Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Исследовательские работы и проекты

Орнаменты и их виды

2.3. Орнаменты и их виды

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный). [8]

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс
Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс
Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс
Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый. [8]

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Бордюр — это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнаментаквадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный. [8]

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Источник

Орнамент. Урок ИЗО в 5-м классе

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Задание: Выполнить орнаментальную композицию.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Виды орнаментов (Рис. 1, 2, 3, 4); образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Звучит русская народная мелодия. Учитель открывает занавес, на доске возникает зрительный ряд: образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта, украшенные вышивкой.

Учитель: Ребята, вы услышали русскую народную музыку, увидели одежду и предметы быта, украшавшие жизнь крестьянина.

Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали русского человека, его быт?

Ответ: Они красивые, одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью.

Вопрос: Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?

Ответ: В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах.

Учитель: Правильно. А вы знаете, что украшение, представляющее собой узор, называется орнамент.

1. История развития орнамента.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Русский орнамент.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Учитель предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию, используя тот вид орнамента, который им больше всего понравился. Во время работы звучит русская народная мелодия. Учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.

Источник

Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс Елена Подольская
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»

1. Орнамент. Понятие декора. Типы и виды узоров, правила стилизации. Типы композиций узоров.

1. Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.

Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там,где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)орнаментальный рисунок.

Орнаменты и узоры.

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментовлегко разделить на 3 основные группы:

• геометрические орнаменты

• растительные орнаменты (фитоморфные, представляющие собой различные стилизованные изображения растений

Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.

Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Востока.

Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнаментиспользует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой.К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ.

Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 классМастер-класс по изобразительному искусству «Весенняя капель» Мастер-класс по изобразительному искусству. «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» Автор:Педагог дополнительного образования Турлюн Анастасия Николаевна. Весной.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 классМастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице» Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице»![/b] Автор: Турлюн Анастасия Николаевна.. Цель:Формирование.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 классМастер-класс по изобразительному искусству «Птичка-невеличка» Мастер-класс по изобразительному искусству. Рисунок : «Птичка-Невеличка» Подготовила педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ».

Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.

План работы кружка по изобразительному искусству в средней группе Воспитатель: Киселевич Нина Анатольевна. План работы кружка «Волшебные краски» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал полезен.

Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть фото Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Смотреть картинку Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Картинка про Что такое орнамент определение для детей 5 класс. Фото Что такое орнамент определение для детей 5 классКонспект занятия по изобразительному искусству «Осторожно: лёд» ТЕМА: Аппликация из комочков «Осторожно лёд!» Цель занятия: Научиться делать аппликацию с использованием цветных салфеток, путем скатывания.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе федерального государственного образовательного.

Источник

Класс: 5

Презентация к уроку

Количество часов: 2 часа.

Цель: формирование у учащихся представлений о понятиях орнамент и символика в орнаменте, цветовых сочетаниях в орнаменте на основе знаний о группах цветов и основ композиции в ходе проведения урока технологии с использованием ИКТ путем построения интегративных связей.

Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, иллюстративно-стимулирующий, информационно-развивающий, практический, экспериментальный, эмоционального стимулирования (поощрение).

Словарь терминов: статичная композиция, динамичная композиция, названия и значения фрагментов орнамента.

Дидактический материал: образцы орнаментов и вариаций на эту тему, цветовой круг, платки и шарфы с изображениями статичной и динамичной композициями, презентация к уроку, оценочный лист (Приложение 1) на каждую ученицу, технологическая карта (Приложение 2) на составление орнамента в графическом редакторе Paint, музыкальное и видео сопровождение.

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, компьютеры, мультимедийная установка,

Тип занятия: методологической направленности.

Профориентационные связи: историк, художник-оформитель, искусствовед.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, история, информатика, черчение, МХК.

1.1. Контроль готовности учащихся к уроку.

1.2. Психологическая подготовка. Упражнение “Приветствие”: ведущий приветствует детей отдельной группы (“Здравствуйте голубоглазые дети”, “Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение, кто любит апельсины, кому интересно знать, чем мы сегодня будем заниматься”), дети в знак приветствия машут рукой.

II. Этап проверки домашнего задания.

Учитель выясняет уровень усвоения учащимися раннее изученных тем, на материал которых будет опираться при изучении новой темы.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

III. Этап актуализации новых знаний.

Обучающиеся формулируют тему и цель урока, учитель корректирует (слайд 4).

Учитель: (слайд 5) Обратите внимание на словарь терминов, в течение урока вам необходимо сформулировать и записать определения к этим понятиям.

IV. Этап формирования новых знаний.

(слайд 7) Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные “письмена”, которые накопились за многие века. Орнаментом, как магическим заклинанием покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на природу и мир.

Символика в орнаменте

Орнамент подразделяют на три вида:

— (слайд 9) изобразительный (конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы и т.д.);

— (слайд 10) неизобразительный (геометрические и абстрактные формы);

— (слайд 11) комбинированный (сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм).

Задание. (слайд 12) Записать значения фрагментов орнамента, разделить на виды, составить кластер (Приложение 3) по данному материалу.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия – земля).

8. (слайд 20) Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

10. (слайд 22) Иногда богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине, женщине или ребенку.

Статичная и динамичная композиция

Чтобы научиться самостоятельно составлять орнаменты, нужно знать не которые правила, приемы и средства композиции. С одним из основных правил вы уже знакомы. Это прием симметрии и ассиметрии.

Для большей выразительности композиции художники используют правило передачи движения или покоя.

(слайд 23, 24) Предлагаю просмотреть ряд изображений, и, пользуясь словами-заготовками сформулировать определение для понятий статичная и динамичная композиции (слова-заготовки: покой, устойчивость, внешние контуры, форма квадрата, круга, линии направлены к центру, расположение по прямоугольной сетке; движение, диагональные линии, простор, нарушение симметрии, цвета более смелые).

Итоговое определение:

(слайд 25) Статичная (замкнутая) композиция – это композиция, которая передает устойчивость и покой, обладает четкими внешними контурами в форме квадрата или круга; элементы композиции расположены по прямоугольной сетке и направлены к центру.

(слайд 26) Динамичная композиция – это композиция, которая передает ощущение простора и движения, основное направление линий – диагональное, возможно нарушение симметрии и смелые яркие цвета.

Вопрос учителя: Как вы думаете, достаточными ли знаниями вы обладаете для того, чтобы самостоятельно составить гармоничную композицию или орнамент? Знаний о каком важном аспекте вам не хватает? (цветовые сочетания)

Цветовые сочетания в орнаменте

Все многообразие цветов делят на две большие группы: хроматические (есть цвет) и ахроматические (нет цвета).

(слайд 28) Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг, как геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо уже из двенадцати цветов, полученных путем смешения соседствующих, и мы сразу видим, что это цвета радуги. В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.

V. Этап закрепления новых знаний.

Задание 1. Продемонстрировать кластер, составленный по материалу о значениях элементов орнамента. Используя критерии оценивания, заполнить оценочный лист (первое задание).

Задание 2. Используя магниты-заготовки (у доски) и бумажные заготовки (за партой) сконструировать 2 варианта орнамента (динамичный и статичный) пользуясь знаниями, полученными на уроке, уметь рассказать о своей задумке с расшифровкой значений составных элементов. Используя критерии оценивания (Приложение 4), заполнить оценочный лист (второе задание).

VI. Этап формирования умений и навыков.

Отработка навыков копирования и перемещения фрагментов рисунка в графическом редакторе Paint с использованием универсального учебного действия планирование последовательности деятельности.

Учитель. На уроках информатики мы знакомились с возможностями графического редактора. Познакомились с инструментами художника и с инструментами чертежника.

Планируем работу в графическом редакторе:

Обсуждается вопрос о том, что общего в создании рисунков в графическом редакторе. Так как в любом орнаменте есть много одинаковых элементов, то и выполнять эти рисунки надо по следующему обобщ?нному плану (слайд 31):

а) выделить повторяющийся фрагмент;

б) тщательно прорисовать этот фрагмент;

в) размножить фрагмент и поместить его в нужные места рисунка.

Обратим внимание, что в плане выполнения каждого задания есть своя особенность (Приложение 2).

Практическая работа в графическом редакторе Paint

VII. Этап подведения итогов урока.

VII. Рефлексия (слайд 35).

— Что вам понравилась сегодня на уроке?

— Что вы запомнили важного и главного для себя?

— Что вам могло бы пригодиться в жизни?

Заканчивается урок, давайте подведем итог нашего занятия.

Учитель, анализируя оценочные листы, выставляет отметки за урок, сравнивая баллы самооценки, взаимооценки, свои собственные наблюдения и комментируя их, в спорных ситуациях оценка выставляется в пользу ученицы. Учитель выделяет наиболее активных обучающихся. Осуществляется уборка рабочих мест.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь перейдем к домашнему заданию.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Продумать вариант выполнения игрушки в лоскутной технике, разработать эскиз окончательного варианта изделия.

Проводит инструктаж по выполнению д/з.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *