Что такое организованная преступность

Организованная преступность, ее характеристика и предупреждение

Организованная преступность – это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Эти преступления часто выходят за пределы государственных границ.

Понимание организованной преступности еще меньше определено, чем понимание преступности насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной деятельности. Часто организованную преступность определяют и как процесс рациональной реорганизации преступного мира по аналогии с законной предпринимательской деятельностью на законных рынках. Подобная преступная предпринимательская деятельность, преследуя свои цели, принимает участие в таких незаконных видах деятельности, как сделки с незаконными товарами и услугами, монополизация рынка, использование коррупции и запугивания.

Феномен организованности касается не только и не столько совершения конкретных деяний, сколько становления самого преступного формирования, его существования и криминальной деятельности. Совершение одинаковых или разных преступлений является относительно общим делом организованных между собой субъектов (групп), каждый из которых имеет свои функциональные обязанности, «права и полномочия». Словосочетание «коза ностра» (от итал. – наше дело) более или менее точно отражает суть организованной преступности.

Социальная база организованной преступности и спектр ее возможностей в командной экономике социалистического общества в СССР были одни, в переходной экономике Российской Федерации и иных постсоветских государствах – другие, в капиталистических странах – третьи. В СССР организованная преступность, паразитировавшая в основном на плановой экономике, была упрощенной и подчиненной бюрократии; в переходный период она усложнилась и стала более разветвленной, автономной; в капиталистическом мире организованная преступность фигурирует как сложная система самостоятельных специфических субъектов особых рыночных отношений. В строении организованной преступности находят также отражение сфера преступной деятельности, этнические, религиозные, национальные и иные традиционные особенности ее основного места пребывания.

В последнее время наблюдается рост организованной преступности в мире. Эта угрожающая тенденция обусловлена значительными достижениями в развитии технологий и средств связи и беспрецедентным расширением международной коммерческой деятельности, перевозок, туризма. В результате преступность не только расширяется, но и становится доходной.

Классификация организованной преступности. Существует несколько классификаций организованных преступных групп. Так, эксперты ООН разделяют организованную преступность на несколько видов.

1. Мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии. Они имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются большим количеством противоправных действий.

2. Профессионалы. Члены подобных организаций объединяются с целью исполнения определенного преступного замысла, эти организации непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации первого вида. К группе профессионалов относят фальшивомонетчиков, формирования, занимающиеся кражами автомобилей, вымогательством и т. д. Состав профессиональной преступной организации может постоянно меняться, и ее члены могут участвовать в различных однотипных преступных предприятиях.

3. Организованные группы, контролирующие определенные территории.

Классифицировать организованную преступность можно и по сферам проявления. В частности, выделяют организованную преступную деятельность, реализующуюся в таких сферах, как экономика, управление, социальная сфера. Именно эта классификация, по мнению авторов монографии под редакцией В.С. Овчинского, В.Е. Эминова и Н.П. Яблокова «Основы борьбы с организованной преступностью», призвана сыграть положительную роль в формировании методик раскрытия и расследования организованной преступной деятельности, создании структуры правоохранительных органов, призванных бороться с этим явлением.

Существует также дифференциация организованной преступности по этническим, культурным и историческим связям. Выделение этих типов организованных преступных групп не всегда означает наличие четких границ между ними. Почти каждое организованное сообщество преступников можно рассматривать как носитель множества совокупных признаков. Организованной преступности свойственны быстрое приспособление, адаптация форм ее деятельности к национальной политике, уголовному правосудию и к защитным механизмам различных государств.

Обобщенная характеристика организованной преступности приведена в докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом» (1993). В нем дан перечень признаков, который, по мнению автора, объясняет характер данного явления.

1. Организованная преступность – это деятельность формирований преступных лиц, объединившихся на экономической основе. Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных товаров и услуг в незаконной форме.

2. Организованная преступность предполагает конспиративную преступную деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств.

3. Организованные преступные группы имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку этим обеспечивается наиболее высокая прибыль.

4. Организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг.

Преступная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет определенные структурные элементы, характеризующие объект, субъект, цели (мотивы), средства, способы и механизмы деятельности и достигнутый результат. Если проанализировать эти элементы организованной преступности с криминалистической точки зрения, то это позволит охарактеризовать преступную деятельность с позиции тех ее признаков, изучение которых служит целям ее раскрытия и расследования. Применительно к организованной преступной деятельности самостоятельными ее элементами, требующими специального изучения, являются и организованная преступная группа, и обстановка, в которой совершается эта деятельность.

Цели и причины организованной преступной деятельности.

Изложенные выше соображения о содержании и признаках организованной преступности указывают на ее главную цель – получение незаконных доходов и сверхдоходов. Однако получение прибыли криминальным способом нельзя считать единственной возможной целью и мотивом организованной преступной деятельности. Ее целью может быть также обогащение и одновременное получение лидерами организованных преступных групп властных полномочий в государственных, хозяйственных и иных органах. Действия отдельных преступных сообществ бывают нацелены и на обострение межнациональной обстановки, создание конфликтных ситуаций в отдельных многонациональных регионах.

На идеологию преступного мира и, естественно, на формирование взглядов и жизненных позиций членов мафиозных структур огромное влияние оказывает сравнительно немногочисленная, но авторитетная, имеющая глубокие корни в преступной среде корпорация «воров в законе», составляющая ядро организованной преступности. Это житейски зрелые люди, имеющие преступный опыт. В основном это опасные рецидивисты. Максимальный их возраст – 50–55 лет, значительно реже – 60 лет и более. Вместе с тем преступный опыт нельзя сравнивать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основу. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже талант, помноженные на общение с матерыми преступниками, в том числе в местах лишения свободы, могут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим.

По данным криминалистических исследований, главарь, как правило, имеет криминальный опыт, может быть судим. Он является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссным противником, изобретательным, честолюбивым, иногда религиозным. Под маской порядочности он нередко скрывает несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. В нужных обстоятельствах он общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способность подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур.

Надо отметить, что индивидуальность лидера преступной организации, его интеллект, криминальный опыт и другие личностные характеристики определяют характер совершения преступлений и род деятельности преступной организации. Обычно лидер преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также нелегальный характер. Лидер преступной организации по месту жительства конспирируется под законопослушного гражданина. В отдельных случаях официальная коммерческо-криминальная деятельность преступной организации помогает завоевать лидеру определенный авторитет перед населением и тем самым создает условие для его безопасности.

По мнению некоторых ученых, организованная преступность в СССР наиболее полно начала развиваться во времена хрущевской оттепели. Либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. «Старая» профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых капиталистических странах. Во-первых, появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами. Во-вторых, произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других – с представителями государственного аппарата. В-третьих, организованные группы преступников проникли в экономику и даже в политику, что характерно именно для организованной преступности.

Поскольку существовала профессиональная преступность, то началось вторичное перераспределение преступно нажитых средств. Традиционная уголовная среда в этих условиях переориентировалась, стала обворовывать и грабить тех, кто обогащается. Преступные группы стали делить территории и сферы влияния, усиливали криминальный прессинг на дельцов теневой экономики.

В последнее время организованные преступные группы пытаются найти выход на международную арену. Так, наиболее перспективными видами деятельности стали хищение и контрабанда валютных ценностей и антиквариата, нелегальный вывоз сырьевых ресурсов, оружейный бизнес, наркобизнес, кражи автотранспортных средств, радиоактивных материалов, проституция.

Предупреждение организованной преступной деятельности.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место занимают уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, основанные на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Необходимо принятие и специальных мер, поскольку основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования, а не отдельные преступления, их сложная и разветвленная преступная деятельность. Для достижения данной цели необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как применение уголовных наказаний за участие в преступной организации, введение запрета на отмывание доходов от преступной деятельности. В этом направлении уже приняты соответствующие меры, и Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за подобные деяния.

Практика борьбы с организованной преступностью показывает, что наиболее эффективные результаты достигаются при комплексном использовании средств правоохранительных и контрольных органов. Необходимо применять стратегические меры, такие как совершенствование методов сбора оперативной информации в целях установления преступных сообществ, характера их деятельности, взаимосвязей между различными формированиями; разработка методов, позволяющих внедряться в преступные организации; защита свидетелей и потерпевших и т. д. Все эти вопросы регламентируются Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Российская Федерация предпринимает определенные усилия по организации борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия вступила в Интерпол – международную организацию уголовной полиции. Совместно с другими странами СНГ Россия организовала бюро по организованной преступности по странам СНГ. Интерпол выступил с инициативой быть в качестве единого банка данных по сбору информации о восточно-европейской организованной преступности.

Основные усилия Российской Федерации и правоохранительных органов стран СНГ, имеющих единое криминальное пространство, направлены на выполнение межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ.

Источник

Организованная преступность

Криминологическая характеристика

Как уже отмечалось, организованную преступность образуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры.

Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников-исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам формирований. Вместе с тем не исключается участие корруп-ционеров в консультациях и других подобных действиях, способствующих совершению конкретных преступлений.

Термины «преступная группировка» и «организованная преступная группа» употребляются и практическими, и научными сотрудниками. Причем первые понимают под преступной группировкой нередко разновидность простого соучастия, а вторые этим термином обозначают что-то среднее между организованной преступной группой и преступной организацией, подчеркивая, что преступная группировка – это более объемная организованная преступная группа.

Действительно,преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных преступных групп.

Преступная группировка – это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, отличающаяся строгим порядком и планированием преступных действий и имеющая одного или нескольких главарей.

Изучение деятельности таких формированиий показывает, что их численность варьирует от 5–10 до 20–30 человек, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России либо небольшом городе.

На этом этапе развития жизнедеятельности преступной группировки появляются элементы коммерции, направленные на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, – уклонение от уплаты налогов..

Необходимо отметить, что деятельность той или иной преступной группировки, характер совершения преступлений зависит от личности главаря, его интеллекта, криминального опыта и ряда других личностных характеристик, а также от того, действует ли формирование самостоятельно либо в составе преступной организации.

Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также и нелегальный характер. Члены преступной группировки по месту жительства конспирируются под законопослушных граждан. В первую очередь это относится к главарю и его ближайшему окружению.

Таким образом, преступная группировка представляет собой организационно простейший уровень в структуре организованной преступности.

Преступные организации представляют собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп, ком

мерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном.

Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры.

В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др.

Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья.

Лица, входящие в коммерческо-финансовые, коммерческо-хозяйственные структуры, за исключением руководителей, могут и не знать, на кого они работают, так как эти организации, учреждения и предприятия в основном легитимны и служат официальным прикрытием преступного объединения. Руководитель преступной организации, как правило, представляется преуспевающим предпринимателем или коммерсантом.

Основная функция этих структур – легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступного функционирования.

В отдельных случаях официальная деятельность ком-мерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам определенный авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия.

Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспределыциков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, оперативно, в противовес правоохранительным органам.

Преподнося деятельность таких бюро как защиту простых граждан от преступников, расписывая каждый «благородный поступок в газетах, показывая по телевидению специально подобранные и приукрашенные примеры, представители преступных кланов приобретают авторитет среди населения, который, в совокупности с другими мерами, обеспечивает безопасность главаря и его сподвижников.

Как показывает практика подразделений по борьбе с организованной преступностью, охранно-сыскные бюро являются легальными филиалами преступных организаций, с помощью которых осуществляется контрразведывательная деятельность против правоохранительных органов. Одновременно это и вооруженный отряд, готовый к действиям по указаниям верхушки преступного клана.

Наиболее типичные направления криминальной деятельности преступных организаций:

Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его сподручных, а также внешних условий.

Среди перечисленных направлений преступных организаций особое место занимает криминально-коммерческая деятельность, где наиболее широко представлены финансово-банковские мошенничества.

В России до сих пор наиболее распространенным путем получения сверхдоходов была криминально-коммерческая деятельность. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер – использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению. Например, размещение денежных средств из фондов заработной платы в коммерческих банках с целью наращивания денежных средств и последующего присвоения полученного процента, а не использование их на выплаты рабочим и служащим.

В 1994–1995 годах Правительство России, чтобы остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, выделяло из бюджета кредиты на сумму в несколько десятков триллионов рублей. Аналогичные средства направлялись и на поддержку северных территорий. На самом деле на счета адресатов поступали скудные суммы, а остальные деньги размещались либо в коммерческих банках, либо сразу перекачивались за рубеж.

По данным Ассоциации российских банков, за последние полтора года в кредитно-финансовой сфере государства было совершено около 12 тыс. преступлений и похищено более трех триллионов рублей.

Рассматриваемый вид хищений для главарей преступных организаций привлекателен тем, что только в кредитно-финансовой сфере можно в самые короткие сроки получить конечный результат – чистые деньги. Думается, не случайны факты заказных убийств коммерсантов, банкиров, лидеров преступной среды. Одна из главных причин – неразделенные бешеные криминальные барыши, полученные в результате кредитно-финансовых афер.

По данным Интерпола, с каждым годом растет поток «грязных» денег из России и других стран СНГ в страну нейтральных банков – Швейцарию. С 1993 по 1995 годы вклады из этих государств, в основном из России, выросли с 2 до 4,4 миллиарда швейцарских франков. Денежные средства, которыми управляют по доверенности, увеличились с 400 млн. до 1,2 млрд. франков. Доля авуаров, размещенных в 125 швейцарских банках, за 1994 год удвоилась. Такая же тенденция сохранилась и в 1995 году. Темпы прироста авуаров из этих стран составили 58% против 1, 7% увеличения общей суммы традиционных клиентов.

Из приведенных примеров следует, что в России за последние три года сформировались мощные преступные организации, объединенные жесткой дисциплиной, которые используют промахи государства для проведения финансово-мошеннических акций, хорошо продуманных и осуществляемых на всех стадиях.

Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникновении в управленческие звенья министерств, ведомств, их органы на местах.

Решению этой стратегически важной задачи способствует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета на действие закона, защита от правоохранительных органов.

Практика работы подразделений по борьбе с организованной преступностью, научные исследования показывают, что установление коррумпированных связей, внедрение своих людей в госструктуры – довольно устойчивая функция в преступных организациях и сообществах, позволяющая решать целый комплекс криминальных проблем.

В теории, а иногда и на практике возникает вопрос, может ли стать неформальным лидером другой член формирования и даже коррупционер или главарь преступного формирования? По нашему мнению, в большинстве случаев неформальными лидерами являются главари преступных формирований. Однако из каждого правила бывают исключения..

В теоретическом, учебном плане необходимо рассмотреть личность современного главаря преступной организации. Это также нужно сделать и в связи с тем, чтобы наглядно представить, почему в основном от него зависит направленность деятельности преступной структуры.

По данным нашего исследования, главарю преступной организации, как правило, 35–40 лет. Он имеет в основном среднее образование, но, возможно, и незаконченное.высшее, и высшее.

Вместе с тем преступный опыт нельзя связывать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основы. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже и талант, помноженные на общение с матерыми преступниками, в том числе в местах лишения свободы, смогут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим.

По нашим данным, главарь имеет, как правило, криминальный опыт, может быть судим, является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссный противник, изобретателен, честолюбив, иногда религиозен. Под маской порядочности нередко скрывает несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. В нужных обстоятельствах общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способен подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур.

Возглавляемые такими лидерами преступные организации целесообразно вычленять из массы других. Их можно назвать условно-организационными. Они представляют собой устойчивые объединения криминальных структур с многозвенной иерархией и жесткой конспирацией, имеют коррумпированные связи в органах представительной, исполнительной и судебной власти, созданные для получения криминальных сверхдоходов и развития преступной деятельности.

Преступные организации функционируют в городах-мегаполисах, области, крае, республике в составе России либо в какой-то отрасли криминального промысла или криминально-коммерческой деятельности. В последнем случае функционирование преступных организаций носит межрегиональный характер, ибо и традиционный преступный промысел, и коммерция, как правило, имеют потребность в региональных и межрегиональных связях. Все это очень общественно опасно.

Наиболее характерными криминальными проявлениями являются:

Дальнейшее развитие организованной преступности объективно потребовало более широкой консолидации преступных формирований как по регионам, так и в масштабе России, а также с преступным миром некоторых стран СНГ и даже дальнего зарубежья.

По имеющимся сведениям, летом 1995 года в Москву для встречи с кавказскими ворами в законе приезжал эмиссар колумбийских наркобаронов. Во время встречи обсуждались проблемы транспортировки и сбыта кокаина в России и других странах СНГ.

Воры в законе – одно из преступных сообществ. Воры в законе – это криминологическое явление, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике.

Вор в законе – профессиональный преступник, признанный лидер уголовного мира, активный идеолог криминального образа жизни и морали, имеющий опыт противостояния государственным структурам.

Вообще среди преступных сообществ встречаются постоянно действующие и временные.

Механизм образования криминальной структуры зависит от протекания негативных социальных процессов как в регионах, так и в масштабе всей Федерации, от их остроты, экстремальности, воздействия на них государства. Поэтому объединение нескольких криминальных организаций может произойти на добровольной основе, путем заключения договора, тогда сообщество будет иметь черты картеля. При острой криминально-конкурентной борьбе сильная преступная организация поглотит более слабую или несколько ей подобных. Полученное образование по своей иерархии будет иметь черты синдиката.

При этом преступные организации, входящие в картель, сохраняют свою самостоятельность, но в криминальной деятельности им очерчиваются рамки, определяются мероприятия, когда необходимо действовать сообща, а когда самостоятельно. Например, при осуществлении противодействия правоохранительным органам.

Преступные организации, входящие в синдикат, относительно самостоятельны, но при осуществлении процесса криминального производства они обязаны жестко соблюдать установленные правила и подчиняться центральному звену.

Примером преступного сообщества по типу картеля может служить объединение нескольких межрегиональных преступных организаций, целью которого будет проведение единой криминальной политики на территории нескольких краев и областей. По типу картеля существует несколько воровских сообществ, состоящих из кланов воров в законе, которые базируются в Москве, Хабаровском и Краснодарском краях, Тюменской области, а также в дальнем зарубежье. Воровские сообщества образуют воровскую ассоциацию.

Преступное сообщество типа синдиката – это преступные организации, осуществляющие совместно межрегиональную и международную преступную деятельность. В настоящее время такие сообщества образовались на территории Московского, Северо-Западного (с центром в г. Санкт-Петербурге), Уральского (с центром в г. Екатеринбурге) и некоторых других регионах. К ним также следует отнести криминальные этнические объединения армян, азербайджанцев, грузин, чеченцев, китайские триады и другие подобные структуры, действующие как на территории России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Временные преступные сообщества – это образуемые главарями преступных формирований координирующие центры для выработки и решения конкретных задач противоправных целей.

Одной из разновидностей таких сообществ являются региональные и межрегиональные встречи-сборища главарей и активных участников преступных организаций и сообществ по типу воровских сходок, где определяются криминальная политика и совместные действия при решении региональных и межрегиональных проблем.

По имеющимся сведениям, в 1989–1992 годах было проведено 26 воровских сходок, в 1993 году их осуществлено около 100, в 1994 году не менее 413, где участвовало 6 656 человек, в том числе 1 210 главарей и активных участников преступных формирований, среди них более 230 воров в законе.

Основными вопросами, решаемыми на криминальных сборищах, являются: выработка криминальной политики, которая будет проводиться в уголовном мире, криминальном бизнесе и коммерции, а также в отдельных отраслях социально-политической, социально-экономической жизни России, СНГ (например, при определении цен на криминальные услуги, проценты отчисления доходов участникам сообщества, организация мероприятий по возвращению неплатежей); определение мер против конкурентов; организация противодействия правоохранительным органам и некоторые другие, в том числе путем подкупа должностных лиц и использования их в противоправных целях и т. д.

Для воровских сходок также характерно: обсуждение положения с организацией сбора, хранения и использования «общаковых» средств для сообщников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, помощи их семьям, а также применение в бизнесе, коммерции; наделение кандидатов («коронация») криминальным титулом вора в законе; определение санкций к отдельным ворам в законе и другим лидерам преступной среды, а также к коммерсантам, бизнесменам, сотрудникам правоохранительных органов.

Выявлено функционирование в Московском регионе и на юге России так называемого воровского центра, в который входят наиболее авторитетные воры в законе и другие активные участники преступных сообществ. Причем в осенне-зимний период он функционирует в Московском регионе, а в весенне-летний перемещается на Северный Кавказ, Черноморское побережье. Основная задача создания центра – это координация преступной деятельности организаций и сообществ и третейско-консультационные функции.

Итак, преступное сообщество – это криминальные объединения главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

По данным исследований, на территории России активно действуют свыше 6 тыс. преступных формирований. Наибольшую общественную опасность представляют 46 преступных организаций и сообществ, объединяющих более 6,3 тыс. активных участников, ведущих преступную деятельность на межрегиональном и международном уровне.

Коррумпированные должностные лица оказывают содействие каждому третьему преступному формированию. Коррупция переросла чисто криминальный аспект и приобрела политическую окраску. Постоянно совершенствуются формы мздоимства, получают распространение новые виды коррумпированных отношений.

Специфика детерминации и причинности

На возникновение организованной преступности в России среди ученых и практиков имеется в основном две точки зрения. Первая – организованная преступность появилась в 80 – начале 90-х годов. Вторая – организованная преступность существовала и в царской России, и при советской власти и выражалась прежде всего в наличии шаек и банд. Направленность их преступной деятельности зависела от конкретной социально-экономической ситуации и обеспеченности населения. В основном она состояла из общеуголовных преступлений корыстной направленности, таких, как кражи, разбойные и бандитские нападения.

Наиболее развитыми формами организованной преступности того времени были шайки и банды, вставляемые ворами в законе.

Как уже отмечалось, изменения преступности являются итогом взаимодействия двух составляющих: детерминации обществом и самодетерминации. Последнее особенно значимо, когда речь идет о процессах самоорганизации преступного мира, развитии организованной преступности.

Внедрение в деятельность правоохранительных органов в 60–80-е годы политико-волюнтаристского лозунга «о возможности полного искоренения преступности в СССР» и якобы достигнутая почти полная ликвидация профессиональной и организованной преступности в стране принизили роль государственных правоохранительных органов в борьбе с преступностью и низвели служебную деятельность их оперативных аппаратов до простейших форм и методов.

Из ведомственных документов исключались такие понятия, как «вор в законе», «уголовно-бандитствующий элемент», «бандформирование» и т. п. Хотя на самом деле лидеры преступной среды и их сообщники продолжали социально нарождаться и криминально существовать.

Исключение из нормативных документов вышеназванных и других подобных терминов и понятий, а также проведенная в это время реформа уголовного законодательства предопределили аморфность служебной деятельности правоохранительной системы в отношении лидеров организованной преступности. Авторы Уголовного кодекса РСФСР 1960 года термины и определения старого УК РСФСР, относившиеся к отдельным формам организованной преступности, свели в основном к понятиям «банда» и «преступная группировка осужденных».

Такие формы организованной преступности, как «шайка», «преступная организация», если члены их не были вооружены, подразумевались в «универсальном» понятии «по предварительному сговору группой лиц». В Общей части давался термин «организованная преступная группа», но в законе он не раскрывался. В основном оперативные работники, следователи и судьи отождествляли его с понятием «по предварительному сговору группой лиц». Тем более это не требовало доказывать процессуально признаки организованной преступной группы и преступной организации, что упрощало проведение следствия и судебных процессов.

Правоохранительные органы крайне редко применяли ст. 77 и 77′ УК РСФСР, которые предусматривали уголовную ответственность за бандитизм и организацию преступных группировок осужденных. При любых вариантах возбуждения уголовных дел по этим статьям требовалось информировать центральные правоохранительные органы письменными специальными сообщениями.

В каждом случае МВД, Генеральная прокуратура СССР проводили служебные расследования и по их результатам привлекали должностных лиц, «допустивших» преступную деятельность банды или преступной группировки осужденных, к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из правоохранительных органов.

Поэтому, чтобы избежать таких последствий, практические работники возбуждали уголовные дела по статьям Уголовного кодекса, предусматривавшим ответственность за менее тяжкие преступления, например грабеж, разбой и др. В местах лишения свободы за организацию и участие в преступных группировках, имевших цель нападения на представителей администрации и осужденных, преступников наказывали в дисциплинарном порядке, в основном помещали в штрафной изолятор, а наиболее злостных нарушителей водворяли в помещение камерного типа.

Таким образом, борьба с организованной преступностью велась уголовно-правовыми инструментами, применяемыми к групповой преступности. Несоответствие уголовно-право-вого наказания тяжести совершенных преступлений оказалось своеобразной социальной передышкой для опасных преступников.

Конечно, нельзя сводить все к состоянию борьбы с организованной преступностью. Следует отметить неблагоприятную социально-экономическую и социально-политическую ситуацию, которая сложилась в 70–80-х годах в России и других республиках бывшего СССР. К этому времени в обществе сформировался социальный слой неприкасаемых, в который входила партийно-хозяйственная номенклатура и ответственные должностные лица государственного аппарата. Их сращивание с дельцами теневой экономики и отдельными главарями преступных групп и организаций общеуголовного характера позволяло последним избегать уголовной ответственности, увеличивать и расширять масштабы преступной деятельности, легализовать (отмывать) преступные капиталы, вовлекать в преступную деятельность все большее число лиц. Это позволяло получать сверхдоходы и интегрировать организованную преступность в сферу экономики.

С начала 90-х годов главари и активные участники преступных формирований, воспользовавшись неблагоприятными социально-политическими тенденциями, форсированием рыночных отношений, отсутствием надлежащей правовой базы, развернули противоправную деятельность и вширь, и вглубь. Ими стимулируется пропаганда среди населения все-дозволенности и лжеморали, блатного жаргона, преступных обычаев и традиций, опыта зарубежных мафиозных структур. Одним из наиболее существенных негативных результатов этих криминогенных процессов явилось распространение среди молодежи в 80–90-е годы группировок рэкетиров и проституции.

Пропаганда среди населения, молодежи социально негативных норм, обычаев и традиций преступного мира, уголовной романтики послужила социально-криминальной основой формирования преступного поведения и возникновения антиобщественных групп преступной ориентации.

Это негативное социальное явление заключается в легально-официальном распространении обычаев, традиций и норм поведения преступников, восхвалении образа жизни криминальной элиты, несмотря на то, что и пропаганда, и сами обычаи, и нормы поведения преступников противоречат общечеловеческой морали.

Относительно упорядоченную систему устоявшихся негативных взглядов, ценностей и ориентации, выраженных в обычаях, традициях и асоциальных нормах поведения преступников, содержащих критику внутренней, в особенности уголовной, политики государства, следует определить криминальной идеологией.

Лидеры и активные участники организованной преступности умело культивируют криминальную идеологию применительно не только к криминальному, но и нормальному образу жизни, оправдывая преступную деятельность возглавляемых ими преступных общностей.

Пропаганда криминальной идеологии, по свидетельству опытных сотрудников правоохранительной системы, оказывает довольно сильное социально-психологическое воздействие как на отдельную личность, так и на целые группы и слои населения. Тем более у главарей организованной преступности имеются свои подручные в лице отдельных писателей, журналистов, деятелей средств массовой информации и культуры.

Длительная практика, шедшая долгим путем проб и ошибок, выявила объективную способность пропаганды активно влиять на содержание мышления и его формы, на эмоциональные переживания фактов действительности массами людей, что в совокупности определяет формирование их оценок и мнений по социально значимым вопросам.

Определенную роль в разрастании организованной преступности играют преступные группировки осужденных к лишению свободы.

Вероятность активного функционирования в местах лишения свободы преступных группировок возрастает в связи с наблюдающимся в последнее время увеличением среди осужденных наиболее запущенных в социально-нравственном отношении лиц, упорно не желающих становиться на путь исправления.

Как показывает практика борьбы с организованной преступностью, криминальная деятельность преступных группировок осужденных облегчает противоправными методами и способами условия существования представителей организованной преступности, осужденных к лишению свободы. Наряду с этим члены преступных группировок осужденных после их освобождения от наказания рекрутируются на свободе главарями преступных формирований в качестве исполнителей преступлений, как правило, наиболее тяжких. Постоянно поддерживаются и коррумпированные связи. При этом значительная часть коррумпированных лиц остается безнаказанной. Во-первых, из-за пробелов в законодательстве; во-вторых, судебной практики, определяемой в целом ряде случаев с подачи лидеров и активных участников организованной преступности из-за страха перед последними или связей с ними. Анализ государственной статистики показывает, что с 1988 года судами ежегодно за совершение наиболее распространенного вида коррупции – взяточничества осуждается менее половины должностных лиц, выявленных и изобличенных органами дознания и следствия.

Около 90% преступных организаций и сообществ создали финансово-коммерческие учреждения и организации для легализации преступных доходов..

Вместе с тем в результате шантажа бизнесменов, руководителей предприятий со стороны главарей организованной преступности и их подручных, а также неблагоприятной финансово-экономической ситуации, непомерного налогового прессинга примерно 55% капитала в экономике и 80% голосующих акций перешли в руки преступных кланов. По сведениям самих бизнесменов, от 30% до 50% предпринимателей работают на преступные формирования. Объемный анализ показывает, что мафиозные структуры контролируют в России около 400 банков и бирж.

Увеличение масштабов преступной деятельности, укрупнение криминальных капиталов ужесточили борьбу за сферы негативного влияния на территории, отрасли народного хозяйства, преступного промысла, возросла вооруженность преступных формирований, участились случаи уголовного терроризма.

В рассматриваемом аспекте обращают на себя внимание также следующие процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности:

Особенности борьбы, с организованной преступностью

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнитель-ные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

В 1987–1988 годах высшие государственные органы бывшего Советского Союза, основываясь на данных криминологов, приняли решение о создании в системе МВД подразделений по борьбе с организованной преступностью. Принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, в основном решалась задача успокоить общественное мнение. В связи с этим для образования подразделений по борьбе с организованной преступностью какие-либо материальные и денежные ресурсы выделены не были, все делалось в основном путем использования внутренних резервов МВД.

Были созданы так называемые Шестые подразделения в МВД СССР, большинстве союзных и автономных республик, краев и областей. В некоторых МВД и УВД Шестые управления, отделы находились в составе Главных управлений и управлений уголовного розыска. Иные руководители МВД считали, что в создании подразделений по борьбе с организованной преступностью нет необходимости. В основном Шестые управления были малочисленны и не представляли какой-либо серьезной силы.

Не случайно они занимались в основном борьбой с преступными группировками рэкетиров, которые составляли видимую часть айсберга организованной преступности. Скры-тоиг частью этого криминального явления эти подразделения почти не занимались. Не было сил, средств, да и партийно-хозяйственная номенклатура не хотела этого. Например, когда тот или иной ученый, журналист публиковал статьи об организованной преступности, то, как правило, разгорался скандал. Большинство руководителей регионов того времени не хотели признавать существование даже отдельных проявлений организованной преступности.

Поэтому последовавший Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года «О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами» носил в основном декларативный характер, да и само название Указа говорило о многом.

Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью, как правило, занимались преступными группировками общеуголовной направленности, раскрытием тяжких преступлений, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и, на международном уровне.

В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России Шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, а по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, и ее эскалация на территории всей России.

Последовавший Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью» позволил несколько обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Но при этом ставилась под сомнение конституционность задержания на 30 суток.

Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены государственные средства. За счет этого возросла штатная численность органов внутренних дел примерно на 20 тыс. единиц специально для создания трех-звенной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью. В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД России-. ской Федерации, региональные управления по организованной преступности по 12 экономическим регионам и управления, отделы по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД.

Увеличились штаты судей на 7 790 единиц для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, связанных с организованной преступностью и коррупцией.

Усиливались органы Министерства финансов РФ на 3 500 единиц для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов при исполнении заданий по борьбе с организованной преступностью.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением.

Примерно в течение года после принятия нормативных актов о создании системы ГУОП – РУОП – УОП – ООП они укомплектовались и развернули работу. Впоследствии такие подразделения были развернуты и в системе Федеральной службы безопасности России.

Подразделения по борьбе с организованной преступностью внесли весомый вклад в работу против преступных группировок, организаций и сообществ. Достаточно отметить, что в большинстве крупных городов было ликвидировано значительное число рэкетирских формирований, преступная деятельность.которых носила явно открытый характер. Рэкет стал носить более скрытые, замаскированные формы. В результате активной борьбы с таким опасным преступлением, как похищение людей, наблюдается его снижение с конца 1994 года и за весь 1995 год.

Указ Президента России от 14 июня 1994 года № 1226 «О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности» позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств против главарей преступных группировок. Несмотря на это, с его помощью нельзя было воздействовать на преступные организации и сообщества.

Несмотря на решение Президента и Правительства России, в судах так и не были образованы специальные судебные присутствия по рассмотрению уголовных дел об организованной преступности. А ведь на эти цели выделялись достаточные средства, на которые должны были профинанси-роваться 7 790 единиц судебных работников.

Кроме того, так и не был решен вопрос об использовании Министерством финансов РФ 3 500 единиц, выделенных высшими государственными органами России для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов, при исполнении заданий Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ и его структурных органов на местах. Не были созданы и подразделения по борьбе с организованной преступностью в прокуратуре.

Часть следственного аппарата МВД РФ, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавались непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности – Управлению по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям. Осуществление принятого решения на практике дало возможность улучшить взаимодействие, что положительно сказалось на качестве расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным преступными формированиями.

Однако спустя примерно год некоторые крупные чиновники из Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета МВД РФ начали настаивать на направлении следователей непосредственно в следственные управления и отделы МВД, УВД под предлогом оказываемого на них влияния руководителей РУОП – УОП.

