впервые повидимому Аристотель назвал живые существа организмами, т. к. по его… … Большая медицинская энциклопедия

ОРГАНИЗМ — (от позднелат. organizmo – устраиваю, сообщаю стройный вид) живое существо; охватывающее обширную сферу самостоятельного материального единства, которое в своей структуре подчинено прежде всего физико химическим законам. Кроме того, организм как… … Философская энциклопедия

ОРГАНИЗМ — ОРГАНИЗМ, организма, муж. (от греч. organon орудие) (книжн.). 1. Живое тело, существующее самостоятельно и состоящее из согласованно функционирующих сложных частей, органов. Животный организм. Растительный организм. 2. Совокупность индивидуальных … Толковый словарь Ушакова

организм — См … Словарь синонимов

ОРГАНИЗМ — (от лат. organismus), в широком смысле биологически целостная система, состоящая из взаимозависимых и соподчиненных элементов, взаимоотношения и особенности строения которых детерминированы их функционированием как целого; в узком смысле организм … Экологический словарь

организм — а, м. organisme m. 1. Всякое живое существо, живое тело с его согласованно действующими органами. БАС 1. Под органом разумеется существенная часть органическаго, стройнаго тела, или органисма. 1840. Греч Чтения 1 10. || Физическое или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

организм — 1. Организм живой живое тело, живое существо (растение, животное, человек). 2. Совокупность духовных и физических свойств человека. 3. Сложное организованное единство. Слова … Большая психологическая энциклопедия

ОРГАНИЗМ — Живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами. Организм происходит от одного зачатка. Индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Источник

Организм

Организм (позднелат. organismus от позднелат. organizo — устраиваю, сообщаю стройный вид, от др.-греч. ὄργανον — орудие) — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Организмы — один из главных предметов изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одноклеточных и многоклеточных. Особое место между ними занимают колонии одноклеточных.

Формирование целостного многоклеточного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. Многие организмы организованы во внутривидовые сообщества (например, семья или рабочий коллектив у людей).

Содержание

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Однокле́точные органи́змы — внесистематическая категория живых организмов, тело которых состоит из одной (в отличие от многоклеточных) клетки (одноклеточность). К ней могут относиться как прокариоты, так и эукариоты. Считается, что одноклеточными были первые живые организмы Земли. Наиболее древними из них считаются бактерии и археи. Термин «одноклеточные» также иногда используется как синоним протист (лат. Protozoa,Protista ).

Прокарио́ты, или до я́дерные преимущественно одноклеточны, за исключением некоторых цианобактерий и актиномицетов. Среди эукариот одноклеточное строение имеют простейшие, ряд грибов, некоторые водоросли. Одноклеточные могут формировать колонии.

Эукарио́ты, или я́дерные (лат. Eucaryota от греч. εύ- — хорошо и κάρυον — ядро) — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядра. Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными (вирусы и вироиды также не являются эукариотами, но не все биологи считают их живыми организмами).

Унитарные и модулярные организмы

Отличия от неживой природы

Живые организмы отличаются от тел неживой природы более сложным химическим составом (в частности, обязательным наличием белков и нуклеиновых кислот) и совокупностью свойств живого (по отдельности большинство из этих свойств имеются и у некоторых объектов неживой природы).

Источник

Конспект урока по биологии 7 класс «Организм»

Пирогова Светлана Александровна МБОУ «Красноярская средняя школа»

сформировать интерес к изучению нового курса;

продолжить формирование информационной компетентности и навыков работы со структурой учебника и его сопровождением;

сформировать представление об уровнях организации живой природы;

обобщить знания о признаках живых организмов и их средообразующей роли.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: организм, популяция, природное сообщество, экосистема, средообразующая деятельность.

Электронное приложение: «Организм» (1).

Дополнительные: таблицы, фотографии, слайды с изображениями живых организмов; гербарные экземпляры растений.

Знакомство с предисловием учебника и с компонентами УМК.

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Усвоений новых знаний и способов действий.

Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем.

Общие признаки живых организмов.

Средообразующая роль живого.

6. Первичное закрепление изученного материала.

7. Рефлексия учебной деятельности.

8. Подведение итогов.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.

Знакомство с учебником, основными компонентами комплекса.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Какие ткани, органы и системы органов различают у растений и животных?

Каковы способы размножения организмов?

Как происходит рост и развитие организмов?

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику. Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Организм. Что для вас значит это слово?

Организм – это особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое.

— Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?

— Каковы общие признаки живых организмов?

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.

Усвоений новых знаний и способов действий.

Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем.

Объясняю новый материал, используя ЭОР и учебник.

Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть фото Что такое организм биология 7 класс кратко. Смотреть картинку Что такое организм биология 7 класс кратко. Картинка про Что такое организм биология 7 класс кратко. Фото Что такое организм биология 7 класс кратко

Общие признаки живых организмов.

1 . Единство химического состава (в состав живых организмов входят белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды).

2. Единый принцип структурной организации (все живые организмы состоят из клеток).

3. Самовоспроизведение (репродукция).

Рассказывая об этом признак, необходимо показать, что существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени и поддержания жизни связано с самовоспроизведением. Репродукция тесно связана с другими фундаментальными свойствами живых организмов — наследственностью и изменчивостью.

4. Наследственность — способность живых организмов передавать свои признаки и свойства следующему поколению.

5. Изменчивость — это способность живых организмов существовать в различных формах и вариациях.

Рассказывая об этом признак, следует напомнить, что процессы роста и развития характерны для всех живых организмов и являются общими свойствами живой материи. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Расти — значит увеличиваться в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Развитие же сопровождается изменением живых объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Рассказывая об этом признак, следует показать, что в процессе эволюции у живых организмов выработалась и закрепилась свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство называют раздражительностью. Реакция многоклеточных животных на раздражители осуществляется с помощью нервной системы и называется рефлексом. Организмы, которые не имеют нервной системы, например, простые или растения, лишенные рефлексов, их реакция на воздействие внешних факторов выражается в изменении характера движения или роста. Ответные реакции простейших одноклеточных животных называют Таксис. Например, положительный фототаксис — движение по направлению к свету, отрицательный фототаксис — движение в направлении от света.

Можно спросить о том, какие движения характерны для растений (тропизмы, настии).

Средообразующая роль живого.

Живые организмы сильно влияют на среду обитания уже тем, что живут в ней. Они дышат, питаются, выделяют продукты обмена, растут и размножаются, перемещаются в пространстве, проявляют разные формы активности. В результате этого изменяется и газовый состав воздуха, микроклимат, почва, чистота вод и др. особенности местообитания. Влияние организмов на среду обитания называется их средообразующей деятельностью.

Фотосинтез – главный источник кислорода в земной атмосфере. Растения создают условия для дыхания миллиардам живых существ, включая людей.

Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растительность создает особый микроклимат, смягчающий условия существования многих видов.

Почвообразующая деятельность живых организмов. Совместная деятельность множества организмов создает почву. Сбрасывая ежедневно листву, растительность образует на поверхности земли слой мертвого органического вещества – источник пищи и среда обитания для мелких организмов, которые разрушают и перерабатывают его до неорганических молекул = питание растений, почвенный гумус=лучшее развитие корневищ, систем растений.

Первичное закрепление изученного материала.

Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости знать уровни организации живого. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между уровнем и его составляющей. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.

Работа с рабочей тетрадью.

Что такое организм?

— Почему необходимо знать структурную организацию живого?

Рефлексия учебной деятельности.

Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

Что нового вы узнали на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *