Что такое ось на глобусе

Земная ось

Смотреть что такое «Земная ось» в других словарях:

ЗЕМНАЯ ОСЬ — (ось вращения Земли) прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли; проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в географических полюсах … Большой Энциклопедический словарь

земная ось — Диаметр, соединяющий Северный и Южный полюса Земли, наклоненный под углом 60°30′к плоскости земной орбиты, вокруг которого происходит суточное вращение Земли против часовой стрелки. Syn.: ось вращения Земли … Словарь по географии

земная ось — (ось вращения Земли), прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли; проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в географических полюсах. * * * ЗЕМНАЯ ОСЬ ЗЕМНАЯ ОСЬ (ось вращения Земли), прямая, вокруг которой… … Энциклопедический словарь

земная ось — Žemės ašis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Earth’s axis vok. Erdachse, f rus. земная ось, f; ось Земли, f pranc. axe de la Terre, m; axe terrestre, m … Fizikos terminų žodynas

ЗЕМНАЯ ОСЬ — (ось вращения Земли), прямая, вокруг к рой происходит суточное вращение Земли; проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в геогр. полюсах … Естествознание. Энциклопедический словарь

ось вращения Земли — см. Земная ось. * * * ОСЬ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ОСЬ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ, см. Земная ось (см. ЗЕМНАЯ ОСЬ) … Энциклопедический словарь

Ось (значения) — Ось (слово «ось» происходит от древнерусского «ость» долгий усик на плевеле каждого зерна колосовых растений или волос в пушном товаре) понятие некой центральной прямой, в том числе воображаемой прямой (линии): В технике:… … Википедия

ось — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? оси и оси, чему? оси, (вижу) что? ось, чем? осью, о чём? (на) оси, о чём? об оси; мн. что? оси, (нет) чего? осей, чему? осям, (вижу) что? оси, чем? осями, о чём? об осях 1. Ось это… … Толковый словарь Дмитриева

ОСЬ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ — см. Земная ось … Большой Энциклопедический словарь

ось вращения Земли — Диаметр, соединяющий Северный и Южный полюса Земли, наклоненный под углом 60°30′к плоскости земной орбиты, вокруг которого происходит суточное вращение Земли против часовой стрелки. Syn.: земная ось … Словарь по географии

Источник

Что такое ось на глобусе

Что такое ось на глобусе. Смотреть фото Что такое ось на глобусе. Смотреть картинку Что такое ось на глобусе. Картинка про Что такое ось на глобусе. Фото Что такое ось на глобусе

Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

Что такое ось на глобусе. Смотреть фото Что такое ось на глобусе. Смотреть картинку Что такое ось на глобусе. Картинка про Что такое ось на глобусе. Фото Что такое ось на глобусе

Основные элементы градусной сетки карты — по­люсы, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).

Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географические координаты.

Что такое ось на глобусе. Смотреть фото Что такое ось на глобусе. Смотреть картинку Что такое ось на глобусе. Картинка про Что такое ось на глобусе. Фото Что такое ось на глобусе

Географические координаты — это географическая широта и долгота.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.

Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.

Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.

Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш. и 104° в. д.

Глобус

Глобус (от лат. globus, «шар») — это обобщенная модель Земли [или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус)], приведённая из её реальной формы к упрощенной и уменьшенной форме сферы. Обычно на глобусах в уменьшенном виде изображают поверхность Земли: очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, а также границы государств, города.

Глобус наиболее точно отражает облик Земли. Глобус обладает целым рядом геометрических свойств:

На глобусе правильно переданы очертания, размеры, взаимное расположение материков и океанов. Есть и другие отличия глобуса от географической карты.

(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)

Источник

§ 13. Глобус (учебник)

Глобус наиболее точно передает форму Земли. Поэтому только на нем очертания океанов, материков, островов и других географических объектов отвечают их настоящем вида. Это означает, что на глобусе НЕ искажается расстояние между отдельными точками. Вот почему при изучении Земли ученые давно используют глобус. Он крайне необходим для учебных и научных целей.

Расстояния на глобусе определяют гибкой линейкой или с помощью полоски бумаги или нити.

Форма и размеры Земли. Действительно Земля круглая? Оказывается, в современную эпоху развития географии и других наук, утверждающая ответ будет уже не совсем правильна. Вернее, не совсем точной. Так же можно говорить, что и яблоко круглое, хотя в действительности круглым оно никогда не бывает.

Сейчас с помощью космических спутников исследователи могут нарисовать контуры Земли до мельчайших подробностей. Однако и это будет лишь временный «портрет» нашей планеты, поскольку ее поверхность непрерывно меняется.

Что такое ось на глобусе. Смотреть фото Что такое ось на глобусе. Смотреть картинку Что такое ось на глобусе. Картинка про Что такое ось на глобусе. Фото Что такое ось на глобусе

Что такое ось на глобусе. Смотреть фото Что такое ось на глобусе. Смотреть картинку Что такое ось на глобусе. Картинка про Что такое ось на глобусе. Фото Что такое ось на глобусеВопросы и задания

1. В чем заключаются особенности изображения земной поверхности на глобусе?

2. Какие мысленные точки и линии обозначены на глобусе?

3. Определите, пользуясь масштабом глобуса, чему равна длина земного экватора.

4. Подумайте, ближе к центру Земли находится человек на экваторе или

человек на Южном полюсе.

5. Спутник облетает Землю на высоте 300 км. Покажите эту высоту в масштабе глобуса.

Источник

Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: «Глобус – модель Земли»

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:
За каждый правильный ответ вы получаете одну часть ракеты.

1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти? (Воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
3. Что такое земля звезда или планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы)
4. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:
Внимание, взлет!
И наша ракета помчится вперед!
Как говорил Гагарин: «Поехали!»

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (Голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?
Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.
У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Глобус – модель Земли)
– С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?
У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.
Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение
И не любит искажения. (Глобус)

У: Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?
Д: Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.
У: Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом? А что изображено другими цветами?
Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.
У: Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет – это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно-коричневые – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?
Д: Внутри находится штырь.
У: А как при этом расположен глобус?
Д: Он наклонен.
У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.
У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?
У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
(Чтение текста на стр. 33)
У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.
У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.
У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
Д: Это самая верхняя и нижняя точки.
У: Кто знает их названия?
Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
У: На какой полюс показывает стрелка компаса?
Д: Северный.
У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
У: В каком полушарии мы живем?
Д: В северном

Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2

У: Какие ещё есть линии на глобусе?
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
У: Есть ли такие линии на земле?
Д: Таких линий на Земле нет.
У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34
Д: Это параллели и меридианы.
У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?
Д: Параллели.
У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?
Д: Меридианы.
У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы – это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр. 10, задание 1

ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

У: Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач Что за предмет волшебный? (Глобус)

Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (Ось)

На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (Полюса)

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли… (экватор)
3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.
Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.

Итог урока:

– С чем познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Вам понравился урок?

Источник

Что такое ось Земли?

Что такое ось Земли?

Каждый, кто видел глобус, замечал, что ось, на которую он нанизан, не стоит вертикально, а несколько наклонена. Это отражает реальное положение дел – ось Земли действительно наклонена по отношению к воображаемой вертикальной линии, перпендикулярной орбитальной плоскости, на 23,5 градуса. Почему так произошло?

Учёные полагают, что на заре жизни Солнечной системы планет в ней было намного больше, чем сейчас, причём большинство из них двигалось по катастрофическим орбитам – т.е. по таким, что столкновения были неизбежны. Досталось и нашей матушке-Земле. Ей повезло больше, чем многим другим планетам – она уцелела, но кое-какие последствия больших столкновений имеют место быть. И это не только наличие спутника, но и наклон оси вращения. Надо сказать, Земле с её 23,5 градусами ещё повезло – Уран в результате таких столкновений с крупными объектами вообще «завалился на бок», его ось отклоняется на 98 градусов! Он поворачивается к Солнцу то одним полюсом, то другим, то умеренными широтами, то экватором…

Но вернёмся к нашей Земле. Такой вот наклон оси – хорошо это или плохо? Как показывает практика, вопрос не такой однозначный… как-то раз попался в Интернете сайт, создатели которого от имени некой высокоразвитой цивилизации обещали «исправить» наклон Земной оси (дальше я читать не стала, так что не знаю, сколько они на это просили денег)… под «исправлением», очевидно, имелась в виду ликвидация наклона – т.е. ось в результате этого грандиозного проекта должна была встать вертикально, перпендикулярно орбитальной плоскости. Что произошло бы тогда?

Прежде всего, у нас пропали бы времена года. Ведь именно благодаря наклону земной оси северное и южное полушарие попеременно получают то больше, то меньше энергии Солнца. Конечно, изменения температуры в течение года всё равно были бы, ведь орбита Земли не идеально круглая, а эллиптическая, Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него – но временами года это назвать было бы нельзя, по большому счёту – температура на планете была бы относительно стабильной… какой?

В умеренных широтах – где-то на уровне нашего сентября или марта – так что земледелие вряд ли было бы возможно. На полюсах не стало бы полярного дня и полярной ночи – а было бы вечное «полярное раннее утро». Возможно, из-за постоянного нагревания полярный климат был бы чуть менее суровым, чем есть, впрочем, по другим расчетам – в областях, близких к полюсам (где-то в районе Скандинавии) вообще нельзя было бы жить. В общем, ничего хорошего.

А может, те «энтузиасты» хотели наоборот наклонить ось Земли сильнее – на 45 градусов, например? Тогда, пожалуй, климат улучшится в полярных областях – но остальной Земле это принесёт мало радости: льды-то начнут массово таять! Сколько территорий окажется затопленными – остаётся только догадываться. Жаркий климатический пояс перестанет быть жарким – он станет умеренным – а умеренный примкнёт к холодному. В средней полосе и на юге России и даже в Украине будут полярные дни и полярные ночи… в общем, что-то не хочется осуществлять этот проект.

Лучше оставить ось Земли, как есть.. тем более, что она всё-таки не «стоит на месте». Все мы видели вращающийся волчок – его ось не стоит вертикально в одном положении, а постоянно описывает круг, это называется прецессией. Так вот, с осью вращения Земли происходит то же самое. Это вызывает периодические изменения климата (по имени первооткрывателя, их называют циклами Миланковича), но оказать влияния на нашу жизнь они не могут – ведь продолжительность такого цикла 25 800 лет! Впрочем, прецессия могла бы быть и больше – в этом случае разница в температуре между полушариями была бы колоссальной, что порождало бы чудовищные ураганы… конечно, можно представить себе живые организмы, которые могли бы приспособиться и к таким условиям, но беда в том, что времени на приспособление у них бы не было: климат менялся бы так быстро, что эволюция не успевала бы за ним! Так что остаётся только ещё раз порадоваться, что наша ось вращения именно такова… такую прецессию нам обеспечивает Луна, так что если мы всерьёз возьмёмся искать планету для переселения, надо будет обязательно поинтересоваться, есть ли у неё спутник, сопоставимый с нашей Луной.

Впрочем, кое-какие проявления прецессии мы всё-таки успеваем почувствовать – в масштабах истории, конечно. Именно из-за прецессии земной оси звёздное небо сейчас выглядит не совсем так, как видели его вавилонские мудрецы – и сектора зодиакального пояса уже не вполне соответствуют зодиакальным созвездиям. Поэтому всё чаще раздаются голоса, что все гороскопы следовало бы переписать. Впрочем, вряд ли стоит это делать: гороскоп – как его ни составляй – всё равно крайне редко соответствует действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *