Что такое органная музыка
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.
Орган – музыкальный инструмент с уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст – около 28 веков.
Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.
Зародыш органа можно видеть во флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок.
Орган используется в богослужениях католиков и протестантов как аккомпанирующий и (реже) сольный инструмент. Нередко католическая или протестантская церковь используется в некотором смысле как декорированный концертный зал; в таких «залах» устраиваются концерты небогослужебной церковной музыки (например, в московском соборе Непорочного Зачатия), где наряду с другими инструментами (вплоть до симфонического оркестра) используется и орган. Органы устанавливаются в светских концертных залах, как правило, напротив партера, вдоль стены, ограничивающей эстраду (например, в Большом зале Московской консерватории). Нередко он используется не только как сольный, но и как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент, в сочетании с другими инструментами камерного ансамбля, оркестром, вокалистами и хором, используется в различных кантатно-ораториальных музыкальных жанрах, редко — в опере. Кроме того, инструмент широко используется для исполнения партии basso continuo в музыке эпохи барокко. Для органа писали многие композиторы.
Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам. При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.
Бах. Пассакалья и фуга.
Гендель. Сарабанда.
Гендель. Пассакалья для органа и оркестра.
Брамс. Прелюдия и фуга.
Еще совсем недавно среди нас жил прекрасный и тонкий композитор Микаэл Таривердиев. Большинству людей он известен прежде всего как мелодист, песенник, кино-композитор. Его музыка к культовым «Семнадцать мгновений весны» и «С легким паром» известны каждому. И культовые они во многом благодаря музыке Таривердиева.
А о том, что композитор был к тому же прекрасным органистом и писал произведения для органа лично я узнал уже после смерти Мастера.
К сожалению, органных произведений у Таривердиева не так уж много. Но того, что есть достаточно, чтобы говорить об открытии композитором новой грани этого инструмента.
Таривердиев. Хоральная прелюдия.
Гендель. Пассакалья для органа.
Лист. Фантазия и фуга.
Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида. В акустических органах (духовых, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов. На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами. Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов: Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах. Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока. Электроорганы для любительского домашнего музицирования.
Текст составлен из разных источников.
Процитировано 21 раз
Понравилось: 18 пользователям
Что такое органная музыка?
Что такое органная музыка?
Орган занимал самое важное и почетное место в музыкальной жизни XVII века. Он обладает уникальным многоголосием и самым широким диапазоном, которые превосходят все инструменты оркестра вместе взятые. Кроме того, ему подвластны наиболее яркие и динамические контрасты да еще, вдобавок, он обладает колоссальными тембровыми возможностями — количество регистров, которые может «пропеть» орган достигает 200.
Орган берет свое начало от маленькой и совсем не похожей на него флейты Пана. Всего лишь несколько трубочек, которые были связаны вместе. Но что это за лейтенант, который не хочет стать генералом. вот так и маленькая и скромная флейта Пана превратилась в короля всех инструментов — величественный и божественный орган, который имеет от 800 до 30 тысяч (. ) труб разных размеров и форм, несколько рядов клавиатур (от трех до семи), множество педалей (которые тоже можно считать клавиатурами, но только для ног), воздухонагнетающий механизм и кафедру, которая служила системой управления инструментом. А все началось с того, что люди просто захотели сделать побольше труб в маленькой флейте Пана — просто подумали о том, что можно «заставить трубы издавать звучание каким-то механизмом. Так и появились сначала заслонки, которые нужно было выдвигать и задвигать, а позже появилась и клавиатура, которая приводила в действие трубы за счет специальных клапанов.
Таким образом орган — это самый большой клавишно-духовой инструмент. К слову, на свете почти не существует чисто клавишных инструментов, так, пианино и рояль — это клавишно-струнные инструменты, хотя сюда можно отнести челесту — самозвучащий ударно-клавишный инструмент. Однако мы отвлеклись. Так вот орган — это клавишно-духовой инструмент, клавиши которого заставляют звучать тысячи труб, которыми оснащен инструмент. Трубы в органе могут быть деревянными, медными или из некоторых других материалов, могут быть с язычками и без язычков. Воздух в трубы нагнетается при помощи специальных мехов. Орган обладает огромной выразительностью и диапазоном и поэтому часто используется при церковных богослужениях.
Орган — это самый древний инструмент мировой культуры, именно по этой причине для него создано такое огромное количество музыкальных произведений. Так, в столице Голландии в одной из церквей работал органист-виртуоз Ян Питерс Свелинк, который часто устраивал органные концерты прямо в своей церкви, а также передавал опыт многочисленным ученикам и писал блистательные произведения для этого инструмента. Однако самой сильной была именно немецкая школа игры на органе — именно в этой стране появилось множество органистов, которые удерживали первенство вплоть до появления такого гения, как Бах. Первые органисты из Германии были учениками венецианских мастеров — Андреа и Джовани Габриэли. А многие были учениками фрескобальди и Свелинка. Ну а С.В. Бах, конечно же, был признанным органистом и композитором музыки для этого инструмента. Он с ранних лет любил орган и чувствовал своим призванием именно работу органистом. С раннего детства он заслушивался игрой дяди и брата. В Арнштадте Бах пробует работу органиста и там же начинает сочинять свои первые музыкальные произведения. А во время работы в Веймаре полностью сформировался самобытный стиль композитора. Там же он сочинил Пассакалию c-moll, Фантазию и фугу g-moll, Прелюдию и фугу a-moll, Токкату и фугу d-moll, Токкату, adagio и фуга C-dur.
А еще для органа писали Ф. Лист, Н. Рота, В.А. Моцарт, С. Франк и многие другие известные и не очень композиторы.
Орган
Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.
Основные сведения
Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.
Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)
Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.
Возможности «короля музыки» практически безграничны: ему доступны не только всевозможные стандартные звуки, от самых низких до невероятно высоких. В его власти воспроизводить звуки природы, пение птиц, звон колоколов, грохот падающих камней.
Устройство органа
Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:
История
История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту.
Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.
Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.
Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.
В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.
Клавиатура современного органа
XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).
«Золотым веком» органной музыки считается рубеж XVII-XVIII веков. Конструкцию усовершенствовали до предела: инструмент мог заменить целый оркестр, издавал невероятное разнообразие звуков. Композиторы Бах, Свелинк, Фрескобальди создавали произведения специально для этого инструмента.
ХХ век отодвинул громоздкие инструменты в сторону. На смену пришли компактные конструкции, удобные в использовании, не требующие сложных телодвижений. Эра «короля музыки» закончилась.
Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.
Разновидности
Органы классифицируют по нескольким признакам:
Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.
Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.
Диспозиция: классический, барочный, симфонический.
Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.
Наиболее распространенные виды органов:
Применение
Сегодня инструмент активно применяется протестантами, католиками – сопровождает богослужения. Его устанавливают в светских залах для сопровождения концертов. Возможности органа позволяют музыканту играть сольно или стать частью оркестра. Встречается «король музыки» в ансамблях, аккомпанирует хорам, вокалистам, изредка участвует в операх.
Как играть на органе
Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.
Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.
Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.
Композиторы
Произведения для «короля музыки» писали талантливые композиторы прошлого и позапрошлого веков:
Органная музыка
Содержание
Общие сведения
Репертуарное богатство органной музыки объясняется ещё и тем важным обстоятельством, что на протяжении многих столетий орган являлся основным (а часто и единственным) музыкальным инструментом, который весьма активно использовался в церковно-богослужебной практике почти всех стран Западной Европы и Северной Америки.
История органной музыки
Композиторы, сочинявшие органную музыку
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Органная музыка» в других словарях:
Органная симфония — Главный орган фирмы Cavaillé Coll в Парижской церкви Сен Сюльпис (1863). Органная симфония (англ. Organ Symphony, фр. Symphonie pour orgue, нем. Orgelsinfonie вид симфонической м … Википедия
Музыка Франции — Группа музыкантов на Монмартре Французская музыка одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из … Википедия
Органная месса — (нем. Orgelmesse) органная сюита из пьес на cantus firmus и свободных (тематически независимых) пьес, предназначенная для сопровождения католических и протестантских месс в манере alternatim. Была распространена в Италии, Франции и Германии в… … Википедия
Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
МУЗЫКА И БИБЛИЯ — Эта тема включает два осн. аспекта: 1) пение, М. и музыкальные инструменты библ. времен; 2) образы и сюжеты Свящ. ПИСАНИЯ в музыкальном творчестве народов мира. 1. Пение, М. и музыкальные инструменты в ВЗ упоминаются неоднократно. Изобретение муз … Библиологический словарь
Западноевропейская духовная музыка (курс) — Заочно интерактивный курс «Западноевропейская духовная музыка» Schola Artis Spiritualis: Musica Sacra … Википедия
Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия
Орган (музыка) — Орган Классификация Духовой инструмент Диапазон … Википедия
Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия
Орган (музыка)
Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Чтобы отличать данный музыкальный инструмент от электронных, имитирующих звуки органа, называется обычно духовым органом. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые при открытии клапанов попадает воздух, подаваемый с помощью электрического органного вентилятора или мехов. Игра на органе осуществляется при помощи одной или нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры при включенных регистрах. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.
Содержание
История
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.
Устройство
Трубы
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Пульт
Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.
Мануалы
Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
Педаль
Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g 1 или до f 1 ), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.
Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.
Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
Регистры
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.
Все регистры по устройству распадаются на две категории:
Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.
Применение
В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Композиторы
Некоторые композиторы, сочинявшие органную музыку