Что такое оседлая цивилизация
Кочевой и осёдлый образ жизни. Признаки, особенности, сравнение, различия, сходства.
Свои особенности есть и у кочевого, и у осёдлого образа жизни. Хватает и различий, и сходств, хотя, если проводить сравнение всех их признаков, различий между ними всё-таки больше. Тем не менее, и кочевники, и осёдлые земледельцы добились разных достижений, оказавших влияние на дальнейший ход всей мировой истории.
Особенности кочевого и осёдлого образа жизни
Одной из основных особенностей осёдлого образа жизни является то, что цивилизация, ведущая его, всегда имеет потенциал к дальнейшему развитию, что, в общем-то, наглядно показала история Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и других могучих государств. Но народы, ведущие кочевой образ жизни, в своём развитии ограничены – после достижения определённого уровня развития они либо остаются на нём, либо переходят к осёдлому земледелию полностью или частично.
Важнейшим признаком осёдлого образа жизни является проживание на одном и том же месте, а признаком кочевого, соответственно, постоянное перемещение. Причём в данном случае у кочевников нет выбора, они вынуждены перемещаться по мере того, как их стада поедают всю растительность на плодородных пастбищах. К тому же кочевники зависят от торговли и войн, так как из-за ограниченного развития ремёсел некоторые нужные им предметы они не могут изготавливать самостоятельно, единственным их источником является покупка или захват. Кроме того, особенностью кочевого образа жизни является воинственность, в меньшей степени свойственная осёдло-земледельческим культурам.
Что такое оседлая цивилизация
Взаимосвязь между кочевой и оседлой цивилизациями
Материальное и духовное наследие
Развитие материальной культуры происходили в жилище и предметах домашнего обихода, в VI—XII вв. летние жилища были двух типов: юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга. Юрта имела круглую форму, состояла из основания — кереге и сферического свода. Подвижное жилище на колесах делалось обычно богато, обтягивалось шелком узорчатым войлоком. Подвижные жилища принадлежали богатым людям. Зимние жилища из глины, дерна, камыша, а в лесистых районах — из рубленого дерева. Пол зимнего жилища покрывался камышом, тростником (ши) и сверху был выстлан войлоком.
Предметами домашнего обихода племен древнего Казахстана считались: деревянная кровать (тосагаш), сундуки для хранения ценностей и одежды, стеганые одеяла, большой круглый стол, колыбель (бесик).
С употреблением мясной пищи связано производство металлических котлов (казан), занимавшее одно из первых мест в ремесле населения древнего Казахстана. В X—XII вв. котлы изготавливались уже из чугуна. В этот период на территории Казахстана развивалось ткачество, преимущественно в городских поселениях Южного Казахстана и Семиречья.
Развитие феодальных отношений вело к постепенной ломке натурального хозяйства сельских общин. Увеличивался спрос на ремесленную продукцию гончаров, стеклодувов, ювелиров, оружейников, кузнецов, резчиков по дереву, кости, камню. Все шире стала распространяться поливная керамика, представленная чащами, пиалами, подносами, блюдами. Вся средневековая керамика обжигалась в гончарных печах. Подобные печи найдены при раскопках Отрара, Актобе, Тараза.
В казахстанских городах развивалось производство стеклянных изделий, окрашенных в зеленый, синий, желтый и розовый цвета. Высокого совершенства достигло ювелирное дело. При раскопках городищ собраны богатые коллекции бус из стекла, полудрагоценных камней, подвески, серьги, бляшки из бронзы, серебра и золота.
Широко использовались для поделок кость и рог. Из кости изготавливали амулеты, рукоятки для ножей, игральные кости, заколки, булавки, пуговицы. Высокохудожественная керамика, художественные изделия из металла, драгоценных камней, бусы из перламутра, кораллов и лазурита, изделия из нефрита и зеркала являлись предметами транзитной торговли между странами.
Религии на территории Казахстана
Смешение культур на территории Казахстана и в Семиречье в средние века привело к концентрации в этих регионах различных религий и вероисповеданий.
Одной из самых древних религий считается зороастризм. Основы религии заложил жрец Заратуштра. Долгое время зороастризм считался официальной религией иранцев и афганцев. Последователи учения поклонялись огню. Культ огня породил многие ритуально-культовые обряды, среди которых особое место занимали погребальные обычаи. Отголоски огнепоклонства прослеживаются в казахской традиции очищения огнем. До сих пор казахи, освящая свое жилище, выливают масло в огонь домашнего очага. Другая важнейшая особенность зороастризма – дуалистическая направленность этого учения, основанная на постоянной борьбе двух начал – добра и зла. На территории Казахстана обнаружены наскальные изображения, символизирующие древние представления человека о мире.
В тюркскую эпоху появляется религия тенгрианство. В Тенгри заключена космическая сила, законам которой подчиняется всё живое. Она управляет всем сущим, покровительствуя праведникам и карая грешников. Ежегодно в начале лета по призыву кагана устраивалось общественное жертвоприношение тюрков Богу Тенгри.
Фетишизм – наделение реальных предметов сверхъестественными качествами, а также поклонение им.
В среде тюркской аристократии рано стал пользоваться популярностью буддизм. В первой половине VIII века некоторые правители западных тюрков приняли буддийское вероисповедание и способствовали его распространению.
В этой религии правители Тюркского каганата усматривали универсальную религию, которая могла бы помочь созданию духовно – идеологической общности в разнородной по своему составу державе. Находки буддийских сооружений храмов и монастырей найдены на городищах Чуйской долины. Великий Шелковый путь был маршрутом, по которому шло распространение религий и религиозных идей. В V в. на земли Казахстана стала проникать христианская религия несторианского направления. Основана религия в Византии Несторием, константинопольским патриархом в Восточной Римской империи. Первыми христианскую религию приняли карлуки в 1007г. Останки церквей найдены в Таразе, Мерке и других городах. Путешественник Вильгельм Рубрук в своих путевых записях сообщает о христианах в Илийской долине.
Другой религией получившей свое распространение в тюркской среде было манихейство. Религия возникла в III в в Иране, через осёдлое население Мавераннахра она проникла в Западно – Тюркский каганат.
Главными постулатами религии является аскетизм, отречение от радостей жизни, безбрачие, вегетарианское питание. Все свои принципы манихейство заимствовало из зороастризма, буддизма и христианства.
Начиная с VIII – X вв. широко стал распространяться ислам.
Однако местное население новую религию признало не сразу, а прошло длительное время, пока ислам получил относительно широкое распространение. Если исламизация населения Средней Азии в основном завершилась к концу VIII в.. то в Казахстане этот процесс затянулся надолго, причем в северных районах он распространялся гораздо медленнее, чем в южных. В конце X в. ислам распространился в городах Семиречья, во многих из них появились мечети.
В X в. ислам приняли часть огузов на нижней Сырдарье, но среди кочевого населения мусульманская религия не получила массового распространения.
Основатель исламской религии Мухаммед (570—632 гг.) в 630—631 гг. — глава первого мусульманского, государства в Аравии, почитаемый пророком во всем мусульманском мире, имел своих почитателей-идеологов в Средней Азии и Казахстане. Одним из таких видных проповедников ислама на Юге Казахстана был Арслан-Баба, а также его ученик Ахмет Иассауи. Они оказали большое влияние на распространение ислама среди тюркского населения Южного Казахстана.
По преданиям, Ахмет Иассауи родом из Саурана (Испиджаб), родился в 1094 г., умер в 1166 г. Его перу принадлежит сборник стихов «Диван и Хикмет» («Книга премудрости»). Это один из древнейших литературных памятников тюркоязычных народов, в нем проповедуется аскетизм и смирение, вместе с тем в сборнике можно встретить информацию культурно-исторического и социально-бытового порядка. После смерти Ходжа Ахмет Иассауи был возведен своими последователями в ранг святого, имя его было окружено легендами, в которых отмечается связь ислама с языческой мифологией тюрков. Так, в казахский регион входила мощная, одна из «мировых», религия — ислам.
Благодаря исламу произошло сближение культуры тюркоязычных народов с достижениями и ценностями общемусульманской духовно-культурной сокровищницы Востока.
Города – связующее звено между кочевым и оседлым миром
В X—XII вв. в Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов — Карачур, Корнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас, Барчынлыгкент. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего времени, как показали археологические исследования, в X—XII вв. возникло еще 70 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах.
С развитием феодальных отношений средневековые города изменяли свою планировочную структуру. Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные замки-цитадели, окруженные кольцом оборонительных стен. Цитадели в Средней Азии назывались шахристаном, где находились главные обрядовые культовые здания, базары, жилые дома знати, чиновников, крупных ремесленников и торговцев. При дальнейшем росте экономического значения города в нем возникали предместья — рабады, заселенные мелкими ремесленниками, торговцами, беднотой.
Крупнейшим из казахстанских городов X—XII вв. был Отрар. По сравнению с VII—IX вв. площадь Отрара увеличилась в несколько раз. Вместе с рабадами — предместьями он занимал 200 гектаров. Стены окружали не только центральную часть, где находились цитадель и шахристан, но и рабад, В городе функционировал водопровод, имелись общественные бани, водоемы, имелась библиотека, а на территории рабада — каналы, сад и пашни. При раскопках древнего города Отрар в двух местах были найдены остатки мечетей, в трех местах — бань, в пяти местах — гончарных мастерских. В строении домов еще одна деталь подчеркивает принадлежность их к тюркским племенам. Это наличие в центре жилища очага. В письменной литературе есть факты о том, будто при строительстве домов тюркам оказывали помощь согдийцы. Тюркские вельможи в городах возводили для себя дворцы. Для украшения их стен они приглашали среднеазиатских мастеров.
В одном дневном переходе южнее Отрара находился округ Шавгар. Это территория современного Туркестана. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в г. Яссы, где в конце XII в. был построен небольшой однокамерный мавзолей над могилой популярного религиозного проповедника Ахмета Иассауи. С тех пор город стал религиозным центром. Позднее, в 1389—1399 гг. по указанию эмира Тимура на месте прежнего мавзолея воздвигнут выдающийся памятник, архитектуры XIV в, мавзолей-мечеть Ахмета Иассауи.
Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья был Тараз. В округе Тараз, вдоль рек Талас, Асса и других тянулись цепи городов и поселений — Кулан (Луговое), Мерке, Аспара, Баласагун и др.
Своими сохранившимися до наших дней архитектурными памятниками богат Тараз. Здесь имеются мавзолеи Айша-Биби (XI – X II вв.), Бабаджа-хатун (X—XI вв.), Карахана (ХI в.). За истекшие почти тысячу лет эти памятники средневекового зодчества сильно разрушены. Но сохранившиеся колонны, купола, облицованные, декоративными терракотовыми плитками стены свидетельствуют о высоком уровне архитектуры, строительства и технологии стройматериалов. Так, например, найденные в раскопках облицовочные кирпичи насчитывают до 30 разновидностей составов.
Еще один довод в пользу этого суждения — рост и развитие города Баласагун в районе реки Чу. Этот город был столицей тюрков династии Караханидов. Вокруг него находится более 40 курганов. Все они появились в тюркскую эпоху, а это значит, что тюркоязычные города и есть результат развития оседлости, а также показатель развития городской культуры в регионах Таласа и Чу.
К XI—XII вв. относится также мавзолей Сырлытам в низовьях Сырдарьи. В 10 км восточнее г. Казалинска находится архитектурный памятник XI в. Бегим Ана. В Жезказганской области расположен Алаша хана Кумбез, являющийся ценным памятником архитектуры X—XI вв.
Таким образом, как письменные, так и археологические материалы, а также памятники архитектуры свидетельствуют о развитии городской культуры и средневекового зодчества в Казахстане.
Развитие городской культуры напрямую было связано с усилением взаимоотношений с полукочевниками, в процессе которых те становились горожанами. Влияние, которое они оказали друг на друга, привело к дальнейшему развитию общества.
Кочевники не только сами пользовались достижениями материальной и духовной культуры, но и имели связи с другими цивилизованными странами. Письменные источники и археологические исследования VII—V вв. до н.э. доказывают, что племена, проживавшие на территории Средней Азии и Казахстана, находились в постоянной связи с такими цивилизованными странами, как Китай, Ассирия, Мидия, Персия. Во время археологических исследований сакских памятников в районе Аральского моря в Уйгаракском захоронении возле умершего были найдены сосуды, явно изготовленные в других странах, а также бусы из бирюзы и сердолика, бусы с садовым орнаментом индийского происхождения. Это говорит о связи саков Приаралья со странами Средней и Передней Азии. Такие связи особенно быстро развивались с расширением торговли и продвижением караванов по Великому Шелковому пути. Шелковые изделия найдены также в Берельском могильнике в Восточном Казахстане, Иссыкском кургане в Семиречье. Ткани из шелка и шерсти были найдены в захоронениях на территории Южной и Западной Европы в культурных слоях VI—V вв. до н.э. Отсюда можно сделать вывод, что саки были связующим звеном между Востоком и Западом.
То, что между китайцами и усунями шла торговля шелками, известно не только из летописей, но и из археологических раскопок на территории Казахстана. Вместе с тем между китайцами и усунями существовали и более близкие отношения. Для того чтобы создать союз с усунями против гуннов, китайцы выдавали своих дочерей замуж за усуньских кочевников
В период развитого средневековья связь между цивилизациями крепнет еще больше, ибо в результатах труда друг друга нуждались обе стороны. Взаимные связи между кочевниками и оседлыми земледельцами еще более укрепились во времена государства Караханидов. Было несколько причин для этого. Во-первых, потому что правители государства и их приближенные были представителями тюркских племен. Во-вторых, в это время все регионы Средней Азии и Казахстана были уже заселены тюркскими народами. Почти половина из них уже вели оседлый образ жизни. Поэтому во времена правления этой династии развивается городская оседлая культура.
Таким образом, казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно – политической и культурно-бытовой этнической жизни. Вместе с тем, начиная со средних веков на территории Казахстана, стала формироваться и полукочевая, осёдлая культура. Её образцы особенно ярко развивались на юге Казахстана и Семиречья.
Шаг от кочевничества к оседлому образу жизни: причины, последствия
Содержание:
Шаг от кочевничества к оседлому образу жизни Это было одно из самых важных изменений в истории человечества: оно повлекло за собой полную эпистемологическую модификацию в культурной и социальной областях. Благодаря оседлому образу жизни первые люди смогли посвятить себя другой деятельности, что побудило их изобрести письменность и другие аспекты человечества.
В первые периоды доисторической эпохи человек сохранял кочевой образ жизни, так как не знал методов земледелия и строительства. Однако этот образ жизни изменился, когда появились первые инструменты и технологии, поскольку они позволили им селиться, заниматься сельским хозяйством и формировать более крупные сообщества.
Кочевники жили в основном за счет охоты и сбора животных и фруктов. Однако этот метод заставлял их постоянно перемещаться в поисках еды; Собирая только товары, не пополняя запасы, в конечном итоге на землях в определенном регионе не хватит запасов.
Сидячий образ жизни был ключевым процессом в эволюции человека, потому что это явление позволило улучшить качество жизни зарождающихся сообществ: оседлый образ жизни позволил демографический рост, а также новые методы и ресурсы для заселения Земли и создания первые географические разграничения.
Принимая во внимание эти последние факторы, можно быть уверенным, что оседлый образ жизни привел к рождению первых городов, которые вначале были очень маленькими, но с годами расширялись. Однако переход от кочевничества к оседлому образу жизни произошел не быстро, а на многие десятилетия.
Фактически, есть археологические записи о контактах между кочевыми и оседлыми общинами; поэтому общины расселялись не все одновременно, а постепенно. Отношения между оседлыми и кочевниками основывались на торговом обмене, что ставило последних в зависимость от первых.
Первые упоминания об оседлых обществах относятся к периоду неолита, особенно на Ближнем Востоке, около 10 000 лет назад. После этого первого поселения оседлый образ жизни распространился на другие регионы, включая Китай, Африку и Америку; записи были также найдены специально в Новой Гвинее.
Задний план
Что такое кочевничество?
Следовательно, согласно этим подсчетам, люди жили на Земле в качестве кочевников дольше, чем вели оседлый образ жизни.
Хотя кочевничество в настоящее время рассматривается как пережиток примитивных и маргинальных обществ, именно благодаря этому методу были заселены различные регионы планеты.
Из-за этого около пятидесяти тысяч лет назад племена, населявшие сибирские степи, перешли Берингийский мост, что позволило им заселиться на Американском континенте.
Согласно этой теории, американский континент оставался необитаемым до 1492 года, когда испанцы открыли эти земли.
Сегодня все еще существуют кочевые общины. Считается, что эти группы состоят из около 40 миллионов человек, которые решают переехать из-за экстремального климата или неблагоприятных условий жизни.
Неустойчивость кочевничества
Несмотря на положительные аспекты, которые принесло с собой кочевничество (как и население континентов), эта система характеризовалась своей нестабильностью с экономической точки зрения, поскольку предполагала постоянное расходование ресурсов, в основном растительности, воды и домашнего скота.
Кроме того, одним из факторов, которые кочевники имели против них, был климат, поскольку в каждой местности были свои вариации и свои особенности.
Хотя они наносили ущерб кочевым сообществам, климатические факторы или вариации могли быть устранены в оседлых сообществах, поскольку, оставаясь в одном месте, люди могли знать особенности окружающей среды и адаптироваться к ним.
Причины
Приход сельского хозяйства
Одной из главных причин появления оседлого образа жизни стало открытие земледелия, которое считается одним из важнейших изобретений в истории человечества.
С археологической точки зрения, перед сельским хозяйством существовала фаза, когда некоторым племенам удавалось хранить собранные продукты, чтобы сохранить их.
Точно так же до того, как сельское хозяйство стало концепцией и человеческой деятельностью, доисторическим сообществам пришлось пройти через множество процессов, чтобы успешно утвердиться; есть даже записи о некоторых племенах, которые вернулись к кочевому образу жизни в результате неудачных методов ведения сельского хозяйства.
Изменения климата
То есть, благодаря глобальному потеплению, которое произошло на Земле десять тысяч лет назад, многие сообщества или племена решили селиться в определенных местах, потому что климатические условия это позволяли. Это дало начало известным цивилизациям древности.
Последствия
Создание городов
Самым прямым следствием оседлости было создание первых городов. В результате развития сельского хозяйства племена смогли осесть, чтобы посвятить себя процессу посева, приручению и разведению животных. Эти виды деятельности предполагают не только много работы, но и много времени ожидания.
Создание других знаний и строительство первых стен
В течение этого времени ожидания люди смогли посвятить себя созданию других человеческих знаний, таких как запись времени, письмо, математика и астрономические наблюдения; им также удалось структурировать межэтническую торговлю.
Кроме того, появление земледелия также означало начало существования собственности, так что каждая община должна была обеспечить защиту того, что им принадлежало. С этого момента начали возводиться стены и крепости.
Ссылки
Овцебык: характеристика, среда обитания, кормление, поведение
Личное развитие: 5 причин для саморефлексии
Что такое оседлая цивилизация
Цивилизованными считались только страны, основной хозяйственной деятельностью которых являлось оседлое земледелие. Кочевые или полукочевые народы, занимавшиеся скотоводством, считались нецивилизованными, дикими. Однако данные археологических раскопок полностью опровергают такую точку зрения. В действителъ- I юсти эти две цивилизации не могли существовать друг без друга. Связь между ними существовала с самых древних времен.
Во время археологических исследований сакских памятников в районе Аральского моря в Уйгаракском захоронении возле умершего были найдены сосуды, явно изготовленные в других странах, а также бусы из бирюзы и сердолика, бусы с садовым орнаментом индийского происхождения. Это говорит о связи саков Приаралья со странами Средней и Передней Азии. Такие связи особенно быстро развивались с расширением торговли и продвижением караванов по Великому Шелковому пути. Например, в «царских” Пазырыкских курганах на Горном Алтае, относящихся к V в. до н.э., среди прочих предметов была найдена конская попона из шелка. Шелковые изделия найдены также в Берельском могильнике в Восточном Казахстане, Иссыкском кургане в Семиречье. Ткани из шелка и шерсти были найдены в захоронениях на территории Южной и Западной Европы в культурных слоях VI—V вв. до н.э. Отсюда можно сделать вывод, что саки были связующим звеном между Востоком и Западом.
Взаимоотношения с цивилизованными странами кочевых и полукочевых народов в последнем периоде железного века. Каждая эпоха имеет свои особенности. Так, если в период раннего железа начинали появляться первые признаки государственности, то в расцвет века она уже была создана. Главным доказательством этого является то, что китайские авторы были лучше античных осведомлены о положении в Казахстане, потому что, расширяя сферу своего влияния на запад, они тщательно собирали всю информацию о Казахстане и Средней Азии. В рукописях династии Хань об усунях пишут уже в III в. до н.э. В 437 г. до н.э. усуни направили во дворец императора Китая своих послов. В китайских летописях предводителя усуней называют гунъмо, по-казахски — кунби.
То, что между китайцами и усунями шла торговля шелками, известно не только из летописей, но и из археологических раскопок на территории Казахстана. Вместе с тем между китайцами и усунями существовали и более близкие отношения. Для того чтобы создать союз с усунями против гуннов, китайцы выдавали своих дочерей замуж за усуньских кочевников. В связи с тем, что империя Хань стала претендовать на трон усуней в 64—51 гг. до н.э., между ними возникло недоверие друг к другу.
Во времена правления Модэ, в 206 г. до н.э. гунны полностью исключили возможность свободного передвижения китайцев по пограничной территории. Император Хань подписал соглашение с Модэ, признал его власть, отдал свою дочь ему в жены и каждый год платил
дань. Такие же взаимоотношения были между Китаем и государством Канлы, которое кочевало у среднего и нижнего течений Сырдарьи и в Средней Азии. При исследовании захоронений Мардан возле средневекового Отрара были найдены китайские деньги у-шу.
Они попали в Среднюю Азию, в Восточный Туркестан благодаря торговле. Были найдены и серебряные монеты, свидетельствовавшие о торговых отношениях канлы с куманами и сасанами. В захоронениях и поселениях государства Канлы было найдено множество предметов, попавших сюда в 1 тысячелетии до н.э. из других стран. Ученые объясняют это развитием международной торговли, ибо государство находилось посредине Великого Шелкового пути, что давало возможность общаться с высокоцивилизованными странами Запада и Востока.
Взаимоотношения кочевой и оседлой культур в эпоху раннего средневековья (VI—IX вв.) и в период развитого средневековья (X—XVI вв.). Во времена, указанные нами, в южных и восточных регионах Казахстана начинает развиваться городская оседлая жизнь. Постоянные связи кочевников с оседлыми земледельцами постепенно приводят их к оседлости. Такая тенденция получила особое развитие н VI в., во времена Тюркского каганата.
В период развитого средневековья связь между цивилизациями крепнет еще больше, ибо в результатах труда друг друга нуждались обе стороны. Вместе с тем между степняками и горожанами часто возникали неразрешимые противоречия. Во времена политической борьбы между Узбекским и Казахским ханствами в XVI в., которая длилась почти целый век, хан Шейбани издал указ, по которому ни один торговый караван не должен был проходить по казахской земле. «Но, несмотря на это, торговля продолжалась”, — писал в дневниках секретарь хана Рузбихан.
Взаимные связи между кочевниками и оседлыми земледельцами еще более укрепились во времена государства Караханидов. Было несколько причин для этого. Во-первых, потому что правители государства и их приближенные были представителями тюркских | игемен. Во-вторых, в это время все регионы Средней Азии и Казахстана были уже заселены тюркскими народами. Почти половина из них уже мели оседлый образ жизни. Поэтому во времена правления этой династии развивается городская оседлая культура.
Итак, взаимоотношения между двумя цивилизациями, их экономическое и культурное сотрудничество продолжались с древних времен и до средних веков.
Развитие городов и связей между кочевниками и полукочевниками. Усиление связи между оседлыми горожанами и кочевниками ускорило развитие городской культуры. Это было особенно заметно на юге Казахстана, на берегах Сырдарьи — в Отраре, Туркестане, Сауране, Сыгнаке, на севере Ка рата у — в Созаке, Бабаате, Кумкенте, Шолаккургане, Сайраме, в Семиречье — Таразе, Тальхизе (Талгаре), Мерке, Кулане, Баласагуне и других городах. Число городов постоянно росло. В это время растет число горожан. Их ряды пополняются за счет обедневших скотоводов. Археологические раскопки показывают, что города стали значительно больше, особенно районы бедноты (рабады), увеличилось число строений. К тому же вокруг городов стали появляться зимовки, стойбища, в которых жили полуоседлые скотоводы. Так, вокруг Тараза, Сайрама, Туркестана, Сыгнака, Отрара и других городов расположены курганы Актобе, Торткультобе, Алтынтобе и другие местности без названия, где находились постоянные зимовки и небольшие стойбища. В них жили, став оседлыми, бывшие кочевники. Благодаря письменным источникам названия некоторых таких пригородов известны — Жикиль, Шелже, Табакет, Коль, Кенжек и др. Они говорят о том, что здесь жили тюркоязычные народы.
Еще один довод в пользу этого суждения — рост и развитие города Баласагун в районе реки Чу. Этот город был столицей тюрков династии Караханидов. Вокруг него находится более 40 курганов. Все они появились в тюркскую эпоху, а это значит, что тюркоязычные города и есть результат развития оседлости, а также показатель развития городской культуры в регионах Таласа и Чу.
Расцвет культуры наблюдался и в северном, и в восточном регионах Семиречья. Если в IX—X вв. здесь находилось 10 городов, то в XI— XIII вв. их число достигло 70. К ранее известным городам — Тальхизу (Талгару), Лабану (Албану) — в последующие времена добавились Екиогиз, Койлык, Илебалык. Названия этих городов говорят об их тюркоязычном населении.
Развитие городов можно проследить по изменениям их внутренней структуры. Стали появляться мастерские по изготовлению форм для сырцовых кирпичей, печи для их обжига, торговые места, мечети, бани и др. При раскопках древнего Отрара в двух местах были найдены остатки мечетей, в трех местах — бань, в пяти местах — гончарных мастерских. В строении домов еще одна деталь подчеркивает принадлежность их к тюркским племенам. Это наличие в центре жилища очага. В письменной литературе есть факты о том, будто при строительстве домов тюркам оказывали помощь согдийцы. Тюркские вельможи в городах возводили для себя дворцы. Для украшения их стен они приглашали среднеазиатских мастеров.
3. Назовите причины возникновения взаимосвязи между этими цивилизациями.
4. Какие изменения произошли в отношениях между кочевниками и горожанами в раннем средневековье?
5. Какие новшества произошли в период развитого средневековья?
6. Назовите причины развития городской культуры.
7. Какие крупные города появились в Казахстане? Что изменилось в их внутренней системе?
Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей трехтысячелетней истории кочевое общество прошло долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни. Вместе с тем, начиная со средних веков на территории Казахстана стала формироваться и полукочевая, оседлая культура. Распространению на казахских землях оседлости, городской культуры способствовало влияние оседлых народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Тем не менее основным занятием казахов с древнейших времен было кочевое и полукочевое разведение скота. В связи с этим культура, менталитет казахского народа сформировались в русле кочевой цивилизации.
1. Во время правления какого шаньюя китайцы платили дань гуннам:
2. Из скольких племен состояло войско гуннов:
3. Как называли шаманов тюрки, согласно древним рукописям арабов и персов:
4. Сколько городов находилось в IX—X вв. в Семиречье: