Что такое организмы кратко для 3 класса
Окр мир 3 кл Значение слов: организмы биология царства бактерии микроскоп?
Задания по окружающему миру для 3 класса 1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.
Запишем в словарик и дадим формулировку следующим полезным терминам:
Окружающий мир состоит из живых и неживых компонентов. Сосредоточимся на терминах, связанных с объектами живой природы.
Начинаем составлять словарик терминов по предмету Окружающий мир. Первыми в него записываем новые для нас слова и понятия:
Организм. Это живое существо, объект, который относится к царству живой природы. То есть его отличает наличие признаков, характерных для живой природы.
Биология. Это наука, которая изучает мир живой природы. Она изучает организмы.
Царство. Это наибольшая группа живых организмов, обладающих сходными признаками. Этот термин используется при классификации групп организмов живой природы.
Бактерии. Одно из царств живой природы. Мельчайшие живые организмы, которые обладают всеми признаками живого. Их невозможно увидеть простым невооруженным взглядом.
Микроскоп. Это оптический прибор, который позволяет увидеть бактерии. С его помощью человек изучает мелкие организмы, которые невозможно изучать невооруженным зрением.
Одноклеточные организмы
Одна клетка — один организм
Тело простейшего — единственная клетка — действует как целый организм. Эта клетка и питается, и двигается, и размножается, и избавляется от продуктов обмена. Передвигаются одноклеточные животные с помощью ложноножек (амеба), жгутиков (эвглена зеленая), ресничек (инфузория-туфелька). Питаются простейшие мельчайшими животными, растительными организмами и гниющими органическими веществами, а паразитические формы кормятся соками своих хозяев. Пищу одноклеточные переваривают в пищеварительных вакуолях — пузырьках, заполненных пищеварительным соком.
Большинство одноклеточных организмов невидимы для глаза человека, и чтобы их рассмотреть, требуется микроскоп.
Амеба
Амеба обыкновенная — простейший одноклеточный организм размером 0,2—0,7 мм. Живет в пресноводных илистых водоемах. Цитоплазма амебы образует выросты — ложноножки, которые хватают пищу: бактерии, водоросли. Способ захвата пищи с помощью ложноножек называется фагоцитозом. Из цитоплазмы, обволакивающей добычу, образуется пузырек — пищеварительная вакуоль. Так амеба получает питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму.
Инфузория-туфелька
Если рассмотреть под микроскопом каплю воды, взятой из пруда, то можно увидеть крошечное живое существо: длинное, похожее на туфельку, закругленное с одного конца и вытянутое с другого. Это и есть инфузория-туфелька — одноклеточное животное.
Одноклеточные великаны
Ксенофиофоры — одноклеточные организмы, живущие на дне океана на глубине до 10 641 м.
На такой глубине совсем мало кислорода, очень большое давление и отсутствует солнечный свет. Ксенофиофоры достигают 10 см в диаметре и служат средой обитания для разнообразных многоклеточных животных. Эти существа содержат много свинца, урана и ртути — тяжелых металлов, крайне ядовитых для обычных живых клеток.
Ксенофиофоры перерабатывают и фильтруют ил, тем самым обеспечивают среду для других обитателей морского дна — ракообразных, моллюсков и пр. Предположительно, эти организмы питаются подобно амебам — обволакивают пищу ложноножками.
Одноклеточные паразиты
Многие простейшие в качестве среды обитания используют другие организмы, то есть ведут паразитический образ жизни. Паразитизм — это форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых организм использует другой либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи.
Чем опасны паразиты?
Многие виды паразитических простейших вызывают тяжелые формы заболеваний человека, животных, а также растений. Паразиты обитают на наружных покровах, в тканях, крови и способны поражать все органы и ткани.
Организм – единое целое. Многообразие видов организмов
Вопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.
Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость.
Вопрос 3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?
Кроме органоидов, характерных для всякой клетки, у одноклеточных организмов существуют также органоиды специального назначения, помогающие им осуществлять функции организменного уровня:
• движение и захват пищи — ложноножки (амеба), жгутики (эвглена), реснички (инфузория);
• выделение — сократительные вакуоли;
• раздражимость — светочувствительный глазок (эвглена, хламидомонада).
Вопрос 4. Подумайте, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточных.
Появление многоклеточности сделало возможным формирование специализированных клеток, развитие разнообразных, выполняющих определенные функции тканей и органов. Специализация, в свою очередь, повышает эффективность работы организма в целом, усложняет его структуру, обеспечивает более сложные и адаптивные формы поведения. Таким образом, появление многоклеточности стало важнейшим этапом в эволюции жизни на Земле.
Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс
Класс: 3
Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.
Организационный момент
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
А кто этот волшебник? (ПРИРОДА)
Актуализация знаний
— Какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа)
— Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)
— Какая бывает природа? (Живая и неживая)
Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).
Постановка учебной задачи. Формулировка темы
Кто знает сказку «Красная шапочка»? А кто ее автор? (Шарль Перро)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки.
— Бабушка, почему у вас такие большие руки?
— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие уши?
— Чтобы лучше слышать, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
— Чтобы лучше видеть, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Скажите, о чем Красная шапочка спрашивала волка? (о руках, об ушах, о глазах, о зубах? ОБ ОРГАНАХ)
Что отвечал ей волк? ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ (наводящие вопросы)
Давайте сформулируем тему урока.
Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Сегодня мы будем говорить об ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение нового материала
Скажите, а что значит организм?
Где мы можем узнать точное определение данного понятия? (в словаре)
В словаре дается такое понятие
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы внутреннее и внешнее строение).
Чем отличаются изображения? (На одних мы видим внешнее строение, а на других внутреннее устройство часов).
Скажите, а для чего часам механизм?
Если сравнить организм человека и часы, что можно сказать о человеке?
У человека есть тоже механизм, только мы называем это органы.
А какие органы человека вы знаете? (называют органы, разделяем и делаем вывод о внутренних органах и внешних органах)
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
У вас на столах есть карточка, на ней изображен человек. Сейчас вы будете работать в парах.
Посмотрите на него, вспомните названия частей тела, обсудите с товарищем и подпишите части тела.
Быть у каждого должна
Очень «умной» голова.
Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.
Стройным будешь ты всегда,
Коль пряма твоя спина.
Занимать должны от скуки
Мы, конечно наши руки.
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.
Проверьте все ли части вы подписали?
Скажите, руки и ноги, как можно назвать по другому? (конечности)
Давайте разомнем наши внешние части тела.
Физминутка
Кивните мне головой.
Погладьте себя по животу.
Поднимите правую руку вверх.
Поднимите левую руку вверх.
Попрыгайте на правой ноге.
Попрыгайте на левой ноге.
О внешнем строении поговорили, давайте поговорим о внутреннем.
Какие внутренние органы вы знаете?
Ребята, давайте вернемся к определению.
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Что же такое система? Давайте посмотрим в словаре.
Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу.
Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы?
Разгадайте чайнворд и вы найдете название этих систем.
Опорно-двигательная
это кости и мышцы. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань отвечает за подвижность частей тела
Нервная
состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность.
Пищеварительная
включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.
Кровеносная
состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада.
Дыхательная
состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом.
А еще выделяют
Покровная система
это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.
Выделительная система
состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция — это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы.
Половая система
производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение
Эндокринная система
включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества — гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом.
А теперь давайте посмотрим на схему на странице 123 учебника и запомним названия некоторых внутренних органов. Это понадобится нам для самостоятельной работы.
Давайте посмотрим модель строения человека. https://www.zygotebody.com
Как вы считаете, нужно ли нам изучать наш организм? Для чего?
Для того, чтобы наш организм не уставал, давайте немного разомнемся.
Физминутка на слайдах
А какие науки изучают наш организм?
Найдите ответ на стр. 123 учебника.
Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.
Физиология – наука, которая изучает работу органов человека.
Гигиена – наука о сохранении и укре плении здоровья.
КАКИХ УЧЕНЫХ ЗНАЮТ?
А знаете ли вы кто такой Иван Петрович Павлов?
Прочитайте о нем на стр. 125 учебника.
Самостоятельная работа.
Соотнесите название органов человека и подпишите, к какому строению они относятся.
Закрепление изученного материала
Организм человека – это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?
Организм человека имеет показатели (температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.
А все ли мы сами можем себе продиагностировать, вылечить?
Это могут сделать врачи. Каких врачей вы знаете?
А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как
Гепатолог – врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени.
Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше.
Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Давайте начнем заботиться о нашем организме прямо сейчас.
Вспомним правила посадки. СЛАЙД
Итог урока
— Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)
(В здоровом теле здоровый дух)
— Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)
Давайте поговорим, каким мы хотим, чтобы было наше здоровье.
Какое оно? Крепкое, хорошее, надежное, дорогое.
Что нужно делать, чтобы его сохранить? Беречь, исследовать, ухаживать
Что для нас наше здоровье, как вы к нему относитесь? Здоровье это наше богатство.
Домашнее задание
Придумать небольшой рассказ, который заканчивался ба пословицей о здоровье.
Организм человека
Всего получено оценок: 1063.
Всего получено оценок: 1063.
Организм человека имеет очень сложное строение, в котором каждый орган находится в тесном взаимодействии с другими органами и системами. Наш организм работает без устали круглые сутки, даже ночью, когда мы спим. Чтобы он долгое время оставался крепким и здоровым, очень важно заботиться о нем с раннего возраста.
Строение организма человека
Люди могут очень сильно отличаться между собой, однако все они, независимо от возраста, расы, пола, имеют одинаковое строение. Любой организм состоит из органов, которые, в зависимости от поставленных задач, образуют системы органов.
В человеческом организме выделяют следующие основные системы:
Все органы и системы очень тесно связаны между собой. К примеру, если заболеет один из органов, это отразится на работе всего организма, который представляет собой единую биологическую систему.
Зная расположение органов, можно с высокой точностью определить очаг заболевания, и сразу же обратиться к соответствующему специалисту. Вовремя сделанная диагностика позволит избежать многих проблем. Слаженная работа организма – это и есть здоровье.
которые читают вместе с этой
В древности люди не знали строения своего тела и не понимали, как нужно лечить заболевший орган. По этой причине продолжительность жизни наших далеких предков была совсем невысокой – не боле 20–25 лет. Триста лет назад люди доживали в среднем до 30 лет, а сто лет назад продолжительность жизни составляла 40–45 лет. В настоящее время благодаря развитой медицине эти показатели существенно поднялись и составляют 70–75 лет.
Системы органов
Все органы, выполняющие общие функции, объединены в системы. Каждая из них имеет собственное предназначение, и вместе с тем очень тесно сотрудничает со всеми другими системами органов.
Для того, чтобы организм работал как хорошо отлаженный механизм, нужно о нем ежедневно заботиться. Для этого необходимо соблюдать режим дня, больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, есть только полезную и здоровую пищу, не сидеть подолгу перед компьютером или телевизором.
Что мы узнали?
При изучении темы «Организм человека» по программе окружающего мира 3 класса мы узнали, из чего состоит организм человека. Мы познакомились с краткой характеристикой основных систем, узнали, как они работают и из каких органов состоят.