В середине 1995 года вступил в действие Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Положительное решение злободневных вопросов по защите должностных лиц, определяемых в законе, соприкасающихся непосредственно с уголовно-преступным элементом, было своевременным ввиду все более усиливавшейся эскалации насилия в обществе, которая не обошла и правоохранительные, и контролирующие органы. Но, как всегда, в государстве не оказалось материальных и ресурсных средств для полного и всестороннего решения всех проблем, пути решения которых обозначены в законе. Наряду с этим не разработан механизм применения наиболее эффективных средств защиты, например защита с использованием медицинских средств изменения внешности и ряд других.

Во второй половине 1995 года вступил в силу переработанный и дополненный более современными методами и средствами Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В ст. 6 Закона зафиксированы такие мероприятия, как оперативное внедрение и оперативный эксперимент.

Однако при более внимательном анализе почему-то среди разрешенных оперативно-розыскных мероприятий нет места такому наиболее эффективному, как прослушивание иных переговоров. В предыдущем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» это мероприятие было обозначено следующим образом: «прослушивание телефонных и иных переговоров». Под «иными переговорами» понимаются переговоры как в служебных, развлекательных, квартирных помещениях, салонах автомашин, так и на открытой территории.

Таким образом, половинчатое решение проблем борьбы с организованной преступностью, с одной стороны, а с другой – цепочка законодательных «случайностей», «непродуманных» мер не дают возможности проникать в ее сердцевину и вскрывать деятельность главарей и активных участников. А это не что иное, как противодействие мафиозных структур правоохранительным органам.

Несмотря на определенные изъяны в деятельности системы подразделений по борьбе с организованной преступностью, во многих регионах страны только она противостоит организованной преступности ив бандитских ее проявлениях, и в экономических, и в коррупционных.

Государственный подход к кропотливой работе против организованной преступности предполагает принятие федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией». В проектах законов, которые три года проходят высшие инстанции государства, предусмотрен комплекс различных норм.

Разумеется, требуются комплексные программы борьбы с организованной преступностью, но важно прежде всего определить в законе, что она собой представляет, какова правовая основа борьбы с ней.

Подобные законы или отдельные нормы есть в законодательстве всех развитых странах. Наиболее характерными для нашей криминальной ситуации являются федеральные законы «RIKO» – государственные законы США, призванные расследовать, контролировать и преследовать организованную преступность, принятые в 1970 году.

Основным ядром законов являются понятия, которыми определялась ответственность членов преступного формирования не только за отдельные преступления, но и за систему так называемого заговора, в переложении на наши юридические правила и нормы, – за организацию, руководство и участие в преступных группировках, организациях и сообществах.

В настоящее время законы «RIKO» и аналогичные законодательные акты, принятые в Штатах, имеют широкое примение правоохранительными органами и играют большую роль в поддержании правопорядка.

Рост влияния преступных организаций на политическую жизнь страны, их заметное положение в японском обществе потребовали усиления законодательных мер, направленных на борьбу с организованной преступностью.

В марте 1992 года был принят Закон по борьбе против незаконных действий членов преступных организаций (Ботай-хо). В Законе впервые в японской юридической практике введены понятия «преступная организация» и «член преступной организации». Закон содержит перечень признаков, дающих основание для вынесения определения организации как преступной, а также разъясняется процедура такого определения.

Признание какой-либо организации преступной влечет за собой принятие в отношении нее административных и политических мер. Полиция в соответствии с законом проводит мероприятия по ограничению деятельности организации, активно противодействует применению насилия преступниками в отношении граждан, попыткам вымогательства. Закон также разрешает блокировать любую сделку преступной организации по приобретению недвижимости, контролировать ее финансовую деятельность, «замораживать» банковские вклады, а также запрещать выдавать кредиты на льготных условиях.

За преступной организацией может быть установлено полицейское наблюдение. Полиция также может приостановить деятельность преступной организации, распустить и запретить ее восстановление.

В 1992–1993 годах в результате рассмотрения материалов в установленном законом порядке Комиссиями общественной безопасности были объявлены преступными 18 организаций. Среди них три лидирующие криминальные структуры в преступном мире Японии: «Ямагути гуни»(23 000 членов), «Ина-гава-кай» (7400 членов), «Сумиеси-кай» (8000 членов).

Большинство преступных организаций и сообществ имеют не только связи, но и сообщников за рубежом, свои филиалы.

Россией предприняты определенные меры по организации международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью.

Российская Федерация вступила в Интерпол. Совместно с другими государствами СНГ организовала Бюро по организованной преступности по странам СНГ. Несмотря на сложные политические отношения, государство в рамках временных международных организаций установило контакты с Прибалтийскими государствами.

24–25 мая 1995 года в четвертый раз по инициативе Бюро уголовного розыска Главного управления полиции Польши была организована Международная конференция полиции/милиции «ЛЕГИОНОВО 5, 095». В конференции принимали участие представители государств, подписавших протокол Международной конференции «ЛЕГИОНОВО 5, 095»:

Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины и Эстонии.

В качестве наблюдателей на конференции присутствовали представители полиции ряда стран Западной Европы и Скандинавии.

Указанные специальные меры борьбы с организованной преступностью дадут положительные результаты только при условии, что они будут дополнять общие меры по оздоровлению общественных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *