Что такое орксэ и однкнр
Что такое орксэ и однкнр
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВНИМАНИЕ! В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РАБОТАЕТ «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2020 Г. ЗАДАТЬ СВОИ ВОПРОСЫ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: (83155)2-20-42 (ежедневно с 08.00 по 17.00 кроме субботы и воскресенья)
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Реализация ОРКСЭ и ОДНКНР
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и представлена в учебных планах общеобразовательных организаций.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Статья «Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России. ОРКСЭ и ОДНКНР являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы.
Предметная область ОДНКНР призвана помочь ученикам осознать значение религии и нравственности в жизни человека и общества, решая такие задачи как:
— формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, религия, наука, многонациональность, природа, искусство, труд).
— развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры).
— развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).
Cверхзадача, стоящая перед предметной областью ОДНКНР, – это изменение нравственного климата в обществе, который помогают воспитать в детях уважение и любовь к окружающей среде, чувство гражданственности и патриотизма, толерантности и трудолюбия.
ОДНКНР и ОРКСЭ- это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.
Задача дисциплины — не просто ознакомить школьников с культурой, традициями и различными религиями, а способствовать развитию общей культуры подрастающего поколения, осознания им принадлежности к российской общественности и своему народу. В связи с этим ОДНКНР — это предмет из спектра историко-обществоведческих дисциплин, что ставит перед собой сложные задачи: сформировать у детей способность уважительно относиться к накопленному духовному потенциалу народов России; подталкивать к осознанию того, что общечеловеческие ценности передаются через семейные и культурные традиции; стимулировать стремление школьников к духовному самосовершенствованию. Они служат для профилактики межэтнических конфликтов.
Потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР во многом определяется этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах, что варьируется в зависимости от этноконфессионального состава населения.
В нашем случае преподавания курса проходит в г. Санкт-Петербурге- в многонациональном и многоконфессиональный городе, где бок о бок дружно живут люди многих национальностей и мировых вероисповеданий. В городе представлены мировые, национальные, а также новые религии. Наиболее распространены — христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм.
В российской Северной столице рядом с православными христианскими храмами издавна соседствуют католические и протестантские (лютеранские, реформатские, англиканские) церкви. Здесь были построены самая большая в Европе мечеть, самый северный буддийский храм и одна из самых крупных в Европе синагог. Огромнейшим достоянием Петербурга является сохранение и почитание культурных обычаев и религиозных святынь его мульти-этнических народов. На своих уроках мы можем этот момент активно использовать.
( в классах ребята разных национальностей, исповедующие разные религии )
За предмет ОДНКНР, как и в ОРКСЭ в школе, оценивание результатов освоения дисциплины относится к наиболее сложным аспектам обучения. В нем личностные результаты доминируют над метапредметными и предметными. При этом личные установки, опыт и мировоззренческие позиции школьников не подлежат оцениванию, в отличие от результатов познавательной деятельности. Именно поэтому на уроке используются различные виды деятельности, с помощью которых можно оценить динамику личностных результатов:
-активность на занятиях, участие в групповых и фронтальных формах работы; степень усвоения практического и теоретического материала; выполнение работ в ходе обучения и на дому.
Эффектное и яркое мультимедийное наполнение служит эмоциональным и педагогически оправданным дополнением реализации предметной области, т.к. ОДНКНР культурологическая дисциплина и выражается в литературе, музыке, скульптуре, живописи и архитектуре, а потому требует адекватной демонстрации материала с применением мультимедийного содержания.
Специфика предметной области требует построения уважительных отношений, выстраивания атмосферы сотрудничества и партнерства в классе. Только так дети смогут развить свои коммуникативные навыки, попрактиковаться в ведении дискуссии, монологической речи получат необходимые социальные установки и навыки, оценят значение доброжелательности, толерантности, открытости новому. Программное восприятие материала вызывает сложности у учащихся, поскольку предмет может оказаться оторванным от привычной картины мира и понимания взаимоотношений между людьми. Поэтому педагогам важно не только излагать информацию на доступном для учащихся языке, но и приводить примеры из реальной жизни.
Благодатной почвой для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и учащихся пятых классов, где возможно проявить творчество, являются уроки литературного чтения и литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, декоративно – прикладного творчества. Здесь широкое поле для фантазии, как у учителя, так и у учеников. К выше перечисленным урокам следует добавить уроки ОРКСЭ и ОДНКНР. Условием формирования способностей воспринимать объекты конфессий в структуре учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Таких как иллюстрирование прочитанного текста, создание архитектурных композиций, коллажей, буклетов, художественных композиций из пластилина, глины, соленого теста; краеведческая и исследовательская работа, проектная деятельность. С помощью таких заданий дети лучше усваивают материал, и он прочно оседает в их памяти.
Для декоративно – прикладного творчества на уроках ОДНКНР и ОРКСЭ подходят такие темы как:
« Что составляет твой духовный мир» и «Мои размышление о душе» и т.д.
Уроки – экскурсии (очные или виртуальные) по темам: « Храм», «Икона», «Монастырь». Уроки – исследования «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству»…
И перечислять такие варианты творческих работ можно бесконечно.
Управление духовно-нравственным образованием школьников — это не особый вид образовательной деятельности школы, это целостный педагогический процесс, осуществляемый на всех ступенях образования, включающий различные формы, средства и методы работы на уроках и внеклассной деятельности. Результативность духовно-нравственного образования определяется не внешними формами выражения воспитанности, а внутренним духовным состоянием каждого ребенка, которое, в свою очередь, требует его нравственного самосовершенствования на занятиях по предметам ОДНКНР и ОРКСЭ.
Реализация планируемых результатов обучения по ОРКСЭ/ОДНКНР
Планируемые результаты освоения предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР
Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе.
Первоначальные представления о светской этике, религиях, их роли в культуре и истории.
Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.
Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам.
Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов России.
Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества.
Роль религий в становлении государства.
На уроках школьники знакомятся с тремя главными мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом. Для подробного изучения ребенок и его родители выбирают один учебный модуль из шести: «Основы православной культуры» (как традиционной для России христианской конфессии), «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» (как одной из древнейших монотеистических, также распространенной на территории России религий), «Основы мировых религиозных культур» или же «Основы светской этики».
Этапы освоения предметных результатов ОРКСЭ и ОДНКНР по УМК Н.Ф. Виноградовой
I этап. ОРКСЭ. Первое полугодие 4 класса. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.
II этап. ОРКСЭ. Второе полугодие 4 класса. Изучение выбранного модуля, занятия по группам.
III этап. ОДНКНР. 5 класс. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.
Дети знакомятся с традиционными религиями и светской этикой, изучают истории возникновения религий, начинают понимать объединяющие идеи, получают знания о религиозной традиции как таковой и об особенностях каждой религии. В результате освоения материала ученик узнает, как рождались общечеловеческие ценности, каковы их основные составляющие, как они вбирали в себя лучшее, что было принято народами по всей Земле. Так воспитывается толерантность и уважение к последователям разных религий и к атеистам.
Дидактическая система курса (мотивация, содержание, методы, средства, формы, контроль, дифференциация) выстраивается от цели. Конечно, учебная программа направлена не только на предметные, но также на личностные и метапредметные результаты. Контроль и оценка в первую очередь выявляют то, что ребенок знает, и как можно ему помочь преодолеть трудности. В начальной школе работа ведется на пропедевтическом уровне: от детей не требуется зазубривать понятия, они должны только иметь общее представление о терминологии, ориентироваться в характеристиках. В средней школе ученики уже составляют своими словами краткие характеристики терминов и понятий.
Главные понятия ОРКСЭ и ОДНКНР
Духовно-нравственная культура — система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.
Религиозная культура — система взглядов на мир, ценности, нравственные идеи и правила поведения, особенности обрядов, традиций разных религий.
Светская этика — законы и правила поведения в обществе, взаимоотношений между людьми, независимые от принадлежности к религиозной вере.
Используйте учебный диалог. Выстраивайте его вокруг определенной проблемы, в общении задействуйте всех присутствующих в классе (чтобы дети учились слушать друг друга), не давайте оценки в процессе общения.
Предлагайте учебные ситуации. Пусть в воображаемых ситуациях дети попробуют представить себя на месте людей прошлого, а в реальных попытаются разобраться, как поступать в обстоятельствах, актуальных в наши дни.
Организуйте совместную деятельность учеников в разных формах. Работая в парах и группах, дети научатся договариваться и понимать друг друга, что особенно важно с учетом тем и задач данного курса.
Доклад. «Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Областная научно-практическая конференция
VIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:
«Молодежь: свобода и ответственность»
«Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Куркина Елена Валерьевна
МБОУ СОШ с. Ильинское, Томаринский р-а Сахалинской области
учитель истории и обществознания
нравственность, по каким правилам живем»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей ставит задачу развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Вопроса необходимости осознания единой национальной идеи, воспитания подрастающего поколения готового, сохраняя свою национальную идентичность, вести созидательный диалог с народами иных культур, остаётся сегодня актуальным для общества особенно остро. В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России.
Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.;
Распоряжением Правительства Российской Федерации «О плане мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
Письмо Минобрнауки России «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:
Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.
Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении.
Психологическая – совершенствование форм организации учебновоспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.
Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
Административная – хорошо отработанная нормативноправовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.
— воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;
— формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;
— формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;
— воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.
Тема «Культура и религия», объединяет все модули курса. На таком занятии активно можно использовать различные виды заданий: «найди лишнее», «установи соответствия», работа с иллюстрациями, терминами, текстом священных книг. На уроке по теме «Милосердие», который является межмодульным, обучающиеся инсценируют «Притчу о добром самарянине». Работа учащихся на занятии организуется в группах. В рамках урока интегрируются игровая технология, технология развития критического мышления, интерактивные технологии, проблемный, метод образного видения.
Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.
ОРКСЭ
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Список модулей:
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители (законные представители)! Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.
Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Ценностные ориентиры курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ
Вы можете получить на сайтах:
— Информация о религиозных организациях размещена на следующих
— http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
— http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
— http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса: